Суббота, Ноябрь 20th, 2010 | Автор:

КОДЕКС «АДЫГЭ ХАБЗЭ»
Адэге хабзэ – всеобъемлющий этический кодекс поведения адыгов, сложившийся в первоначальном виде вероятно к 6 веку и постоянно модернизировавшийся, включал в себя все основные нормы этикета адыгских народов.
Один из вариантов данного кодекса:
ЧЕСТЬ
Твоя честь — это твое лицо. Нет ничего дороже чести (напэ) для ведающего Хабзэ.
Честь и достоинство не выпрашиваются и не покупаются, а заслуживаются каждый день, хотя потерять их можно за один миг ошибки. Будь ты мужчина или женщина, цени честь и оберегай ее. Можно пожертвовать жизнью и заработать честь, но никогда — наоборот, потому что человек, ведающий Хабзэ, не может жить вне чести, ибо как может жить тело, потерявшее сердце. Твои поступки должны быть свободны от зла.
Твои дела должны показывать, что ты стремишься к добродетели. Честь немыслима без честности. Помни, слово, сказанное тобой, рождает о тебе мнение. Ложь, сотворенная тобой, вызывает к тебе недоверие, и ты теряешь право на уважение и теряешь честь. Не зная цену своим словам, ты не узнаешь цену себе. Если за цену твоему слову не дадут и дуновения ветра, не требуй цену себе. Истинно то, что иногда правда соседствует с глупостью. Зная первое, отвергая последнее и руководствуясь Хабзэ, ты сможешь сделать правильный выбор. Честь — это моральные качества, присутствие которых у человека вызывает к нему уважение, повышает его статус в обществе.
ПОЧИТАНИЕ СТАРШИНСТВА
Должно испытывать уважение к родителям, особенно, в их старости. Помни, что они даровали тебе жизнь, и что ты — их плоть и кровь. Отношение к родителям — первый показатель твоей исполненности Хабзэ. Да будет презрен тот, кто забудет это!
Должно испытывать уважение ко всем старшим, будь хотя бы это старшинство всего на год, ибо они стоят ближе к предкам, а значит, и к Хабзэ. Почитая старших, ты почитаешь поколения рода своего и свое начало. Помни, как воздаешь ты, так и тебе воздастся. Ведающий Хабзэ да не перейдет предел, где нет различения между сединой и молодостью. Уважение к старшему — уважение к человеку, который прожил больше, чем ты, имеет жизненный опыт и более умудрен во многих вопросах. Совет старшего может помочь решить проблему, которую ты своими умственными силами решал бы гораздо дольше, либо пошел по ложному пути. Старший может указать путь, который выведет тебя к цели.
Старший успел совершить больше ошибок и лучше знает, как тебе их избежать. Не думай, что если человек старше тебя, то твои проблемы будут недоступны его пониманию. Жизнь меняется, но принципы человеческого существования не меняются со времени сотворения человека.
Обратись к старшему, научись прислушиваться к нему, и ты обретешь больше, чем потеряешь без его участия.
Уважение к старшим не означает воздержания от критической оценки их действий. Ни один человек не может быть вне критики, в том числе и старший по возрасту. Высшее проявление уважительного отношения к старшему состоит в умении высказывать свое отрицательное мнение о его словах или действиях в форме, не наносящей обиды либо оскорбления. Например, ты считаешь, что способ решения какой-либо проблемы, предложенный старшим, не является лучшим, а ты можешь предложить более эффективный вариант ее решения. В таком случае возможно такое обращение: «Простите, уважаемый у меня сложилось иное видение данной проблемы и способов ее решения, причем, возможно, я ошибаюсь. Я думаю, что… Если мое мнение будет учтено, я буду благодарен за проявленное внимание и уважение». Говоря о предмете спора, следует акцентировать внимание исключительно на веских аргументах, ни в коем случае не прибегая к личностным характеристикам. Такой подход позволит, во-первых, довести свое мнение до старшего, во-вторых, не вызовет резкого неприятия твоего мнения только потому, что оно высказано неуважительным тоном. Если ты уверен в своей правоте и одновременно видишь непреклонность старшего, не вступай в пустой спор, чреватый нежелательными последствиями. Но не надо отрекаться от своего мнения, Скажи: «Простите, уважаемый, вы, наверно, правы, но мои года и мой ум еще не позволяют дойти до истины в вашем ее понимании. Думаю, мне нужно время, чтобы продолжить с вами этот разговор».
