ЧИРКЕЕВСКИЙ АРХИВ (ЧИРКЕЕВЦЫ)
1756г. сентября 23. Письмо чиркеевских больших и знатных людей и духовных персон аджи Шебана и кады Наима генерал-майору и кизлярскому коменданту фон Фрацендорфу.
При сем вашему высокопревосходительству со изъяснением объявя желаем и вашего превосходительство фамилию здравия и благополучия, чрез сие ж оставим вашему высокопревосходительству объявить, что по происходимому делу егда кто в чем изобличен будет, то по отцовски нашим тож и древним мусульманским обычаям ежели невероятен кто кому будет разбирать утверждением присягой и притом егда проситель по какому делу станет требовать по невероятности какого кроме ево на кого неверка есть посторонних людей к присяге вместо свидетельства, то сие напрасно, а должен тот невероятной сам присягать, а мы по сему делу во всем правы; мы же на пред сего и доныне всегда были к стороне Е.и.в. верны, почему для вас и приезжавших из города всех кто б ни был принимал с почтением. Всем довольствовать, також и купцов в надлежащее место провожать и от приятелей оборонями и переезжающих чрез мост мы охраняем и до вас провожаем и по той притчине что мы всегда всех проезжающих ваших людей ото всего охраняем и охраняем как можем противность учинить, к тому ж мы состоим Е.и.в. верноподданные ровно как Е.и.в. войско и ежели вам по происходимому делу соединительно, то изволите вероятность принять от посланного вашего человека, притом же егда б черкеевцы явились в том деле виновны якотов их грехе тоб мы не оставим без штрафу им учинить. Быков зарезали и с двора их выгнали и к себе б их недопуском и такой бы точно штраф на них положим, ибо мы состоим Е.и.в. верными и во всем вспомогателями и потому ежели кто благо показывает, то и мы должны благо ж показать, а егда кто невероятен будет Е.и.в., тогда и мы тому причиним противности для Е.и.в. Аксакайские ж владельцы с подвластным своими в нашу деревню приезжали и о умершем вашем человеке разобрание присягою имели, токмо в том деле состоящие три человека при том великой спор причиним и по требованию нашему свидетелей не представили, а объяснили что они в том деле правы, а кто того человека убил они не знают, кто ж убил того душа знает, точию де правы, и ежели бы подлинно они бо учинили смертно убийство и тогда б мы на них вышеписанной великой штраф положим и за их ту виность из двора выгнали, токмо поэтому делу как нам усмотрено невинны и состоят правыми, а что аксайской владелец учинит присягу велел непристойную, то в том причиняется и по нашим мусульманским обыкновениям весьма негодное дело и еще объявя вашему высокопревосходительство пребываем.
ЦГА РД. Ф. 379. Оп.1. Д. 354. Л. 28.
1756г. ноября 19. – Письмо костековского воевода Алиша Хамзина генерал-майору и кизлярскому коменданту фон Фразендорфу.
При сем вашему превосходительству объявляю, что майор Татаров для требования аманатов к нам прибыл, с которым мне советовать приказано, с кого надлежит аманат взять, и я по вашему приказанию с ним майором Татаровым совет имел, понеже у нас есть обычай, чтоб аманат давать от трех договоров, то есть трех фамилий: первой от Хамзы, второй Чупан шамхалова, третий Чупан бека, и ныне от нашей фамилии во аманате есть Темиров сын, а Чупан шамхал совсем разорен дом ево и после ево остался ныне один сын и тот возрастал только семи лет, и по нашему мнению, что состоим мы милости Е.и.в. не разсудилось нам по разорению от шамхаловой стороны аманат взять, а разсудили мы взять аманат от Чупан бековой стороны, о чем и им объявили, чтоб они дали аманат, но токмо от стороны их Хаджи Муртазали бек того аманата отдать не хочет, а более в том предается на вашу волю:
ЦГА РД.Ф. 379. Оп.1.Д. 357. Л. 46.
1761г. декабря 20. – Доношение аксакаевского владельца Султанбека Уцмиева, на имя кизлярского коменданта А.А. Ступишина.
Высокородному гдну, превосходительному гдну генерал-майору и кизлярскому коменданту А.А. Ступишину.
