Суббота, Ноябрь 20th, 2010 | Автор:

ССОГЛАСОВАННОЕ ПРИЗНАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ С. КАРАБУДАХКЕНТ ПО ПОВОДУ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАВ МЕСТНЫХ АРИСТОКРАТОВ (1266/1849 – 50 Г.)
Это сообщение, сделанное для будущих времен.
Мы, жители Карабудахкента, – малый и большой, пришли к соглашению:
Первооснователями этого селения, Карабудахкента, являются потомки покойного эмира Карабудах-Атая (Гъарабудагъ).
Земля и вода, дающие жизнь селению Карабудахкент, находятся во власти карабудахкентских эмиров. Это имеет место со времен их далеких предков, что мы и признаем.
Мы не можем иметь ни земли, ни воды (для занятия сельским хозяйством, если эмиры Карабудахкента предварительно не распределят всего этого между нами. Население Карабудахкента не может иметь ни земли, ни воды – без распределения всего этого руками эмиров, – и на равниной части земель Карабудахкента.
Мы платили эмирам Карабудахкента подать мареной (андум) или – по выбору самих этих эмиров, – давали им ее денежный эквивалент, или что-либо другое.
Тому из них, кто становился старшим эмиром, состоящим над нами, жителями Карабудахкента, предоставляли мы право на получение выкупа с преступников за убийства, кражи и за другие преступления, делая это из-за воды и земли. У эмиров же земель, окружающих Карабудахкент с четырех сторон, – будь-то шамхал или кто-либо другой, – не было тогда права на соучастие в получении выкупов за преступления, имевшие место в Карабудахкенте. Здесь, однако, исключением являлась ситуация с выкупами за преступления, совершенные людьми, которые пришли в Карабудахкент в качестве гостей.
Мы обязаны выходить всем селением:
один день в году для проведения посевных работ на землях того эмира, который в качестве старшего будет стоять над нами в данное конкретное время;
один день в году Для проведения жатвы;
один день в году для проведения обмолота (язлыкъ).
Все эти работы мы выполняем в пользу старшего эмира из-за воды и земли, которые находились в нашем распоряжении.
Далее, мы обязаны нести в пользу эмиров Карабудахкента еще и службы частного порядка.
Эмиры потребовали от нас теперь бумагу, говорящую, что правителем над нами, карабудахкенцами, должен быть человек из их рода, и мы им такой документ дали, подтверждая здесь, таким образом, наше согласие с ними, эмирами, в названном вопросе. Точнее сказать, мы подтверждаем здесь, что они – потомки Карабудах-Атая, – издавна управляли нами, что перечисленные выше службы в пользу эмиров существуют со времен наших самых отдаленных предков.
Запись эта по своему содержанию является полностью достоверной. Если поэтому кто-либо из нас, карабудахкентцев, будет отныне настаивать на противном тому, что говорим здесь, то мы, карабудахкентцы, не то чтобы не примем его претензии, но еще и накажем его.
Написанное соответствует действительности и мы, члены Карабудахкентской общины, подтверждаем это.
Приложены отпечатки пальцев с именами следующих лиц – членов карабудахкентской общины: Алхаса – сына Мамакая (Мамакъай), Ахмадхаджи – сына Будуна, Лаварслана – сына Акая, Булата – Алтун-хаджи, Темир-Сактая, Усмана – сына Надара, Нуаммата – Папака, Мур-тазаали – сына Тахира, Шахмандара – сына Халила, Хаджи – сына Яхьи, Гази – сына Аги (Агъа), Ахмада – сына Дарвиша, Язамата – сына Мирзы, Умакая (Умакъай) – сына Исы, Мухаммадамина – сына Маммы, Акая – сына Шахманая, Абакара – сына Ислама, Атава – сына Таулуха-сана, Таймасхана – сына Идриса, Балая – сына Муртазаали, Таубулата -сына Халилбека, Шамсутдина – сына Яхьи, Атая – сына Халила, Али -сына Абдала, Мустая – сына Джангиши, Махаммавхана – сына Акая (Акъаи), Атавхаджи – сына Муртазаали, Бамматхана – сына Панахана, Атава – сына Хасаракая.

Рубрика: Дагестан
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.