Пятница, Апрель 18th, 2014 | Автор:

АДАТЫ КАЙТОГО-ТАБАСАРАНСКОГО ОКРУГА .
ГЛАВА I.
Северная Табасарань.
1. Адаты по убийствам.
§ 1) Если кто убьет кого-либо, то во время оплакивания тела (яса) немедленно почетные старшины магала, собравшись и рассмотрев обстоятельства преступления, назначают трех человек в канлы (убийцу и двух ближайших его родственников), а остальные обязаны прочесть молитву «фатиха». Спустя несколько дней, вновь собираются эти же старшины, штрафуют убийцу шестью штуками рогатого скота и при этом освобождают из-под крови одного из назначенных трех канлы, оставив таковыми двух остальных. Если бы вo время требования старшинами от убийцы в штраф шести штук скота или стоимости их, он дерзнул противиться, то дом его предавался огню.
§ 2) По совершении убийства до учинения первоначального обряда (указания канлы) все члены фамилии (тохума) убийцы не должны показываться родственникам убитого, под опасением быть убитыми. По указании канлы, остальные члены фамилии убийцы от пpecледoвaния родственников убитого избавляются. Убийца (баш-канлы) и один из его родственников (мал-канлы) подвергаются проследованию родственников убитого. По убийстве которого-нибудь из них, вражда между двумя тохумами прекращается и совершается примирение . Мал-канлы предоставляется право, по истечении 40 дней после назначения его в канлы, просить родственников убитого освободить его из-под крови; если он успеет склонить их к тому, то платит от 50 до 100 руб.; затем, прочтя родственникам убитого молитву «фатиха», делается свободным от преследования, а убийца остается под кровью до примирения или убийства. Если этот последний, до примирения или убийства, умрет своею смертью, то тем вражда не прекращается, а родственники его обязаны указать родственникам убитого другого канлы, ближайшего родственника убийцы.
§ 3) Если бы мал-канлы, по истечении 40 дней, не хлопотал о выходе из-под крови, чтобы не платить денег от 50 до 100 руб., то он преследуется наравне с убийцею.
§ 4) Если, по выходе мал-канлы из-под крови, кто-нибудь из фамилии убитого произведет по нем выстрел, то с виновного взыскивается в пользу общества один бык или его стоимость; за рану же виновный обязан удовлетворить его, а за убийство с ним поступают, как с первоначальным убийцей.
§ 5) Если бы родственники последнего убитого пожелали засчитать кровь за кровь, то это допускается; в противном же случае, оба убийцы остаются кайлы.
§ 6) Если нисколько человек убьют кого-нибудь, и в убийстве его никто не сознается, то каждый из них обязан отдельно очистить себя присягой сорока человек. Если все они успеют очиститься, то сообща удовлетворяют за кровь, а если один из них не очистится, то только этот последний удовлетворяет за кровь.
§ 7) При очищении присягою сорока человек, 20 из них назначает истец поименно, а остальных 20 приводит ответчик, по своему усмотрению.
§ 8) Если член какой-нибудь фамилии убит неизвестным лицом и родственники его заподозрили кого-нибудь, то этот последний обязан очистить себя присягою сорока человек; если он не очистится от подозрения, то с ним поступают как с убийцею.
§ 9) Если бы в обоюдной драке оба были убиты, то засчитывается кровь за кровь, а если один будет убит, а другой ранен, и этот последний излечится от ран и успеет склонить родственников убитого на мир, то платит за кровь – за вычетом расходов, употребленных на лечение своих ран; кроме того, с убийцы взыскивается штраф – 6 штук рогатого скота или стоимость их.
§ 10) Если между двумя тохумами или двумя обществами произойдет драка, в которой будут убитые и раненые, то смотря по числу убитых с обеих сторон засчитывается кровь за кровь, а если с которой-нибудь стороны больше убито, нежели с другой, то за излишне-убитых платится по 600 руб. за каждого, а за раны засчитывается тоже по расчету.
§ 11) Если отец убьет своего сына или дочь, то за кровь не отвечает; но от штрафа в пользу общества не избавляется.
§ 12) Если мать убьет сына или дочь, то она и родственники ее обязаны удовлетворить отца убитого и заплатить штраф обществу.
§ 13) Если муж убьет жену, то обязан, удовлетворить за кровь родственников ее и заплатить в пользу общества штраф.
