Вторник, Февраль 05th, 2013 | Автор:

ТЕРСКИЙ
СБОРНИК
ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕРСКОМУ КАЛЕНДАРЮ НА 1892 ГОД.
ГОД ВТОРОЙ
Издание Терского областного статистического комитета
под редакцией секретаря комитета
Г. А. Вертепова.
КНИГА ВТОРАЯ
ВЛАДИКАВКАЗА
Типография Терского Областного Правления.
1892.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
ОСНОВ
ШАРИАТА
Вместо предисловия.
Две причины побудили нас к составлению этой небольшой статьи: во-первых, та, что служащие по военно-народному управлению Терской области не имеют почти никакой возможности разобраться в массе различных толкований местных мулл и кадиев, да и сами муллы часто сбиваются в этом лабиринте, а во-вторых, и это главное, то, что авторы различных статей, печатаемых в местных изданиях, не всегда могут строго различать, какие из народных обычаев или народно-юридических установлений относятся к обычному мусульманскому праву (шариату) и какие к простому народному обычаю, и оттого необходимо должно произойти множество несогласий и недоразумений. В изложении этой статьи мы следовали прекрасному руководству к шариату известного голландского ученого Фан-ден-Берга «De beginselen von het mohammedansche recht volgens de imam’s Aboe Hanifat en sjafe’i. Batavia, 1878».
Прежде чем излагать основы шариата, или обычного мусульманского права, мы считаем необходимым оговорить, что мусульманские народы представляют себе идеалом государства такое, в котором настоящий высший глава – сам Господь Бог. На этом основании же законы, как преподанные самим Богом, суть Его повеления, которые вечны и неизменны, а понятия о праве и богослужении являются тождественными, так как исчерпаются из одних и тех же священных книг. Если в шариате не заключается ответа на какой-либо данный случай, то призывается на помощь обычай или адет (урф). Источниками шариата служат: во-первых, Куран, во-вторых, Суннет, в-третьих, Фетва, или решения знаменитых юристов. Основанием закона служит Куран, но не следует думать, что в нем находится изложение права. Таких постановлений там очень немного, и для подведения всего под эту мерку мусульманские юристы прибегают ко всяким натяжкам. По верованию большинства мусульман, Куран свалился прямо с самого неба, и на этом основании никакая его критика не может иметь места. Но так как строфы этой священной книги часто противоречат друг другу, то мусульмане принимают, что позднейшие предписания уничтожают прежние, хотя сами часто не знают, какие из них отнести к той или иной категории. Раз в Куране не найдется чему-либо объяснения, мусульмане обращаются к преданиям о жизни пророка (Суннет). Их очень много, и многие из них положительно недостоверны. Самыми правдивыми считают мусульмане рассказы жены Мухаммеда, Айши, и некоего Ибл-Аббаса. Третьим источником считаются решения знаменитых юристов, из которых самые главные Номал Ибл Сабит Абу-Ханифа, Малик Ибл-Анас, Мухаммед Ибл-Идрис Али-Шафии и Абу Абдуллах Ахмед Ибл-Ханбачь. Это и есть четыре правоверных имама, по именам которых называются четыре мусульманских секты суннитов – ханифитами, маликитами, шафиитами и ханбачитами. На Кавказе живут последователи двух только сект – ханифиты и шафииты, из которых первая отличается большим либерализмом и кротостью, а вторая почти аскетизмом и суровыми постановлениями.
Из европейских сочинений, трактующих о мусульманском праве, мы укажем, кроме руководства Фан-Ден-Берга, на трактаты Кейзера «Precis de la jurisprudence musulmane selon le rite chafeite par Abou Chodja. Leiden. 1859» и «Handbock voor het mahammedansche recht. Hage. 1853». Автора.
Глава первая.
Религиозное право (ибадет).
