Суббота, Ноябрь 20th, 2010 | Автор:

РАПОРТ КАБАРДИНСКОГО ОКРУЖНОГО НАРОДНОГО СУДА ОТ 29 ИЮНЯ 1866 Г. ЗА № 353 НАЧАЛЬНИКУ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ С ПРИЛОЖЕНИЕМ СВЕДЕНИЯ О ЗАВИСИМЫХ СОСЛОВИЯХ В КАБАРДИНСКОМ ОКРУГЕ И ИХ ПОВИННОСТЯХ
Представляю при сем Вашему Превосходительству требуемые сведения о зависимых сословиях в Кабардинском округе.
Председатель подполковник НУРИД
Делопроизводитель (подпись)
1) В Большой Кабарде существуют четыре разряда зависимых сословий: а) вольноотпущенники (4), б) оги (5), в) логанауты (6) и г) унауты (7). Все вышеозначенные сословия, за исключением огов, существуют и в Малой Кабарде.
2) Земля кабардинская признана общественной (8). Каждый свободный человек при существующем в обществе порядке надела землей получает известный пай для своей семьи, включая и все принадлежащие ему дворы унаутов, логанаутов и огов. Последние имеют право еще и на отдельный пай для пахоты, покоса и кутана. Зависимые же сословия, за исключением вольноотпущенников, как людей свободных, обрабатывают землю для своих владельцев, пользуясь известной частью из всего сбора хлеба и сена, как будет изложено ниже, при определении повинностей зависимых сословий к их владельцам.
3) Денежных повинностей не существует; натуральные же заключаются в различного рода услугах и работах, определенных обычаем сообразно виду зависимости.
а) Обязанность вольноотпущенников, выкупивших себя на волю или бесплатно отпущенных на свободу самим владельцем по религиозному убеждению, «для спасения души» заключается в том, что они не могут без разрешения своих прежних владельцев переселиться в другой аул и должны следовать за своим покровителем, куда бы он ни переселился в своем обществе. Девушка, лично отпущенная на свободу, при замужестве платит владельцу одну лошадь. За исключением вышеизложенной обязанности вольноотпущенники пользуются всеми правами свободных людей.
б) Оги несут следующую повинность: во время покоса каждый член семейства (мужчина с 16-летнего возраста) обязан косить для своего владельца три дня, а убирать сено – два дня, а затем доставить его в аул к владельцу. От означенной работы освобождается баранщик и пчеловод, присматривающие за баранами и пчелами огов. Пчеловод обязан своему владельцу доставлять ежегодно по три сапетки меду.
На покосе оги наравне с логанаутами пользуются продовольствием от владельца. За пахоту, производимую для своей собственной потребности, каждое семейство oгa платит владельцу с каждой пары быков, впрягаемых в плуг, по 15 тулуков или 60 мер проса. Каждое семейство oгa обязано ежегодно доставлять своему владельцу, смотря по состоянию, от двух до четырех арб проса, считая в каждой арбе по 20 саб или 30 мер. Для отопления и варки пиши владельцу ежегодно доставляют от семи до десяти возов дров. Оги обязаны доставлять владельцу весь необходимый лес для сакли и кунацкой, и, построив их без очага, ремонтировать крыши ежегодно. При женитьбе владельца или его сына oг обязан предоставить помещение новобрачной в своей сакле и кунацкой, кормить и одевать ее в течение одного года. При разделе имущества между членами семейства oгa владелец получает с такового семейства 100 рублей или 100 баранов, или холопа (мальчика или девочку) ростом не менее 5 вершков (считая вершок от большого до среднего пальца), т.е. ребенка пяти или шести лет. При выдаче дочери замуж ог платит владельцу из калыма своей дочери два быка и две коровы. При резке крупного скота для пищи ог выделяет владельцу от каждой штуки спину и три ребра. Оги принимают на ночлег гостей владельца, кормят их и лошадей.
Во время поста (рамазана) каждое семейство oгa по очереди один раз обязано сделать своему владельцу стол (угостить его ужином) В случае смерти владельца или кого-либо из членов его семейства, каждая семья oгa по очереди обязана сделать приличный стол (обед) владельцу во время траурных посещений его родных и знакомых.
