Пятница, Апрель 18th, 2014 | Автор:

АДАТЫ ГУНИБСКОГО ОКРУГА .
В Гунибском округе существуют адаты: общие – для всего округа и частные по каждому наибству отдельно.
А. Общие адаты.
ГЛАВА I.
§ 1) В Гунибском округе по адатам разбираются и решаются претензии: по убийству, поранению, воровству, оскорблению и увозу женщин, поджогам, дракам, ссорам и побоям, порчам чужого имущества и гражданским искам, за исключением дел между мужем и женою, каковые разбираются по шариату.
§ 2) Претензии между мужем и женою, по наследству, завещанию, по земельным спорам, о пользовании канавами, местами для стока воды и сбрасывания снега, по потраве покосов и пахотных полей и по всем делам, касающимся мечети, решаются по шариату, если только эти случаи не предусмотрены в частных адатах.
§ 3) Претензия заявляется самим обиженным или истцом, или же их доверенным.
§ 4) Претензии по убийствам, поранению, оскорблению и увозу женщин, ссорам, побоям, дракам, воровству, поджогу и порче чужого имущества – разбираются по частным адатам; претензии же по присяге и опознанию разного рода скота и имущества по адатам общим, как то будет указано в главах II и III.
ГЛАВА II.
Присяга.
§ 5) Всем, подлежащим приводу к присяге, таковая дается на Коране или хатун-талах.
§ 6) Несовершеннолетний не может быть назначен в число присягателей и вместо него назначается следующий ближайший родственник.
Примечание: В с. Ратлух, Тилитль-Гидатлинского наибства, к принятию присяги допускаются и несовершеннолетние.
§ 7) Присягу за малолетнего о цене украденного принимает его ближайший родственник.
§ 8) Если один из назначенных присягателей откажется от принятия присяги, то принимающий присягу, кто бы он ни был – истец или ответчик, проигрывает дело.
§ 9) Присягатели назначаются сначала по линии отца, а затем по линии матери.
Примечания: а) в с. Тлорош и Мусрух, Тлейсерухского наибства, присягатели по воровству назначаются только по линии отца. В с. Хинуб, того же наибства, по воровству присягу принимают ближайшие родственники обвиняемого, по его выбору, со стороны отца или матери, безразлично.
б) в с.с. Гинта, Мачада, Тыдиб, Тлях, Урода и Хотода родственники по женской линии к присяге не допускаются.
в) в с.с. Хучада, Зиури, Ахвах, Ратлух, Гоор, Асса, Кахиб, Цеко и Тлянуб холостые к присяге не допускаются.
г) в селении Гоготль присягатели назначаются сперва из отцовской линии, а затем по линии матери.
§ 10) Женщины к присяге для оправдания или обвинения кого-либо не допускаются.
Примечание: в селениях Гергебиль, Кикуны и Ратлух женщины к присяге допускаются.
§ 11) При назначении присяги, присягатель истец он или ответчик, безразлично, обязан тотчас же заявить: кто и по какой причине не примет за него присяги.
§ 12) Отвод присягателей допускается только по кровной вражде, происшедшей из-за убийства, поранения и оскорбления женщины, если только вражда эта известна обществу.
Примечание. По адату с. Чох лицо, недающее «салям», (приветствие) присягателю, должно быть устранено от присяги.
