Вторник, Февраль 05th, 2013 | Автор:

Терский Сборник.
Литературно-научное приложение к «Терскому Календарю» 1911 г.
Издание Терского Областного Статистического Комитета, под редакцией Секретаря Комитета
Подъесаула М.А. Караулова 2-го.
Выпуск седьмой.
Владикавказ.
Электропечатная Типография Терского Областного Правления.
1910.
Печатано по постановлению Терского Областного Статистического Комитета.
Н. Е. Иваненков.
ГОРНЫЕ ЧЕЧЕНЦЫ
I. Несколько слов по истории края .
Сравнительная численность чеченского племени. Все племя чеченцев, — или, по местному названию, «нахчий», — часть которого заселяет исследуемый район, и по настоящему количеству населения (205000 д., а с родственными им ингушами 255000 душ обоего пола) и по занимаемой им территории, незначительное племя в сравнении с другими коренными племенами Кавказа. Так, до 3-х миллионов грузин, на юг от Кавказского хребта, занимают нынешнюю Тифлисскую и Кутансскую и части Эриванской и Елисаветпольской губерний; более полумиллионное племя адыге (черкес) занимала западную часть Терской области и половину Кубанской. Дагестан с более чем полумиллионом населения лезгин, равен по площади почти половине Терской области, имеющий на 61 тысячу квадратный верст до одного миллиона душ, чеченцы же и ингуши занимают около 7 тыс. кв. верст, т.е. едва лишь девятую часть последней. Исследованный мною район занимает приблизительно 1/3 этой площади, т.е. около 2300 к. в.
Грузинское и Хазарское царства. Персы и Арабы. На Кавказском перешейке с самых древних времен известно Грузинское царство, занимавшее одним сплошным племенем все пространство южного Кавказа от р. Алазани до Черного моря.
На Севере от Кавказского хребта и на Западе от Каспийского моря и от границ нынешнего Дагестана, по всему югу России, — раньше Рождества Христова по преданиям, а с II-го века по Р.Х. исторически, — известно сильное Хазарское царство, состоявшее, очевидно, из разных племен, потому что разные исследователи видят в них: тюрков, венгров и финн, вогулов, грузин и армян. В нем было распространено язычество, иудейство как главная религия, христианство и ислам. Два очень больших торговых хазарских города. Большие и Малые Мажары, находились на р. Куме при впадении в нее р. Буйвола, занимая до 25 верст по обоим берегам реки. Главный город хозар итиль, он же Халидж, или Амуль, лежал в устье р. Волги, на месте нынешнего г. Астрахани. По сказаниям истории Грузии, еще задолго до Р.Х., хазары и грузины вторгались друг к другу и некоторое время грузины были даже данниками хазар, владения которых простирались тогда до р. Аракса. К тому же времени относится и борьба хазар с Арменией. На северном склоне Кавказского хребта Хазары образовали два владения: одно на западе под названием Оссы и другое в Дагестане с городом Хунзах. Затем они были изгнаны из Азии Мидийским царем Циаскаром. В VI веке персидский царь Хосрой I Великий Ануширван основал Дербент, укрепил его и построил стену от моря до Кавказского хребта, на протяжении 80 верст. Арабы завоевавши Персию и Грузию, продолжали содержать укрепленную линию от вторжений с севера. По всем проходам гор ими построено 360 укреплений и защита их поручена переселенным сюда воинственным племенам из Мосула, Сирии и Гиар-Габия.