В настоящее время сословие огов весьма малочисленно, не более 15 семейств.
в) Логанауты (дворовые) живут вблизи владельца. Мужчины исполняют все работы как полевые, так и домашние. Летом и зимою возят и рубят владельцу дрова, сколько их понадобится для отопления и приготовления пищи, возят сено и хлеб с поля, присматривают за пчелами, скотом, лошадьми и баранами, возят лес для саклей и дворовых служб, строят их и вообще исполняют все натуральные повинности, какие потребует от них владелец. Жены же их по очереди носят воду в дом владельца, готовят пасту (пшенную густую кашу, заменяющую хлеб), доят коров и носят молоко в дом владельца. На его семью два раза в год перед праздниками (байрамом и разговением после рамазана) стирают белье, мажут саклю, сеют огороды и присматривают за ними. Ежегодно при помощи унауток владельца они обязаны приготовить старшему члену владельческого семейства бурки и полость для потников и ружейных чехлов. Также они выделывают сукна, во время родов и болезни жены владельца исполняют по очереди обязанности сиделок.
Владелец обязан кормить и одевать своих логанауток нижеописанным обычным порядком. Хлеб выдается логанаутам в следующем размере. Из всего собранного владельцем зерна выдается необходимая часть для будущего посева, часть для продовольствия рабочих во время полевых работ и часть для гостей владельца. Все остальное количество зерна делится на равные части по числу членов (мужчин и женщин, считая за члена и грудного ребенка) семейств владельца, логанаутов и всех унаутов. Если же семейство владельца состоит не более чем из 3 или 4 членов, из собранного зерна выделяется для владельца и гостей потребная годовая пропорция. Выделив части для посева и продовольствия полевых рабочих, все остальное зерно делится между логанаутами и унаутами, как сказано выше. При каждой резке владельцем крупного рогатого скота логанауты получают все внутренности, шею, голову и ноги от каждой зарезанной штуки, а от баранов – одни только внутренности.
Осенью при резке рогатого скота и баранов для приготовления копченого мяса, употребляемого туземцами в пищу зимой, владелец выдает каждому логанауту (мужчине), кроме внутренностей и ног, как сказано выше, по семь овчин для шубы на три года. Такое же количество выдается унаутам и унауткам. При большом числе логанаутов и унаутов соблюдается при выдаче овчин очередь. Кроме того, при каждой резке быка или коровы вся подбрюшная часть кожи идет логанаутам (мужчинам) на чевяки и кусок буйволиной или бычьей кожи для ременной веревки на бессрочное время. При стрижке овец вся шерсть с ягнят идет владельцу, из шерсти же баранов поступает ему все белое руно и самое лучшее черное для бурок и ружейных чехлов. Вся же остальная шерсть с баранов делится на равные части по числу членов (мужчин, считая и детей) в семействах владельцев, логанаутов и всех унаутов. Если же у владельца более тысячи баранов, каждому логанауту (взрослому и малолетнему) и унауту выдается от 25 до 30 рун, а вся остальная шерсть идет владельцу.
Для приобретения же бумажной, холстяной материи и других предметов, необходимых в хозяйстве, логанауты имеют право два раза в год, в ярмарочное время, вывезти на продажу различный лес, выручка за сбыт которого идет логанауту. Владелец с ограниченным состоянием, имеющий не более 2 или 3 логанаутов, у которых работы немного из-за недостатка предметов хозяйства, требующих присмотра, торгует лесом, вырубленным логанаутами, и выручку делит пополам со своими работниками или отпускает их на заработки и делится с ними заработной платой пополам.