Если возникает вопрос, который требует принципиального выбора, следует исходить из того, нарушается ли Хабзэ. Только мудрейший из ведающих Хабзэ, признанный таковым, может решить, соответствуют ли те или иные действия канонам Хабзэ. Сторона спора, признанная нарушившей Хабзэ, обязана уступить право принятия решения.
Каноны Хабзэ и только они являются эталоном правомерности любых действий ведающего Хабзэ, в том числе и в отношениях со старшими. Родители. Все любят своих родителей. Можно просто любить, ничем не проявляя своих чувств. Кто-то стыдится их проявлять. Можно стыдиться чего угодно, но не этого. Отношения отца и сына должны быть внешне строгими, не терпящими проявлений нежности, ибо отец воспитывает в сыне воина духа. Но сердца отца и сына должны быть открыты друг другу. Сын должен чувствовать в отце опору в благих начинаниях, а отец — быть уверенным в том, что его сын, прежде чем принять решение, подумает над тем, чтобы не причинить отцу душевной травмы и не опозорить его имени. Человек, к которому можно и нужно проявлять все внешние признаки любви — мать. Не ограничивай нежности по отношению к матери. Предпринимая любые шаги, подумай, как мать отнесется к этому. ЕСЛИ ты предполагаешь, что ей будет больно от твоих действий, оставь их.
ЕСЛИ ты уверен в своей правоте, сначала убеди в этом мать. ЕСЛИ она скажет: «Нет», попробуй убедить еще раз, но, видя тщетность своих усилий, оставь дело или найди компромиссное решение, ибо твой главный долг перед матерью — покой в ее сердце. ЕСЛИ твой спор потребует принятия решения, которое не приемлет мать, поступай в соответствии с Хабзэ, ибо нельзя преступать Хабзэ даже в угоду близкому человеку. Приходит время, и родители становятся немощными и слабыми. Ведающий Хабзэ должен сделать так, чтобы родители в старости не знали ни душевных мук, ни материальных затруднений. Если первое достигается за счет моральных качеств человека, то для второго нужно приложить другие усилия.
Чувствуя ответственность за родителей, ведающий Хабзэ обязан достичь такого уровня благосостояния, который позволит обеспечить родителям достойную старость. Нельзя терять время в надежде на чудо. Если же после всех искренних усилий ты не смог создать должного материального уровня, то должен сказать: «Я был слаб, у меня мало средств. Я ничего не могу изменить, но если:
я голоден, то сначала накормлю мать и отца, а потом сам сяду за стол; у меня мало одежды, то я сначала найду одежду для матери и отца, а потом подумаю, что одеть завтра; я болен и мне нужны лекарства, то сначала позабочусь о родителях, а потом позабочусь о себе». Помни также, что все сказанное относится и к родителям матери и отца. Более того, им следует уделять больше внимания и заботы. Если у тебя есть родственники, оставшиеся одни, не позволяй им выбрать последней обителью дом стариков, — это позор перед людьми. Старый, что младенец. Помни об этом. Воздай старости последний долг, и ты будешь чист перед собой, перед людьми.