С выступлением на историческую сцену славян, князья их ведут долгую борьбу с хазарами, которые в 966 году были разбиты Святославом Игоревичем. Окончательно же было уничтожено Хазарское царство монголами, пришедшими на юг России из Азии в XIII веке. В доисторическом периоде жизни славян они известны здесь из сказаний арабских географов, относящихся к VII – X веками по Р.Х. по их словам, славяне совершали нападения на западный берег Каспийского или Хазарского моря. С другой стороны аравитяне, распространяя в первые века своей эры магометанство и завоевыя для этого разные культурные страны того времени, поработили в VII веке Грузию. Это рабство продолжалось 400 лет. Потом подчинили своей власти и соседний Дагестан, в котором поставили своих правителей, давших, начало происхождению княжеских родов, и ввели в нем магометанство. Они обратили в ислам и потомков древних евреев, составлявших большую часть населения округа Табасарани, находившегося около г. Дербента. Отсюда ислам начал распространяться на соседние племена, захватив и чеченцев.
Арабские географы передали нам, что арабы, распространяя, после покорения в VII веке Грузии и Персии, свою власть на провинции последней, лежащие по южному и Западному берегу Хазарского моря дошли беспрепятственно до Г. Дербента, по арабски Баб-ул-абваба. Дагестан же находился в полузависимом от них состоянии. Еще же дальше, т.е. на север от Андийского и Кавказского хребтов, жили племена, подчиненные Хазарскому царству. Арабские географы называли племена, обитавшие в Дагестане, Серирами, т.е. подчиняющимися владельцу Персидского трона, или иначе царством Сахиб-ас-серира, лежавшим между алланами и Баб-ул-абвабом (Дербентом). Племена, жившие здесь, именуются ими Лакзами, это тоже самое, что «леги» или «лезгины», смежно с Табасаранцами, а выше Лакзов помещалось ими племя «филан», занимавшее незначительную область. Хасрон, то есть цари персидской династии Сассанидов, прилагали большую заботу к этой пограничной местности и не ослабляли наблюдения за ее положением вследствие великой опасности с этой стороны и сильной боязни ее. В этом месте были поселены стражники из переселенцев разных областей и надежных, по мнению Хосроев, для охраны. Вся населенная местность, которою они завладеют, была предоставлена в их исключительное пользование без всяких расходов от правительства, без всяких хлопот об этом крае и без вмешательства в его дела».
«Филавы», вероятно, и есть племя чеченцев. По восточным обычаям, племена часто меняют свои названия, сообразно с именами своих правителей или с переменой глав рода. Соседние же с кем-либо племена, дают ему также разные названия. Вследствие этого трудно установить одназначащиеся названия какого-либо одного племени.
По арабским географам в Кавказских горах, в числе других 72 племен, обитало племя славян, но где именно не известно.
Во всех этих сказаниях нет сведений о чеченцах, как о значительном самостоятельно народе, игравшем заметную роль в истории. Соседи их осетины или алланы связаны были в своей исторической жизни с Грузиею и это известно из истории. О чеченцах же есть только устные предания самих чеченцев, записанные исследователями уже нашего времени, что не игравши исторической роли в целом ряде древних госудаств, племя носило разные названия.
Оно и понятно, вот хотя бы настоящее наименование племени «чеченцы». Это русское наименование, происходящее от имени селения «Чечен». Сами7 себя чеченцы зовут «нахчий», что в переводе на русский язык значит «народ», или «люди». Вероятно народ, сохранив свою самобытность, называл себя так в отличие от господствующего в данное время пришлого элемента, подчинившего себе народ. Пришельцев же, в продолжение многих веков, было много и они были с разных сторон. Они именовали себя и ближайших своих подчиненных соседей именами окружающего народа по своим именам. Это и дало начало так называемым «родоначальникам».
Вся же масса племени, называвшая себя просто народом, конечно, имела своих родоначальников, о которых, однако не сохранила в памяти сменяющих друг друга поколений, всеобщих сказаний. Только одно сказание «Машконгов», как и увидим дальше, заходит дальше времени появления средневековых и более ранних покорителей и покровителей народа.
