Пятница, Апрель 18th, 2014 | Автор:

АДАТЫ ОСЕТИН

1835 ГОДА.

Сословия.

1. В Осетии не существует разделения народа по классам; все без исключения пользуются одинаковыми правами и занимаются единственно земледелием. Есть впрочем, несколько фамилий, которые ведут свое происхождение от древних осетинских князей; они лично пользуются некоторым в народе уважением, которое, однако же, дается им не по происхождению, а по их силе; они не пользуются никакими особенными преимуществами, не имеют никакой власти и занимаются тем же, чем и прочие жители. Там нет людей, которые бы исключительно занимались торговлею и промышленностью: всякий продает свои произведения или поручает продажу другому, или выменивает на необходимые для себя и для своего семейства вещи.
2. Осетин можно разделить: а) на свободных, не признающих над собою никакой власти; б) на принадлежащих казне и в) подвластных помещикам, и именно грузинским князьям Эристовым и Мачабеловым.
3. Разряды эти не имеют ничего определенного: первые основывают права свои и преимущества на необузданной свободе, соблюдая между собою одни только семейные связи, ибо в ущельях и деревнях нет никаких властей, — каждый способный носить оружие почитает себя вполне независимыми. Убийства между ними бывают весьма часто и наказываются одним мщением со стороны родственников убитого. Большая часть этих осетин, никогда не покидала гор своих, и потому о гражданском быте не имеет ни малейшего понятия.
4 Казенные крестьяне отличаются от них только тем, что имеют сношения с Карталиниею, платят в казну подати, впрочем, маловажные, и имеют над собою моурава, — что значит на грузинском языке пристав, которого, однако же, мало уважают.
5. Из крестьян помещичьих, живущие в ущельях Горийского уезда повинуются своим владельцам только в некотором отношении, платя им подать баранами и другими сельскими произведениями; живущие же в отдаленных ущельях, вовсе не признавая над собою их власти, не исполняют никаких требований. Этого разряда осетины также никаких податей в казну не платят и не отбывают повинностей.

Преступления и суд по ним.