ЖЕНЩИНА
Женщина — начало жизни. Даровать жизнь детям, воспитывать их в духе Хабзэ — вот ее предназначение. Мужчина, не уважающий женщину, не может им называться, ибо каждый из них, едва появившись на свет, был «связан» женщиной и вскормлен ее молоком. Ссора перед женщиной и невоздержанность языка — грех. Показать слабость перед женщиной -удел слабого и не ведающего Хабзэ. Унизить женщину -значит унизить себя и оскорбить Хабзэ. Толкать женщину на грех, на то, чего не желаешь сестре, значит обречь сестру на грех от такого же, не ведающего Хабзэ. Мужчина говорит: «Я сильнее женщины потому, что я мужчина». Да, но сделай так, чтобы твоя сила не нашла причины для применения к женщине, — тогда ты мужчина из ведающих Хабзэ. Знай, если ты требуешь, чтобы твоя мать, твоя сестра, твоя жена и твоя дочь узнали уважение, начни сам с уважения к чести и душе чужой матери, чужой сестры, чужой жены и чужой дочери. Но знай, что женщина, преступившая Хабзэ, не заслуживает достойного обращения. Женщина должна слушаться мужчину, жена — мужа. Она может давать советы, если они разумны, но решение должно приниматься мужчиной. Женщина, возомнившая себя мужчиной или предавшаяся блуду, пререканиям с мужчиной и другим грехам, должна быть остановлена. Женщина, преступившая Хабзэ, лишает себя защиты Хабзэ и заслуживает любого обращения, ибо она сама выходит за пределы охранительных рамок Хабзэ. Мужчина — глава семьи, на нем вся забота и ответственность за то, чтобы женщина не испытывала телесных и душевных мук за благополучие семьи.
Спокойствие и согласие в семье — ее стержень и достоинство. Семейный очаг — высшая ценность для ведающего Хабзэ, женщина — хранительница этого очага. Вот говорят: «Почему следует оказывать женщине особое уважение? Почему она должна быть выделяема среди тех, кому оказывается уважение и забота?» Есть две причины, по которым так должно быть. Первая и главная в том, что женщина — это мать. Если это девушка и еще не успела стать матерью, то уважение к ней и забота есть заочное внимание к ее будущему как матери. Вторая причина в том, что женщина от природы -более слабое создание. В жизни у нее меньше возможностей самостоятельно добиться успеха в какой-либо области человеческой деятельности (если рядом находится настоящий мужчина — в этом нет необходимости). Она, чаще всего, зависит от мужчины, от его воли, опыта, личных и человеческих качеств. Зависимое положение женщины предполагает ответственность за нее и особое отношение. Женщина дает жизнь. От нее во многом зависит то, каким будет в будущем ее ребенок, независимо от пола: если девочка — будет ли это женщина, достойная уважения; если мальчик — станет ли он мужчиной, которого можно назвать воином духа. Женщина должна всегда помнить об этом, иначе плоды неправильного воспитания пожнет, прежде всего, она. Женщина должна родить и воспитать столько детей, сколько позволяют здоровье и материальная обеспеченность. Поэтому именно мужчина должен думать о материальном благополучии своей семьи. Он — глава семьи, а значит, на нем лежит вся ответственность за материальный комфорт в семье. Женщину следует оградить от тяжелой физической работы. Женщина разрушает свое здоровье, быстрее стареет, а потом ей приходится выслушивать упреки от мужа, который и является в этом случае главным виновником ее бед и физического состояния.
Семью следует создавать только тогда, когда мужчина готов ее содержать. Но если двое решили создать семью, несмотря на имеющиеся и неизбежные в ближайшем будущем материальные трудности, мужчина должен быть готов к тому, что теперь вся его жизнь подчинится одному — заботе о семье.
Важно не просто кормить и одевать детей, важно каким образом, с опорой на какие ценности они воспитываются. Чтобы будущее ребенка было стабильно и предсказуемо, следует заложить стержень, основу его сознания и взглядов на жизнь.
Для адыгской семьи такой стержень — это система взглядов, основанная на Хабзэ, в которой можно найти ответы на принципиальные вопросы человеческой жизнедеятельности.
Воспитание детей в духе Хабзэ есть главная обязанность женщины, принадлежащей к ведающим Хабзэ.
Сказано: «Мужчина обязан уважать женщину». В чем это должно выражаться?
Мужчина не может быть агрессивным по отношению к женщине. Насилие над ней в любой форме — тяжкий грех. Если мужчина уверен в том, что женщина в чем-то не права, то следует убедить ее в этом любым способом, кроме насилия, потому, что такой аргумент — расписка в собственной несостоятельности.