По записанным Головинским преданиям, чеченцы ведут свой род от «бицоев» племени, доныне живущего между пшаво-кевурами, в Таонетском округе, Тифлисской губернии. Предки же «бицоев» жили когда-то на юге от Грузии и во время нашествия арабов оттеснены были в Кавказские горы. Из них три фамилии Галгай, Ахе или Ако и Шато со своими родичами пробрались на места, занимаемые ныне горскими чеченцами, в верховьях р.р. Ассы и Аргуна.
Здесь они размножились настолько, что стало тесно жить и часть их бросила безплодные горы и, лет 350 назад, начала переселяться на пустынные лесистые равнины, простиравшиеся от подошвы гор до р. Сунжи.
Еще ко времени Ермолова край от р. Терека до р. Сунжи был почти незаселен. Но здесь раньше текла жизнь какого-то довольно культурного народа, оставившего свои следы в многочисленных могильниках.
Вышеприведенное предание касается бывшего переселения из Грузии, на подобие предписаний, записанных мною и приводимых ниже многих родословных выходцев из Сирии. Однако, они указывают на происхождение всего народа или «нахчий».
Со времени свержения, в конце XV-го века, татарского ига, покорения и присоединения к себе, в средине следующего столетия, Казанского и Астраханского царств, Русское государство начинает постепенно подвигаться на юг, принадлежавший в древности хазарам, с которыми славяне, как сказано, в начале своей истории имели давнишние счеты, сопровождавшиеся постоянными войнами.
В XVI столетии появляются на Тереке казаки, занявшие горные гребни по правому берегу Терека и получившие от того имя «гребенских».
Бежали они сюда по давно проторенным славянами на юг по степям, по р. Волге и по Каспийскому морю, дорогам, так как исторически известно, что древние государства Малой Азии и Ирана вели торговлю с северными варварами.
Они и положили первую основу нового распространения русского владычества и колонизации в пределах нынешней Терской области. Таким образом время начала поселения в пустынных местах притеречных равнин горных чеченцев и время появления здесь же для поселения первых русских людей почти совпадают. Каждый из них принес в край свою культуру, и при взаимных мирных сношениях они мели друг на друга влияние. Но мирные сношения впоследствии заменились враждебными. Враждебность эта на религиозной, главным образом, почве возбуждались и поддерживалась из соседнего Дагестана, боровшегося за свою независимость с Россиею, стремившеюся подчинить своей власти весь Кавказ, после того, как к ней добровольно присоединилась единоверная Грузия.
Чеченские низовые страны считались раньше житницею Дагестана. Для защиты от грабивших и разорявших их соседей Кабардинцев и Кумыков они призвали к себе из Дагестана на княжение род Турловых, водворивших порядок в стране и защищавших ее своею дружиною, в состав которой входили и чеченцы, по первому призыву князей. Однако власть Турловых не заглушила в чеченцах врожденного отвращения к подчиненности; чеченцы стали тяготиться их властью, и Турловы вынуждены были удалиться из страны в конце XVIII столетия.
Каждое чеченское общество, в котором почти все семейства связаны были родственными отношениями, стало жить независимою от других жизнью. Только единство выгод такой независимой жизни и единство обычаев, могло создавать единство действий, в особенности для защиты такой жизни от внешних врагов.
Не подлежит сомнению, что в блестящий период своей истории, в царствование Давида Возобновителя и царицы Тамары, в XI и XII в., Грузия, как и раньше сего, распространяла христианство, торговлю и основы общественной жизни на север от кавказского хребта, служившего бесспорною границею царства, хотя этнографические границы грузин и их поселения перешли на р.р. Аргун и Койсу, за главный перевал. Но в борьбе с Персиею и Турциею она сама едва не потеряла свою самобытность и обессиленная отдалась в подданство России в конце XVIII столетия. Как увидим дальше, с XIII – XIII века начинается и распространение магометанства в Чечне арабами.