§ 13) Если ближайший родственник в день объявления судом о назначении присяги находится за пределами нижеуказанных границ, то присягу принимает следующий за ним родственник. В Андаляльском наибстве освобождаются от присяги лица, находящиеся за пределами: с юго-востока – Мегинского перевала, с северо-востока – Кизилярского перевала, северо-запада – Аварского Койсу и с юго-запада – Нукатльского перевала; в Куядинском наибстве: находящаяся за пределами Аймакинского перевала, главного хребта, Казикумухского (Варайского) перевала и Андийского Койсу; в Тлейсерухском наибстве для селений Карахского и Мукратлинского обществ существуют следующие границы: хребет, отделяющий Тлейсерухское наибство от Закатальского округа, Аймакинский перевал, Гуулинский (Казикумухского округа) перевал и река Аварское – Койсу; в Тлейсерухском обществе не назначаются для принятия присяги лица, находящаяся вне пределов округа, а также отправившиеся с барантой на горы «Урох», Анцухо-Капучинского и Бохподальского наибств; в Тилитль-Гидатдинском наибстве: в селениях: Ратлух и Цеко назначаются только те из родственников, которые находятся в день назначения присягателей на своей или общественной земли своего общества; в селениях Асса и Ахвах не назначаются присягателями лица, находящаяся в отсутствии на трехдневном от селения расстоянии.
Во всех остальных селениях присягатели – по воровству приводятся сейчас же, где бы они ни были, а по всем остальным преступлениям приводятся тотчас же, при нахождении их на расстоянии ближе двух дней ходьбы; в противном случае, отлучившиеся до назначения присяги приводятся к ней после своего возвращения домой.
§ 14) Пререкания по поводу места нахождения присягателя разрешаются удостоверениями того общества, откуда происходит присягатель.
ГЛАВА III.
Опознание.
§ 15) Опознание производится по месту нахождения уворованного имущества нижеследующим порядком: опознаватель должен выставить двух добросовестных свидетелей и вместе с ним опознать найденное имущество между однородными с опознаваемым предметами, а если опознается лошадь, или другое животное, то оно пускается между одномастными лошадьми или другими животными. По опознании каждым свидетелем и претендателем отдельно и по принятии ими присяги, опознанное имущество передается претендателю, а лицо, у которого находилось опознанное имущество, признается вором, если не будет в состоянии указать, где и у кого опознанное имущество им приобретено. В последнем случае ему выдается айнамал-кагаз с локтем бязи и 20 коп. серебряною монетою. Айнамал-кагаз переходит от одного к другому, пока не остановится на действительном воре или хозяине, который опровергнет опознание.
Примечания: а) не допускается опознавать: зерно, муку, мясо, деньги, кожи, ноги и другая части животного, кроме головы, и, наконец, какую бы то ни было не сшитую материю.
б) В селении Ругуджа опознание кожи допускается.
§ 16) Опровергать опознание можно двояким образом, а именно: лицо, которому вручен айнамал-кагаз, обязано или доказать, что опознанное животное было его доморощенное, или же что опознанное имущество, либо животное, приобретено им раньше, чем случилась пропажа у претендателя. В обоих случаях показания выставленных им свидетелей могут быть приняты только тогда, когда показания их подтвердит общество того селения, к которому принадлежит желающий опровергнуть опознание.
§ 17) Если же айнамал-кагаз остановится на воре, то он должен удовлетворить хозяина уворованного имущества по месту, где совершена кража, как то указано в частных адатах, по каждому наибству и селению отдельно.
Б. Частные адаты обществ Андаляльсного наибства, а именно:
с.с. Чох. Согратль, Гамсутль, Эбох, Кудали, Кегер, Салты, Meгe, Шуланы, Кулла, Бацада, Унты и Ругуджа.

ГЛАВА IV.
1. По убийству.
§ 1) В убийстве, совершенном с заранее обдуманным намерением, с целью кровомщения, а также в ссopе или драке, может быть обвинен только один, независимо от числа участников драки.
Примечание. По адату с. Салты смертельно раненый имеет право обвинить столько лиц, сколько окажется на нем ран. Право это сохраняют и наследники умершего от ран и в том случай, когда раненый перед смертью не успел дать показания.
§ 2) Показание раненого, сделанное перед смертью, независимо от того, был ли он в то время в полной памяти или нет, считается безусловным доказательством к обвинению оговоренного.
§ 3) Раненый может обвинить только одного, как указано в § 1, независимо от числа оказавшихся на нем ран.
§ 4) Безусловным доказательством обвинения признается только первоначальное показание раненого.