§ 14) Кто убьет отца, тот обязан заплатить за его кровь другим братьям и сестрам своим, а если их нет, то родственникам отца, и с тем вместе лишается права наследовать его имение; кроме того, платит обществу штраф.
§ 15) Кто убьет мать свою, тот обязан заплатить родственникам ее за кровь и штраф в пользу общества.
§ 16) Если жена убьет своего мужа, то обязана удовлетворить за кровь родственников мужа и уплатить штраф в пользу общества.
§ 17) Кто, заставши жену свою с любовником, убьет их обоих на месте, тот не отвечает за убийство.
§ 18) Если он убьет одного любовника, а жену оставит у себя, то обязан удовлетворить родственников убитого за кровь и заплатить обществу штраф.
§ 19) Если он убьет жену, а любовник успеет скрыться, то за убийство жены не отвечает, но преследует ее любовника.
§ 20) Если он убьет любовника, а жена успеет скрыться и он оставит ее без преследования, то обязан удовлетворить за его кровь, а если хотя и через несколько времени убьет жену свою, то за кровь любовника ее не отвечает.
§ 21) Кто убьет беременную женщину, тот платит за кровь, как ее, так и плода ее; если плод мужского пола, то платит полторы крови, а если женского пола или по незрелости его нельзя определить пол, то платит за одну кровь.
§ 22) Если кто неумышленно убьет кого-либо, то он, по желанно родственников убитого, обязан удовлетворить их как за умышленное убийство.
§ 23) Коли сумасшедший или несовершеннолетний совершит убийство, то он от платежа за кровь не избавляется.
§ 24) Местные врачи (джарахи), за неудачное лечение или за операцию, от которой больной умер, не отвечают.
2. Адаты по поранениям.
§ 25) Если кто ранит кого-либо, то обязан пригласить врача (джараха), который, пользуя раненого, живет на всем довольствии виновного.
§ 26) Если раненый от этих ран умрет, то виновный удовлетворяет врача и сам делается канлы, как по убийству.
§ 27) Если раненый вылечится, то врач определяет стоимость раны; назначенная сумма делится на три части, из коих две части получает раненый и одну часть врач.
§ 28) Если раненый лишится какого-нибудь действующего члена, т. е. руки, ноги или глаза, то получает удовлетворение за полкрови.
§ 29) Если кто-нибудь из раненых взведет подозрение на кого-либо в поранении его, а тот в том не сознается, то подозреваемый обязан очистить себя присягою: если рана незначительна – с 6-ю, а если значительна, то с 12-ю лицами; в противном случае обязан удовлетворить раненого, как сказано выше.
§ 30) Если в драке между несколькими лицами кто-нибудь ранен, и в поранении его никто не сознается, то каждый из участвовавших в драке должен очистить себя присягою. Если все успеют очиститься, то удовлетворяют раненого сообща; если же кто из них не успеет принять присягу, то он один удовлетворяет за рану.
§ 31) Если кто ранен и укажет на кого-нибудь, как на виновного в этом, то от раненого требуются свидетели; если он представит свидетелей и они примут присягу, то обвиняемый обязан удовлетворить раненого.
§ 32) Если раненый вылечится и, получивши удовлетворение с виновного, через несколько времени умрет и родственики его потребуют от поранителя удовлетворение, доказывая, что раненый умер от ран, то претензия их отвергается адатом .
§ 33) Кто поранит беременную женщину, отчего она выбросит плод, тот обязан удовлетворить ее как за увечье, так и за плод ее, смотря по тому: какого пола был плод.
§ 34) Если чья-нибудь собака укусит кого-нибудь и хозяин ее будет предупрежден о том в первый раз, то за второе укушение хозяин собаки обязан удовлетворить за рану.
§ 35) Если чья-нибудь лошадь или скотина, замеченная уже в причинении людям вреда, вновь нанесет таковой кому-либо, то хозяин ее отвечает за ушибы и убийства.
§ 36) Если сумасшедший или несовершеннолетний учинит какое-нибудь поранение, то он удовлетворяет по адату наравне с прочими.
§ 37) За неумышленное поранение виновный отвечает как за умышленное, если родственники раненого того пожелают.
3. Адаты по прелюбодеяниям и похищению женщин.
