Суббота, Ноябрь 20th, 2010 | Автор:

СБОРНИК АДАТОВ ШАМХАЛЬСТВА ТАРКОВСКОГО И ХАНСТВА МЕХТУЛИНСКОГО
АДАТЫ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЯЖБЕ И ИСКЕ ВООБЩЕ, О ПОРЯДКЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИХ И О ПОДСУДНОСТИ
§ 1. Иски бывают двух родов: положительные, когда истец имеет надлежащие доказательства для подтверждения своего иска, и иски по подозрению.
§ 2. Иски первого рода разбираются по шариату и адату; иски же второго рода — только по адату.
§ 3. В обоих же случаях иски предъявляются местной власти, которая делает распоряжение о порядке разбора иска или по шариату, или по адату.
§ 4. Разбор дел по шариату производится кадием, по адатам же — выбранными от общества стариками.
§ 5. Никому не дозволяется личное удовлетворение своих прав.
§ 6. Доносы на прелюбодеяние, составление молитвы, удержание зеката (узаконенной шариатом милостыни), нарушение чьей-либо чести не принимаются, если в том доносителю или доказчику нет ни вреда, ни пользы.
§ 7. Извещения же по делам, причиняющим вред обществу, как, например, порча дорог и т. п., принимаются.
§ 8. Все взыскания по делам спорным и по преступлениям кулов (рабов) падают на ответственность их помещиков.
КНИГА 1. О ТЯЖУЩИХСЯ СТОРОНАХ И ОБ УСЛОВИЯХ,
ТРЕБУЕМЫХ ПРИ ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ИСКА И ПРЕТЕНЗИИ
Глава 1. Об истце
§ 9. Истец – это тот, кто отстаивает свое право или обвиняет кого-то.
§ 10. Истец должен указать лицо, на котором он что-либо ищет, и все те признаки отыскиваемого, по которым судья мог бы составить се¬бе точное и ясное об оном понятие.
§ 11. Из этого общего правила исключаются: иски наследников убитого, когда смертоубийство совершено в присутствии нескольких лиц, и иски по воровству, когда украденные вещи будут найдены меж¬ду пастухами, а также в доме или на дворе, занимаемом несколькими лицами. Так как во всех этих вышеупомянутых случаях истец не может верно и положительно указать, кем именно совершено преступление, то ему предоставляется право распространения иска на всех лиц, находив¬шихся на месте преступления, или следов уворованной вещи, и дать каждому из них очистительную присягу с установленным числом род¬ственников.
§ 12. Сюда также можно отнести иски по духовным завещаниям, взысканию пени за смертоубийство; а также споры за проезжие дороги, водопроводы и т. <п. могут быть принимаемы без подробного объясне¬ния оных, потому что в подобных случаях главная цель иска и спора преимущественно состоит в доказательстве действительности существования оных. § 13. Так как удовлетворение прав по предъявляемым искам должно лежать на чьей-либо обязанности, то жалобы на неисполнение обя¬зательств по договорам и разным сделкам, как-то: дарению, продаже и купле, залогам, наймам, ссудам, отдаче и приему на сохранение — первоначально должны быть заявлены истцом ответчику, и только в случае отказа последнего в точном исполнении оных начинать о том иск. § 14. Взаимные иски двух или более лиц друг на друга не уничто¬жают один другого, т. е. прежде разбираются и удовлетворяются иски первого заявившего, а потом последующие иски. § 15. Из сего исключаются иски на несостоятельных должников, с которыми поступают следующим образом: в случае если доказана будет несостоятельность кого-нибудь, то кредитор или кредиторы вправе заставить своего должника отправлять им работы за установленную рабочую плату до того времени, пока долг их выполнится, или же они могут отдать его в посторонние руки на работы, получая заработанные деньги сполна сами, только работавшему отделяется на корм извест¬ное количество из заработанных денег. Глава 2. Об ответчике § 16. Ответчик есть тот, кто должен дать в суде ответ на все пред¬лагаемые ему вопросы, по предъявленным на него иску или претензии. § 17. Он обязан или отвергнуть предъявленный на него иск, или признать его действительность. § 18. Если призванный в суд ответчик после троекратного повторе¬ния предложенного ему вопроса не даст на оный ответ без уважительных на то причин и после того истец установленною присягою подтвер¬дит справедливость своего иска, то ответчик присуждается к полному удовлетворению истца. § 19. Глухонемые обязаны делать ответы принятыми ими знаками. § 20. Если ответчик первоначально отвергнет предъявленный про¬тив него иск и