Примечания к §§2, 3 и 4:
а) по адатам обществ с.с. Кулла, Бацада, Шуланы и Унты предсмертное показание раненого принимается только тогда, когда он произнесет имя своего поранителя внятно; в противном случай, наследники его имеют право обвинить кого-либо, как будет указано ниже в § 5;
б) по адату общества с. Кегер оговоренные в соучастии в убийстве штрафуются 1 руб. в общественные сельские суммы;
в) по адату с. Meгe: если раненый перед смертью, укажет на многих лиц, как на своих убийц, наследники его имеют право выбрать между ними трех, причем один из них признается безусловно виновным, а остальным дается очистительная присяга с последствиями, указанными в примечании к § 6.
§ 5) Если раненый умрет, не успев дать показания, то наследники его имеют право указать на одного из участников в драке, как на убийцу, причем он и признается виновным.
§ 6) Указанное в предыдущем § право сохраняется за наследниками убитого даже в том случай, если один из участников драки примет на себя убийство.
Примечания к §§ 5 и 6:
По адату с. Meгe наследники убитого имеют право, указать, как на убийц, на трех лиц; один из них признается виновным безусловно, а остальным двум дается очистительная присяга, с 50-ю ближайшими родственниками. Не очистившийся присягой считается таким же врагом наследников убитого, как и оговоренный ими и наказуется одинаково с ним. Наследникам убитого предоставляется также право дать всем трем очистительную присягу, с указанным выше числом родственников.
По адатам с.с. Ругуджа и Согратль, сознавшийся в убийстве, признается виновным только в том случай, если он равного происхождения и имущественного положения с убитым.
По адату с. Кегер, сознавьшйся в убшспгЬ признается виновным безусловно.
§ 7) Предсмертное заявление раненого, а если он не успеет этого сделать, то оговор наследников признается за безусловное доказательство к обвинению оговоренного даже и в том случай, если последний находился во время совершения преступления на таком расстоянии, что не имел (физической возможности совершить лично взводимое на него преступление.
Примечание. В данном случае адат имеет в виду дать возможность потерпевшей стороне обвинить подстрекателя или подкупателя на убийство.
§ 8) Если убийство совершено в драке, то раненый и наследники его имеют право обвинить только одного из участников ее.
Примечание: в с. Ругуджа оговор в убийстве, какого бы рода оно ни было, производится согласно § 6.
§ 9) Обвиненный в убийстве, кто бы он ни был: мужчина или женщина, совершеннолетний или несовершеннолетний, обязан уплатить наследникам убитого «дият», в размере 100 руб., в штрафную сумму Окружного Управления – 30 руб. и в сельские штрафные суммы, как будет указано в примечании а настоящего §, и затем изгоняется канлы в один из округов Дагестанской области, по усмотрению суда.
Примечания: а) Убийца в сельские штрафные суммы платит: в с.с. Согратль, Чох, Гамсутль, и Эбох – 5 рублей, Кулла, Бацада, Шуланы и Унты – 6 руб., Кудали, Кегер, Салты и Ругуджа – 8 руб. и Meгe – одного быка обществу.
б) По адатам обществ с.с. Кулла, Бацада, Шуланы и Унты убийца уплачивает наследникам сумму, необходимую на покупку савана, дает быка, а дият в 100 руб. платит: половину мясом, половину вещами.
в) В обществе с. Meгe убийца платит дият наследникам убитого не 100 руб., а 250 руб.: половину мясом и половину вещами.
г) В обществах с.с. Салты, Кегер и Meгe, в день убийства, режется бык убийцы или его ближайшего родственника и съедается родственниками убитого или джамаатом.
д) Несовершеннолетие штрафа в сельские суммы не платят ни в каком обществе.
§ 10) Убийца, не уплатившей дията, не может быть снова водворен в свое селение, хотя бы он окончил назначенный судом срок нахождения в канлы.