§ 38) Кто уведет девицу, тот обязан склонить родственников ее разрешить ему совершить с нею кебин – и помириться. Если отец ее жив, то без его согласия кебин не может быть совершен, а если отца нет в живых, то и без согласия остальных родственников, по одному лишь согласию девицы, кебин не совершается. За разрешение совершить кебин, отец получает от похитителя 600 руб. и мирится с ним. Если, при похищении девицы, родственники ее догонят похитителя и убьют обоих, то за убийство не преследуются.
§ 39) Если кто похитит просватанную девушку и скроется с нею, то родитель ее обязан возвратить жениху все то, что им издержано во время сватовства по день похищения его дочери, и ему предоставляется право преследовать похитителя, как канлы. Если, во время преследования похитителя с похищенною, родственники последней убьют первого, а девушка успеет скрыться, то они за убийство не отвечают, буде родственники похитителя не приняли похищенной к себе в дом. Если бы она вошла в их дом и они пожелали бы принять ее в свое семейство, рассчитывая совершить кебин за брата убитого при похищении ее, то могут сделать предложение ее родителям, чтобы они долее не преследовали ее, что и они с своей стороны не будут искать крови своего сына. В таком случае совершается кебин и они между собою мирятся. Если бы девушка вошла не в дом своего похитителя, а в чей-либо посторонний, то хозяин дома ее ни за что не выдает, и если бы он пожелал взять ее за себя или за кого-нибудь из членов своего семейства, то обязан просить на то согласия у отца убитого и у ее отца, а главное у отца первого, без чего кебин не может быть совершен. Кроме того, желающий взять эту девушку за кого-нибудь из членов своего семейства, может заплатить за кровь убитого похитителя и совершить кебин. Если бы эта девушка во время преследования вбежала в дом бека, то она освобождалась от преследования, но поступала в вечные рабыни бека, который распоряжался ею по своему усмотрению. С похитителя взыскивался штраф – шесть штук рогатого скота в пользу общества .
§ 40) Кто уведет вдову, с того взыскивается штраф – три штуки рогатого скота, и с ее согласия совершается кебин.
§41) Кто похитит чужую жену, тот преследуется мужем и родственниками ее; если, во время преследования, муж догонит и убьет обоих бежавших, то за убийство их не преследуется. Если он убьет похитителя, а жену примет к себе в дом, то отвечает за кровь. Если убьет ее, а похититель скроется, то он за убийство жены не преследуется, а сам преследует похитителя, как в канлы, и никогда не мирится с ним.
§ 42) Если похититель успеет скрыться с похищенною, то от мужа записит дать развод своей жене, или всегда преследовать их обоих. До развода, они оба его враги, канлы, а после дачи развода муж не вправе преследовать ее, а уже преследует одного похитителя, как канлы. Если, до дачи мужем развода жене своей, похититель будет хлопотать о примирении, то муж может требовать сколько ему угодно, но не выше цены крови, т. е. 600 р., а если сам дает развод жене своей, то во время примирения может получить от похитителя только за пол крови, т. е. 300 рублей; за остальные полкрови похититель покупает у родителей похищенной позволение на совершение кебина, которые могут дать согласие на кебин ничего не взявши. Если бы похищенная, по какому-либо случаю, отказалась от своего похитителя (чего, однако, до сего времени не случалось), то обязана половину убытка, понесенного через похищение ее, возвратить похитителю .
§ 43) Если кто лишит невинности девушку и она, придя домой, скажет о том своим родным, то родные требуют от названного девушкою виновного очистительной с 40-ка лицами присяги; если он не в состоянии очиститься и если отец убьет дочь свою, то виновный платит штраф – шесть штук рогатого скота в пользу общества и сам делается канлы отца лишенной им невинности девушки, а если отец не убьет своей дочери, то виновный, кроме штрафа в пользу общества, платит отцу ее 60 руб.
§ 44) Лишивший невинности девушку не может против желания отца ее жениться на ней, а если отец девушки пожелает выдать ее за растлителя, то хотя бы виновный и не желал того, совершается кебин.
§ 45) За изнасилование вдовы с виновного взыскивается штраф – три штуки рогатого скота.
§ 46) Если изнасилована замужняя женщина, то муж ее требует от виновного очистительной присяги с 40-ка лицами; если он не успеет очиститься, то делается канлы, и то в таком только случае, если муж убьет жену свою; в противном же случае убить виновного запрещается. С него взыскивается шесть штук рогатого скота в пользу общества и 60 рублей в пользу мужа.
4. Адаты по воровству.
§ 47) Если у кого будет украдена кем-либо скотина и виновный в воровстве сознается, то удовлетворяет потерпевшего стоимостью оной.