6. Каждый родственник убитого обязывается священным долгом мстить смертью убийцы и его родственникам; не исполнивший этого подвергается жесточайшему бесчестию, а семейство и даже весь род его — возможным обидам: поэтому после всякого убийства следует явная война между родом убитого и племенем убийцы
7. Дабы избежать кровного мщения родственники преступника почти всегда ходатайствуют о примирении (берждалы); и как скоро получат согласие, то для назначения удовлетворение обе стороны выбирают по нескольку медиаторов (терхонелег), всегда наблюдая, чтобы со стороны истцов было одним более. Медиаторы составляют совет и определяют меру возмездия детям мужского пола, а если их нет, то родственникам по мужескому колену. В случае несогласия в совете, лишний со стороны убитого медиатор, избираемые всегда старшиною или председателем, оканчивает спор, имея право увеличить взыскание. По окончании совета, медиаторы требуют от виновного поручителей в точном исполнении их решения, которого, однако же, ни ему, ни противной стороне, не объявляют, а содержат в совершенной тайне до тех пор, пока оно не будет исполнено. Медиаторы сами осматривают имение и семейство виновного, определяют сроки платежа, так что ни одна сторона не знает ни о мере, ни о сроке удовлетворения. Виновный беспрекословно должен платить в определенные сроки по назначению медиаторов; в противном же случае поручители его к тому принуждают. Когда платеж пo решению исполнится, тогда медиаторы объявляют о том обеим сторонам. При самом избрании медиаторов, за предстоящие заботы дается им с каждой стороны по барану.
8. Сверх платежа, определяемого медиаторами, родственники убийцы, при перемирии, платят родственникам убитого бонган, т. е. подарок, состоящий из нескольких коров или баранов, и тем избавляются от преследования, хотя бы даже виновный и не исполнил решения медиаторов.
9. Плата за убийство, или за кровь, бывает различна, смотря по тому, как силен род убитого. За убийство старейшины знатного рода, кроме бонгана, определяется восемнадцать 18 коров и день пахания земли, стоящей вдвое, т. е. 36 коров; если же нет такого числа коров или земли, то по этой цене берется другим скотом, оружием, медною посудою и даже малолетними детьми, и в таком случае за мальчика вычитается два 36 коров, а за девочку, смотря по ее летам и красоте, от 18 и также до 36 коров.
10. За убийство женщины определяется плата в половину против мужчины, потому что большой стыд, кто покусится на такое убийство. В случае обоюдного убийства, сильнейший род имеет то преимущество, что слабейший всегда доплачивает по назначению медиаторов. Если отец или мать убьют сына или дочь, то нет ни мщения, ни взыскания; — равномерно, если убийство произойдет между родственниками в первом колени, исключая того, что за замужнюю сестру имеет право вступиться муж. Убийство безродного остается без отмщения и платежа: поэтому-то всякий чрезвычайно заботится о размножении своего племени в мужском колене. За убийство отца или матери сыном, хотя бы он жил не раздельно с братьями и отцом, родственники, собравшись, сжигают дом и разграбляют все имение; впрочем, подобные происшествия случаются весьма редко; а чтобы женщина убила мужчину или мать, тому не было примера.
11.В случае побега убийцы, мститель, если желает; имеет право забрать его имение и семейство, исключая, однако жены; даже родственники не избавляются от платежа бонгана.
12. Дети до 12 лет не подвергаются убийству за кровь нераздельные братья бежавшего убийцы, чтобы не лишиться имения, обыкновенно исполняют медиаторские решения.
13. Нечаянное убийство, также как убийство при защите и убийство вора, отмщаются одинаково, с некоторою разницею в количестве назначаемой медиаторами платы. Были примеры, что за убиение животным взыскивали за кровь с того, кому принадлежало животное.
14. За раны, смотря по важности их, взыскивается от 1 барана до трех 18 коров; за раны на лице платится дороже, а за нос назначается плата более 100 коров; за руки, глаза и ноги платится столько же, как и за убийство; — тоже взыскивается, если кто умрет от раны.
15. За побои человеком не знатного рода того, кто происходит от рода почтеннейшего, взыскивается до 18 коров.
16. Поймавший вора имеет право бить его, сколько хочет; но если ему сделает на лице раны, или сломит член, то платит за рану; а ежели убьет — то за кровь.
17. В случае воровства на стороне, у чужих, по изобличении вора, отбирается краденное; а за покражу у своих и ближних взыскивается в пользу хозяина против украденного в пять раз; шестая же часть для общества на обед.
18. В случай грабежа, только взыскивается ограбленное; равно и за поджог — только убыток; а за обман и мошенничество взыскания не определяется.
19. Похищение женщин наказывается так же как и убийство, со следующими отменами: если кто, украв девку, женится на ней, то должен заплатить только урат, т. е. плату за невесту; если же похитит замужнюю женщину, то взыскивается кровь за нее и кровь за каждого прижитого с нею ребенка.
20. Насилие женщины отплачивается убийством или ценою крови; за соблазн нет наказания; за лишение девства — полный урат, и сверх того, если виновный не женат, то должен на ней жениться.
21. В случае неисполнения кем-либо требований, установленных этими обычаями, всегда следует новое убийство.
22. Самою жестокою обидою почитается, если кто при свидетелях убьет собаку и скажет, что он убивает ее за принадлежащего к такому-то роду покойника; такая обида очищается только убийством, и большею частью испытывают ее, не исполнившие обещания, от поручителей, которые за них ручались.
23. Обыкновенная присяга состоит в том, что присягающий, ударяя собаку, говорить: «пусть она будет за моего покойника»; важнейшие же произносятся на весьма уважаемых развалинах церквей: в этом случае, присягнувший должен провести в балагане, близь церкви, целую неделю.

Наследование.