Религиозное право делится мусульманскими юристами на 5 главных отделов: очищения (тагарет), молитвы (салат), налога в пользу бедных (зекат), поста (сыям) и пилигримства в Мекку (хадгидж). Все предметы в мусульманской казуистике делятся на чистые (тагыр) и нечистые (наджис). Вторыми считаются: свиньи, собаки, все опьяняющее, пока оно не превратилось в уксус, все умершее естественною смертью, за исключением трупов людей, рыб и саранчи, убитые животные, мясо которых не употребляется в пищу, молоко таких же животных, кал, моча и другие жидкости, исходящие из человеческого тела, за исключением детородного семени людей и все прикоснувшееся к подобным предметам. В последнем разряде нечистота считается случайною и уничтожается, если вымыть оскверненные предметы три раза, по мнению шафитов, – водою, а ханифитов, – чем угодно чистым. Но если из чашки напилась собака или свинья, то не необходимо вымыть семь раз с песком. Для религиозного очищения можно употреблять семь родов воды: дождевую, морскую, речную, колодезную, воду источника и града, если она не присвоена незаконным образом, не согрета солнцем и не сделалась нечистой. Но и в последнем случае она только тогда считается оскверненной когда ее количество меньше меры емкости в локоть с четвертью длины, ширины и глубины. Человек, по мусульманским понятиям, существо чистое, но в известных случаях и он может являться нечистым. Тогда нечистота может быть или великою (эшенабет), которая происходит от совокупления, извержения семени, смерти регул и родов, или малою (хадас). Сюда относится даже потеря сознания и прикосновение чужого мужчины к той чужой женщине, а особенно прикосновение ладонью руки к половым органам. В первом случае, когда запрещается самая молитва и вход в мечеть необходимо омыться досконально (гусль), во втором употребляется малое омовение (вуду). Последнее производится следующим образом: субъект засучивает рукава выше локтей и произносит про себя намерение вымыться, затем моет сперва правую, а потом левую руку и произносит три раза: бисми-лляги аррахман ар-рахим. Потом, всплеснув правою рукою немного воды в рот, полощет его три раза. Затем он моет троекратно лицо и руки до локтей, омачивает правою рукою один раз голову, расчесывает бороду пальцами, чистит уши, смачивает шею рукою. В конце всей этой процедуры он моет троекратно ноги до щиколоток, заботливо прочищая между пальмами, и возглашает: ла-иляга илл-аллах во-мухаммед расулу-аллах. Такое омовение у мусульман совершается всегда пред молитвою; но если под рукою воды нет; то можно омыться песком, хотя при этом рот и другие отверстия конечно не обсыпаются. Омовение производится также, что явствует из предыдущего, и после удовлетворения естественной потребности и тогда уже называется истинджа. Вообще чистота есть одно из главнейших обязанностей человека пред Аллахом.
Говоря о мусульманской молитве, не мешает заметить, что она диаметрально противоположна христианской, так как не служит выражением чувств молящегося, а лишь формальностью и состоит лишь в исполнении одних обрядов. Каждый мусульманин обязан молиться пять раз; в полдень (зугр), после полудня (аср), вечером (магриб), ночью (има) и утром (субх). Время этих молитв возвещается с башен мечетей. Этот призыв называется азаном. Молитву позволяется совершать там же, где застиг известное лицо призыв азана. Все на молящемся и он сам должны быть чисты; молятся, поворотясь лицом к Мекке. Направление Мекки называется кыблет и обозначается в мечетях особенной нишей. Перед молящимся не должно находиться никакое существо и во избежание рассеянности он опирается на дерево или становит около себя свои сапоги. Сам обряд молитвы состоит в следующем: молящийся становится прямо, расставив ноги, и произносит про себя намерение молиться, затем он поднимает кверху раскрытые руки, по учению шафиитов, до плеч, а ханифитов – выше их, и говорит: аллагу акбар; потом опускает руки ниже груди и, держа правою рукою пульс левой, смотрит пристально на то место, где он положил земной поклон, произносит строфы Курана и говорит: аузу билляги мли але-шейтан ар-раджим, говорит первые строфы (первую главу, суру) Курана же и, подняв руки вверх, преклоняется, кладя руки на колена, а затем произносит: аллагу акбар, субхана рабби ал-азим. После всей этой процедуры, верующий становится прямо, кладет земной поклон, садится на левую лодыжку, между тем как колена остаются на земле, и в конце всего продолжает опять ту же процедуру с земным поклоном и сиденьем на той же лодыжке. Повторив нисколько раз подобный обряд, мусульманин садится, произносит краткую молитву за пророка, говорит приветствие направо и налево и тем кончает молитву. Кроме пяти указанных молитв, мусульманам еще рекомендуется совершать, во-первых, полуночную молитву (салату-л-лейль), молитву поздним утром (салату-д-духа) и молитву ночью во время месяца Рамазана (салату-т-теравих). Пятница у мусульман считается днем общей молитвы на основании верования, что в этот день был сотворен и умер Адам и что в этот день случится страшный суд (явму-л-кыям). Каждый возмужалый (балиг), свободный (хурр) и умственно-способный (акыль) человек обязан в этот день молиться в общем собрании. Для того, чтобы пятничная молитва считалась законной, необходимо присутствие в вей не менее 3 человек – по учению ханифитов и 39 – по шафиитам. Молитва совершается между временем зугра и асра и происходит в соборной мечети. Каждый, входя в мечеть, кладет два земных поклона и обращается лицом к Мекке. Один из младших мулл читает между тем отрывок из Курана, но, как только раздается азан, входит главный мулла, и каждый мусульманина совершает два поклона. Тогда мулла всходит на кафедру и произносит половину проповеди, а затем садится и тихо молится, что делают и другие. Затем он доканчивает проповедь. В конце всего мулла кладет два поклона по направлению к Мекке. При каждой мечети бывает один или два почетных (назыр) блюстителя, затем мулла или имам, его ученики или студенты (муриды), а кроме того лица совершавшие пилигримство в Мекку, или хадгиджи. Кроме пятницы у мусульман пользуются уважением день ашура или десятый день мухаррама, первого месяца в году, в каковой Адам и Ева встретились друг с другом и Ной вышел из ковчега, мавлиду-н-наби, или день рождения Мухаммеда, мавлиду-л-Хасанейм, или день рождения Имама Хусейна, иду-л-фитр, или праздник разговенья, иду-л-курбан, или праздник жертвоприношений, лейлету-л-мирадж, или ночь восхождения Мухаммеда на небо, лейлету-н-нисф мин-ам-шабан, или ночь предопределения Аллахом судьбы человека и лейлету-л-надр, или ночь, когда был послан Мухаммеду с неба первый отрывок Курана. Когда кто-либо умирает, его обмывают, завертывают в саван и читают над ним молитвы и отрывки из Курана, но павших за веру хоронят в том виде, в каковом застала их смерть. Покойника несут скорыми шагами до могилы и хоронят его в сидячем положении, чтобы покойный мог сидеть прямо, когда при кончине мира его потребуют к допросу ангелы Накир и Мункир. Гробы употребляются мусульманами лишь в рыхлой земле. В сущности говоря, ислам запрещает наотрез ставить памятники, но отклонения от этого правила встречаются почти на каждом шагу.
Третья обязанность человека к Аллаху, по учению шариата есть подача бедным милостыни. Милостыня эта опять не похожа на христианскую и представляет прямо принудительный налог в пользу бедных, называемый зекатом или садакатом и собираемый особым чиновником, амилем. Амиль, должен быть возмужалым, свободным, умным и справедливым. Зекату подлежат скот, ценности, произведения полей и деревьев и товары; в последних двух категориях амиль должен руководиться одним показанием хозяина. Эти имущества оттого называют скрытыми, или батын, в противоположность явным, загыр. От уплаты зеката ханифиты освобождают несовершеннолетних, умалишенных и мукатабов (раб, заключивший со своим господином договор о получении свободы по уплате им известной суммы денег), шафииты же – одних мукатабов. Доход с этого налога должен распределяться поровну между нищими, нуждающимися амилями, обращенными в ислам, должниками, рабами (мукатабами), воинами, сражающимися против неверных и путешественниками. Но потомки пророка, семья амиля и неверующие не получают ничего из зеката. В настоящее время, впрочем, этот налог потерял всякое значение.
Пост у мусульман собственно один – рамазан, в течение месяца того же имени. Он, подобно другим обязанностям, также совсем не похож на христианский, так как последователи пророка постятся лишь днем; но, лишь солнце закатилось, мусульманин обедает, как ни в чем не бывало. Днем не позволяется даже плевать. В случай же нарушения одного дня поста приносится особая искупительная жертва (кеффарет), состоящая в насыщении 60 бедных и возмещении этого дня другим. От поста юристы освобождают стариков и старух, больных, путешественников, воинов во время священной войны, умалишенных и женщин в период регул и родов. Пост оканчивается малым байрамом. Кроме поста существует еще благочестивое действие, итикаф, когда известное лицо удаляется в мечеть для размышлений об Аллахе. По мнению ханифитов при этом необходим пост, а по мнению шафиитов нужно лишь не выходить оттуда за исключением традиционного отправления естественных потребностей. Пятая потребность человека к Аллаху – путешествие в Мекку не относится прямо к нашей задаче. При этом мы считаем нужным оговорить, что в настоящее время можно всегда мусульманину достать готовое свидетельство об этом от шекканских арабов и не видав в глаза Мекки. Шафииты, впрочем, этого не допускают.