не подтвердит своего отрицания присягою, то после того уже не принимается согласие его на удовлетворение истца без призна¬ния прежде отрицаемого им иска действительным или же без утвержде¬ния истцом правоты своего иска присягою. Это делается из предосто¬рожности, чтобы ответчик после не требовал возвращения сделанного им по предъявленному против него, но не доказанному иску удовлет¬ворения. Глава 3. О доказательствах § 21. Всякий истец должен доказать свой иск, ответчик же обязан также основательным доказательством себя оправдать Доказательства бывают трех родов: 1. Собственное признание ответчика, если оно сделано добровольно, без всякого принуждения. Показания и признания безумных, сумасшедших и малолетних не принимаются. 2. Показание 2 свидетелей, которые должны быть мужского пола, совершеннолетние, свободного происхождения, иметь здравый рассудок и не быть врагами того лица, против которого они будут свидетельствовать. Никто не имеет права отводить поставленных против него свидетелей, не доказав первоначально вражды их к себе подтверждением 2 свидетелей. 3. Когда истец не может представить доказательств, достаточных к обвинению ответчика, тогда ему предоставляется право дать ответчику очистительную присягу вместе с семейством его и родственниками в количестве, соразмерном степени важности иска, от 1 до 40 человек. § 22. Несогласие ответчика на принятие такой очистительной при¬сяги подвергает его взысканию соразмерно предъявленному против него иску. § 23. Ответчик же по делам смертоубийства и нанесения смертель¬ных ран, раз отказавшийся от принятия очистительной присяги, ли¬шается навсегда права на оправдание себя оною и присуждается к удовлетворению истца в количестве, в семь раз большем против предъ¬явленного на него иска. § 24. Этими тремя родами доказательств истец доказывает свой иск, и ответчик как мужского, так и женского пола, если не предста¬вит против второго доказательства надлежащих опровержений, под¬вергается полному взысканию. Примечание 1. Прямые доказательства улики, служащие к подтверждению показаний истца против ответчика, известны между туземцами под именем кызара (что значит пристыжение, уличение). Сюда относятся уличение обвиняемого на месте преступления, или когда найдены будут на оружии, платье или в доме следы сде¬ланного им преступления, или же когда у обвиняемого будут найдены украденные вещи или часть оных. По всем доказательствам кызара обвиненный бесспорно присуждается к наказаниям и взысканиям соответственно совершенного им преступления. Примечание 2. По воровству вещей и скота ответчик принимает очистительную присягу: 1) с домашними и одним из ближайших родственников, 2) с лицами, назначенными по указанию истца, называемыми в таком случае тусевами ответчика (т.е. соприсягателями), 3) по воровству вещей из дому, в котором не было женщины, назначаются 12 тусевов, 4) по воровству вещей из дому, в котором была женщина, а также по делам смертоубийства, поранения, прелюбодеяния назначается истцом со стороны ответчика 40 родственников для принятия вместе с ответчиком очистительной присяги. КНИГА 2. О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА ДЕЛ ПО УГОЛОВНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ПРОСТУПКАМ И О МЕРАХ НАКАЗАНИЙ И ВЗЫСКАНИЙ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ЗА ОНЫЕ Раздел 1. Глава 1. Об отступлении от веры § 25. За отступление от мусульманской религии виновные, если будут находиться во власти общества, по адату тотчас же убиваются, а по шариату первоначально увещеваются покаяться и возвратиться к ис¬ламизму. Если же отступившийся от мусульманской религии успеет скрыться, то лишается всех прав на наследство. Глава 2. О разрушении могил и ограблении мертвых тел § 26. За разрушение могилы и похищение с покойника вещей виновный убивается обществом; если же преступник успеет скрыться, то он в продолжение всей жизни не смеет показаться в селение под стра¬хом быть убитым, дом его разрушается, а окот и прочее имущество грабится обществом. Глава 3. О разврате и противоестественных пороках § 27. Уличенные в мужеложстве оба убиваются родственниками дозволившего произвести над собою действие мужеложства; если же мужеложство произведено насильно, то убивается только производивший оное. § 28. За скотоложство виновные наказываются