24. Большой стыд тому из сыновей, который отделится при жизни отца и матери ). Отец, будучи властелином имения, как родового, так и благоприобретенного, может отдать все или часть, мимо сыновей, в сторонние руки; что же касается до дочерей, то они из отцовского имения не получают никакой доли; даже в том случае, если нет сыновей, и тогда имение переходит к ближним родственникам мужеского пола, по мужеской линии.
25. Бездетной жене, или имеющей одних только дочерей, оставляется имение на год для поминок покойника; а потом отдается родственникам, у которых она может жить; если же она этого не пожелает, то родственники берут к себе незамужних ее дочерей, а ей, для пропитания, выделяют какую-нибудь не важную часть имения.

Семейные отношения.

26. Осетины, так как и мусульмане, покупают жен, платя различную цену, смотря по важности происхождения; самая, однако большая за девицу цена, или урат, простирается до 140 коров и 7 лошадей, а меньшая — 12 коров; за вдову дается только половина платы.
27. При отдаче замуж, дочь никогда не противится родителям, даже и тогда, когда жених совершенно противен ее желаниям; но в таком случай, чтобы избавиться тяжких мучений, обыкновенно прибегают к самоубийству.
28. По смерти мужа, родной его брат должен жениться на оставшейся вдове, хотя бы он и был женат; впрочем, более двух таких жен иметь не позволяется. Если же после покойного осталось нисколько братьев, и ежели каждый из них желает взять вдову: то спор решается собственным, ее выбором.
29. Возраст для вступления в супружество не определен; обыкновенно девиц отдают в замужество не моложе 13 или 14 лет, а мальчиков женят иногда в то время, когда они едва оставят колыбель.
30. При вступлении осетин в брак никаких обрядов не совершается, кроме того, что молодой сажают на колена 2-х или 3-х летнего мальчика, в том убеждении, что от этого первенец ее будет сын.
31. Женатый уже на одной жене может взять несколько других; но последняя суть как бы служанки, и сыновья их, при сыновьях первой жены, не имеют части в имении, а довольствуются только тем, что им дадут; поэтому, такие второстепенные жены не бывают из хороших семейств.
32. Жена не обязана иметь приданного, однако же, обыкновенно приносит с собою домашние уборы, постель и проч., а тесть или шурин дарят молодому зятю оружие или лошадь.
33. Рождение празднуется одних только мальчиков; при крещении дарят кумовьев, а они в свою очередь должны отдаривать. Умереть без наследников считается большим несчастием.

II. СВЕДЕНИЯ ОБ АДАТЕ,

или суд по обычаям кавказских горцев Владикавказского округа (осетинских обществ, тагаурского, куртатинского и аллагирского), 1844 года ).

Предисловие.

1. Жители Владикавказского округа состоят из двух главных племен: осетинского и чеченского. Главное различие между этими племенами состоит в языке и во внутреннем разделении на сословия. Обычаи же и обряды их весьма сходны.
2. Народы осетинского племени, обитавшие на северной покатости Кавказского хребта, по левому берегу Терека, от Казбека до равнин большой Кабарды, суть: тагаурцы, куртатинцы и аллагирцы .

ГЛАВА I.

РАЗДЕЛЕНИЕ КАЖДОГО ОБЩЕСТВА ИЛИ ПЛЕМЕНИ НА СОСЛОВИЯ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КАЖДОГО СОСЛОВИЯ.