Покорное доношение
1-е
В бытность покойника отца моего из наших баронов Алибеков сын Адильгерей и Каплана Ахматханова уздени украли баранов и тогда отец мой, узнав оных воров по нашим кумыцким обычаям взял судом от них в штраф несколько числом баранов на место тех баранами же и оные бараны, положив на них свой знак выпустил в табуны свой:/
2-е
В бытность отца была у нас пахотная земля и в том месте Каплан Ахметханов называя своею с отцом моим ссорились, однако отец мой с Капланом судились по нашему кумыцкому обычаю и как представил отец мой свидетелей, то велели владеть отцу моему и оным место отец мой в жизнь свою, а после отца моего и я именованный по наследству владел:/
3-е
Адильгерия Алибекова два узденя убили человека и бежали они отошли для опасения себя во первых в дом владельца Кайтуки, Алибекова сына, а от нево Кайтукину узденю Ибраиму, и оттоль пришли в дом мой и у меня не ужився поехали в деревню Авару, однако по нашему обычаю кто человека убил и придет в дом владельца и тогда ево никто не может отымать:/
4-е
Вышеозначенных баранов отец мой именованный в бытность свою от воров по нашим кумыцким обычаям по суду взял, но ныне отца моего Каплана и Ильдархан и Алибековы дети и Арсланбековы дети и весь аксакайский народ согласились и стали от меня требовать объявленных баранов и пахотной земли и притом сказали, которые два холопа адильгереевы люди убив пришли было ком не канаками сыши де их: но я тогда но то им отвествовал вы при жизни отца моего никогда прозьбы не чинили, а ежели хотите ссорится, извольте поступать со мною по нашему кумыцкому и отцовским обычаям и они тогда сих моих речей за справедливо не приняв вознамерились меня обижать: ограбили мой кош и отнели баранов, так и татаулы мои и я, увидя сие их дело и ученные мне обиды, прибыв я в Кизлярскую крепость доносил главному командиру покойному г-м. и князю Бековичу Черкасскому и просил с тем изволите соперников моих призвать сюда и разберите наши дела, а ежели то чинить невозможно дозволите нам идти в горские жилища, называемо Карачинскую деревню и тогда покойник генерал-майор сказал: оная Карачинская деревня состоит подвластная персидского шаха, а вы де состоите в подданстве е.и.в., для того де надлежит разбирать ваши дела мне, возратись де ты в свое жилище, а я де призову тебя и соперников твоих. По его словам возвратно поехал к своему жилищу и ожидал ево генерала письма, токмо никакого письма я от него не получил между тем услышал генерал представился и после ево занеизменением тогда в Кизляре главного командира, оставя всю пожить и дом и деревню свою, вышел и я поехал с своим братьям в подвластную свою другую деревню именем Кахи, а оттуда я для своей нужды поехал в Кабарду, и в бытность мою в Кабарде брат мой Шавхал с нескольким своими людьми поехал в Аксакайскую деревню и украли несколько число лошадей и тогда для погони их вышли из Аксакайской деревни владельцы Каплан Ахматханов и Алибековы детим и Ильдархан и Арсланбековы дети и все аксакайские жители достигли моего Шавхала и одного узденя с лошадью убили, а хто чинил убийство неизвестно:/
5-е
И егда из Кабарды обратно приехал в свою Кахинскую деревню жил там несколько время, без согласия Каплана Адильгерей Алибекова своего одного человека прислал ко мне, я де хочу с тобой помириться, током возьми брата моего кабардинского владельца Хамурзу Арсланбекова и в ночное время придите ко мне.
И я чрез призыв ево человека услышав сие известие и поехал х кабардинскому владельцу Хамурзе Арсланбекову и произшедшее все ему объявил и просил чтоб ехал со мною, однако оной владелец Хамурза Адильгерию, ежели де вышеозначенные твои слова в правде, то я приеду и тот человек ездил к нему и обратно прибыв с ответом, что велел ехать, почему я и Хамза с сыном своим в ночное время мы приехали в дом Адильгерея Алибекова. И в бытность нашу в ево доме он, Адильгерей Алибеков, говорил мне мы де будем оба братья, токмо помирись ты с ними и прими присягу и дай поруки, а после когда повремени оную твою кровь пролитую как случится тебе может отомщения взыскать и я с сими ево речами доволен стал:/
6-е
Но тогда все Андреевской и аксакайской народ и владельцы и уздени и
Каплан Ахматханов и Ильдархан и Арсланбековы дети все вместе собрались и по их суду я принял присягу, чтобы по прежнему братом быть и поруки от себя отдал с таким намерением, чтоб после сего повремня взысков кровь пролитую свою и отмщения получить могу и в то время Каплан и протчие, узнав оное намерение мое сие довольны не стали и сказывали мне тебе де впредь оное кровопролитство свое пожлежит не взыскать и быть по прежнему братом нам, в Кизлярской крепости при канцелярии обязаться надобно подпиского и по сем уже я их словам доволен не стал, для того я намерен был после помирения взысков подлежащее кровопролителя своего и ево убить, рассуждая, в канцелярии буду ежели я подписаться, а после того кровопролителя убью, то я е.и.в. виноватым и противен явлюсь, почему по прежнему поехал вон.