по усмотрению местной власти или телесно, или же подвергаются аресту и затем про¬клинаются жителями селения. § 29. За сводничество виновные подвергаются наказанию по усмотрению местной власти или общества. § 30. Изобличенные в сводничестве и содержании развратного поведения женщин изгоняются из селения, все имущество их грабится, а местная власть наказывает их по своему усмотрению. Глава 4. О лжеприсяге § 31. Изобличенный в ложной присяге, свидетельстве или показании подвергается денежному взысканию в количестве, соразмерном це¬не спорной вещи, и, кроме того, по усмотрению местной власти присуждается к аресту или телесному наказанию, после чего всякое пока¬зание его и свидетельство не принимаются. Глава 5. О неправосудии § 32. За умышленное неправосудие виновный судья подвергается денежному взысканию соразмерно цене предмета, спор о котором был решен им; отрешается от должности и лишается права голоса на общественных собраниях. Глава 6. О смертоубийстве § 33. Смертоубийство бывает умышленное, неосторожное и случайное. § 34. Иски по делам смертоубийства бывают трех родов: 1. Когда наказывается только убийца, если таковой, будучи уличен, сознается в своем преступлении. 2. Когда вместе с убийцею изгоняются из селения под именем кровных врагов 6 человек из лиц, состоящих в ближайшем родстве с убийцею. (вообще за смертоубийство с грабежом, известное между туземцами под именем «кара», переделанное с арабского слова «игара», что значит грабеж). 3. Иски по делам смертоубийства, совершенного в среде нескольких лиц. Отделение I. О смертоубийстве умышленном § 35. За смертоубийство умышленное взимается с родственников убийцы алым (пеня) в пользу наследников убитого, а сам убийца под¬вергается кровному мщению со стороны последних. § 36. По совершении убийства преступник удаляется из селения, а все родственники из опасения мести со стороны наследников убитого собираются и заключаются вместе в одном дворе, откуда призывают односельчан стариков и посылают их к наследникам убитого с предложением собранной ими за убитого пени и для заключения между ними мировой. Старики, вручив пеню, выводят родственников обеих сторон и ставят их на отдаленном друг от друга расстоянии. Затем кадий, став между обоими тухумами (родами), произносит установленные на этот случай молитвы, по совершении которых установляется между ними мировая и прекращается всякая неприязнь и вражда. § 37. Сам же убийца скрывается в других селениях под именем кровного врага (канлы) до тех пор, пока простят наследники убитого. Если же кто-либо из наследников убитого убьет своего кровного врага, то кровь последнего считается возмездием за кровь убитого их родст¬венника и пеня, взятая ими с родственников убийцы, в таком случае сполна возвращается им и дело по смертоубийству прекращается. Отделение 2. О смертоубийстве неосторожном § 38. За неосторожное смертоубийство взыскивается с родственни¬ков убийцы в пользу наследников убитого точно такая же пеня, как и за смертоубийство умышленное; сам же убийца удаляется из селе¬ния под именем кровного врага и скрывается, пока наследники убитого простят его; если же до прощения убьют его, то смерть его считается возмездием за смерть убитого их родственника, а пеня возвращается. Но виновные в убийстве этого рода по большей части при посредниче¬стве почетных людей скорее получат прощение. В последнем случае прощенный убийца обязан на свой счет прилично похоронить убитого, как-то: дать белый саван, гроб, вырыть могилу, справить поминки, по¬ставить на могиле памятник и обнести его оградою; кроме того, ста¬раться посещать могилу чаще родственников убитого. Отделение 3. О смертоубийстве случайном § 39. За случайное смертоубийство: палкою, камнем и всем тем, что не считается смертоносным орудием, виновный и его родственники хотя подлежат кровной мести и взысканиям, как за первые два рода смертоубийства, но при посредничестве почетных людей еще скорее по¬лучают прощение, нежели за убийство неосторожное. Глава 7. Об убийстве с грабежом, известном под именем кара § 40. За убийство с грабежом виновный вместе с 6 родственниками изгоняется из селения под именем кровного врага, а в пользу наследников убитого берется семерная пеня. Изгнанные с убийцею 6 родствен¬ников его по прошествии годичного срока мирятся с наследниками