А. Тагаурское общество

3. Тагаурское общество разделяется на четыре сословия; I. узданьлаг (дворянское сословие), II. фарсаглаг (сословие вольных людей), III. кавдасард (сословие дворовых людей), IV. гурзиак (сословие рабов).
4. Сословиее узданьлаг состоят из 11-ти фамилий, а именно: Тлате, Кондехе, Алдате, Тугане, Тхосте, Мамсоре, Есене, Канукое, Санаи, Дударе и Дзантие. Других узданьлагских фамилий нет. Ни одна из этих 11-ти фамилий не считается старшей, ни младшей, а все они находятся в одинаковой степени старшинства.
Права свои на узданьлагское достоинство фамилии эти основывают на следующем народном предании.
Тагаур , родоначальник этого народа, был, неизвестно когда и при каком царе, наследником армянского престола. Когда по смерти отца ему, как старшему сыну, достался престол, то братья его от другой матери, желая воцарить старшего из них, возмутили народ против Тагаура и хотели убить его.
Тагаур, видя неминуемую гибель свою, бежал из Армении к иронам или осетинам, жившим в горах на севере от Мингрелии и Имеретии. Он привел туда с собою несколько дворовых людей (кавдасардовъ) и привез много денег и дорогой посуды, состоящей из небольших круглых серебряных столов, котлов, больших и малых чаш и прочего. Ироны, узнав о происхождении Тагаура, сделали его своим вождем. Тагаур там женился и имел двух сыновей: Камбия и Тотека. Камбий имел трех сыновей: Тлате, Албаше и Азнауре; Тотек одного Сане.
По каким-то ссорам с иронами эти четыре внука тагауровы перешли от них со своими людьми и имуществом в куртатинское ущелье, где и по ныне сохранились развалины их замка.
Поссорившись впоследствии с куртатинцами, тагаурцы переселились в соседственное ущелье, прозванное от их народа тагаурским. С ними туда пришли их дворовые люда (кавдасарды), купленные рабы (гурзиаки) и присоединившиеся к ним из разных племен вольные люди (фарсаглаги). Bсе эти люди поселились на реке Дарговсе, где тогда не нашли никаких жителей.
С размножением тагаурского народа, ему стало тесно на реке Дарговсе. Поэтому избыток населения разошелся в ближайшие пустынные ущелья; причем девять правнуков тагауровых дали начало девяти узданьлагквим фамилиям: 1) Тлата, 2) Кондеха (дети Тлата, сына Камбиева, сына Тагаурова), 3 — Алдате, 4 — Тугане, 5 — Тхосте (дети Алдата, сына Камбиева, сына Тагаурова), 6 — Мамсоре, 7 — Есене, 8 — Канукое (дети Азнаура, сына Камбиева, сына Тагаурова) и 9 — Санаи (сына Сана, сына Тотева, сына Тагаурова).
Эти девять фамилий расположились жить: Тлате на речке Гизильдоне, Кондеха на речке Фридоне, Алдате, Тхосте и Мамсоре остались в селении Дарговсе на речке того же имени, Тугане на речке Тишенкау, Есене на речке Каурадоне, Канукое на речке верхняя Кубань, Санаи на речке Канидоне.
Скоро после прибытия туда тагаурцев, переселилась в их соседство, в это же ущелье, почетная осетинская фамилия Дударе. Taгаурские узданьлаги, по уважению к ее происхождению, связям и способам, приняли ее в свой народ и в свое сословие узданьлаг.
Таким образом, фамилия Дударе составила 10-ю фамилию тагаурских узданьлаг и стала на равне с прочими охранять и исправлять горную дорогу, пролегающую в их ущелье, и получать 10-ю часть сбора, взимаемого с купцов и товаров, следовавших этою дорогою.
В царствовании Императрицы Екатерины II, при первом основании старой военное грузинской дороги, русское начальство на Кавказе, желая обеспечить это сообщение с Грузией от набегов хищников, пригласило тагаурцев выселяться из их ущелья на плоскость, лежащую впереди Кавказских гор.