ЦГА РД.Ф. 379. Оп.1.Д. 524. Л. 78.
1762г. декабря 11. – Письмо аксакаевского владельца Солтанбека Магомед Уцмиева кизлярскому коменданту генерал-майору А.А. Ступишину.
Чрез сие объявляю вашему превосходительству, я по милости вашей прибыл в свой дом и прежде сего я объявляю вашему превосходительству, что в кровопролистве состоит Каплан и Ельдархан, когда я себе силы сыщу, то тогда я покойного брата своего кровь буду с низ взыскать, а так не оставлю, ибо я всегда себе должен требовать от кабардинцев и от протчих народов, ибо я ныне требовал помощи от кабардинцев, то правда, а я вам ложь говорить не стану, а не для ссоры с Каплана с кабардинцами, только для взыскания кровопролиия брата своего, ибо кабардинские владельцы и прежде сего дядям нашим помощь чинили, також и отец мой Солтамут, собрав себе кабардинское войско ходил в Андреевскую деревню и протчие места, сколько можно будет мне брата своего кровь с них буду искать,, а ваше превосходительство им оттого мне извольте препятствие чинить.
ЦГА РД.Ф. 379. Оп.1. Д.524.Л. 1.
1763г. сентября 9. – Письмо аксакаевского владельца Эльдерхана Солтамутова полковнику И.Х. Дебоаксемберу.
Которой армянин послан был от вас к нам для разобрания здесь о товаре ево по нашим обычаям, то мы выбрали своих трех добросовестных старшин, так и живущих здесь из армян трех человек, именно Осифа, Данилу и Макара, и туту же был наш духовной чин кады, при подателе сего письма человека вашем казни по нашим обычаям их судили, и которой человек был свидетелем и того приводили и ево спрашивали, и оной сказал: означенной де армянин, которых людей признавает ворами, то они прежде той ночи в которой ево товар украли, ему сказывали, что мы де намерение имеем тою армянскую лавку покрасть, и он с ними не пошел, а на другую ночь оную армянскую лавку покрали, и он подлинно не видал, что подлинно ли они тою армянскую лавку поломали и тогда означенные старшины их судили; токмо и прежде им суд учинен был, и по суду добросовестные люди за них хотели присягать, токмо тогда означенного армянина канак ево им присягнуть не велел и тем тогда их ссора по нашему суду и обычаям окончена была; токмо ныне означенные старшины их судили и приказывали оному армянину чтоб он оных воров требовал посторонних людей для оправдания их приняли б те люди за них присягу, а ежели за оных воров посторонние люди не будут присягать, то требуй с них свой товар, а ежели за них посторонние люди присягнуть, то они будут правы по нашим обычаям, так их разсудили, а в протчем обо всем вам податель сего человек ваш Кази объявить вам может, токмо сим нашим судом и разобранием оные человек ваш и армянин довольны не стали.
ЦГА РД. Ф. 379. Оп.1. Д. 544.Л.9.
1763г. сентября 15. – Письмо Андреевских владельцев Лирамед Айдемирова, Хан Темирова, Алисолтана Казбулатова и аксакаевского владельца Ильдархана Солтамамутова полковнику и кизлярскому коменданту И.Х. Дебоаксбергу.