В таком виде представляется общая картина история уголка Кавказских гор, в недоступных лесистых ущельях которых засели чеченцы. В то время, когда на равнинах одни народы часто могли вытеснять и порабощать других, здесь небольшой народ сохранил свою самобытность с самых древних времен, благодаря недоступности своих ущелий. К тому же и бедная природа гор, с их бедными, но воинственными обитателями, не могла привлекать ни завоевателя, ни колонизатора, в виде какого-либо целого племени. Каждое горное племя дорожило своею независимостью и отстаивало ее, ибо покорение кого-либо означало, по древним не писанным, обычным международным правам, тоже самое что и обращение народа в рабство победителей.
II. Деление чеченцев на роды.
Деление чеченцев на роды. При исследовании состава населения данного района, я обращал особенное внимание на местные рассказы о происхождении чеченских родов и обществ. Побудило меня к этому то, что помимо специального значения этот вопрос, как я убедился с первого же раза, тесно связан с правами обществ на занимаемые ими земли. По этому я одновременно с вопросами о праве на землю, узнавал, на сколько было это возможно, и о родопроисхождении обществ и селений. Посемейных записей по этой части, конечно, нет, потому что масса населения почти поголовно безграмотна.
Существует мнение, что предания у чеченцев очень бедны содержанием. Этот вывод, быть может, и не верен, потому что для полного ознакомления с народом и его душою необходимо очень близко сжиться с ним.
По распросам мне удалось установить, что население исследуемого района разбивается на несколько групп, имеющих различные местные наименования, происхождение которых относится к очень далеким временам. Так есть «Чантинцы» или «Итумцы», «Хачарой», «Дзумсой», «Мулкой», «Шарой», «Макажой» и проч. Такие наименования относятся к целым группам селений, отселков и хуторов и даже к разным обществам, близким между собою или по кровному происхождению одного селения от другого, или же по союзу для достижения общих интересов. Первое бывает чаще, что вполне естественно при размножении населения от одного корня.
Каждая из этих групп имеет свои сказания о своем происхождении и о своих родоначальниках, представители которых имеются и теперь на лицо в каком-либо одном старом селении данной группы их.
Родоначальники чеченцев. Оказывается, что все родоначальники – люди пришедшие со стороны, а не местные уроженцы: одни из Грузии, другие из страны Шаами, т.е. Сирии, с главными городами ее Бейрутом и Дамаском, третьи из Дагестана, под именем «тавлинцев», четвертые из с. Нашхоя, местности находящейся в западной части 4-го участка Грозненского округа, одно селение рассказало даже, что оно присходит от русского и проч.
Только одни «Машконги», т.е. «сыновья бородатого» живущие в сел. Саты и Юкер-келой, ведут свой род от богатыря Уллу-Хойдара, жившего здесь далеко раньше магометанского летоисчисления, 7 м поколений раньше некоего «Машконги», от которого, вот уже в 17 м поколении, живет ныне в с. Саты чеченец Салех Салтов, перечисливший поименно всех 16-ть своих предшественников.
Вот последовательный их список: 1) Уллу-Хойдар, был богатырь, коренной житель; что значит это слово жители не знают, 2) Машконги, 3) сын его Хойдар-бек, потом 4) Батак, 5) Шиды, 6) Ширдаг, 7) Туш, 8) Корт (голова), 9) Миш, 10) дальше были три брата Магомат, Вирас и Яски, 11) от Яски был Тураш, а Юкер, от одного из других братьев, 12) Абдула, 13) гуда, 14) Вити, 15) Муси, 16) Магомат, 17) Селет и 18) Салех Салтов. От них в с. Саты осталась башня, когда и кем построенная не известно. Она теперь полуразрушилась. Интересно, что в 3 – 4-х верстах от этого селения есть общество Хали-Кале, ведущее свой род от русского родоначальника.
Из множества записанных мною родословных, я приведу здесь еще несколько таких, которые обрисовывают небольшую часть исторического быта чеченцев.