§ 48) Если у кого пропадет скотина или лошадь и вор неизвестен, то обиженный ищет вора. Если, по издержании рушпета, ему указан вор, то он обращается к нему, требуя удовлетворения; если тот сознается, то удовлетворяет потерпевшего, как за скотину, так и за издержки, понесенные на открытие вора, а если не сознается, то обязан очистить себя присягою шести человек: трех по назначению потерпевшего и трех по своему усмотрению; если он не выполнит требуемой присяги, то удовлетворяет потерпевшего, в противном же случае от взыскания освобождается.
§ 49) Если затем свидетель, указавший вора, убежден в том, что вор очистился неправильно, а ему фактически известно, что это воровство учинено указанным им лицом, то он требует с потерпевшего второй рушпет, чтобы выйти и явно уличить вора. Тогда потерпевший обязан предупредить вора об этом, и когда последний согласится на улику и плату двойного рушпета, то свидетель обнаруживает себя и обличает вора. Голословное его показание не имеет силы, а он обязан двойным числом людей против принятой присяги вором опровергнуть его присягу, а именно, вор назначает свидетелей 18 человек; шесть из ближайших его родственников, шесть из другого тохума и шесть из третьего тохума, из коих свидетель обязан представить шесть человек из названных поименно и шесть кого сам пожелает. По принятии этой присяги, уничтожается первая присяга вора, – и он удовлетворяет потерпевшего: как стоимостью уворованного у него скота, так и заплаченным рушпетом .
§ 50) Если у кого пропадет какая-нибудь скотина или лошадь, которую через несколько времени он опознает где-нибудь, то он обязан объявить о том старшине или кому-нибудь из жителей селения, в котором проживает владелец опознанной скотины; этот последний должен хранить ее до тех пор, пока опознавший ее не явится с требуемыми адатом доказательствами на действительную принадлежность ему опознанного. Потерпевшей возвращается в свою деревню, объявляет о том своему кази или мулле и просит составить «айнамал-кагаз» (свидетельство, в которое вписываются все приметы уворованного) на имя кази того места, где опознано уворованное. С этою бумагою и двумя свидетелями, знавшими его скотину еще до пропажи, приходит он на то место, где опознана лошадь или скотина. Местная власть (мола – старшина) распоряжается, чтобы опознанный предмет был выведен с несколькими другими, подобными ему. Потом предъявляют опознавшему, без свидетелей, есть ли между этими предметами его лошадь или скотина; когда он объявит, что есть, тогда его отводят в сторону и приводят одного из свидетелей, которого спрашивают о том же; когда он тоже скажет, что есть, и укажет, которая именно, тогда и он отводится в сторону. Затем приводится другой свидетель; если и этот укажет на ту же самую скотину, то этим свидетелям не должно давать присяги, а следует отдать опознанное. Но для большей неопровержимости доказательства им дается присяга. Опознанная лошадь или скотина передается опознавшему оную, и последний выдает владевшему ею айнамал-кагаз, 20 коп. денег и пол аршина холста; получивший эту бумагу, если сам он не вор, отдает ее тому, от кого ему досталась опознанная лошадь или скотина, и от него получает удовлетворение.
§ 51) Если у кого украдена лошадь или несколько штук скота и вор неизвестен, то он дает знать своим кунакам об этой потере и просит о разыскании уворованного. Если кто-нибудь из них явится к нему и потребует рушпет, то потерпевший от воровства дает ему известную сумму денег. Свидетель объявляет, что одну пропавшую его скотину он видел у такого-то, ведет его к нему и указывает эту скотину; владеющий ею требует таких же доказательств, какие изложены выше, по исполнении чего он обязан удовлетворить потерпевшего за всю его потерю или указать то лицо, от которого он приобрел опознанную у него скотину; этот указывает другого и т. д. Последний, т. е. настоящий вор, удовлетворяет потерпевшего за всю потерю, с рушпетом.
§ 52) Если вором чьей-либо скотины указывается покойник, то указывающий обязан подтвердить присягою 12-ти человек на могиле этого покойника, что погребенный в этой могиле действительно уворовал принадлежащую такому-то скотину; по выполнении этой присяги в присутствии родственников обвиняемого, взыскание падает на его имение.