Многие тагаурские узданьлаги вышли на нее с своими кавдасардами и охотниками из вольных людей (фарсаглагами), основались там жительством и заняли места, которыми и поныне владеют. Часть же их фамилий осталась по-прежнему в тагаурском ущелье. Тагаурцы заняли на плоскости пространство: с одной стороны от речки Майрам-Адага до речки Камбилеевки и от ней до старой военно-грузинской дороги, идущей от Владикавказа через укрепление Елисаветинское на укрепление Константиновское; с другой стороны, от передовых Кавказских гор до Кабардинского хребта.
Около времени переселения тагаурцев па плоскость прибыла в их ущелье из-за Кавказских гор осетинская узданьлагская фамилия Дзантие из рода Агузовых. Она поселилась на незанятых ничем местах, между границами тагаурцев и куртатинцев, а частью перешла потом на плоскость, где и теперь имеет две деревни (аула). Taгаурские узданьлаги, признавая их одинакового с собою сословия, вступали с ними в родство. По сей причине и по праву иметь кавдасардов, фамилия Дзантие составляет 11-ю фамилию тагаурских узданьлаг; но о ней не было упомянуто в прошении тагаурцев на Высочайшее имя, поданном его сиятельству господину военному министру в 1812 году, потому что фамилия Дзантие, переселившаяся к тагаурцам в недавнее время, не имела права на участие в долежи пошлин, взимавшихся тагаурскими узданьлагскими фамилиями до 1830 года с купцов и провозимых по ущелью их товаров.
5. Фарсаглаги составляют самое многочисленное сословие народа. Они по-настоящему не тагаурцы, а переселенцы от разных других племен, принятые тагаурцами и с давних времен включенные в их общество.
6. Кавдасарды происходят от слуг, привезенных узданьлагами при переселении в тагаурское ущелье, и от дочерей фарсаглагов в таком случае, когда узданьлаг купить у фарсаглага дочь его не в жены, а в работницы. Тогда дети, рожденные ею, будут кавдасарды, принадлежащие узданьлагу, хозяину их матери.
7. Гурзиаки происходят от людей, приобретенных покупкою, и от военнопленных.
8. Узданьлаги, как принадлежащие к высшему сословию, пользуются уважением прочего народа.
9.Узданьлагское достоинство не приобретается ни покупкою, ни заслугами, а остается единственно в роде этих 11 фамилий, признанных народом в этом достоинстве издревле.
10. Одни только узданьлаги имеют право владеть кавдасардами.
11. Узданьлаги могут владеть гурзиаками.
12. Узданьлаги имеют право без суда наказывать принадлежащих им кавдасардов и гурзиаковъ.
13. Одни только узданьлаги были первоначально владельцами земли, занятой этим народом в тагаурском ущельи, но впоследствии 8 фамилий, т. е. фамилии: Тлате, Кондехе, Алдате, Тугане, Тхосте, Мамсоре, Бсене и Санаи, продали фарсаглагам в полное потомственное владение участки земли, сими занимаемые, и удержали за собою только те участки земли, которые были занимаемы ими самими или их кавдасардами. Таким образом, эти 8 фамилий лишились всякого платежа подати от фарсаглагов за пользование землями в горах.
14. Как фамилия Дударе и Канукое не продавали фарсаглагам принадлежащих им в тагаурском ущелье участков земли, то эти последние и поныне платят этим двум фамилиям за пользование землями в горах следующие подати:
15. Фамилия Дударе получает с каждого фарсаглагского двора в год: 1) весною ягненка, 2) осенью большого барана, 3) один воз сена, 4) один овечий сыр, 5) 10 ф. коровьего масла; 6) во время покоса, пахания и жатвы, из каждого фарсаглагского двора, должен быть выслан 1 человек с рабочим инструментом и на хозяйском корму работает 1 день; 7) ежели фарсаглаг бьет на мясо скотину или режет барана, то передняя лопатка с ребрами принадлежит хозяину земли — узданьлагу.