В Чантинском или итум-калинском (по местному выговору «Итон-каллой») обществе рассказывают две истории о происхождении своих родоначальников. По одной из них, некто Лазари, происходящий из князей Грузии, пришел оттуда на р. Чанты Аргун и здесь, при слиянии с нею речки Чанты-ахк, построил жилище в виде четырех этажной башни. В те времена было несколько выходцев из Грузии, поселившихся по долине реки Чанты-Аргун. В сел. Какадой теперь даже показывают древнее грузинское христианское кладбище.
Грузинский царь, объезжая свои владения, прибыл к Лазари, прожил у него три дня и выдал грамоту, подтверждающую его княжеское происхождение, наравне с другими знатными родами Грузии, и дающую право прямого доступа к царю. Грамота эта переходила из рода в род. Шамиль, распространя свою власть в Чечне, признал Алдама Махомаева, прямого потомка Лазари, за одного из самых влиятельных родоначальников в Чечне и назначил его своим наибом. Грамоту же отобрал от Алдама и сжог на глазах его, сказав при этом: «Я тебя назначаю наибом и никакой грамоты тебе больше не нужно!» Шамиль боялся, как бы Алдам не начал сноситься с Грузией. Потомки Алдама и теперь живут в селении Цамадой, Тазбичинского старшинства.
По другому рассказу, родоначальником Чантинцев был некто Итум Люнгиев, княжеского рода, выходец также из Грузии; от Итума был Джали, а от него Барз-гар, Багомат-гар, Эжи-гар, Хаматы-гар и Муртаз-гар , которые расселились по разным местам бассейна р. Чанты-ахк. Когда пришел Итум, то застал здесь коренных жителей, называвшихся «дардыхоевцами», родоначальник которых «Купина» пришел из Сирии. Затем чантинцы и дардахоевцы смешались в одно общество.
Многие общества, начиная от с. Барзой, находящегося близ с. Шатиль, вверх по р. Чанты-Аргуну, ведут свое родопроисхождение из Грузии.
Народная фантазия украшает приход сюда Итума следующей легендой. Итум был охотник. Однажды он зашел далеко от своего жилища в глухую безлюдную, лесную долину р. Аргуна. Звери и птицы не боялись человека. Был теплый весенний день, все благоухало на лоне девственной природы. Утомившись, Итум лег отдохнуть на одной поляне и заснул. Когда проснулся, то увидел, что на его палке поставленной им ласточки начали свивать гнездо. Это был хороших признак, и Итум пошел домой, забрал все свое имущество и близких родных и переселился в новое место, где зажил счастливо и богато. Здесь было христианство; в числе домашних животных были свиньи и теперь даже указывают места огороженные камнями, куда загоняли на ночь свиней.
По сказаниям общества с. Нахчи-келоя, основателями их селения и смежного с ними с. Чебахкероя, были два брата: Хусейн и Хосан. Происхождение их такое: у какого-то Сирийского царя или князя был введен новый закон: кровной мести не допускать, но вместо этого – предавать казни убийцу. Первый, на котором должен был быть исполнен этот закон, был сын самого царя, — Нашо. Мать не позволила привести в исполнение приказ мужа казнить сына, сказав: «Я имею также права на сына. Пусть суд рассудить!» И суд присудил выселить его. Нашо поселился в Нашхоте; у него было 7 сыновей: 1) Чанто, в свою очередь поселившийся в сел. Чанты (сра. Расск. Чантивцев), 2) Хакко поселившийся в с. Шатое, 3) Келой – в Келое, 4) Макожое, 5) Гуни – в с. Гуни; 6) Алды – в с. Алды (1-го участка Грозненского округа) и 7) остался в Нашхое.
От Келоя произошли вышеупомянутые основатели селений Нахчикелой и Чебахкерой. От Хусейна, через шесть поколений, происходит Таймаз Альбеков, старик около 80 лет от роду; живущий ныне в с. Нахчи-Келой.