§53) Если как на виновного в воровстве чьей-либо скотины указывается на жителя посторонней деревни, то свидетель обязан за три дня дать знать ему, чтобы он вышел на орталыг (место разбора дел); на другой день повторяется вызов; на третий день, когда выходят на орталыг, опять дают знать обвиняемому лицу. Если он не явится к полу-дню, то ждут до сумерек; если он и к сумеркам не явится, то обиженный и свидетель, приняв присягу с шестью своими родственниками, делают выстрелы и возвращаются, а не явившийся считается вором и обязан удовлетворить потерпевшего .
§ 54) Если несколько человек учинили одно воровство и один из них, взяв рушпет с потерпевшего, указал своих соучастников и это узнают его товарищи, то за воровство отвечают сообща, а рушпет возвращает доказчик.
§ 55) Если по какому-либо воровству обличен кто-нибудь, который, имея участников, скроет их до удовлетворения потерпевшего, то после того претензия его к ним не принимается во внимание.
§ 56) Если в чьем-либо доме встретятся два кунака хозяина, незнакомых между собой, и при домохозяине учинять промен скотины или лошади – и впоследствии у которого-нибудь из них будет опознана таковая, то тот, у которого опознана лошадь или скотина, обращается к домохозяину и просит его указать то лицо, с которым учинен промен. Хозяин дома обязан указать его, в противном случае – удовлетворяет потерпевшего от воровства.
§ 57) Если в чьем-нибудь доме остановится кунак, у которого в ту ночь похитят из конюшни лошадь или скотину, и вместе с тем возьмут что-нибудь у хозяина дома, то они оба ищут вора. Если кунак имеет при этом подозрение на домохозяина, то требует от него очистительной присяги. Если же воровство случилось без ущерба домохозяину, то этот последний безотговорно удовлетворяет своего кунака стоимостью пропажи и сам ищет вора.
§ 58) Если учинено у кого-нибудь в доме воровство со взломом стены, и вор неизвестен, то по подозрению требуется очистительная присяга: при воровстве женского платья – с 12-ю – а других вещей – с 6-ю лицами.
§ 59) Если кто-нибудь пойман в виноградном саду, когда виноград зреет, то сторожа (курухчи) имеют право, хотя бы он не взял винограду, зарезать у него быка; впрочем, он по согласию с курухчи, может выкупить своего быка, заплатив от 1 до 5 руб.
5. Адаты по поджогам.
§ 60) Если у кого подожжен саманник, стог сена, хлеба в стогах или на корню, и виновный известен, то потерпевший получает удовлетворение с виновного по стоимости сгоревшего .
§ 61) Если виновный неизвестен, а только подозревается, или известен, но не сознается, то ему дается присяга с 40 родственниками; не исполнивший этого удовлетворяет потерпевшего за его потерю и платит в пользу общества штраф .
§ 62) За поджог дома, ореховых деревьев и проч. взыскивается по стоимости сгоревшего, но если в доме сгорали люди, то взыскивается за их кровь штраф, как за убийство.
6. Адаты по взысканию долгов.
§ 63) Если кто должен деньги или что-нибудь из имущества и от уплаты отказывается, то от истца требуются два свидетеля, которые обязаны принять присягу вместе с истцом, в том, что претензия последнего справедлива; тогда ответчик обязан удовлетворить его, а, если истец не ищет свидетелей, то ответчику дается очистительная присяга.
§ 64) Если кто объявить претензию за долг к кому-нибудь и этот последний признает, что был должен, но объявит, что заплатил, то от него требуются свидетели; если их нет, то он обязан очистить себя присягою.
§ 65) Если должник окажется несостоятельным, то имущество его делится между его кредиторами, или же ему дается отсрочка для заработков и удовлетворения кредиторов.
7 Адаты по потравам покосных и пахотных мест.
§ 66) Если у кого на поле сделана потрава чьим-либо скотом, то общество посылает двух человек определить стоимость потравы; потом потерпевший взыскивает с хозяина скота удовлетворение.
§ 67) Если обвиняемый в потраве не сознается, то от обиженного потравою требуется два свидетеля; если он таковых не имеет, то обвиняемому дается присяга.
§ 68) Общество, для сбережения жительских хлебов и покосов, назначает караульщика, «курухчи», который следит за тем, чтобы скотина не травила оберегаемых им полей. За пойманную на поле скотину в первый раз, он получает от хозяина оной один чурек, во второй раз и далее – по одной киле пшеницы или другого хлеба.
