Суббота, Декабрь 20th, 2014 | Автор:

РУССКИЕ УЧЕНЫЕ О ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ОСЕТИН

(XVIII –нач. XIX вв.)

П. Г. БУТКОВ (1775–1857).

Заслуживает внимания работа П. Г. Буткова «Материалы для новой истории народов Кавказа с 1722 по 1803 гг.», где содержат¬ся ценные материалы по русско-кавказским отношениям и военно-политической истории народов Кавказа.
Выдержки публикуются по изданию: П. Г. Бутков. «Материа¬лы для новой истории народов Кавказа с 1722 по 1803 гг. » СПб., 1863 г., ч. 1–2, сс. 116; 171 – 174; 207; 239–240; 257–259; 261 – 262; 266–273; 287–288.

1744–1748 гг. Об Осетинской духовной комиссии, другие сведения об осетинах

ГЛАВА 57

Осетинцы еще в первый раз привлекли на себя внимание рос¬сийского правительства. Известно, что они, быв в древности хри¬стианами, с падением Константинополя и с ослаблением Грузии, потеряли возможность иметь проповедников. Хотя они именуются христианами, но священников не имеют; только по временам при¬ходят к ним из Грузии более для собрания пожитка, нежели для учения, чрез что в таком суеверии находятся, что едва за христиан почесть можно.
В 1744 году правительство российское ласкало грузинских ду¬ховных, которые употребили себя к обращению осетинцев и ин¬гуш. Сие благое дело начато под распоряжением святейшего Си¬нода, по восприятой надежде к их обращению, в рассуждении всег¬да оказанной лми к тому склонности, и в рассуждении еще и того, что по оставшимся в их жилищах следам старых церковных строений, предки их были христиане, почему подлинно многие иа них и крестятся с великою охотою и желанием.
В 1747 году предписано приезжающим в Кизляр из осетинско¬го народа, которые, приняв крещение, пожелают возвратиться в свои жилища, давать в награждение знатным по 20 рублей, а про¬чим кормовые деньги; принимать их в российское подданство, и обретающимся в Осетии духовным персонам производить жалова¬нье и на покупку для раздачи в Осетии холста и прочего 500 руб¬лей.
В том же 1747 году приезжал в Кизляр из Осетии архиманд¬рит грузинский Пахомий, и в 1751 году был он с осетинскими старшинами в С. -Петербурге, и там 1752 года дано ему на разда¬чу убогим осетинцам крестящимся холста на рубашки 500 рублей; самому ему определено окладное жалованье. Он учинен начальни¬ком так названной Осетинской комиссии, и в том же 1752 году от¬пущен он в Осетию с причетниками и старшинами от двора ода¬ренными. Сверх того позволено им купить в России серебряной по¬суды, ружей и прочего на некоторую сумму и вывезти из России.
В Кизляре было Осетинское подворье, с огородом, рыбными ловлями и сенокосными лугами, которые уже 1773 года обращены в казенное ведомство. Постановлены и другие выгоды для приласкания сего народа.
В 1756 году, в показании к новокрещенным осетинцам высо¬чайшей милости повелено, присылаемых от них, в Кизляр и Аст¬рахань для дел их давать из казны кормовые деньги: старшинам но 10, а рядовым каждому по 3 копейки на день; а которые будут приезжать для продажи своего скота и прочего купечества, и тех от обыкновенных пошлин увольнять, а вместо их брать пошлины с российских купцов, купивших у них товары; от них же в замену того требовалось возвращать российских пленных, когда они к ним попадутся. Пошлины с вещей для употребления к церковному строению и для расхода при церквах съестных и прочих припасов, по указу 1758 года, брать не велено, но во взимании же пошлин с холста, соли и прочего потребного на собственные нужды, или то¬варов, указами 1756, 1758 и 1760 годов повелено поступать с осетинцами как предписано о прочих горцах.
В 1761 году предписано: на дорожный проезд из Кизляра Осе¬тинской комиссии архимандрита Пахомия и прочих духовных да¬вать в конвой Казаков, и для сохранения в самой Осетии духов¬ных, церквей с их утварью и прочего к комиссии принадлежащего содержать в Осетии караул.
Впрочем, когда прилагаемо было попечение о возобновлении христианства в кавказских горах, обращено внимание и на ама¬натов кумыкских и кабардинских содержащихся в Кизляре. В 1763 году предпринято, во время содержания их в Кизляре, стараться искусным образом отводить их от варварских нравов, вселять в них людкость и лучшее обхождение, доводя их до того, чтобы они часто обращались с Россиянами, и дабы они российского языка и грамоте обучались, и призывать их в торжественные дни к столу.
В 1770 г. высочайше повелено обучать кабардинских аманатов российской и татарской грамоте.
Подлинно из аманатов владелец Девлет-Мурза Хасаев и уздень Шабаз-Гирей Куденетов в кизлярских школах обучались и знали российской грамоте читать и писать.