§ 11) В случае взаимного поранения, если один из раненых умрет раньше, а другой спустя некоторое время, то последний до смерти, во всяком случае, выносится в другое селение. После же смерти и второго раненого, кровь первого засчитывается за кровь второго.
§ 12) Наследники убитого не отвечают за раны, полученные убийцею от их убитого родственника, даже и в том случай, когда убийца, по выздоровлении, окажется увечным.
Примечание. По адату с. Согратль, наследники убитого платят убийце за раны, нанесенные их родственником, по определению лекаря, лечившего убийцу, но лишь только в том случае, когда последний окажется увечным. В с.с. Салты, Кулла и Бацада взыскание в пользу убийцы определяется по шариату. По адату с. Meгe в пользу убийцы взыскивается за повреждение руки, ноги или глаза – l/2 дията, т. е. 125 руб. за повреждение головной кости – 30 руб., а за остальные раны – по определению туземного лекаря. Во всяком случае взыскание с наследников убитого в пользу раненого убийцы не может превышать 1/2 дията, т. е. 125 руб.
§ 13) Отец, убивший кого-либо из своих детей, по адату ни перед кем не отвечает и не несет никакого наказания.
Примечание. По адату обществ Кулла, Бацада, Шуланы и Унты детоубийцу–отца имеют право преследовать последующие за ним ближайшие родственники убитого по мужской лиши. В этом случае отец–убийца несет наказание согласно § 9.
§ 14) Если мать убьет кого-либо из своих детей, то от мужа ее, отца убитого, зависит преследовать се, как убийцу или нет.
Примечание. Право преследовать мать-детоубийцу вдову принадлежит ближайшим родственникам убитого по мужской линии.
§ 15) Если отец или ближайший родственник убитого пожелает преследовать убийцу–мать, то она несет наказание согласно § 9.
§ 16) Убийца отца, кто бы он ни был, сын или дочь, несет наказание согласно § 9.
Примечание. По адату с. Ругуджа отцеубийпу может преследовать только брат убийцы.
§ 17) Право преследовать убийцу матери принадлежит мужу убитой; если же убита вдова, то ее детям или ближайшему ее родственнику по отцовской лиши.
§ 18) Убийца сестры или брата преследуется ближайшими наследниками, имеющими право получить после убитого наследство.
§ 19) За нечаянное убийство убийца несет наказание согласно § 9.
Примечание. По адату общества с. Согратль дият, в этом случае, в пользу наследников платит не убийца, а его родственники.
§ 20) Если раненый перед смертью заявит, что он прощает своему убийце, так как он поранил его нечаянно, то убийца не несет никакого наказания. Убийца ни чем не отвечает и в том случае, если его простят родственники убитого.
Примечание. По адатам обществ с.с. Кулла, Бацада, Шуланы, Унты и Ругуджа наследники имеют право взыскать с убийцы дият полностью.
§ 21) Если раненый умрет, не дав показания, и наследникам его не будет известно, кем совершено убийство, то им предоставляется право подозревать трех лиц. Против одного из них принимается обвинительная присяга, остальным же дается очистительная, с 50-ю ближайшими родственниками.
Присяга принимается сперва очищающимся в порядке, указанном родственниками убитого, и если кто-либо из них не очистится и, таким образом, он будет считаться по адату убийцею, то остальные обвиняемые освобождаются от всякой ответственности. Во всяком случае, как указано в § 1, в убийстве может быть обвиняем только один.
Примечание. В с.с. Ругуджа, Кегер и Кудали, в данном случае, для обвинения кого-либо в убийстве, совершенно достаточно одного указания родственников убитого.
В с.с. Бацада, Кулла, Шуланы, Унты и Салты наследники умершего от нанесенных ему ран имеет право заявить подозрение на кого-либо одного и требовать от подозреваемого в убийстве очистительной присяги с последствиями, указанными в настоящем §.