16. Фамилия Канукое получает тоже, что и фамилия Дударе, только вместо 10 фунтов коровьего масла — четверть пшеницы, а за позволение селиться в их аул — по 1 корове со двора, при самом переселении.
17. Хотя узданьлаги, переселявшиеся на плоскость, и не имеют там действительно собственной земли, но за позволение жить на занятых ими участках получают они от фарсаглагов: 1) с каждого двора, во время покоса, пахания и жатвы, по 1 рабочему с рабочим инструментом, который на хозяйском корму работает 1 день; 2) во время поминок и свадьбы у узданьлага, доставляю ему бузу и съестного, кто сколько может и чем богат.
18. Фамилия Дударе получает и на плоскости от фарсаглагов, живущих у них, теже подати и повинности, которые платят ей в горах.
19. Вообще, ежели фарсаглаги живут в ауле, принадлежащем узданьлагу, то они обязаны ему следующие повинности: 1) буде фарсаглаг здоров, имеет лошадь и не обязан семейными делами оставаться дома, то в случае поездки узданьлага, куда-либо из аула, должен сопровождать его в виде телохранителя. 2)во время праздников, свадьбы и поминок обязан приносить хозяину аула, по состоянию своему, буза и что-нибудь съестного. 3) в случае переселения фарсаглага в другой аул, дом, построенный им там, где он жил, остается в собственность узданьлагу, хозяину аула.
20. Без позволения узданьлага, фарсаглаг не может селиться на его земли или в его ауле.
21. Если фарсаглаг своих обязанностей перед узданьлагом, живя в его ауле или на его земле, не выполняет, то узданьлаг может прогнать его от себя.
22. Узданьлаг обязан охранять и оберегать живущего у него фарсаглага от всякой обиды и если у фарсаглага украдут что-нибудь в ауле или отобьют у него скотину, то узданьлаг должен стараться отыскивать покражу.
23. Звание фарсаглага наследственное и никто из кавдасардов или гурзиаков не может приобретать это звание ни покупкою, ни заслугами.
24. Фарсаглаги, как совсем вольные люди, состоят в зависимости от узданьлагов только в таком случае, если они живут на землях, принадлежащих им последним, и даже тогда на взаимных только условиях. Фарсаглаги имеют право переходить от одного узданьлага к другому, когда им это угодно.
25. Фарсаглаги имеют право владеть собственною землею, приобретенною покупкою или полученною по наследству.
26. Фарсаглаги могут иметь гурзиаков, пpиобретенных покупкою но дети этих гурзиаков будут фарсаглаги, т. е. вольные люди, а не гурзиаки или рабы.
27. Кавдасардов фарсаглаги иметь не могут.
28. Звание кавдасард наследственное и никто из гурзиаков не может вступить в сословие кавдасард.
29. Кавдасард есть собственность той узданьлагской фамилии, к которой мать его принадлежала, и не может быть никому ни продан, ни уступлен.
30. Он не может выйти из этого сословия ни покупкою, ни заслугами.
31. Кавдасарды обязаны жить там, где прикажут их владельцы, и исправлять работы от него назначения.
32. Если кавдасард и сам купил себе жену, то дети его и в таком случае будут кавдасарды, принадлежащие владельцу отца.
33. Кавдасарды имеют право владеть землею, приобретенною покупкою или полученною по наследству от их родственников.
34. Кавдасарды могут купить и владеть купленными ими гурзиаками, но дети этих гурзиаков будут кавдасарды, принадлежащие владельцу кавдасарда, т. е. узданьлагу.
35. Гурзиаки или рабы находятся в полной зависимости от своих владельцев, которые могут делать с ними, что им угодное, продавать и дарить их другому по одиночке или целыми семействами и даже умертвить их по произволу.