В 1761 г. кабардинские владельцы нанесли обиды, разорение и в крещении помешательство духовным персонам и осетинскому и киштинскому народу.
Устройство Осетинской комиссии по обращению осетинцев и ингушцев в христианство, быв в руках грузинских духовных, ма¬ло приносило пользы.
Хотя с немалого времени под распоряжением святейшего Си¬нода происходит проповедь христианского закона в осетинском и ингушевском народах, но сие худой успех имело от грузинских ду¬ховных. Почти все бывшие в кизлярской стороне начальники еди¬ногласно предъявляли, что не предполагают в том ни малейшей пользы и прочности, по причине грубого и дикого сих людей со¬стояния, и неспособности их понимать христианской истины и при¬ступать к оным со внутренним удостоверением. Они крестились по большей части из корыстолюбия, для определенного на такой слу¬чай снабдения и оставались потом в прежнем своем нечестии и своевольстве, как не подручные к здешнему за ними всегда смот¬рению. Временные же к ним здешних священников приезды, иног¬да с опасностью соединенные, не могут к тому достаточны быть, чтоб утвердить их в общем благоустройстве; а все другие меры означали бы уже их к нашей стороне непосредственное присвое¬ние; но тем кабардинские владельцы, кои их своими подчиненны¬ми называют, были бы напрасно огорчены, и может быть еще и больше наконец изобрели бы затруднительство в течение пропове¬ди, и произвели бы нужду совсем от оных людей отступиться, не стоя они в настоящем своем состоянии употребления великих уси¬лий.
Таким образом, видим из сего, что нет лучшего способа по обстоятельствам осетинцев и ингушцев и прочих горцев учинить их прямыми христианами и к здешней стороне приверженными, как просвещением из них молодых людей.
В сем рассуждении высочайше конфирмован 27 сентября 1764 года доклад Коллегии иностранных дел, и по оному заведена в Моздоке особливая школа для преподавания обучения новокрещенным осетинским детям закона христианского и российской гра¬моте, с определением на каждого ученика на пищу и платье и учи¬телю по 2 рубля на месяц из кизлярских и астраханских доходов, или же процентов астраханского банка. Учреждение и управление оной школы поручено астраханскому губернатору и кизлярскому коменданту.
Находящийся в Моздоке подполковник Гак получил в 1765 го¬ду предписание о скорейшем заведении оной школы; о поспешном построении для оной в Моздоке деревянного дома, где бы могли жить учители и ученики, и о приискании в учители искусных лю¬дей, особливо знающих горские языки .
Все то исполнено и в учители определен к осетинской школе дьячек Романов, и всегда потом находились в учителях дьяконы и дьячки.
В 1767 году постановлено, чтоб школьников на некоторое вре¬мя отпущать в домы родительские и детей старшинских учащихся в школе содержать против прочих с некоторою отменою, употреб¬ляя на содержание их до 4 рублей в месяц.
Скоро однако примечено, что корыстолюбивые отцы сих детей и родственники, приезжая в Моздок, отбирали даемое им жалова¬нье и оставляли их в крайней бедности, без рубах, без обуви .
Еще в 1747 году дано повеление в Кизляр, чтоб скитающихся в Персии римских попов и капуцинов в российские границы не про¬пускать.
В 1765 году в Киштинии находились два католических патера. Коллегия иностранных дел повелела их захватить, узнать откуда туда заехали (верно из Грузии), и не допускать впредь подобных патеров к проповеди в том народе .
При Осетинской комиссии находился игумен Григорий. Когда архимандрит Пахомий выбыл, он, Григорий, произведен 1767 г. в архимандриты, заступил пахомиево место в Осетинской комис¬сии и получал пристойную сумму от правительства российского на принятие приезжающих к нему осетинцев.
В 1770 году сей архимандрит Григорий выбыл, и в Осетинскую комиссию определен грузинский архимандрит Порфирий.
Святейший Синод усмотрел по делам, сколь в худом поведении доныне находилось обращение иностранцев в христианскую веру в осетинском народе; а сие самое произошло ни от чего иного, как от худого самих проповедников поведения, а именно: проповедни¬ки оные, оставляя близкие к городам здешним империи места без проповеди, отъезжают в отдаленные и дикие, проповедывают на рус¬ском или грузинском языке тем, которые их не знают; крещенных оставляют без всякого наставления, возвращаясь же потом к ним, делают под разными видами привязки, и чрез то сыскивают слу¬чай себя обогащать насильством; делают всякие притеснения, не стараясь притом ни мало привесть их в познание веры и закона; а следовательно те иноверные вместо чаемого веры и закона по¬нятия единственно только изнуряются, а от проповедников проис¬ходят соблазны.