Глава вторая.
Юридические действия (муамалат).
Чтобы понять представления мусульманских юристов относительно обязательств и вещных прав, не следует забывать, что у мусульман понятие о давности не существует, брать рост строго запрещено законом, а всякая формалистика беспощадно изгоняется. Шариат различает три рода обязательства: во-первых, возникающие в силу постановлений закона, независимо от заявления воли сторонами; во-вторых, возникающие, вследствие одностороннего заявления воли и в-третьих, когда обе стороны заявляют свою волю. Первые, в свою очередь, делятся на две группы, т. е. на такие, которые произошли от незаконного действия, причиняющего ущерб, и на возникающие вследствие созданного обстоятельствами положения, как-то обязанности между соседями, родственниками и наследниками. В первом случае, будет ли ущерб умышленным или неумышленным, потерпевший может требовать его возмещения. Ко второму разряду обязательств относятся обеты (назр) и призы при состязаниях. При исполнении первых, необходима очистительная жертва (кеффарет), состоящая в отпущении на волю одного раба или насыщении и одеянии десяти бедных, или в трехдневном посте; для вторых кеффарет не обязателен. К третьему разряду обязательств принадлежат договоры (авд). Чтобы договор был действителен, необходимо существование двух договаривающихся сторон, добровольного соглашения и подходящего предмета договора. Все эти условия и должны быть на лицо при заключении его, так как то, что вначале состоялось неправильно, потом уже не исправляется. Все договаривающиеся должны быть правоспособными в распоряжении своим имуществом (итлаку-т-тесаруф). Не пользуются этим правом несовершеннолетние, умалишенные (мадш-нул), дурачки (сефиг), моты (мубаззих малиги), банкроты (муфлис), рабы, за исключением мукатабов и мазулов (которым господин дозволил торговать за их счет), больные, неверные и пьяные. Договор должен быть заключен по доброй воле; нарушением последней является обман или коварство, ошибка (если она касается лишь сущности предмета, а не его цвета и пр.) и присуждение. Определенные договором условия или срок у мусульман отсрочивают не только требование, но и самое право. Предметом договора не могут служить следующие предметы: те, которыми владеть человек не может, как-то: воздух, море, свободные лица, неотчуждаемая собственность всей общины, напр., дороги, мечети, вода, трава и дичь, нечистые вещи и бесполезные, как книги неверных, идолы, накладные косы и пр. У мусульман есть еще особый вид договора – бай – собственно продажа, но сюда относятся мена, размен денег, мировая, наем, поставка, заем и даже брак. Покупщик (муштари) и продавец (баи) должны, конечно, иметь право на совершение продажи, без чего договор считается ничтожным, недействительным (батыль). При этом право собственности переходит от продавца к покупателю лишь по принятии им вещи во владение, после чего сама вещь переходит к покупателю, а цена ее к продавцу, и с принятия во владение покупщик не имеет права ее перепродать. Эта передача товара и цены должна произойти в течение трех дней. Каждая продаваемая вещь должна быть на лицо и в определенном количестве, без чего продажа состояться не может. Но, независимо от этого, мусульманские юристы насчитывают четыре случая, когда сделка лишается силы. Во-первых, она может уничтожиться, пока обе стороны еще находятся на месте (хыяру-л-медшлис); во-вторых, если обе стороны оговорят, что в течение известного времени сделка может быть нарушена (хыяру-м-шарт); если покупщик купил вещь, не видевши ее, с тем, чтобы возвратить ее, в случае негодности (хыяру-р-руэт), и, наконец, если скрыт был изян (хыяру-л-айб). Переходя затем к другим видам бая, мы вновь напоминаем, что по учению ислама всякий рост есть лихоимство и, следовательно, один из семи смертных грехов. Также запрещается скупка припасов для монополии. Договор мены ничем не отличается от договора купли-продажи; размен (сарф) денег заключается в том, что одно лицо обменивается с другим благородными металлами однородными или различными, причем в первом случае допускается и даже требуется равное количество металла, а во втором это строго воспрещается. Мировая (сульх) есть договор, по которому две стороны делают друг другу разные уступки; она бывает двоякого рода, сульху-л-ибра и