Во время пахоты и покоса вся провизия и хлеб идет логанаутам от владельца. Мясная пища в начале работ состоит из копченого мяса, а под конец выдается каждому рабочему по одному барану. Во время покоса добавляется сыр и молоко. Как пахота, так и покос продолжаются около месяца. На пахоту выходят и мальчики с 12-летнего возраста, исполняющие обязанности погонщиков, а на покос – молодые люди, начиная с 16-летнего возраста. От полевых работ освобождаются старики старше 50 лет. Каждому логанауту, не имеющему никакого состояния, владелец обязан дать, по крайней мере, пару рабочих быков, а бедному холостому логанауту, при женитьбе последнего, добавить корову и котел. При наступлении совершеннолетия (18-20 лет) логанаут имеет право требовать, чтобы владелец купил ему жену, причем существует цена, не превышающая 200 рублей, из которых 190 рублей поступает господину, у которого покупается невеста, а 10 рублей идет на экипировку. Владелец не имеет никакого права препятствовать своему логанауту выдавать дочерей замуж. От того владельца, за чьего логанаута девушка выходит замуж, он получает калым, не превышающий 200 рублей. Из этих денег 10 рублей поступает девушке, выходящей замуж, за одежду. Как правило, логанаут находит себе невесту в другом семействе логанаута и говорит об этом своему господину, который обязан купить ему именно указанную девушку, если она согласна. Рано овдовевшая логанаутка также имеет право требовать от владельца покупки мужа.
г) Унауты и унаутки (бесправные) безотлучно живут при доме владельца и обязаны во всякое время исполнять во дворе и комнатах всякую работу по приказанию владельца и его жены. Все ключи от дворовых служб, вся птица и кухня находятся в ведении унауток, но главная их обязанность заключается в служении в комнатах и услугах госпоже. Все продовольствие и одежда идет унауткам от владельца. Как безобрядные, унаутки не имеют права на брак, но им дозволяется с согласия владельца иметь временного мужа из унаутов, логанаутов и даже людей свободного сословия. Все дети, рожденные от такой связи, являются унаутами. Мужчина-унаут, хотя тоже безобрядный, но по достижении совершеннолетия имеет право требовать от владельца, чтобы он купил ему жену из логанауток, и тогда муж-унаут и дети его делаются обрядными, получают права логанаутов.
4) Вся земля в Большой и Малой Кабарде общественная. Частных же собственников, владеющих известными участками земли как в Большой Кабарде, так и в Малой не существует, за исключением участка земли (Экипцоко) в верховьях р. Малки, близ Каменного моста (9), высочайше дарованного полковнику Абдрахманоду.
5) Ни oг, ни логанаут никогда не может выкупиться на волю без согласия владельца, а потому выкупная цена всегда условная. Платят от 150 до 500 рублей за мужчину, несколько меньше за женщину и еще меньше за несовершеннолетних. Вообще эта цена не постоянная и зависит от обоюдного согласия между владельцами и крепостными работниками. Если крепостной зажиточный, имеет много скота, домашней рухляди и денег, владелец соглашается оставить у себя все имущество выкупающегося на волю и дает ему свободу. Нередко семейный логанаут сначала сам с женой выкупается на волю, а потом выкупает и всех своих детей, прося помощи у знакомых и добывая средства работой.
При разделе имущества владельца между его наследниками семейства логанаутов и огов не отличаются. Если в семействе oгa или логанаута, которое должно быть разделено между наследниками владельца, два брата или более, последним, дабы не быть разлученными, предоставляется право найти себе покупателя, обоим откупиться на волю или одному. Если же братья не в состоянии воспользоваться вышеозначенным правом, они при разделе имущества владельца могут быть разлучены.
Владелец, желая продать своего логанаута, объявляет ему об этом, и последний имеет право сам указать себе покупателя. Если же такового не найдет в течение месяца, то владелец продает своего логанаута кому пожелает, но всегда в пределах Кабарды и не разделяя членов семейства. При продаже и покупке логанаутов существуют следующие цены. За мальчика до 10 лет и девочку до 10 лет включительно платится по 10 рублей за каждый год. С возраста от 10 до 45 лет за мужчину платится 200 рублей, а за женщину – 180 рублей, а с 45 лет и далее по оценке. Вышеуказанные цены за взрослого мужчину и женщину неизменны. Если владелец при продаже своего логанаута тайно берет от покупателя сумму, большую вышеозначенной, то продаваемый логанаут имеет право предъявить свою жалобу в суд и требовать от своего владельца-продавца возврата владельцу-покупателю всей излишней суммы. Правило это существует для устранения следующего злоупотребления: нередко логанаут, переходя посредством купли и продажи от владельца к владельцу, возвышаясь в цене, превращался в безобрядного, в унаута, цена которого, как будет указано выше, превышает цену обрядного сословия. Хотя семейства унаутов в настоящее время и не отличаются, но цена на унаутов и унауток зависит от условий между продавцом и покупателем, размер ее достигает от 100 до 500 рублей, средняя ее цена составляет от 300 до 400 рублей серебром. В особенности дорого ценится унаутка; цена ее обусловливается возрастом, телосложением, способностью к работе и красотой.