убитого и возвращаются домой, а убийца остается в изгнании кровным врагом до времени прощения его наследниками убитого. § 41. Если кто-либо убьет кого в безлюдном месте и оставит без присмотра труп и после того не окажется чего-либо из вещей, бывших на убитом, тот считается убийцею-грабителем и принуждается, как он, так и его родственники, к наказанию за убийство с грабежом. § 42. А также если кто-либо из подозреваемых в смертоубийстве сознается после отрицания, подтвержденного присягою, или после оной будет уличен, то присяга того считается недействительною и обвинен¬ный наказывается как за убийство с грабежом: убийца с 6 ближайшими родственниками изгоняются из селения под именем кровных врагов, а в пользу наследников убитого взимается семерная пеня с родственни¬ков убийцы. § 43. Убийство разбойника, а также убийство хозяином вора и грабителя на месте преступления считается безвозмездным, потому что посягательство на завладение чужою собственностью одинаково с посягательством на чужую жизнь. § 44. Если кто-либо даст другому оружие или дозволит взять оное для совершения смертоубийства и таковое будет совершено, тот вместе с убийцею изгоняется из селения под именем кровного врага, а с родственников каждого взимается по одной полной пени в пользу наследников убитого, потому что давший оружие свое другому и доз¬воливший взять свое для совершения убийства считаются соучастниками в смертоубийстве. Примечание. Коль-канлы и гречен-канлы. Для различия кровных врагов, изгоняемых из селения за смертоубийство с грабежом, самого убийцу называют коль-канлы, т.е. тот, рукою которого совершено смертоубийство, а 6 изгоняемых ближайших родственников коль-канлы называют герчен-канлы, т.е. спутниками коль-канлы. Спутники (герчены) кровного врага по прошествии годичного срока со дня изгнания возвращаются в селение, потому что они невиновны в убийстве, но изгоняются для того, чтобы усилить наказание убийцы, потому что он должен и за них дать 6 пеней и после возвращения издержки по мировой с родственниками убитого падают на его семейство. Сам кровный враг, рукою которого совершено убийство, остается в изгнании до вре¬мени прощения его наследниками им убитого. Глава 8. О родственном убийстве О чадоубийстве § 45. За убийство сына, хотя бы безвинно, отец не подвергается никаким взысканиям по адату и никто не имеет права предъявить на него иск, потому что в случае убийства сына другим кем-либо никто, кроме отца, не имеет права взыскать с виновного или простить его. Об убийстве сыном отца или матери и об убийстве родного брата или родной сестры § 46. В случае убийства кем-либо отца или матери, родного брата или родной сестры виновный изгоняется братьями, если таковые есть, из селения под именем кровного врага и не возвращается, пока его не помилуют. Местная власть и общество взыскивают с преступника надлежащий штраф. Что же касается до наследства, оставшегося после убийства отца, то отцеубийца по адату получает следуемую часть. По шариату же отцеубийца лишается всякого права на наследство. О женоубийстве § 47. За убийство мужем жены безвинно взыскивается с родствен¬ников мужа семерная пеня, а сам убийца с 6 ближайшими родственни¬ками изгоняются из селения под именем кровного врага и не возвра¬щаются до тех пор, пока простят его наследники убитой им жены. § 48. Если муж заметит жену свою в нарушении супружеской верности, как-то: найдет жену свою наедине с мужчиною, в объятиях с ним и поцелуях или прелюбодейственной связи, то он имеет право безвоз¬мездно умертвить обоих на месте преступления. § 49. Если же прелюбодействующие успеют убежать и после того будет найдена в доме мужа вещь, принадлежащая жене его, прелюбоденице, и свидетельствующая об их преступлении, то оба они считаются кровными врагами: муж и родственники его имеют право убить их, где бы ни встретили. § 50. Если же после бегства жены с посторонним не окажется ни¬каких следов их прелюбодеяния, то бежавшие должны принять очисти¬тельную присягу, каждый с 40 родственниками, и по исполнении в точно¬сти этой очищаются от подозрения. Глава 9. Об убийстве женщиною мужчины и обратно § 51. За убийство мужчины женщиною по вражде взыскивается с родственников виновной пеня, а сама убийца изгоняется из селения под именем кровного врага. Наследники убитого, если не простят