сульху-л-муавадат. Первый случай состоит в том, что кредитор уступает должнику часть долга, с тем, чтобы получить тотчас же остальное; мировая второго рода есть просто взаимная уступка. Следующий вид договора есть наем (иджарет), по которому отдающий в наем делает все необходимое (?), за что наниматель должен держать нанимаемое в исправности и по окончании срока отдать его обратно. Договор этот прекращается лишь с уничтожением предмета договора или отказом нанимателя. Мусульмане еще указывают много видов найма, как наем рабочих (истисна), мусакат, или аренда сада и музаарат, или аренда пашни. Следующий затем вид договора – поставка (салам) произошел вследствие отсутствия у мусульман ипотеки и состоит в том, что известный капиталист дает какому-либо лицу известную сумму с тем, чтобы то лицо доставило ему за то определенное количество вещей; эти вещи могут и не быть в момент сделки, но зато они должны быть точно описаны в контракте (заммет). Если при этом должник не может, вследствие непредвиденных обстоятельств, доставить требуемое, то кредитор имеет право потребовать свои деньги. Последними видами бая являются заем (кард) и брак (никах), При займе заимодавец дает другому лицу известное количество занимаемых последним вещей с тем, чтобы то лицо в определенный срок их возвратило. Так как при этом рост запрещен, то этот договор очень выгоден для должников. Брак представляется у мусульман покупкой права на обладание женщиной у ее отца или попечителя. Кроме указанных нами, в шариате описываются еще девять других видов договора: залог (рагн), перевод долга (хаволет), поручительство (даман), товарищество (ширкет), доверенность (векалет), ссуда (арият), коммандитное товарищество (кырад), дарение (гибет) и поклажа (видаат). В залог нельзя отдать чужой вещи без уполномочия ее собственника; если заложенную вещь сохранить нельзя, то она продается и залогом является ее цена. Если заложенная вещь испортится, то по мнению шафиитов, кредитор за это не отвечает, а по мнению ханифитов – наоборот. Должник не может отказаться от уплаты долга, предоставив, кредитору залог, но зато плодами от него пользуется во всех случаях исключительно лицо задолжавшее, хотя бы и пришлось ему получить прирост вместе с залогом. Переводом долга считается то, когда должник уплачивает его кредитору посредством претензии на третье лицо. Из этого перевода произошла любопытная вексельная система, по которой вексель не зависит от вещественного основания долга и ему присваивается лишь право на взыскание претензии, а не на требование уплаты. Поручительство не допускается тогда, когда личность должника или кредитора тождественна с личностью поручителя; также никто не может ручаться за себя или в свою пользу, причем поручительство уничтожается с погашением долга, а не наоборот. Договор товарищества есть договор на паях, в котором прибыль и убыток распределяются поровну между договаривающимися. Это же товарищество распадается, если капитал одного пайщика пропадет или он умрет, заболеет или отпадет от ислама (редд). На основании доверенности дозволяется ведение всех дел посредством доверенного (векиля), что допускается на суде и в гражданских делах, но в уголовных этим правом пользуется лишь истец. Полномочие обыкновенно считается безвозмездным, если не было об этом особого условия, и прекращается смертью, безумием и реддом одной из сторон. Ссуда, в мусульманском праве, есть безвозмездная, временная уступка права пользования. Прекращается она простым отказом одной из сторон; но, если в ссуду будет дан участок земли для погребения мертвого, то, пока труп не истлеет, нельзя потребовать ссуды обратно. Коммандитное товарищество есть договор между капиталистом и торговцем, по которому первый дает второму капитал с тем, чтобы тот вел торговлю на общий счет. При этом торговец не может отдать капитал ни в ссуду, ни передать другому, ни пустить его на риск. И этот договор прекращается отказом, как и смертью, безумием и банкротством одного из договаривающихся. Поклажею (?) мы называем договор, в силу которого кто-либо дает другому свое имущество на сохранение. Взявший на хранение должен возвратить вещь владельцу по первому его требованию и может дать ее на хранение своим домашним, но не кому-либо чужому, так как в таком случае он подвергается ответственности.