Ваше высокородие изволили содержать наших людей в баранту за ограбленного армянина женгутейцами, и одного армянина отправили к нам нашим человеком чтоб ево здесь разобрать по нашим дагестанским обычаям, и мы здесь оного армянина спрашивали, то оной армянин сказал что де по научению Паш Мирамед меня ограбили, тогда мы все Андреевские старшины Умаш; Булат Лирамет; Курбанали, Мамакай и протчие и кады Ахмед и все аджи аксакаевской аджи кады Кебек и аксакаевский владелец Эльдархан, мы все по нашим отцовским обычаям оному Паш Лирамету велели чтоб сторонними людьми присягнул, оной армянин ему присяги не дал и сторонним людям за него присягнуть не велел. По нашим обычаям оной Паш Лирамет стал прав, а вы определены от стороны Е.и.в. главным командиром, ежели по напрасну изволите, то воля ваша, оной Паш Лирамет ни в чем не виноват, в том все народы свидетелями.
ЦГА РД. Ф. 379. Оп.1. Д. 544. Л. 25.
1764г. апреля 30. – Письмо Андреевского владельца аджи Муртазали Чупанова генерал-майору и кизлярскому коменданту Н.А. Потапову.
Уздень мой Джанакай в прошлом 1761года, выкупил одного племянника именем Алия на сто рублев, с таким обязательством, чтоб десять год работать в доме одного Джанакая, в том означенный есырь сам добровольно обязался, и дал оной есырь оному Джанакаю от себя при свидетелях письмо над татарским диалектом которое письмо при сем вашему превосходительству, в покорности представляю, и обещал оный ясырь, ежели де я паче чаяния от хозяина буду бежать, то должен я без всяких отговорок оные деньги заплатить, токмо означенный есырь в том, своем договоре не устоял и бежал, пред недавнем времени в Кизляре и обретается здесь в Кизляре, того ради прошу вашего высоко превосходительства ежели возможно будет прикажите означенного есыря отдать обратно хозяину, а если того учинить невозможно, то прикажите оные деньги заплатить, а в протчем состоит воля вашего превосходительства.
ЦГА РД. Ф. 379. Оп.1. Д. 567. Л. 41.
1764г. мая 15. – Письмо Андреевского кадия и старшин генерал –майору и кизлярскому коменданту Н.А. Потапову.
Почтенному и милостивому превосходительству кизлярскому коменданту гдну генерал-майору приносим нижайщий поклон, вашему превосходительству генерал-майору доносил, что вы изволили чрез владельца нашего Алиш бека нас призвать туда, для решения имеющихся с Девлетгиреем между брагунскими владельцами ссоре, а мы вам объявляем, от отцов и дедов наших доныне такого обычая не имеется, ибо которы люди ссоры имеют, то они приедут к старшинам, то станут судить по отцовским обычаям, а нам в ином место ехать и суд судить тоже обычай не имеется, мы не для упрямства не едем. Просим в том не изволите сомневаться, а ныне вновь обычаи зачинать мы не можем.
ЦГА РД. Ф. 379. Оп.1. Д. 567. Л.57.
1764г. июня 7. – Письмо аксакаевского владельца Ахметхана и Алхаса Каплангиреевых и от всех народов и кадия генерал-майору и кизлярскому коменданту Н.А. Потапова.
Посланное письмо вашего превосходительства мы получили и содержание оного выразумили, в заглаве письма изволили писать имя Султабека, а потом имяна наши, ибо имя ево выше нас писать не надлежит, для того кто старшинство имеет, должно прежде ево писать, а здесь в наших деревни старшим нас всех имеется Эдельхан Султанмутов и в таких случаях подлежало бы в заглаве имя ево, а потом наших писать, а ниже всех писать оного Султанбека, для того он млатчи нас всех, а имя Султанбека выше нас писать противно обычаю, понеже объявляем вам у нас здесь наши отцовские обычаи имеются, ежели когда в наших деревнях умножатся курения вина, по согласию всех владельцев и народа, те котлы надлежит разломать, а по силе того обычая все владельцы и кады, и все народы с андреевцам учинили присягу, и имеющиеся в Андреевской и в Аксакайской деревни таких котлов разбили, и ше дело учинено по согласию все народов, а не одних владельцев и кадыя, и естли оных котлов прикажите нам заплатить, извольте прежде от них за разбитие ими котлов взыскать, ибо по согласию всех народов учиненного дела бывшие в Кизляре главные коменданты не вступались, чего ради просим и так и ваше превосходительство в народском деле не вступайтесь и прикажите атаману, чтоб оное оставил, а ежели те вышеописанному обычаю нашему изволите верить, то извольте спросить от тамошних окоченских старшин, и они вашему превосходительству объявить можут.