По сиим причинам Осетинская комиссия в отношении порядка в пути проповедников и в самом продолжении времени 1771 года отдана под смотр кизлярскому коменданту, дабы без ведома его ничего не предпринимали, поелику ему известны быть могут все обстоятельства тамошних народов, и от него зависит защищение в случае опасности проповеднику; ему же, кизлярскому комендан¬ту предоставлено принимать на проповедников приносимые паче чаяния жалобы; да и конвои и подводы определялись духовным от светского начальства по усмотрению оного.
В то же время 1771 года определены к Осетинской комиссии духовные из российских. Начальником оной назначен протопоп Афанасий Лебедев , коему и пристойный дом в Моздоке из казны выстроен, и ему, Лебедеву, дано от святейшего Синода тайное на¬ставление, каким образом поступать в обращении тамошнего на¬рода в греко-российскую веру.
Во-первых, учение иноверным преподавать из одного Еванге¬лия, Деяний и Посланий апостольских, не отягощая обращаемых разума, яко во младенчестве еще сущих, преданиями, кроме дог¬матов служащих к основанию веры. 1-ое. Изъяснять им, что есть Бог, что он дал человеку закон, в коем предписаны дела добрые; Бога любить и почитать всем сердцем; идолов отвращаться и сов¬сем забыть; родителей любить и почитать; властям повиноваться; по праздничным дням моление Богу; любовь к ближнему; отвра¬щение от обид, убийств, кражи, клеветы, лжи, обманов; трезвость, трудолюбие, сохранение верности и чистоты супружественной. 2-ое. Изъяснение им догматов, заключающихся в Символе веры, молит¬вы Господней Отче наш, и проч.; почтение к иконам, коими при¬водится на память имя того, кто на них написан, но икон не бого¬творить. Хранение 10 главных заповедей есть самая главная доб¬родетель, сопутствующая христианству. Относительно преданий: не принуждать на первый случай к чтению ежедневно многих мо¬литв, к постам, кроме Страстной недели, как поступал и апостол Павел, в рассуждении новообращенных. (Послание к Колоссаям, гл. 2, ст. 16; и к Римлянам, гл. 14, ст. 20).
Должность посланническая состоит: 1-ое, учить, 2-ое, увещавать, 3-ье, напоминать, 4-ое, представлять себя примером добро¬детелей, согласно духу евангельскому. Быть завсегда трезвену, целомудру, благоговейну, чинну, кротку, любовну, снисходительну; не лихоимствовать, ничего не вымогать и отнюдь не брать. Повеления, угрожания и строгое с утеснением взыскание есть на-сильство совести, и ожесточить может язычников и магометан. Наставление начинать делать в каждом доме разумнейшим, а по довольном научении и утверждении в вере предложить крещение желающим; а ослабевшим повторять учение кротко и снисходи¬тельно.
В рассуждении браков наблюдать, чтоб муж оставался с одною женою; но не расторгать браков совершенных в близком родстве до крещения.
Службу церковную отправлять на российском языке, но Сим¬вол веры, Десятословие и молитву Господню, с кратким объясне¬нием предать иноверным вразумительным им языком. И как в сем последнем настоит самое трудное дело, то стараться из об¬ращенных принимать в учрежденную в Моздоке школу учеников, дабы они никогда языка своего не забывали и чтоб таких, со вре¬менем, по обучении российской грамоте и по способности места, можно было посвящать к церквам обращенных во священники и посылать для проповеди .
На сих основаниях Осетинская комиссия продолжала сущест¬вовать до 1793 года, в котором учреждена была в Моздоке епар¬хия в третьем классе, с архиереем моздокским и можарским, для удобнейшего радения о народах осетинских, веру христианскую приемлющих и, на сей конец, велено архиерею сему исправлять и те дела, кои принадлежат к Осетинской комиссии и оставить на-прежнем положении учрежденную в Моздоке школу для учения детей горских жителей. Первым архиереем моздокским сделан Гаиос, грузинский архимандрит, который еще 1784 года принят в нашу службу и употреблен главным членом при Осетинской ко¬миссии.
Радением его издана и напечатана в московской синодальной типографии, в мае 1798 года, азбука и сокращенный катехизис на русском и осетинском языках; для выражения последнего употреб¬лены славянские церковные буквы, так как и грузины, для выра¬жения осетинских слов, употребляют свои буквы с нарочитою вер¬ностью.
Мы будем по своим местам видеть, что успех обращения гор¬цев в христианство не далеко взошел, по препятствиям, от кабар¬динцев всегда поставляемым, которые и проезд осетинцам в Моз¬док затруднять старались, и по усилившемуся от лжепророка Мансура в горах магометанству. (Прил. Р.).