В селениях 4-го участка Грозненского округа, расположенных на р.Шаро-Аргуне, рассказывают историю проихождения от двух братьев: Шаро-хана и Хакмадоя, выселившихся сюда также из Сирии. От первого последовательно произошли: 1) Шауло-хан и 2) Цоган (лисица), у Цогана было шесть сыновей: Перела, Лур-Магомат, Коса, Хунчи, Ганош и Мешел, от которых пошли шесть родов шароевцев, например, от Мешела последовательно были: Башта, Айты, Айтемур, Бер (государственная недомка), Кур-Магмат, Омар, Алхан и Изн. В восьмом поколении происходит Изи Алхан и Изи. В восьмом поколении происходит от абу-Муселима-шейха, первого распространителя ислама в Дагестане. По записям, ведущимся по-арабски пятидесяти двух летним Магоматом Алиевым прямым потомком шейха, он пришел в Дагестан в 111 году Магометанского или 693 г. христианского летоисчисления. Священный для магометан прах его покоится в Джаи, Аварского округа. Восемь поколений насчитывает Магомат Алиев со времени прихода его предка из с. Хакароя, того же округа, в с. Химой. Сначала пришел Ибрагим, от него произошли последовательно: Ражабилло (июльский сын), Амир, Ражабилло. Али, Рожаб, Али и Магома.
По арабским писателям, Абу-Муселим был полководец в арабском войске, покоривший в конце VIII века страну Лакзов ил Дагестан.
Большое Макажоевское общество, 5-го участка Веденского округа, ведет свой род от Турача, выходца из Нашхоя. От него были: Чермахо, Чожир, Масхут, Сурхо, Амахи, Иса, Али, Рожаб, Амет-хан и наконец Або, ныне живущий старик 90 лет.
Смежно с группой с. с. Макажоевского общества есть небольшое (27 семейств) селение Тондухой. В нем здоровый и бодрый старик 75 лет, Дарго Ильясов, ведет свой род в 10-м поколении от Сурак-хана, происходящего из рода Грузинского царя Ираклия. Джайлинский князь хотел наложить дань и воевал с ним, но потомки Ираклия не подчинились, говоря: «Мы царского рода Ираклия»!
Вот его предки: Сурак-хан, Сарка, Хольчи, Ашил, Мирза, Магомет, Тел, Хунул и Ильяс. Шамиль казнил отца и брата Дарго и 13 человек других за их знатное происхождение.
Характерен рассказ о родоначальнике Бугороевцев, составляющих часть общего рода «Дзумсой». Ведут они свой род от того же рода, из которого происходил Пророк Магомет. Первого пришельца сюда звали Шамиль-ханом; от него последовательно произошли: 2) Цогуль-хан, (строитель башни Цогуль Баилишки), 3) Баташ (значит рот), 4) Дока (ива), 5) Гоур (лошадь), 6) Эльдар-хан, 7) Чутар (поместился), 8) опять Чутар, — есть предание, что этого Чутара хотел покорить под свое подданство Джайлинский князь и наложить дань по 1 барану со двора, но Чутар не покорился, сказав, что он сам князь, — дальше идут: 9) Муртавали, 10) Джемасаг, 11) Арсан-Гирей и 11) Джант, рассказчик 45 лет, служащий в местной милиции.
Переселение из Шаами, т.е. Сирии, совершили пять братьев, по случаю присеснения их там каким-то царем. Из них, пришли на Кавказ только два брата. Один их них Шаухал-хан поселился на р. Тереке – от него произошли Тарковцы, а другой – Шамиль-хан, пришел для поселения в ущелье р. Дзумсой.
В с. Гули-кале одни сказали, что родоначальник их выходец из Сирии, но имени его они не знают. Другие же ведут свой род от русского которого звали Орсой; от него последовательно были: 2) Умар, 3) Али, 4) Амер-хан, 5) Хушпар, 6) Хасан, 7) Хасен-хан и 8) Солол-хан, рассказчик – 40 лет.