Б. Куртатинское общество .

36. Куртатинское общество разделяется, как и тагоурское на 4 сословия: узданьлаг , фарсаглаг, кавдасард и гурзиак.
37. Состав и происхождение каждого сословия куртатинского общества тот же самый, что и тагоурского общества.
33. Узданьлаги, как принадлежащие к высшему сословию, пользуются уважением прочего народа.
39. Достоинство узданьлагское не приобретается ни покупкою, ни заслугами, а остается единственно в роде этих 9 фамилий, признанных народом в этом достоинстве издревле.
40. Одни только узданьлаги имеют право владеть кавдасардами.
41. Они могут владеть и гурзиаками.
42. Они сами без суда могут наказывать принадлежащих им кавдасардов и гурзиаков за провинности.
43. Если фарсаглаг живет на земле, принадлежащей, узданьлагу или в его ауле, то он обязан заплатить узданьлагу, хозяину земли или аула, следующие подати: 1) весною ягненка, 2) осенью большего барана, 3) мешок хлеба, 4) копну сена и 5) во время праздников, свадьбы и поминок у хозяина, обязан приносить ему 1 ведро пива и целого барана.
44. Без позволения узданьлага, фарсаглаг не может селиться на его земле или в его ауле.
45. Если фарсаглаг своих обязанностей перед узданьлага, живя в его ауле или на его земле, не выполняет, то узданьлаг может прогнать его от себя.
46. Узданьлаг обязан охранять и сберегать живущего у него фарсаглага от всякой обиды и если у фарсаглага украдут что-нибудь в ауле или отобьют у него скотину, то узданьлаг должен стараться отыскать покражу.
47. Если узданьлаг не хочет держать у себя при дворе какого-либо кавдасарда, то он отводит ему на своей земле незначительную пашню и сенокосное место, дает ему сверх того 1 осла, топор и веревку. Таким образом, отделенный кавдасард должен заплатить хозяину своему узданьлагу следующие подати. Во время покоса, пахания и жатвы из каждого кавдасардского двора должен быть выслан 1 человек, который на хозяйском корму работает один день. Если кавдасард бьет скотину или режет барана, то передняя лопатка с ребрами принадлежит хозяину его, узданьлагу. В случае свадьбы у узданьлага, первую ночь пируют у узданьлага, а вторую у его кавдасарда. Во время праздников кавдасард должен у узданьлага чистить двор, рубить дрова и варить пиво. Он должен давать хозяину своему 1 кувшин пива, 3 хлеба и переднюю лопатку с ребрами от одного барана.
48. Звание фарсаглаг наследственное; но кавдасарды и гурзиаки могут сделаться фарсаглагами, если владельцы отпускают их совершенно на волю.
49. Фарсаглаги, как совершенно вольные люди, состоят в зависимости от узданьлагов только в таком случае, если они живут на земли, принадлежащей сим последним, но и тогда на взаимных только условиях.
50. Фарсаглаги имеют право переходить от одного узданьлага к другому, когда им это угодно; но тогда дом, построенной ими на земли узданьлага, остается собственности сего последнего, равно как и половина жатвы с пашень и лугов.
51. Фарсаглаги имеют право владеть собственною землею, приобретенною покупкою или полученною по наследству.
52. Они могут иметь гурзиаков, но не кавдасардов, и дети этих гурзиаков остаются гурзиаками, т. е. рабами, принадлежащими владельцу отца их, фарсаглагу.
53. Звание кавдасард наследственное и никто из гурзиаков никогда не может сделаться кавдасардом.
54. Кавдасард есть собственность той узданьлагской фамилии, к которой мать его принадлежала, и он не может быть никому ни продан, ни уступлен.
55. Он, без позволения узданьлага, хозяина своего, не может выйти из этого сословия; но узданьлаг имеет право отпустить его на волю и тогда он и все его потомство вступают в сословие фарсаглаг, т. е. вольных людей.
56. Кавдасард обязан жить там, где прикажет его владелец, и исправлять работы, от него назначения.
57. Если кавдасард и сам купил себе жену, то дети его и в таком случае будут кавдасарды и принадлежать владельцу отца.
58. Кавдасарды имеют право владеть землею, приобретенною покупкою или полученною по наследству от родственников.
59. Кавдасарды могут купить и владеть купленными ими гурзиаками и дети этих гурзиаков остаются гурзиаками, т. е. рабами владельца отца их, кавдасарда.
60. Если все члены узданьлагской фамилии умерли и род этот совсем пресекся, то кавдасарды, принадлежавшие этой фамилии, разделяют между собою все оставшееся после этой фамилии и делаются фарсаглагами, т. е. вольным» людьми.
61. Гурзиаки находятся в полной зависимости от своих владельцев, которые могут делать с ними, что им угодно, продавать и дарить их другому, по одиночке или целыми семействами, и даже умерщвлять их по произволу.