6) Лица зависимых сословий приобретают свободу или через выкуп, или получают волю от своего владельца без всякого вознаграждения последнего, как было сказано выше, по убеждению мусульман, отпускающих подневольных им людей «для спасения души».
7) Численность владельцев и лиц несвободного сословия в Кабарде видна будет из представляемых вслед за сим списков.
8) Унауты и унаутки не имеют никакой собственности; подарки же, сделанные им их господами, идут на улучшение одежды. У огов же и логанаутов имущество двоякого рода: лично им принадлежащее, их личная собственность, на которую владелец не имеет никакого права, и собственность зависимая, частично принадлежащая владельцу. К первому роду имущества относятся:
а) начих (венчальный подарок). Когда ог или логанаут берет себе жену, владелец его делает новобрачный подарок от 3 до 5 рублей или, по стоимости означенной цены, телушку, весь приплод от которой становится личной собственностью жены oгa или логанаута,
б) дещериг (подарок от родных логанаутки, выходящей замуж), заключающийся в одной корове. Весь приплод от нее также принадлежит жене oгa или логанаута. Имущество это после смерти женщины oгa или логанаута переходит по наследству к мужу и детям умершей женщины. Если же нет наследников, то к владельцу. Второй род имущества, зависимый, называется дидовос-билым (скот, приобретенный огом или логанаутом собственными трудами или заботами). Хозяин дидовос-билыма, ог или логанаут, без согласия владельца не имеет права ни менять, ни продавать скот, составляющий дидовос-билым, и вообще распоряжаться им каким бы то ни было способом. Если ог пли логанаут режет для употребления в пищу быка или барана из своего дидовос-билыма, половина мяса и кожи поступает к его владельцу. Весь скот, составляющий начих, дещериг и дидовос-билым, он кормит за собственный счет, так как он обязан владельцу только 5 полевыми рабочими днями. Логанауты же, которые обрабатывает землю своему владельцу без ограничения рабочих дней и исполняют все работы на быках владельца и своих собственных кормят и начих, и дещериг (за исключением коров и баранов), и дидовос-билым за счет своего владельца. Владелец имеет право разделить или продать дидовос-билым своего oгa или логанаута, и в таком случае 2/3 поступает владельцу, а 1/3 – огу или логанауту. Последняя треть делается уже дещеригом oгa или логанаута, т.е. его личной собственностью.
При продаже oгa или логанаута владелец или оставляет у себя весь дидовос-билым продаваемого, и последний по стоимости оставленного имущества непременно получает таковое же у нового владельца, или продает своего oгa или логанаута со всем его дидовос-билым, получая стоимость его от владельца, к которому переходит продаваемый ог или логанаут.
1) В горских обществах имеется четыре разряда зависимых сословий: а) каракиши (10), б) ясакчи (11), в) чагары (12) и г) казаки (13) (женщина-казак называется караваш).
2) Каракиши землями, на которые они водворены и которые обрабатывают, пользуются на правах неотъемлемой собственности, но продавать ее без видимой надобности и разрешения таубия (14), которому они подвластны, не имеют права. При переселении в другое общество каракиши имеют право передать эту землю своему родственнику, если он согласится отбывать господину все повинности, которые следуют за переселением. Если же последний не имеет родственников, земля его поступает в полное владение таубия. Земли, занимаемые ясакчами и чагарами, принадлежат таубиям, казаки же, как люди дворовые (вроде унаутов), вовсе не пользуются землями.
а) Повинности каракишей, утвержденные 15 июня 1864 года выборными из таубиев и каракишей по взаимному их согласию в присутствии начальника округа и Черекского участкового начальника, следующие:
1. Во время сенокоса каракиши с каждого двора должны дать таубию одного косаря на один день; косаря в этот день кормит таубий.
2. Для сбора сена и поставки копен каракиши с каждого двора обязаны дать одного человека на один день, которого кормит таубий.