ее, то имеют право безвозмездно убить ее. В последнем случае взятая пеня возвращается ее родственникам. Примечание. Правило это одинаково распространяется и на женщин, винов¬ных в убийстве своих мужей. § 52. За убийство женщиною взыскивается с родственников винов¬ной пеня в пользу наследников убитого, а сама виновная изгоняется из селения под именем кровного врага и находится в удалении до тех пор, пока наследники убитого простят ее. § 53. В случае прикосновения мужчины с прелюбодейственною целью к жене постороннего последняя имеет право убить его тем ору¬жием, какое найдется вблизи ее. Такое смертоубийство считается безвозмездным, и всякая женщина по адату за подобный поступок муж¬чины имеет право убить его за оскорбление ее чести. § 54. За убийство беременной женщины мужчиною взыскивается родственников обвиняемого 7 пеней, а сам преступник с 7 ближайшими родственниками изгоняются из селения под именем кроеных врагов. По 'прошествии годичного срока 6 из 7 изгнанных родственников убий¬цы примиряются с наследниками убитой и возвращаются в свое селе¬ние, а сам убийца с одним из ближайших родственников остается в изг¬нании до тех пор, пока получит прощение от наследников убитой жен¬щины. § 55. Убийца остается в изгнании за убийство женщины, а ближай¬ший из родственников за смерть плода, бывшего в утробе убитой бере¬менной женщины. Семь родственников убийцы временной женщины изгоняются в том внимании, что женщина существо слабое, не имеющее при себе оружия для обороны, а потому мужчина нисколько не должен обижать ее. § 56. За убийство женщины небеременной виновный вместе с 6 родственниками изгоняются из селения; по прошествии годичного сро¬ка родственники возвращаются в дома свои, а убийца остается в изгна¬нии до тех пор, пока простят его наследники убитой. Глава 10. Об умерщвлении в чреве и изгнании из оного плода § 57. Жена и повивальная бабка или другой кто-либо, обвиненные в преждевременном изгнании происшедшего от законного супружества плода, считаются кровными врагами мужа, если последний желает пре¬следование местью; они изгоняются из селения, а с родственников их взыскивается пеня (алым). § 58. Если незамужняя женщина будет обличена в уничтожении происшедшего от незаконного брака плода, то лицо ее, а также и лицо мужчины обмазывают черною краскою, сажают обоих па осла лицом назад и возят по улицам селения. Во время такого процесса мальчики бросают в них грязью и камешками, после чего они изгоня¬ются из селения и не имеют права возвратиться до тех пор, пока обще¬ство простит их. Глава 11. Об убийстве здравомыслящим безумного или сумасшедшего и обратно § 59. За убийство безумного или сумасшедшего, совершенное здравомыслящим, взыскивается с родственников убийцы 7 пеней и виновный вместе с 6 ближайшими родственниками изгоняются из селе¬ния под именем кровных врагов наследниками убитого на том основа¬нии, что безумный или сумасшедший, подобно женщине, не имеет при себе оборонительного оружия, поэтому их никогда ничем не следует обижать. § 60. Если бездомные или сумасшедшие причиняют вред обществу, то опекун и попечители их обязаны против того принимать меры пре¬досторожности, привязывать их и не выпускать из дома. В случае же убийства, совершенного подобным безумцем или сумасшедшим, взи¬мается пеня с родственников ближайшего опекуна безумного или сумасшедшего в пользу наследников убитого, а сам он, ближайший опекун, изгоняется из селения под именем кровного врага и остается в изгнании до тех пор, пока простят его наследники убитого. Такое наказание опре¬деляется опекуну 'по адату за нерадение в присмотре за находящимся на его попечительстве безумным или сумасшедшим. § 61. Если же безумный или сумасшедший, никогда не замеченный в нанесении чем-либо вреда другим, будучи раздражен здравомысля¬щим, схватит оружие и убьет его, здравомыслящего, то кровь последне¬го считается безвозмездною и с безумного или сумасшедшего за такое убийство ничего не взыскивается, ни по адагу, ни по шариату. § 62. За убийство несовершеннолетнего или взрослого, совершен¬ное здравомыслящим несовершеннолетним, и за убийство совершенно¬летним несовершеннолетнего убийца и родственники его присуждают¬ся по адату ко всем тем наказаниям, коим подвергаются убийцы совершеннолетние здравомыслящие. Глава 12. Об убийстве узденем (свободным) раба, принадлежащего другому, и обратно § 63. За убийство крестьянина, принадлежащего другому, узденем виновный обязан помириться с помещиком убитого им крестьянина и вознаградить его уплатою за него по высшей оценке, а также помириться с родственниками убитого крестьянина и с должным почтением пригласить их к себе для угощения, мировой же при этом, подобно мировой за убийство свободного, не принято. § 64. За убийство свободного рабом родственники помещика обя¬заны уплатить наследникам убитого пеню, а сам помещик убийцы удаляется из селения под именем кровного врага и скитается до тех пор, пока наследники убитого простят его, если же кто-либо из последних убьет его, кровь считается возмездием за 'Кровь убитого их родствен¬ника. § 65. Что же касается до крестьянина, самого убийцы, то он не подвергается никаким наказаниям ни со стороны наследников убитого, ни со стороны общества и спокойно живет в доме своего помещика. § 66. Так как крестьянин составляет собственность помещика, то последний должен отвечать за все его противозаконные поступки. Глава 13. Об убийстве уланбием подчиненного ему узденя и обратно § 67. За убийство почетного узденя из могучего (тухума) рода, совершенное уланбием, виновный изгоняется родственниками убитого из селения под именем кровного врага на 3 месяца, в продолжение которых если убьют его, кровь считается безвозмездною. По прошествии означенного срока убийца-бек, по установленному обычаю, должен быть представлен в известном месте почетными людьми и кадием на¬следникам убитого, помириться с ними, посетить семейство убитого и подарить им кутан, или гору пастбищную, или другое что-либо и затем обязан постоянно оказывать им помощь и покровительство. § 68. Если же убийца-бек возвратится в свое селение, не повидавшись с наследниками убитого им узденя, и не исполнит всего, что требуется обычаем, то наследники имеют потом право безвозмездно умертвить его. Глава 14. Об убийстве уланбеком вольноотпущенного или другого незначительного лица § 69. За убийство вольноотпущенного или узденя, принадлежащего к незначительному тухуму (роду), виновный бек подвергается изгнанию из селения на 3 месяца под именем кровного врага, по прошествии которых он возвращается, мирится с родственниками убитого и дает в подарок лошадь, оружие и на платье жене убитого и детям. § 70. Шамхальские чанки за убийство узденя подвергаются по адату одинаковым с уланбиями наказаниям, потому что они пользуются одинаковыми правами на наследство и звание шамхала в случае пресечения чистого рода шамхальского как по шариату, так и по адату. § 71. За убийство уланбия или шамхальского чанки узденем виновный, если избежит мести родственников убитого, навсегда удаляется в другое общество под именем кровного врага. С родственников же убийцы пеня не взыскивается. Если наследники убитого простят убийцу, то он возвращается в свое селение. § 72. Таковым наказаниям подвергаются уланбии и шамхальские чанки и за убийство узденя, находящегося в их владении, и обратно. § 73. За убийство же уланбием или шамхальским чанкою не подчиненного им узденя виновный считается кровным врагом до тех пор, пока простят его родственники убитого. Родственники же убийцы дают на¬следникам убитого пеню и мирятся с ними по установленному между узденями обычаю. § 74. За убийство карачи-бека и бекского чанки узденем и обратно виновный подвергается наказанию, подобному [наказанию] за убийство узденем узденя. § 75. В селении Карабудахкент за убийство узденем карачи-бека взыскивается с родственников убийцы 40 руб. серебром. Глава 15. О смертоубийстве, совершенном в среде нескольких (четырех, пяти и большего числа) лиц, когда не известен положительно главный виновный § 76. Когда тело убитого найдено будет в месте, занимаемом известным числом людей, то наследникам убитого предоставляется право указать на того из них, на которого более падает подозрение их, и в таком случае подозреваемый принимает очистительную присягу вместе с 40 родственниками; после того объявляется подозрение «а другого из них и наконец на третьего; если все трое поочередно указанные наслед¬никами убитого очистят себя от подозрения данною им присягою, каждый с 40 родственниками, то иск этим прекращается и наследники не имеют права далее распространять его на остальных. § 