ЦГА РД. Ф. 379. Оп.1. Д. 567. Л. 114.
1765 г. апреля 3 – Письмо Андреевского владельца Бамата Айдемирова кизлярскому коменданту генерал-майору Н.А.Потапову
Пред смерти моего бригадира Алиша двух лет с оным Алишем произходился между нами некоторой спор и оной Алиш за ту ссору засильно отнял мой один хутор и владел сем, но после того чрез несколько дней господин генерал-майор князь Эльмурза приезжал в Андреевскую деревню и об оном хуторе с Алишем между нами учинил совет и судили нас аксайские и салатавские старшины, да кизлярской житель Умар Минкешиев при показанном князе Эльмурзе, и по оному суду узденя велели отдать оному Алишу, а хутор мне; токмо Алиш не отдал и сам умер; хотя я ныне требую от сына ево Хамзы которой не хочет отдать. Для того покорно прошу вашего превосходительства об оном хуторе каки старшины суд учинили извольте их спросить, как по суду велено мне отдать, так и вы прикажите оному капитану Хамзе меня удовольствовать.
ЦГА. РД. Ф. 379. Оп. 1. Д. 594. Л. 86
1765 г. апреля 4 – Доношение генерал-майора князя Эльмурзы Бековича Черкасского кизлярскому коменданту генерал-майору Н.А.Потапову.
На полученное мною вчерашнего числа от вашего превосходительства сообщение в котором изображено Андреевский владелец Бамат айдемиров поданым письмом, что з бывшим бригадиром Алишем Хамзиным з два года происходила между ними ссора, по которой бригадир Алиш усильно отнял у него Бамата один хутор и одно узденя, коими и владел, а потом в приезд мой в Андреевскую деревню с аксаевскими и салатавскими старшинами, причем де был уздень мой Умар Мингишиев, их судили, то на оном суде что между ими происходило и почему определению суд происходим был и кому что во владение отдать положено ныне те хуторы принадлежит обстоятельно репортовать велено, притом взяв свидетельствование бывшего суда от тех людей кои то собирали притом же рапорте представить: того ради как в бытность мою в Аксайской деревне назат тому три года, откуда я ездил в Андрееву деревню для своих нужд, где по ссоре вышеписанного бригадира Алиша Хамзина со владельцем Баматом Айдемировым в тогдашнее время для разобрания их ссоры, как из Аксаевской деревни бывшей владелец Каплан Гирей и протчие владельцы, також все андреевские владельцы, уздени и духовные чины и салатавские старшины все съехались, при котором случае и я был, где произошедшую ссору бывшего бригадира Алиша Хамзина со владельцем Баматом разобрание чинили и суд по своим обычаям произвели по своему тех старшин желанию, а желали дабы их ссору прекратить.
1765г. июня 6. – Письмо Андреевских владельцев Темира Хамзина, Бамата Айдемирова, аджи Муртазали Чопанова и Алисолтана Канбулатова кизлярскому коменданту Н.А. Потапову.
Посланное письмо вашего превосходительства получили и содержание оного выразумили, в котором изволили писать, чтоб прежде сего посланного от вас письмо ваше прочесть при всем народе и что тут писано быть тому послушны и мы оного письма при человеке вашем читатели, и в том изволили писать о пошлине, сим вам объявляем: наша пошлина состоит одна, а не две, мы между собою по своим обычаям будем разделять;/ мы ж все пошлины два часть разделяем, первая часть надлежит владельцу Алисултану Канбулатову, а вторую часть земли на две ж, первая надлежит аджи Муртазалию, а оставшую мы Хамзины дети Алиш, Темир и Бамат разделяем, от дедов и отцов наших сей древний обычай имеется; токмо ныне племянник наш Хамза Алишев тому довольным быть не хочет, а хочет он больше всех получить. Мы сказываем ему, штоб он пошел бы с нами в духовный суд или по обычаю нашему, токмо он того не хочет. Ваше превосходительство состоите определены от стороны Е.и.в. над нами главным командиром, естли соизволите наши части отдать Хамзе, в том состоит воля вашего превосходительства, естли ж желаете Андреевскую деревню разорить, то к нам и не извольте ничего писать, или ж отцовские наши части отнять Ея величеству отдать ему, состоит воля Ея величества.
ЦГА РД. Ф. 379. Оп.1. д. 596. Л. 56