§ 69) Если хозяин скота, найденного на общественных посевах и полях, не признает заявление курухчи справедливым, то для подтверждения показания курухчи достаточно присяги этого последнего.
§ 70) Если чья-либо скотина найдена в виноградном саду, во время поспевания винограда, то хозяин ее платит курухчи одну сабу пшеницы.
8. Адаты по брачным делам.
§ 71) Всякий мужчина, желающий жениться на девушке или вдове, должен заплатить за нее условленную плату (иол-пул) ее родственникам, а за неимением их – опекуну (векилю) .
§ 72) Если мужчина, сватая девушку из другого семейства, условливается, в свою очередь, выдать за кого-нибудь из членов того семейства, свою сестру или дочь, то в таком случае иол-пул не платилось и обмен этот называется башабаш.
§ 73) Если при этом сватовстве девица одной стороны не достигла еще возраста, в который дозволяется вступать в брак, то семейство ее доплачивало, по условию, тому семейству, из которого бралась совершеннолетняя девушка.
§ 74) Обручение совершается следующим образом: со стороны жениха назначается два человека сватов, которые приходят в дом невесты и приносят, по обыкновению, нишан, состояний из кольца, платка и других подарков; по принятии их, девица считается обрученною невестою и не имеет права отказываться от своего жениха; в противном же случае, родственники ее обязаны возвратить жениху все расходы вдвое; но если жених сам откажется от своей невесты, то лишается подарков, присланных во время обручения в дом невесты, как равно не получает и издержек, произведенных при сватовстве.
§ 75) Отец имеет полное право распорядиться дочерью; один он может выдать ее замуж против ее желания; остальные родственники не вправе распоряжаться ею. Если какую-нибудь девушку отец просватал за кого-нибудь и до совершения кебина умер, то девушка та может отказаться от своего жениха, и родственники ее, не имея права заставить ее выйти за своего жениха, обязаны удовлетворить последнего, как сказано выше.
§ 76) Если два семейства породнились между собою, т. е. обручили один у другого девушек (башабаш), и у которого-нибудь из этих семейств умерла девушка, то родные или родственники ее обязаны выдать другую, в противном же случае обязаны заплатить иол-пул.
§ 77) Определенной цены иол-пул не было; она совершенно зависала от обоюдных условий и доходила от 100 до 400 руб. Обыкновенно, за девушку платилось болеe, нежели за вдову.
§ 78) Кроме иол-пул, назначается кебин, т. е. жених записывает жене своей кебинные деньги: если невеста – девица, то от 15 до 40 руб., а если вдова, то от 5 до 20 руб., что составляет неотъемлемую собственность женщины.
§ 79) Если по совершении кебина девушка окажется нецеломудренною, то жених ее имеет право потребовать от родителей девушки возврата иол-пул и развестись с нею.
§ 80) Муж имеет право во всякое время дать развод своей жене, причем обязан удовлетворить ее кебинными деньгами и возвратить ей все то, что она принесла из дома своих родителей, исключая тех вещей, который сделаны не по желанию жениха, а по воле родных ее.
§ 81) Жена имеет право требовать развода от своего мужа только в трех случаях: а) если муж не в состоянии исполнять своих супружеских обязанностей, б) если он заражен прилипчивою болезнью и в) если, по бедности своей, он не в состоянии прилично содержать ее.
ГЛАВА II.
Верхний Кайтаг.
1. Адаты по убийствам.
§ 1) Если кто-нибудь убил кого-либо и в убийстве сознался, то он обязан тотчас удалиться из деревни, выдав шариат-ахча – 4 руб. 25 к., после чего назначается семь человек в канлы из ближайших родственников убийцы. Как убийца, так и остальные канлы, не должны оставаться в деревне и не должны возвращаться домой – убийца до примирения с врагами, а прочие до 40 дней. Если убийцу до примирения придет домой и о том узнают враги, то тотчас просят об удалении сто, и за приход взыскивают с его имения или с родственников его за каждый вечер по одному быку. Остальные канлы, по истечении 40 дней от дня назначения их в канлы, обязаны явиться к своему сельскому мулле и объявить о своем прибытии и каждый отдельно принять присягу с 40 человеками, в том, что они за сорокадневную отлучку ни разу не ступили негой на землю своей деревни; в противном же случае, платят родственникам убитого: шесть – по 2 руб., а седьмой 8 руб.