3. Для перевозки сена каракиши обязаны дать своему таубию с каждого двора одного человека с парой быков на один день. Работника в этот день кормит таубий.
4. Для продовольствия косарей каракиши обязаны дать своему таубию с каждого двора, у кого есть не менее 60 баранов, одного барана.
5. Для распашки пашней каракиши с каждого двора обязаны дать своему таубию на один день одного человека с парой быков и земледельческими орудиями. Работника в этот день кормит таубий.
6. Каракиши обязаны выслать одного человека на один день полоть просо. Повинность эта отбывается только в двух фамилиях: у Мисаковых и Абаевых.
7. Для жатвы хлеба каракиши с каждого двора должны дать своему таубию на один день одного человека, которого кормит таубий.
8. Для перевозки хлеба на гумна каракиши должны дать своему таубию на один день одного человека, которого кормит таубий.
9. Для удабривания навозом полей каракиши должны дать своему таубию с каждого двора одного человека с парой быков на один день, работника в этот день кормит таубий.
10). Если таубий захочет сделать каракиши пастухом овец или табунщиком, он имеет на это право только по согласию самого каракиши и за известную плату. Только у фамилии Биевых каждый каракиши обязательно должен быть пастухом овец или табунщикам, но тоже за известную плату.
11. Каракиши с каждого двора один раз в год обязаны дать по одной лошади или осла для доставки какой бы то ни было тяжести с плоскости.
12. Для доставки сосновых лучин для освещения каракиши с каждого двора один раз в год обязан дать лошадь или осла своему таубию.
13. Лес для постройки своего дома таубии должны сами заготовить, но для перевозки всего заготовленного леса каракиши с каждого двора совместно с его холопами должны дать одного работника с парой быков.
14. Зимою в течение двух месяцев каждый двор каракишей обязан кормить одну скотину, принадлежащую таубию, и если таковая падет от дурного присмотра или корма, то каракиши платят за нее; если же скотина падет от болезни, то за это не отвечает.
15. Если к таубию приедут несколько человек гостей, то состоятельные каракиши обязаны кормить по одной лошади, пока гости не уедут.
16. Если у таубия в доме нет служанки (унаутки, караваш) или безобрядного холопа (казака), а он пожелает приобрести ту или другого, но по бедности не сможет купить, то каракиши для этой надобности дают по одной скотине с каждого двора.
17. После смерти таубия каракиши с каждого двора дают для поминок трехлетнюю скотину и то, если умерший таубий был совершеннолетним. Если же умрет женщина или малолетний, то ничего не дают.
18. Во время поминок, которые справляют каракиши, они обязаны приготовить стол своему таубию. Если поминки большие, то из одного барана, а если малые, то смотря по количеству готовящегося.
19. Каракиши свое недвижимое имущество, если не имеет крайней нужды, продавать не может. В нужде продающий землю должен предложить своему таубию купить ее. Если тот откажется, то предлагает покупку его подвластным. Затем продавший землю свыше, чем за 30 рублей серебром, дает своему таубию 10 рублей серебром.
20. Если два состоятельных брата из каракишей делят свое имущество, то дают своему таубию, землю в 300 рублей, а кто беднее, тот дает землю от 100 до 10 рублей, скотом или вещами, причем непременно должны быть посредники.
21. Если каракиши получит за кровь, то обязан из полученных денег дать своему таубию 250 рублей или холопа, стоящего этой суммы, или землю. Если таубий получит за кровь, то тоже дает своим каракишам такую же сумму.
22. Если таубий убьет кого-либо и должен заплатить за кровь, то каракиши должны дать ему с каждого двора от 250 рублей до 10 рублей. Если каракиши платит за кровь, то таубий помогает ему той же суммой.
23. Когда каракиши режут для себя большую откормленную скотину, то обязаны прислать своему таубию 5 ребер, расположенных ближе к груди.
24. Когда каракиши варят для себя пиво, то обязаны прислать таубию один кувшин.
25. Во время уразы каракиши должны дать с каждого двора своему таубию 9 лепешек из пшеничной муки и бурдюк бузы.
26. Каракиши при выдаче своих дочерей замуж должны дать таубию две скотины. Повинность эту несут не все каракиши, но кто несет ее, то таубий должен сделать подарок невесте.