§ 22) В случае нахождения мертвого тела, без всяких признаков насильственной смерти, наследники его не имеют права обвинять в смерти его кого бы то ни было.
Примечание. По адату с. Ругуджа родственники умершего могут заявить подозрение на одного, которому и дают очистительную присягу на общем основании.
§ 23) Хозяин дома, конюшни, сарая, амбара, и скотного двора, в одном из указанных помещений, убивший ночью желавшего совершить кражу со взломом или другим насильственным образом; или же пришедшего с каким-либо другим дурным намерением, не несет никакого наказания; если же кто-либо придет с целью воровства в чужой дом или другие, указанные в настоящем §, помещения днем, то убивший его хозяин несет наказание, согласно § 9, без всякого смягчения.
Примечание. По адату с. Ругуджа, хозяин, убивший забравшегося к нему вора, отвечает, во всяком случае, как за убийство. По адату с. Согратль в данном случае хозяин должен в момент совершения убийства кричать и называть имя пришедшего к нему и в том представить двух свидетелей. Во всяком случае, убийце-хозяину дается очистительная присяга, или же родственники убитого принимают обвинительную присягу, в обоих случаях с 50-ю родственниками.
§ 24) Если кто-либо, застав свою жену, мать, сестру или дочь с посторонним мужчиною, убьет их обоих, то он не несет никакого наказания. Если же оскорбленный убьет мужчину, а женщина успеет убежать, причем убийца заявит, что она виновна перед ним, но он не успел убить ее, то за убитого он не отвечает, виновная же несет наказание, как за прелюбодеяние.
Если же убийца заявит, что женщина для него чиста, то он подвергается ответственности, как убийца.
§ 25) Равным образом, если будет убита женщина, а мужчина успеет убежать, то убивший ее не отвечает, а убежавший отвечает, как то будет указано в отделе о прелюбодеянии. В данном случае, показание убийцы достаточно к обвинению в прелюбодеянии бежавшего.
Примечания к §§ 24 и 25. а) Право убить прелюбодеев принадлежит самым ближайшим родственникам женщины, а именно: мужу, отцу, брату, сыну и т. д., по степени родства по мужской линии.
б) По адату с. Меге, если муж, отец и т.д. убьет свою родственницу, а мужчина успеет убежать, не оставив на месте происшествия никаких вещественных доказательств, то родственники убитой имеют право принять обвинительную присягу, или же дать бежавшему очистительную, с 50-ю ближайшими родственниками, в том, что он не имел связи с убитою женщиною; по принятии бежавшим присяги убийца женщины несет наказание, положенное в § 9; если же убежавшей будет обвинен присягою или не очистится, то убивший свою родственницу освобождается от всякой ответственности, а прелюбодей отвечает, как убийца, т. е. согласно § 9.
§ 26) Если будет убита беременная женщина, то родственники ее могут обвинить только одного, но последний платит два дията.
Примечания. а) В с. Чох по адату родственники убитой беременной женщины могут обвинять двух.
б) По адатам с.с. Ругуджа, Меге и Салты убийца платит только один дият.
в) В с.с. Кегер и Эбох на данный случай адата не существует.
г) По адату с. Шуланы дията не полагается вовсе.
§ 27. Женщина, убившая кого-либо из мужчин, когда тот хотел оскорбить или изнасиловать ее, по адату ничем не отвечает. Но для подтверждения своего заявления она должна принять присягу с 50 родственниками.
Примечания: а) В обществах с.с. Салты, Чох и Гамсутль достаточно показания двух свидетелей.
б) По адату обществ с.с. Шуланы и Эбох достаточно одного заявления женщины.
в) По адату с. Ругуджа никаких заявлений от убийцы женщины не принимается и она отвечает, как указано в § 9.
г) В с. Кулла на данный случай адата не существует.
§ 28) Если кто-либо умрет от укушения, ран или увечий, причиненных заведомо злым животным, за которым по приказанию сельских властей (достаточно даже указания одного судьи), хозяин обязан был иметь наблюдение, то послтедний платит наследникам умершего дият, указанный в § 9.