Нельзя позволять себе произносить бранные слова при женщине. Это означает также слабость мужчины и его неспособность добиться авторитета в глазах женщины другим способом, причем невоздержанность языка перед ней кем-то ложно понимается как признак зрелости, мужества и других качеств, как показатель близких отношений. Такое заблуждение приводит к взаимной потере уважения мужчиной и женщиной. Следует помнить, что любое проявление слабости перед женщиной не позволяет ей до конца уважать мужчину и почувствовать в нем надежную опору и защитника ее интересов. Но, подобно тому, как родиться мужчиной еще не означает им быть, так и женщина не может быть достойна уважения, если она забыла, что она женщина, и ее поведение оставляет желать лучшего. Развязность языка и вызывающие поступки способны только оттолкнуть от нее мужчину и положить начало полной потере авторитета и уважения, ведь любое уважение начинается с самоуважения.
Откуда оно может быть у женщины, которая назначает себе цену и занимается распутством?
Откуда оно может быть у женщины, чьи уста извергают ругань? Откуда оно может быть у женщины, для которой потребление алкоголя и табака является нормой? Откуда оно может быть у женщины, погрязшей во лжи и обмане? Поэтому она выпадает за охранительные рамки Хабзэ, теряет его защиту и заслуживает обращения вне канонов Хабзэ. Но всегда ли сама женщина виновата в своих грехах? Чаще всего — да, поскольку у нее всегда есть выбор и возможность сохранить достоинство в самой трудной жизненной ситуации. Однако часть вины лежит и на мужчине, поскольку без его участия женщина не опускается на дно. Знай, сегодня ты совершишь по отношению к женщине поступок, подобный которому ты не желаешь сестре или дочери, а завтра не удивляйся и не возмущайся, если они станут жертвами такого, как ты. Положение женщины в любом народе — это лицо всего народа. Адыг, ведающий Хабзэ, должен об этом помнить и стремиться делать все, чтобы женщина всегда оставалась женщиной. Тогда можно будет сказать, что он — достойный мужчина, заслуживающий уважения, и у народа есть будущее.
ЦЕЛЬ
Знай, что если ты появился на этот свет, то ты не должен превращать свою жизнь в бессмысленное движение к развязке. Прежде всего, нацелься на успех в жизни и конкретных делах. Делай то, что ты хочешь делать и в чем чувствуешь удовлетворение. Ничто не может сдерживать тебя. Ничто, кроме хабзэ. Не вступай в противоречие с Хабзэ. Тогда ты не навредишь себе и людям.
Будь поглощен жизнью и действием, чувствуй и проживай каждый миг, не забывай, что все конечно на этой земле. Не будь напряжен, но будь на пределе своих возможностей. Презри боль, трудности и потери. Человеку, ведающему Хабзэ, противны жалобы. Уйди в ночь, но не показывай слабости. Знай, каждое преодоление возвышает твой дух и продвигает твое дело.Не будь беден. Не может считаться достойным тот, чья семья в нужде и чьи дети бросают завистливые взгляды в след чужому ребенку. Умножай благосостояние своим трудом, честным трудом. Знай, что оно говорит о том, зрелый ты муж или нет, можешь ли ты позаботиться о своей семье и помочь ближнему. Познай силу золота, но не позволяй ему ослепить твой взор, ибо всякая вещь мощна в своих границах. Знай, высшее наслаждение в жизни — это покой в сердце, и зарабатывается он им же, а не иначе.
Что самое главное в жизни человека и в чем его основная проблема? Это цель.
Каждый человек имеет врожденные биологические инстинкты, которые и определяют основу человеческого существования. Наряду с ними человек приобретает по мере развития другие мотивы своей жизнедеятельности. Если у человека выделяется один основной мотив, он становится его целью.
Цель становится концентрированным выражением всех желаний и предпочтений человека.