1752–1754 гг. Об участии осетин в борьбе Грузии с иноземными завоевателями

Такие обстоятельства заставили царя Ираклия усилить себя новым наймом войск дагестанских.
Князь Александр весною 1781 г. уклонился в Ахалцихе, где турки приняли его ласково, и отсель не менее же опустошал карталинские пределы; но не имев успеха в испрошении у турков по¬мощи, и в возбуждении соседних персидских ханов, опять в Имеретию возвратился в исходе августа 1781 г.
Царь Соломон равномерно лишил его всякой надежды и при¬нудил его удалиться из имеретинских владений.
Итак, князь Александр в начале 1782 г., в сопровождении 8 человек, поехал чрез область Рачу в Кабарду, а оттуда, чрез Брагуны и Аксай, прибыл в Тарку, к шамхалу Казбулату. В сем путешествии он преклонял на свою сторону осетинцев и кабар¬динцев, которые сами находились тогда в тесном положении. Шамхала просил о вспоможении ему к достижению карталинской ко¬роны, уверяя, что к содействию его готовы царь Соломон, карталинские князья, и зааланские Лезгины, обещал выдать шамхальским людям каждому по 50 рублей, а по овладении Тифлиса, еще по стольку же. Шамхаль склонялся на то, но сказал, что надобно посоветовать о сем с Фетали-Ханом дербентским. Почему князь Александр и отправился в Дербент 27 августа 1782 г., в сопровождении князя Александра Амилахорова, который удалил¬ся из Грузии в Россию еще в 1771 году, от гонения на фамилию их царя Ираклия, бежал теперь из Петербурга к князю Александ¬ру Грузинскому, в надежде отмстить Ираклию свои оскорбления .
В 1752 году ганжийский Шаверди-хан отложился от царя Тей¬мураза и не хотел платить требуемой. от него ежегодно дани. Царь Теймураз вместе с сыном Ираклием отправился наказать Шаверди-хана. Но к защищению его вышел шекийский Аджи-Чалаб-хан, собрав ширванские и лезгинские войска, и 12 апреля 1752 г. разбил Теймураза под самою Ганжою, тем паче, что и эриванцы царю изменили.
Смерть, постигшая Аджи-Чалаба, остановила его подвиги; но преемник сына его, Ага-Киши, присоединив к себе дагестанское, ширванское, дербентское и ранжийское войско (были в том числе и кумыки и брагуны), вступил в Грузию с 6 т. человек и поставил лагерь свой в Байдаре, в 50 верстах от Тифлиса, к югу , в наме¬рении взять контрибуцию от царя Теймураза.
О сем неприятеле знал Теймураз заранее, и потому приглашал в ополчение свое горцев и кабардинцев, чрез грузинского князя Есама Чебелева, да осетинского владельца Елисея Ильина.
Посему в 1752 году 15 августа отправилось к нему из боль¬шой Кабарды с владельцом Кургокою, сыном Кара-Мурзы Алие¬ва, до 500, из малой с владельцами Казыем и Канчоком до 1500 человек и от осетинского народа из некоторых деревень поехали к нему со двора по 2, по 3 и по 4 человека, с жалованьем по 30 рублей каждому.
Подкрепясь сими силами царь Теймураз 1 сентября 1752 г. выступил против неприятеля, который начал удаляться, и догнав его разбил, взял в плен до 300, убил до 700 и преследовал 50 верст, при чем ширванское войско наипаче потерпело и Ага-Киши скрылся в Шаки. (Прил. Н.).
Однако сии успехи не предохраняли Теймураза в спокойствии на будущее время; почему он в том же 1752 году присылал к им¬ператрице Елизавете Петровне митрополита Афанасия, из роду князей Амилахоровых, и кахетинского князя Симеона Макаева, с просьбою о защищении грузинского народа от нападений и ра¬зорений чинимых окружающими их народами и о подтверждении всех прежних грамот о подданстве, каковые жалованы от россий¬ских государей предкам его, особливо отцу его царю Николаю
Давидовичу, обещаясь быть всегда в верном послушании у российского престола.
Неизвестны последствия сего дела; кажется не принять, чтоб не ссориться с Турками и Персами; но 27 мая 1754 года подтверж¬дено всем Кумыкам и Брагунам, чтоб они ни в персидские ни в грузинские внутренние дела не вмешивались и ничего там не пред¬принимали, а паче нападения и разорений не делали под опасе¬нием высочайшего гнева и мщения от обидимой стороны.
Между тем (1752 или 1753 г.) пришел к Грузии с лезгинским, войском Мерсель-Хан аварский и окружил крепость Мчадис-Джвари . Царь Теймураз в первом сражении с ним разбил и прогнал Лезгинов; но Лезгины потом собираясь в Гартискаре не переставали делать набеги на Грузию. Царь Ираклий пресек им дорогу и всех истребил.