§ 2) Если кто убьет кого-нибудь и в убийстве не сознается, то от истца требуются свидетели; если истец выставит свидетеля одного, то этот последний обязан показание свое подтвердить присягою 40-ка человек и, кроме того, сам истец подкрепляет показание своего свидетеля; а если свидетелей два человека, то каждый из них должен принять присягу с тремя человеками.
§ 3) Если кто убит в собственном своем доме, саду, на собственной земли, арбе или из засады, то убийство это называется «каракан»; убийца выдает родственникам убитого семь шариат-ахча, полагая каждый по 4 руб. 25 к., и семь человек капли. Последние обязаны заплатить каждым по 60 руб. родственникам убитого, или же должны удалиться из деревни и не возвращаться в нее. По уплате же означенной суммы, прочтя молитву «фатиха», они остаются в своем доме. Если бы родственники убитого до получения денег убили кого-нибудь из канлы, то вражда прекращается и первый убийца возвращается домой; остальные же канлы от платежа, каждый в 60 p., не избавляются.
§ 4) Если два человека, поссорясь между собою, убьют один другого, то засчитывается кровь за кровь и между родственниками их вражды не остается.
§ 5) Если один будет убит, а другой тяжко ранен, то этот последний обязан тотчас после смерти первого удалиться, выдав шариат-ахча и семь человек канлы.
§ 6) Если после того раненый умрет, то тело его не может быть привезено в деревню для погребения, а родственники его обязаны испросить на то позволение родственников убитого, послав им одного трехлетнего быка, или деньгами 8 руб.
§ 7) Когда между двумя тохумами произойдет драка, в которой будут убитые, и убитых с обеих сторон будет равное число, то засчитывается кровь за кровь, а если с одной стороны больше убитых, чем с другой, то та сторона, с которой убитых больше, требует от противной стороны платы за превышающее число кровей. Если кто из раненых до своей смерти объявит, от чьей пули он умрет, то, не принимая никаких отговорок, с названным лицом поступают, как с убийцею; в противном же случае тохум, в котором больше убитых, требует предъявления нескольких пуль противной стороны, на тот конец, чтобы выбрать себе канлы за число убитых свыше своих.
§ 8) Если между двумя обществами произойдет драка, в которой будут убитые, и убитых с обеих сторон будет равное число, то засчитывается кровь за кровь, а если с одной стороны больше, то противная сторона обязана заплатить по числу кровей.
§ 9) Если между несколькими лицами произойдет драка, в которой будет один убитый, и в убийстве его никто не сознается, то родственникам убитого предъявляются пули участвовавших в драке; чья пуля будет выбрана, тот делается канлы.
§ 10) Если отец убьет сына или дочь, то, хотя он за убийство ни перед кем не отвечает, но от платежа штрафа в пользу общества не избавляется. Штраф – трехлетний бык, или 8 руб.
§ 11) Кто убьет отца, тот обязан удалиться, если того пожелают остальные члены его семейства; в противном же случае, он остается дома и платит штраф в пользу общества – трехлетнего быка, или 8 руб.
§ 12) Если мать убьет сына или дочь при жизни мужа, и этот последний потребует от нее кровь, то она обязана удалиться, как убийца, и с нею поступают, как с канлы.
§ 13) Если мать убьет сына или дочь после смерти мужа, то она никем не преследуется .
§ 14) Если муж убьет жену, то он обязан удалиться, как убийца. Если у него есть дети, которые пожелают простить ему убийство матери, то имеют на это право, пригласив его быть главой их семейства; но от штрафа в пользу общества он не избавляется; при этом, по явке, он обязан угостить весь тохум жены и помириться с ним.
§ 15) Если жена убьет мужа, то с нею поступают на основании общего адата по убийству.
§ 1 6) Если кто убьет брата или сестру, то от остальных братьев и сестер зависит преследовать его или простить; во всяком случае, с убийцы взыскивается в пользу общества штраф.
§ 17) Кто убьет беременную женщину, тот обязан выдать два шариат-ахча и двух канлы, и кроме того, семь канлы на основании общего адата по убийству.
§ 18) Неумышленное убийство преследуется, как и умышленное.
§ 19) Если сумасшедший или несовершеннолетний учинят убийство, то они подлежат преследованию по общему для убийц адату.
§ 20) Если чья-либо лошадь или скотина убьет кого-нибудь, то хозяин оной платит родственникам убитого 60 руб.
2. Адаты по поранениям.

Pages: 1 2 3
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.