Человек без цели находится в аморфном состоянии, что делает невозможным направленное движение к собственному благу. Основываясь на своих желаниях, на том, что тебе нравится и приносит удовольствие, следует определить стратегические и тактические цели. Обретя цель, ты обретешь смысл жизни. Чтобы добиться цели, не останавливайся ни перед чем. Твой единственный ограничитель — Хабзэ. Главное в Пути — не навредить другим людям. Посмотри на людей, добившихся успеха. Учись у них. Среди них много таких, кто начинал без всякой материальной базы и помощи со стороны, но у них было главное — цель и желание ее достичь. В этом заключается секрет успеха. На твоем пути будут трудности и потери, будет боль. Это хорошо. Ты станешь твердым и сильным, а сладость победы будет еще сильнее. Какой бы ни была твоя цель, знай, что нельзя быть бедным. Если ты аскет и тебе нужно мало, подумай о семье, которая не должна ни в чем нуждаться. Человек, не имеющий возможности обеспечивать себя, свою семью и помогать людям, теряет гордость, он не может соблюдать Хабзэ. Твой труд, твой успех и твоя мощь — лучшая тебе оценка. Не забывай, что деньги — это только средство жить хорошо, творить добро и созидать. Но если у тебя нет души и ты вступаешь в противоречие с Хабзэ, деньги не принесут тебе счастья.
ПРЕЗРЕНИЕ К СМЕРТИ
Помни, что чему есть начало, тому будет конец. Не ищи смерти и не отвращайся от нее, будь к ней равнодушен. Думай о своих детях и своем роде, которые наследуют твое имя. Уйди в мир отцов благородно, как подобает воину. Красивая и достойная смерть должна быть венцом красивой и достойной жизни человека, ведающего Хабзэ. Презирать смерть — не значит отказаться от страха. Каждый человек имеет от начала страх, который в нем живет всегда. Мужчина — не тот, кто не боится, а тот, кто подчиняет свой страх и направляет его. Воин отличается от труса только тем, что возвысился над своим страхом. Ведающий Хабзэ отличит проявление мужества от безрассудства и глупости, ибо когда следует жить -надо жить, когда следует уйти — надо уйти. Относиться к смерти нужно как к неизбежному событию, являющемуся венцом всего живого. Одни поколения уходят, но они освобождают дорогу для последующих, для своих детей и внуков. Будь спокоен и живи с радостью. Жизнь имеет цену до тех пор, пока она есть, но и смерть имеет свою цену, ибо смерть конкретного человека отражается на том, как будут жить его дети. Достойная смерть может возвысить дух потомков, сделав их жизнь наполненной смыслом и радостью. Стать равнодушным к смерти — не значит искать ее. Жизнь человека всегда имеет смысл, даже если он не понял его. Раз ты рожден, значит, ты должен жить.
Что может лишить человека жизни без его согласия? Это старость, болезнь, война и несчастный случай. Никто от них не застрахован. Когда человек сам выбирает смерть? Тогда, когда он защищает то, что ему дорого и без чего не может жить.
Бывает, что человек пасует перед трудностями и лишает сам себя жизни. Но ведающий Хабзэ так не сделает потому, что надо бороться за свое счастье до конца, на-пути к нему можно и погибнуть, но это будет достойная смерть — тебе легче будет уйти, а твои потомки будут уважать и гордиться тобой, у них будет пример того, как надо жить и как надо уходить. Многие говорят: «Но у меня нет больше сил, чтобы бороться. Что мне делать?» Часто человеку кажется, что его силы на исходе, хотя они у него еще есть. Поэтому надо искать новые резервы, новые потенции, и успех придет. Воля и осознанные действия — залог такого успеха. Но если ты действительно чувствуешь полную потерю сил и воли, то обратись к близким людям. Они смогут многое подсказать потому, что у многих из них было, быть может, не меньше, если не больше проблем, причем похожих на твои. У них может оказаться другой взгляд на твои проблемы, неожиданный для тебя, но который способен вытянуть тебя на поверхность и наполнить твою жизнь смыслом. Не думай, что другие люди не способны понять тебя, ищи их, они есть, и ты обязательно найдешь. Чтобы в трудную минуту было к кому обратиться, не надо ждать прихода этой минуты. Будь чаще с людьми, разными по характеру и взглядам на жизнь. Найди верных друзей, которым ты доверяешь, и которые понимают тебя с полуслова. Пусть их будет не очень много, но пусть каждый из них будет способен разделить хотя бы часть твоих переживаний и помочь найти выход из сложной ситуации.