27. Если таубий взял к себе в дом жену, то холопы тестя берут у кого бы то ни было из каракишей хотя бы одну трехлетнюю корову или бычка и угоняют к себе на зарез.
28. Каракиши Джанхотовской фамилии (таубий) дают по паре быков своему таубию для заготовления на зиму дров.
29. Если таубий нанесет побои каракиши, то первый обязан подарить обиженному лошадь или ружье, причем, если таубий делает этот подарок, каракиши делает мировой стол и принимает таубия.
30. На новый год таубий должен угощать своих каракишей.
31. Если каракиши отдает дочь свою в замужество, то таубий дает ему подарок.
32. Если каракиши имеет свое дело, то таубий должен быть его ходатаем, где бы то ни было.
33. За грабеж, сделанный каракишами в доме своего таубия или на его каше, по приговору суда определяется наказание и штраф.
34. Если таубий пошлет кого-либо из холопов для понуждения каракиши к исполнению повинности, а каракиши при этом ударит холопа, то жалоба разбирается в местном суде. По приговору суда виновный наказывается штрафом.
35. Если каракиши умрет и после него не останется прямого наследника, ни брата, ни родственника, то имение переходит таубию, которому принадлежал умерший.
36. Если из двух братьев каракиши, живущих раздельно, один умрет, не оставив сына, то имение переходит к оставшемуся в живых брату. Таубий же получает одну часть из земель – или пахотную, или сенокосную по выбору, но при посредниках и членах участкового суда. Когда же остается жена или дочь, то решение о выдаче части предоставляется суду и шариату.
37. После смерти вольноотпущенного каракиши, когда после него не остается наследников, ни братьев, ни родственников, имение переходит к таубию.
б) Ясакчи (податные) несут следующие повинности: за обрабатываемую землю под посевы хлебов они платят табию в год сообразно количеству возделываемой земли различным хлебом от 2 до 9 мешков, из которых каждый заключает в себе пять мер. Стоимость всей этой повинности на деньги, по средним ценам, равна от 5 до 23 рублей. За покосную и пастбищную землю ясакчи платят, смотря по количеству скота, ежегодно в течение четырех лет от 1 до 3 баранов. В пятый год платят полную подать, смотря по состоянию ясакчи, от 15 до 100 баранов. Бедные же освобождаются от платы. С весны до зимы ежегодно ясакчи обязаны давать владельцу корову для доения или взамен ее двух баранов, или же четыре рубля серебром. При резке крупной и взрослой скотины ясакчи отдает филейные части ее своему таубию. Когда умирает таубий, каждый двор ясакчи обязан предоставить его семейству один мешок солода для варения пива. В покосное время ясакчи дают для косарей по одному барану или по 2 рубля серебром. При постройке дома таубию ясакчи от каждого двора дают для перевозки лесу пару быков. Если у таубия во дворе нет ни казака (безобрядного рабочего), ни караваш (безобрядной служанки), ясакчи для покупки унаута или унаутки обязаны дать с каждого двора по 10 рублей. Если ясакчи, жившие одним хозяйством, разделяются, каждый из отделившихся несет те же повинности, которые обозначены выше, за исключением обычной платы (от 15 до 100 баранов), вносимой по истечении 4 лет за пользование покосной и пастбищной землей. Плата эта распределяется по числу скота у каждого выделившегося ясакчи.
в) Чагары исполняют все работы по приказанию владельца в любое время. Их можно сравнить с логанаутами у кабардинцев. Кроме того, если у чагара есть бараны, он дает своему господину одного барана летом и одного барана зимой. При выдаче в замужество дочери из числа полученного калыма платит таубию одного быка и корову. В случае недостатка денег, собранных с каракиши и ясакчи на покупку таубию казака или караваш, чагары вносят деньги, недостающие до покупной цены. Если у владельца чагар нет ни каракишей, ни ясакчи, чагары, мужчины и женщины, обязаны по очереди исполнять в доме своего таубия работы, предназначенные казакам и караваш.
Во время покоса чагары обязаны взять себе для продовольствия по одному барану из своих собственных овец, если таковые имеются.
При разделе имущества чагара между членами семейства последние обязаны уплатить владельцу или землей, или скотом, или деньгами до 300 рублей.