§ 29) Хотя бы хозяин животного и заявил, что смерть произошла не от укушения его животным, показание раненого или укушенного принимается за безусловное доказательство; за отсутствием последнего, наследникам умершего предоставляется право или принять обвинительную присягу, с 50-ю ближайшими родственниками, или же дать хозяину животного очистительную присягу, с тем же числом родственников. По принятии наследниками умершего обвинительной присяги, или же в случае непринятия хозяином животного очистительной, последний платит наследникам умершего дият согласно § 9.
Примечание. По адатам обществ с.с. Кулла, Бацада, Шуланы и Унты, в случае отказа хозяина животного, достаточно показания двух свидетелей, известных своею честностью, причем, за отсутствием их, хозяину животного дается очистительная присяга, с 50-ю родственниками. По адату общества с. Салты для обвинения хозяина животного достаточно показания двух свидетелей, за отсутствием которых, ему дается единоличная очистительная присяга. По адату с. Ругуджа хозяину животного дается очистительная присяга, с 50-ю ближайшими родственниками.
ГЛАВА V.
2. По поранениям.
§ 30) Раною признается повреждение тела, требующее лечения туземного лекаря, независимо от того, показалась кровь или нет.
§ 31) Если на определение туземного лекаря того общества, откуда происходит раненый, поступит протест со стороны поранителя, то приглашается туземный лекарь другого общества, причем определение последнего считается безапелляционным.
§ 32) Показание раненого считается безусловным доказательством для обвинения поранителя даже и в том случай, когда один из принимавших участие в драке примет на себя вину в поранении.
Примечание. По адату с. Ругуджа принять на себя вину в поранении может только лицо, равное с пораненным по происхождению, а в с. Согратль и по имущественному положению.
§ 33) Заявление свое раненый может сделать и через несколько дней, но при этом он должен выставить уважительные причины и если суд примет их, то показанию раненого дается полная вера.
Примечание. В обществе с. Кудали раненый должен заявить сейчас же после своего поранения сельскому суду.
§ 34) В своем поранении раненый может обвинить только одного из участников драки, не смотря на число полученных им ран и число участников драки.
Примечания: а) По адату с. Салты раненый может обвинить столько лиц, сколько он получил в драке ран.
б) По адату с. Меге раненый может обвинить трех лиц, как это указано в примечаниях к §§ 2, 3 и 4.
§35) Если на раненом окажется несколько ран и из дравшихся с ним некоторые или же все сознаются, что, кроме оговоренного раненым, и они наносили раны, то все сознавшиеся отвечают в одинаковой степени и между ними делается раскладка платы, следуемой потерпевшему за раны.
§ 36) Участники драки, в которой случилось поранение и сознавшиеся в этом – подвергаются следующему штрафу в сельские суммы: в селениях Чох и Гамсутль – по 4 руб. каждый; Согратль – 2 р., Эбох – 30 коп., Ругуджа – 75 коп., Кудали – 3 р., Кегер – 1 руб., Салты – 1 руб., Меге – 1 p, 40 к. и в с.с. Кулла, Бацада и Шуланы по 40 к.
§ 37) Если оговоренный раненым заявит, что он в драке не участвовал и в момент поранения не находился на месте происшествия, то показание раненого никоим образом не опровергается.
§ 38) Обвиненный адатным порядком в поранении кого-либо платить раненому, если последний не получил увечья, по определению туземного лекаря, причем при определении платы принимается в соображение стоимость каждой раны отдельно; за увечья же в каждом отдельном обществе существует особая плата, а именно: в с.с. Багдада, Кулла и Шуланы увечье – «арш», определяется по шариату; в с.с. Унты и Кегер за увечье глаза, руки или ноги взыскивается половина дията, за отрезание же уха 30 руб.; в с.с. Меге и Эбох за увечье руки, ноги или глаза поранитель платит 125 руб.; в с.с. Чох и Гамсутль за увечье ноги, руки или глаза – 50 руб. и за каждый палец по 10 руб.; в с. Ругуджа особой платы за увечье не полагается; в с.с. Согратль и Салты за увечье раненый удовлетворяется по шариату; в с. Кудали за увечье глаза – 50 руб., руки или ноги 15 руб., за каждый палец 3 руб.; если раненый оглохнет, то помимо платы за раны получает еще 10 руб.