77. Если будет найдено мертвое тело в среде известного числа людей и после осмотра не окажется никаких следов насильственной смерти, как-то: ран, побоев и пр., то наследникам умершего предо¬ставляется право дать лицам этим вместе с 40 родственниками очи¬стительную присягу в том, что смерть произошла не от них, а от не¬известных им причин. По исполнении такой присяги лица, среди которых было найдено тело умершего без признаков насильственной смерти, освобождаются от всякого подозрения. § 78. Право давать лицам, среди которых найдено было мертвое тело, очистительную присягу предоставлено наследникам убитого для того, чтобы после того не было никакого сомнения в невиновности тех лиц относительно смерти их родственника. § 79. Если же они не исполнят данной им очистительной присяги, все или хотя один из них, то в обоих случаях все без исключения при¬суждаются к изгнанию из селения под именем кровных врагов, а с род¬ственников их взимается пеня в пользу наследников умершего. § 80. Когда убитый перед смертью укажет лицо, причинившее ему смертельную рану, тогда указанное лицо и его родственники подвер¬гаются наказанию и взысканиям, как за смертоубийство умышлен¬ное, т. е. это указание умирающего почитается за несомненное доказа¬тельство. § 81. Когда же убитый перед смертью не укажет лицо, нанесшее ему смертельную рану, а если и укажет, но неопределенно и показания находившихся при смерти его будут между собою разниться, то по адату следует всем подозреваемым в нанесении смертельной раны дать очистительную присягу, каждому вместе с 40 родственниками. И если каждый из них примет, как будет указано, очистительную присягу, то все они изгоняются под именем кровных врагов, а с род¬ственников их взыскивается 1 пеня в пользу наследников убитого. Очистительная присяга дается каждому порознь в той надежде, что виновный, устрашась ложной клятвы, сознается, и на том основании, что смертельная рана нанесена не всеми вместе, но кем-либо одним из них. Что же до изгнания всех из селения под именем кровных вра¬гов, когда они откроют виновного, то этим они наказываются за утае¬ние убийцы, и для вразумления прочих, что одним принятием присяги нельзя избегнуть наказания, за смертоубийство, и наконец потому еще, что подобные утайки и лжеприсяги считаются в народе большим пре¬ступлением. Если один из кровных врагов будет убит наследниками убитого, то вражда прекращается и остальные возвращаются в свои селения и мирятся с наследниками убитого. Родственникам отомщенного (первого убийцы) возвращается взятая с них часть пени; остальным же не возвращается, потому что до мировой каждый из них был кровным врагом и мог быть безвозмездно убитым наследниками первого убитого. § 82. Если найден будет убитый, около какого-нибудь селения и не будет известно, кем именно совершено убийство: жителем ли того се¬ления, около которого найден убитый, или жителем другого селения, то родственники убитого не имеют права обвинять жителей всего селения, а должны указать одного из них, более подозреваемого в убийстве, и дать ему очистительную присягу вместе с 40 родственниками, по надле¬жащем исполнении которой подозреваемый освобождается; потом родственники имеют право назначить другого из них, потом третьего, и если и третий примет с 40 родственниками очистительную присягу, то наследники не имеют права дать присягу четвертому и после претензии их на жителей того селения не принимаются. Глава 16. О наказаниях за убийство родственника убийцы до и после мировой и за убийство самого убийцы после прощения его § 83. Если кто-либо из родственников убитого убьет родственника убийцы до заключения между собою установленной мировой и после удаления убийцы под именем кровного врага, тогда кровь родственни¬ка убийцы считается возмездием за 'Кровь им убитого. Убийца возвра¬щается дамой, пеня, если она взята, отдается назад, и обе противные стороны мирятся без всякого оказания почестей. § 84. Когда же кто-либо из родственников убитого после заключения мировой убьет родственника убийцы, тот за нарушение мировой подвер¬гается строгому наказанию со стороны общества, изгоняется из селения под именем кровного врага, а с родственников его взимается пеня в пользу наследников им убитого.

Pages: 1 2 3
Рубрика: Дагестан
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.