В селении Баулой, находящемся на левом участке р. Чанты-Аргун, рассказали свою родословную так: Основал это селение некто Гунашель, выходец из с. Хакароя, Дагестанской области, переселившийся сюда, избегая кровной мести. Он был родом из кумык, переселившихся в Хакарой еще раньше также по кровной мести. От него последовательно произошли: Боты, Беды (крыша), Яски, Хонкор (значит – турецкий султан), Конакалк (хороший мужчина), умерший во время большой чумы, от его брата Гишки был Ажи, Уми; у двух братьев этого рода, нынешних представителей его большой рост, бороды окладистые, лапотой.
Селения Никарой, Кенухой, Басхой и Горой происходят от Бирача, — значение этого слова не знают, такого имени чеченцы теперь не дают. Бирач был сильный знатный человек живший в башнях Кирды, при впадении р. Никарой-акх в р. Чанты-Аргун. Он получил дань с Маистовцев и Маихастинцев, составлявших смесь чеченцев с грузинами и ныне живущих в Тионетском уезде Тифлисской губернии; в то время, когда он жил, оружием служили стрелы и луки.
От Бирача произошел: Бичи, — значение слова чеченцы не знают, имя и теперь дают без спроса муллы, — от Бичи был Аржолик (темнота), потом Эда, Тилло (значение слов не знают), Каи-Карк (крикун), Алхазурк (птица), Аказак, Акай (значение не знают, такое имя дают и теперь), Цоцарк и Хецик, рассказчик, бодрый, здоровый старик 80 лет. Бирач был выходец из Грузии. Дочь его вышла замуж за сына Итума, основателя селения у Евдокимовского укрепления.
С. Ушни состоит из коренных жителей, именуемых в народе «Терлоевцами». Они здесь всегда жили. Первый человек, которого они помнят, был Мита, от него были: Сеси (черви у баранов), Бузи, Сейк, Бошк (кадушка), Сейк, Хажи-Багомат и Мурат Хаджи, рассказчик, бодрый старик 60-ти лет. Предки говорили, что старинные кладбища были их фамильные. Они были христиане, ели свинину. Недавно только введено у них магометанство, и они бросили старину.
Во всех приведенных родословных, колена в точности перечислены поименно. Только в некоторых случаях, здесь не указанных, настоящие представители говорят, что забыли имена нескольких, не особенно выдающихся, своих предков.
Надо отметить ту общую характеристику родословных, что ее ведет не все население, а только кто-либо один. Остальные же жители ничего о родопроисхождении своем не знают и на задаваемые им вопросы обыкновенно отвечали: — «Мы позовем такого-то, — он все расскажет».
Все лица, ведущие свою родословную, резко отличаются, по своему типу, от остальной массы населения. Тип этот всего более подходит к семитскому. У него характерный средний горбатый нос, длинная борода с завитками, широкий лоб, светлое лицо, карие глаза, постоянно выражающие настроение владельца. Некоторые из этих лиц имеют высокий рост и широкую бороду. Этого типа людей, сравнительно, очень мало.
По р. Чанты-Аргуну и частию по р. Шаро-Аргуну ясно видна примесь грузинской крови. Здесь часто видишь большую круглую голову, большой прямой нос, темно-карие глаза, черные волосы, смуглую кожу, рост вообще выше среднего и много людей до 2-х аршин 12 вершков ростом. Часто широкоплечие костистые.
Главная же масса всего населения, особенно в северных частях исследуемого района, представляет совсем другой вид. Это люди большею частью среднего, изредка выше среднего роста; чаще всего поджарые. У них лицо чистое, небольшое, продолговатое, голова небольшая, глаза преимущественно серые и только частию серо-карие, волосы темные, изредка темно-русые и даже русые; борода небольшая, козловатая, клином загнутым назад, вершка 1 ½ — 2 длинныность немного больше умеренного, но и не большой. Весь облик чеченца очень сильно напоминает обычный тип Мефистофеля.