§ 39) Помимо изложенного в § 38, поранитель штрафуется 15 рублями в общественные штрафные суммы округа и в таковые же суммы сельских управлений, согласно указанного ниже:
а) штраф за поранение в общественные сельские суммы взыскивается следующий: в с.с. Чох, Гамсутль и Согратль по 5 рублей, в с. Шуланы 6 руб., в с.с. Кудали, Кегер и Салты 8 р., Бацада, Унты и Кулла 3 р., Меге – 1 p. 80 к., Эбох – 3 р. и Ругуджа – 2 руб.
б) по адату обществ с.с. Ругуджа, Кулла, Бацада, Шуланы и Унты туземный лекарь за первое посещение поранителя получает 1 руб., а за последующие дни по 25 коп. Кроме того, поранитель должен содержать лекаря до последнего выздоровления раненого. Других взысканий с поранителя, за исключением штрафов, не взимается. Лекарю односельцу ничего не платится за лечение.
§ 40) За поранение у себя в доме лица, пришедшего даже с целью затеять ссору, хозяин отвечает согласно § 38, без всякого смягчения.
Примечание. В с.с. Салты, Кулла, Бацада, Шуланы и Унты, за поранение у себя в доме хозяин, не отвечает ничем; при этом, в с. Шуланы, в случае смерти раненого, поранитель наказывается согласно § 23; в с.с. Чох, Гамсутль и Кегер режется бык пришедшего с целью затеять драку, который съедается членами общества, имеющими право носить оружие.
§41) Если заведомо злое животное кого-либо поранит, укусит или причинит увечье, то хозяин животного, если он получил предупреждение от сельских властей, как то указано в § 28, отвечает, как поранитель.
ГЛАВА VI.
3. По оскорблению чести женщины.
§41) Женщина считается неприкосновенной для постороннего мужчины; последний не имеет права даже дотронуться до ней.
§ 42) Всякое посягательство постороннего мужчины нарушить указанное в § 41, считается оскорблением чести женщины, кто бы она ни была: девушка, замужняя или вдова.
§43) Оскорбленная женщина – девушка, замужняя или вдова, должна заявить сельским должностным лицам сейчас же по оскорблении, не заходя домой. В пути с места оскорбления до прихода к сельским властям она должна кричать, плакать и называть имя своего оскорбителя.
Примечание. Заявление, сделанное оскорбленной одному из сельских судей или старшин, считается достаточным для привлечения виновного к ответственности.
§ 44) При заявлении о своем оскорблении женщина должна представить вещественное доказательство, когда бы оскорбление ни случилось, днем или ночью. Вещественным доказательством считается и рана, царапина или ушиб, нанесенные оскорбленной своему оскорбителю.
Примечания: а) по адату общества с. Согратль с оскорбленной днем вещественного доказательства не требуется; когда же оскорбление совершено ночью или вдали от селения, то, кроме вещественных улик, оскорбленная должна представить двух свидетелей, слышавших, как она после оскорбления плакала и кричала;
б) по адату с. Чох, если женщина оскорблена на пахатных полях, находящихся на местности «Магар-Чалиб-Бак», то она должна представить вещественное доказательство и днем;
в) по адату с. Салты, заявление, сделанное оскорбленной сельским властям, даже и без вещественных доказательств считается достаточным к обвинению оговоренного ею мужчины, если она пользуется хорошей репутацией т. е. не развратна.