По шариату все вещи делятся на две отдельных категории: на вещи айл и на вещи дейл. К первым принадлежат предметы определенно обозначенные, ко вторым – нет. Учение о вещных правах мало развито в мусульманском праве, за исключением понятий о владении и собственности. Право владения есть, конечно, право неограниченного господства над вещью. Для того, чтобы приобрести это право, нужно, по учению шариата, фактически завладеть (кабд) вещью, если таковая относится к разряду находимых на охоте, рыбной ловле, при разработка пустопорожних земель и, вообще, при находках. Если же вещь кому-либо принадлежала, то необходима прежде передача (теслим). Кроме всего этого, право собственности приобретается еще, если смешают две вещи так, что их нельзя разделить, если сделают вещь из чужого материала, если посадят что-либо на чужой земле или когда употребят чужое бревно или камень для постройки своего дома. Если кто-либо найдет сокровище на своей земле, то оно принадлежит ему, он если он найдет его на земле чужой, то клад будет принадлежать весь владельцу земли. Если же находка будет взята с пустынной земли или с большой дороги, то необходимо целый год объявлять о ней у дверей мечети и на базарах. Не явится собственник ее в течении года – можно ее присвоить, но так как у мусульман понятия давности не существует, то в течении всей своей жизни нашедший является лишь хранителем вещи. Если же несколько лиц владеют нераздельно каким-либо имуществом и некоторые из владельцев пожелают продать свою нераздельную часть другому лицу, то преимущественное право ее покупки принадлежит совладельцам. Это называется шуф-ат. Законы шариата относительно поземельной собственности не приложимы у нас, так как они все могут быть отнесены лишь к мусульманскому государству. К нам применимы лишь законы об орошении. Так как вода признается мусульманами даром Аллаха людям, то она принадлежит сообща всем. Каждый живущий у берега реки может свободно пользоваться ею для орошения своих полей; оросительные же каналы, источники, колодцы и водоемы принадлежат их владельцам. В отношении соседних земель гористы ислама выработали ряд правил и зконоположений; так, на основании их нельзя строить балконов или дверей, выходящих на землю соседа; нельзя пробить окно в общей стене и т. п., но зато каждый владелец поземельной собственности может сделать для себя на соседней земле выход на большую дорогу. Земли, принадлежащие всем мусульманам вообще, называются вакфом и принадлежат собственно одному Аллаху. Вакф учреждается собственно в пользу какого-либо учреждения или лица, в пользу бедных. Вакфом управляет обыкновенно или местный кадий, или им назначенные лица. Далее идет самая запутанная часть мусульманского права, а именно о наследствах (ильму-л-феранд). По учению шариата, сейчас же, после смерти известного лица, выплачиваются все его долги, а потом уже выделяются части наследства. Все наследники делятся на две категории: на аглу-л-фард и асабат. Первые суть, ближайшие родственники. Муж получает ½ наследства, а при детях – ¼ жена – на тех же условиях ¼ и 1/8; мать – 1/3, бабка и прабабка – 1/6, дочь и внучка по мужской линии – ½, а две из них – 2/3, единоутробная сестра и сводная сестра по отцу – 1/2, две – тоже 2/3, сводный брат или сестра по матери – 1/6, а двое – 1/3. При этих распределениях происходит множество всяких недоразумений, так как частей наследства оказывается часто больше, чем следует. Когда же аглу-л-фард получат свои доли, остаток делится между асабат, из которых ближайшие родственники устраняют дальнейших. Эта категория родства бывает тоже троякая: асабат-би нефелги (наследники – сами по себе), би гайриги (по другому) и маа гайриги (о другими). Первые суть все лица мужского пола, состоящие в кровном родстве с умершим без посредства женщин; вторые – женщины; третьи – наследницы, сталкивающиеся с другими наследницами. Если же кто-либо оставит после себя беременную вдову, то отделяется часть для дитяти, но если оно умрет, то его часть делится между другими. Что же касается до наследства по завещаниям, то оно не имеет места в мусульманском праве, но можно лишь по завещанию делать отказы. Для законности такого действия необходимо: во-первых, правоспособность распоряжаться своим имуществом и, во-вторых, чтобы лицо, которому завещают, не принадлежащего к числу наследников. Завещать позволяется 1/3 своего имущества. Акт этот совершается в присутствии двух свидетелей, причем можно назначить и душеприказчика (васый). Он, конечно, властен принять возлагаемое на него поручение или отказаться от него, и в первом случае играет роль и опекуна над малолетними наследниками. Право наследования прекращается: во-первых, вследствие неверия (куфр), во-вторых, причинением смерти наследодателю, в-третьих, разводом и в-четвертых, рабством. Вира, т. е. денежная пеня, за кровь (диет) причисляется при этом к наследству умершего.
Глава третья.
Личное и семейственное право.

Pages: 1 2
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.