г) Казаки и караваши (безобрядные) живут в доме владельца и обязаны исполнять все домашние, дворовые и комнатные работы по приказанию своего господина или госпожи. Это те же унауты и унаутки и в той же неограниченной зависимости от владельцев, что и у кабардинцев.
3) В горах имеется три рода земли: покосная, пахотная и пастбищная. Первые две подразделяются еще на два разряда, смотря по их качеству. Покосная земля, находящаяся вблизи заселенных мест и орошаемая водой, ценится по качеству собранного сена. За пространство земли, на котором собирается копна (тюк на здоровую, хорошую лошадь), платят до 20 рублей. Такие же земли на возвышенности по качеству травы стоят от 5 до 40 рублей в том же количественном размере.
Пахотные земли, лежащие около селений, искусственно орошаемые водой (посредством канав) и удобряемые навозом, стоят за пространство, с которого собирается одна копна в 90 снопов, 35 рублей серебром. За пахотные же земли, не подходящие под вышеозначенные условия, платят от 10 до 20 рублей. Пастбищная земля, на которой может в продолжение двух месяцев пастись 1500 баранов, стоит в продаже до 1500 рублей.
Покосная земля вблизи селения отдается в наем с половиной, а вдали – с третьей части. Пахотная земля отдается в наем во всех местах с половины, а пастбищная – за лучшую со 100 баранов берут одного барана и барашка, за худшую с того же числа баранов – одного только барана. Кроме того, в обоих случаях хозяин земли пользуется собранным с овец молоком в течение от 3 до 7 дней.
4) Размер выкупной платы определяется по состоянию желающего приобрести свободу. Ясакчи и чагары весьма зажиточны, а потому количество выкупной суммы определяется самим владельцем. Обыкновенно выкупающиеся на свободу отдают своему владельцу все свое имущество, из которого известная часть если когда и выделяется, то это зависит от согласия или великодушия господина. Бедные, не имеющие имущества, чтобы выкупиться, но желающие приобрести свободу, отдают владельцу все свое достояние с обязательством доплатить недостающую сумму денег до выкупной платы в продолжение назначенного владельцем срока.
Средняя цена при покупке ясакчи и чагар следующая. От 1 до 15-летнего возраста мальчик и девушка стоят от 10 до 150 рублей, т.е. столько десятков рублей, сколько покупаемому лет. С 15-летнего же возраста они ценятся сообразно возрасту и способности к работе, но цена не превышает 200 рублей. Семейства при продаже не разделяют. Казаки и караваши до 10-летнего возраста ценятся от 50 до 200 рублей; от 15 лет – от 200 до 300 рублей. До 45 лет, смотря по возрасту, силе и способности к работе, мужчина ценится до 400 рублей, а женщина – до 500 рублей, а с 45-летнего возраста цена уменьшается сообразно силе и здоровью рабочего.
Каракиши, хотя и принадлежат к сословию, зависимому по своим обязательствам от таубиев, на земле которых они живут, не могут быть проданы лично, как люди лично свободные, но владелец может продать другому владельцу ту повинность, которую отбывают каракиши. Цена этой повинности, которую может выкупить и сам каракиши, не превышает 60 рублей в год.
5) Лица зависимых сословий получают свободу за особые услуги своему господину и на основании тех же обычаев, что и в Кабарде.
6) Численность лиц зависимых сословий в горских обществах, а также и их владельцев, обозначена в прилагаемых при этом списках.
7) Казаки и караваши не имеют никакой личной собственности и довольствуются всем необходимым как в пище, так и в одежде от своих господ.
Ясакчи же и чагары содержат себя за собственный счет и, как оги и логанауты в Кабарде, имеют личную собственность; начих, дещериг и 1/3 часть из дидовос-билым. Кроме того, каракиши, ясакчи и чагары могут иметь своих собственных работников, которые при выкупе своих непосредственных господ на волю остаются у владельцев.
Председатель подполковник НУРИД.
Члены: подполковник Анзоров, ротмистр Балкароков; штабс-капитан Куденетов, подпоручик Тенов; корнет Кожоков; юнкер Абаев; корнет Сидаков.
Депутат от черного народа Мащуко Дишеков.
Крестьянская реформа…. с. 25-38.

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.