г) по адату общества с. Кегер, если оскорбление произошло в селении, то для подтверждения заявления оскорбленной достаточно показания двух свидетелей;
д) по адату с. Меге, девушка, по оскорблении своем, не должна идти к сельским властям, но обязана с плачем и криком отправиться в дом своего отца, а за неимением последнего, в дом ближайшего родственника, куда собираются все ее родственники по мужской линии и производят стрельбу, чем и дают знать обществу о случившемся. После этого уже делается заявление сельским властям; такое заявление девушки считается неопровержимым доказательством к обвинению оговоренного мужчины.
§ 45) В случае соблюдения оскорбленной женщиной изложенных в §§ 43 и 44 правил, оговоренный ею мужчина признается виновным в оскорблении ее; в противном случае, ему дается очистительная присяга с 50 ближайшими родственниками.
§ 46) Мужчина, оговоренный, согласно указанного выше адата, в оскорблении девушки, замужней или вдовы подвергается следующему наказанию: 1) высылается в канлы в один из округов Дагестанской области на срок определенный судом; 2) штрафуется в общественную сумму округа 25 рублями за оскорбление вдовы или девушки, 50 рублями за оскорбление замужней и в сельские штрафные суммы, как указано в примечании а к § 9.
§ 47) Как оскорбленной женщине, так равно и ее ближайшим родственникам, оскорбитель ничего не платит.
Примечания: а) по адату общества с. Кудали, оскорбитель выдает родственникам оскорбленной им женщины четырехлетнего быка; б) в с.с. Шуланы и Бацада в пользу оскорбленной с ее оскорбителя взыскивается 6 руб.; в) в с.с. Кулла и Унты на том же основании взыскивается 3 рубля; в с. Салты оскорбитель предоставляет родственникам оскорбленной на разрушение маленький дом, непременно с камином, а оскорбленной им женщине платит: 1) один местный палас, 2) три сабы пшеницы, 3) 1/4 ротала (1 1/2 ф.) коровьего масла и 2 стиля (4/5 ф.) меду.
§ 48) Если оскорбитель вдовы или девушки женится на ней и ближайшие родственники простят ему нанесенное им оскорбление, то он в канлы не выводится.
ГЛАВА VII.
4. Насильственный увод женщины.
§ 49) Насильственно уведенная замужняя женщина, девушка, или вдова, делает заявление о причиненном ей насилии, во всем согласно §§ 43 и 44. В случае невыполнения женщиной настоящих условий, обвиняемому ею в насилии дается присяга с 30-ю родственниками.
§ 50) Обвиненный в насильственном уводе женщины несет наказание, указанное в §§ 46 и 47.
ГЛАВА VIII.
5. Побег женщины с посторонним мужчиной.
§ 51) Под словом побег подразумевается увод женщины посторонним мужчиной с ее на то согласия.
§ 52) Право преследования бежавших предоставляется самым ближайшим родственникам, бежавшей женщины, как то указано в § 24.
§ 53) Если мужчина, соблазнивший женщину на бегство из ее дома, заявит, что она сама пожелала идти с ним, то ему дается очистительная присяга с 50-ю ближайшими родственниками.
Примечания: а) по адатам сс. Ругуджа, Салты и Кегер, заявление женщины считается достаточным доказательством к обвинению мужчины, отрицающего факт бегства с обоюдного согласия;
б) в с. Меге показанию бежавшей женщины дается вера только в том случае, если она девушка.
§ 54) Обвиненные в бегстве с обоюдного согласия, женщина и мужчина, несут одинаковое наказание, согласно §§ 46 и 47.
Примечание. Если ближайшие родственники женщины простят бежавших и последние вступят в брак, то они в канлы не высылаются.
ГЛАВА IX.
6. Прелюбодеяние.
§ 55) Если замужняя женщина, вдова или девушка оговорит кого-либо в том, что он разделил с нею ложе, а оговоренный будет отрицать этот факт, то ему воспрещается выходить из дома до выяснения вопроса, беременна она или нет.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.