Помни, если твое положение кажется безвыходным, это еще не значит, что оно действительно такое. Скорее всего, ты просто еще не нашел выхода или не искал его. Главное — это твое желание, целеустремленность и оптимизм. Есть смысл в том, чтобы попытаться найти другую мотивацию для жизни, другой источник интереса к ней. Жизнь слишком разнообразна и прекрасна, чтобы из-за неудачи в чем-то одном перестать обращать внимание на все остальное. Всегда остаются вещи, которые тебе приятны. Думай о них, добивайся их и никогда не сдавайся, ведь ты не из тех, кто сдается. Установи контроль над своей жизнью. Определись в желаниях и наметь пути, и ты почувствуешь, как твоя жизнь начнет меняться и приносить радость.
ДОБРО И ЗЛО
Имей чистый разум, свободный от скверны замутненное™, не предавайся излишней радости и огорчению. Уподобь разум зеркалу, чтобы ты правильно понимал и оценивал суть вещей, делал различение между Добром и Злом, Созиданием и Разрушением. Будь милосерден к малому, слабому, сироте и вдове. Отдай им часть уготованного себе и не ограничивай свое сострадание. Знай, ведающий Хабзэ не может быть счастлив, видя вокруг страдания обделенных, если они не из числа тех, кто предпочитает праздность занятий работе на свое благо. Будь доброжелателен к человеку, помогай ему в добрых делах на его пользу и не жди просьбы о помощи. Будь прям в справедливости, имея силу и будучи немощным. Презри раболепство перед сильнейшим, но не путай твердость в следовании Хабзэ и отсутствие рассудка в некоторых случаях. Чистый разум укажет тебе путь. Цени друзей, будь им верен, разломи хлеб и больший кусок отдай другу, и сделай так, чтобы он этого не заметил. Зла не делай сам, но не поощряй творящих его своей слабостью перед ними. Сказано древними: «Сотвори добро и брось его в воду и не проси за это цену». Почтение к тому, кто творит добро из уважения к Хабзэ, но кто поступает по велению своего сердца и без свидетелей — поистине самый богатый человек. Спрашивают: «В чем Добро, в чем Зло? Что хорошо, а что плохо?» Чтобы ответить на этот вопрос, нужно иметь чистый разум, чистое, свободное от искажений представление о жизни и ее ценностях.
Если хочешь отличить Добро от Зла, уподобь свой разум зеркалу, которое отражает то, что видит. Ты будешь объективен — и получишь различение. Одно из проявлений добродетели — милосердие к людям, лишенным возможности защищать себя, обеспечивать свои минимальные потребности в еде, одежде и других человеческих желаниях. Если у тебя есть достаточно средств, то ты обязан отдавать их часть таким людям. Пределы материальной помощи будут зависеть от пределов твоих средств и сострадания.
Но если ты видишь, что кто-то бедствует от собственного безделья и праздности, то попробуй объяснить ему пагубность такого существования. Если он не поймет, не оказывай ему помощи. Пусть он страдает, пока его разум не просветлеет. Если ты видишь, что человеку нужна помощь, но он затрудняется попросить о ней, не жди, а протяни руку.
Будь всегда справедлив по отношению к людям и себе. Не ставь кого-то выше других или ниже. Единственный критерий уважения к людям — их человечность и наличие основных добродетелей.