Высказываемое некоторыми исследователями наблюдение, что у чеченцев лицевой угол равен 73, но встречаются лица с углом 84 и даже 87, очевидно, относится к вышеуказанным группам населения, при чем грузины, арабы и евреи обладают боьшим лицевым углом, а главная масса населения – меньшим. Последняя группа, по моему мнению, и есть то коренное племя, которое именует себя «нахчи», «люди», «народ».
Чеченский язык – гортанные, носовые с придыханием звуки, которые нельзя выразить нашим алфавитом. В конце записки я привожу несколько десятков чеченских слов; при этом не ручаюсь за то, что некоторые из них не искажены.
Из 45000 тыс. душ населения, по меньшей мере, четвертую часть я видел лично и мог хорошо отличить вышеописанные типы. В коренном типе наблюдается какое-то племя, быть может одно из тех, которые входили в состав Хазарского царства. Главная масса его племен вытеснена была с Прикаспийских равнин на запад, а часть их засела в неприступных ущельях гор. В разговоре с чеченцами часто приходилось слышать от них выражение: «это было во время большого передвижения народов», которое, по всей вероятности, относится к нашествию в XIII-м веке монгольских и татарских орд Чингис-хана чрез Каспийские ворота, т.е. чрез г. Дербент на юг нынешней России.
Из вышеизложенного ясно, что значит «родоначальник» у чеченцев. Это прежде всего люди пришлые и с самого начала поселения совершенно чуждые коренному населению. Они были единицы в сравнении с массой населения. Только грузины, вследствие своей близости и естественным путем по р.р. Арагве и Чанты-Аргуну, могли смешаться в значительно большом числе. Самая верхняя часть р. Чанты-Аргун входит в Тифлисскую губернию, примыкая к ней и по этнографическому своему составу, в котором преобладают племена более родственные грузинам, чем чеченцам, хотя экономическая их жизнь более всего тяготеет к низовьям этой реки.
Прочие «родоначальники» были в Сирии и, быть может, Аравии. Грузины распространяли христианство с юга, а арабы после них магометанство, с востока из Дагестана и с запада из местности Нашхой. О христианстве остались теперь лишь одни воспоминания, особенно живые по р. Чанты-Аргуну. Само собою разумеется, что все эти «родоначальники» потеряли свой грузинский, арабский и еврейский язык и стали говорить на одном чеченском языке, получившем все-таки незначительные словарные позаимствования и оттенки в произношении, на юге от грузин и на востоке от тавлин или вообще дагестанцев.
Вследствие вышеизложенного слову «родоначальник» надо присвоить такое понятие, что это есть не лицо, от которого произошли все остальные лица, а именно «начальник» известного, существовавшего уже рода. Этими родами и были в действительности целые группы лиц основного народа, который, к сожалению, не сохранил у себя прочных преданий о происхождении.
Все арабские «родоначальники» и у чеченцев насчитывают в среднем выводе 9 – 10 поколений, со времени прихода в Чечню. Если взять за средний возраст родоначальника 80 лет, — что не будет много для горца, достаточно обеспеченного матриально и умеренного в жизни, — то найдем, что поименнованные родоначальники пришли сюда в XII – XIII веках. Следовательно, прошло 400 – 600 лет, когда магометанство начало распространяться здесь от берега Каспийского моря где оно было введено еще раньше. Это определение времени совпадает с указаниями других исследователей. В промежуток времени 400 – 600 л. В Чечне могло быть наибольшее культурное влияние с Юга – Грузии и с Севера – Хазар, чему способствовал естественный путь по р.р. Арагве, протекающей в Грузии, Чанты-Аргуну, — в Чечне.
Дагестанский горец в своих песнях упоминает остальном мече, с написанным приветствием Пророку, о крымской или мажарской винтовке, как предметах своего вооружения. В этом видно влияние севера и юга. Все это может относиться и к Чечне, потому что сходство быта Дагестана и Чечни очень велико.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.