В. Аллагирское общество.

62. Аллагирское общество разделяется на 2 сословия: узданьлаг и фарсаглаг.
63. Узданьлагское сословия состоят всего из 4 фамилии, а именно: Сидамонте, Дцадардцоите, Акузате и Кусагонте.
64. Аллагирцы, опровергая происхождение тагаурцев от армян, утверждают, что все эти 3 осетинские общества, т. е. аллагирцы, куртатинцы и тагоурцы, происходят от одного и того же корня и рассказывают о происхождении их следующее:
В старинное время, неизвестно когда, вышли из Мислуга (страны далеко на юге) три брата воеводы, по имени Ос, Картул и Лек.
Ос завладел страною около города горы, от него происходит осетинцы; Картул основал около Тифлиса свое царство, от него происходят картатинцы. Лек пошел дальше на восток и основал там свое царство, от него происходить лезгинцы.
Некоторое время после прибытия Оса в горы, персидский шах Хела объявил ему войну, напал на него в деревне Закай, разбил его войска, убил самого Оса и покорил тамошних осетин.
Вследствие этого сражения, сыновья Оса, по имени Ос Богатырь и Ос Челатырь, убегая от шаха Хелы, перешли со своими приверженными людьми через кавказский хребет и расположились в Аллагирском ущелье, где четыре внука Оса: Сидамон, Дцадардцон, Аргузон и Кусагон, для защиты против грузин и персиян, построили каменную стену, высотою в 9 аршин и толщиною в 3 аршина. Развалины этой стены еще видны в Аллагирском ущелье.
По каким то внутренним распрям два брата, правнуки Сидамона, по имени Курта и Тага, переселились из Аллагирского ущелья в собственное, названное по имени Курта, Куртатинским ущельем. Здесь эти два брата жили долгое время мирно, выстроили каменную стену против нашествия грузин, построили себе дома и башни для общей против врагов защиты. Но впоследствии эти два брата поссорились между собою. Ссора кончилась тем, что Курта со своими приверженцами выгнал Тагу со всеми его людьми из Куртатинского ущелья. Тогда Тага со своими приверженными людьми расположился в соседственном ущелье, названном по его имени Тагаурским.
65. Права и обязанности узданьлагского и фарсаглагского сословий и отношение их между собою совершенно те же, что я у куртатинцев, с тою разницею, что у аллагирских узданьлаг нет ни кавдасардов, ни гурзиаков .

ГЛАВА II.

Об адате.

66. Адат (по-осетински Арьдау, по-чеченски Адель) с незначительными изменениями тот же самый у всех народов Владикавказского округа.

Дела и преступления, рассматриваемые адатом:

67. Адат рассматривает все дела, происходящие от несогласия между членами общества, как-то:
1-е Если наследники не согласны в разделе наследственного имения.
2-е Разделение добычи, отбитой у неприятеля.
3 е Если муж разводится с женою, то адат определяет, какую часть калыма родственники бывшей жены его должны ему возвратить.
4-е Отношения должника к заимодавцу и обратно.
68. Адат не определяет наказание за всякого рода преступления, как-то: за убийство, за нанесение ран, за насилие или оскорбление чужой жены или дочери, за воровство и грабительство в аулах и полях или лугах, за ложное донесение или фальшивое свидетельство, за оскорбление приезжего гостя, за нанесение ему ран или за убийство его, в ауле ли он уже находится, или на дороге в ауле, или из онаго.

Обряд суда по адату.

69. Суд (по-осетински Тархон, по-чеченски Турькюись) по адату происходит следующим образом:
Обиженный и обидчик, если желают решить свой спор по адату, собирают своих родственников и садятся под открытым небом, каждый с своими родственниками, на таковом расстоянии друг от друга, чтобы разговор между родственниками не был слышен противной стороне.

Pages: 1 2 3 4
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.