Не будь рабом. Имей мужество быть прямым перед сильнейшим, даже если видишь его явное превосходство. Но бывают ситуации, когда грубость в прямоте способна навредить достижению конечной цели. В этом случае следует поступать так, чтобы не войти в противоречие с Хабзэ и здравым смыслом. Следует различать, что — реально, что — нет. Только чувство Хабзэ может подсказать способ действий в конкретной ситуации. Как относиться к людям? Следует ли ровно и одинаково относиться ко всем, независимо от их нрава и наличия добродетельных качеств в характере? Изначально нужно относиться ко всем доброжелательно. Однако по мере общения с человеком и узнавания его натуры должно прийти понимание того, что невозможно одинаково хорошо относиться к милосердному и садисту, щедрому и скряге. Нужно отдавать все тем, кто преисполнен добродетели, прощать им ошибки. Попытайся воздействовать на преисполненных злом, но если видишь их неисправимость, если их характер устоялся и не подлежит изменению, держи их подальше от себя.
Какой человек лучше: тот, кто творит добро из-за страха перед общественным мнением, или тот, кто делает это по зову сердца? Можно ли считать добром то, что делается из страха? Нет.
Конечно, лучше творить добро из страха, чем причинять людям вред. Однако велик человек, имеющий сердце, любящий людей и делающий им добро не страха ради, а в силу того, что иначе не может жить.
СВОБОДНЬЙ РАЗУМ
Тебя направляет разум и разум сильнее меча. Не за-мутняй его алкоголем и наркотиками. Ты потеряешь контроль над собой и, подчиняясь низменным инстинктам, уподобишься животному.
Будь непритязательным к пище и воздержан, и никогда не говори: «Мало!» Несколько слов похвалы пище — это уважение к женщине, приготовившей ее. Ты хочешь быть носителем духа Хабзэ, но он нуждается в соответствующем сосуде. Этот сосуд — твое тело. Ты не обязан своей силой устрашать льва, но чувствовать каждую часть своей плоти ты обязан. Жир на твоей талии и дряблость твоих мышц — свидетельство невоздержанности и слабости духа. Помни, будь ты мужчина или женщина, выбор всегда за тобой! Быть носителем Хабзэ означает не только соблюдение этики и канонов поведения Хабзэ. Необходимо обладать телом, соответствующим духу Хабзэ. Мужчина с дряблыми мышцами, жировыми отложениями и тяжелым дыханием не способен защитить ни свою честь, ни честь семьи, ни, тем более, сам Хабзэ. Можно ли назвать мужчиной того, кто одурманивает свой разум наркотиками и алкоголем? Единственное, что отличает человека от животных — это разум. Этим все сказано. Если смыслом и целью жизни мужчины становится дурман, то его пол от рождения не оставляет за ним права называть себя мужчиной. Такой не станет сыном, мужем и отцом, достойным уважения. Он сам делает выбор, который ставит его вне закона — закона Хабзэ. Все вышесказанное относится и к женщине.
КУЛЬТ КРАСОТЫ И ГАРМОНИИ
Поклоняйся красоте и почитай ее. Красота — это гармония. Стремись к ней во всем.
Естественная красота — это природа. Красота, которую мы создаем сами, — это красота взаимоотношений между людьми, их наполненность человечностью и взаимной доброжелательностью.
Беречь красоту — значит, беречь душу, а для ведающего Хабзэ она есть начало всего.
ГОСТЕПРИИМСТВО
Поистине беден тот, чей дом не знает гостей, ибо что дороже гостя, будь он твой родственник или путник, сбившийся с пути. Нет разницы в возрасте для гостя. Старый и мла-дый, пусть он почувствует в твоем доме тепло и защиту, даже если он твой враг, окружи гостя вниманием и заботой.
Особо отнесись к гостю из чужой страны или из другого народа. Пусть он сердцем запомнит твое приветствие, радушие и искренность чувств, которые встретит в твоем доме.
СКРОМНОСТЬ
Не кичись своими заслугами, не хвались своими способностями. Не гонись за дутой славой. Она сама найдет достойного. Достигший совершенства силы духа и тела, уверенности в себе и своей цели не будет говорить: «Я». Но знай пределы того, где заканчивается скромность и начинается неверие в себя. Твори дело так, как чувствуешь нужным, говори там, где следует говорить, и становись впереди там, где чувствуешь свои силы. Не позволяй ложной скромности ограничивать твои возможности.
Материал предоставлен Бельгушевым Джамбулатом, г.Терек.

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.