1756 г. Об указе русского правительства о привлечении горцев Северного Кавказа на военную службу

Когда Россия вела с Пруссией войну за австрийское наслед¬ство, российское правительство в 1756 году пожелало иметь при заграничной армии кавказских горцев.
На сей конец в сентябре 1756 года прислан высочайший указ за государственною печатью для обнародования кумыкам и дру¬гим горцам, числяющимся в российском подданстве, и прочим, о вызове их в поход в Пруссию. На раздачу вступающим в служ¬бу горским народам прислано тогда же подъемного жалованья 20 066 рублей; однако охотников не явилось.
По сему наряжена в поход калмыцкая команда, коей из оной суммы отпущено 15 т. рублей.
Ибо, хотя наместник ханства калмыцкого Дондук-Даши, из рода Торгоут, внук Аюки, 1747 г. и предпринимал побег за Ку¬бань, но 1757 года пожалован он действительным ханом, а сын его Убаша наместником ханства, и всем звании обретался Дон¬дук-Даши до кончины своей, последовавшей 1761 г., и тогда всту¬пил в правление наместник ханства, сын его Убаша.
В начале 1760 года предписано склонять и уговаривать к по¬ходу к заграничной армии кизлярских аульных нагайцев, и при¬соединяя их к пристойному числу кизлярских Терских Казаков, отправить всех под командою генерал-майора князя Эльмурзы Бековича Черкаского к заграничной армии, действующей под ко¬мандою генерал-фельдмаршала графа Салтыкова. На подъем) всем на годовую дачу отпущено 11021 рубль 75 коп. и для пре¬провождения сих людей на Дон до Черкаска (видно в соединении с Донцами) придан к князю Черкаскому полковник Копыговский.
Сия команда действительно из Кизляра выступила, перепра¬вилась уже чрез Дон у Черкаска, как в июне того же 1760 года, по кончине императрицы Елизаветы, последовало высочайшее со¬изволение возвратиться ей восвояси.

1773 г. О войске «Мориге» Ираклия II

От пребывания в Грузии российских войск и от дезертиров российских царь Ираклий возымел ту пользу , что нашел способ учредить тогда у себя полевую артиллерию. Тогда состояло оной не больше 10 орудий, и начальство над нею вверено минбаше (тысященачальнику), который имел под собою юзбашу (сотника) и до 60 рядовых пушкарей; по времени число орудий увеличено до 15 от князя Паата Андроникова, который некоторые познания в: артиллерийской науке приобрел в России, устроил в Тифлисе ли¬тейный двор и перелил пушки по европейским калибрам. Однако все еще сию артиллерию грузины в походах своих возили на во¬лах. Она хотя сделана и не весьма правильно и не исправна, но страшна была соседям. Порох тоже делали в Тифлисе, но плохой, по незнанию пропорций.
В Грузии не было непременного войска; по мере надобности оное было собираемо и распускаемо. Каждый был на своем со¬держании.
Еще царь Теймураз Николаевич, родитель Ираклия, для охра¬нения пределов Грузии от хищнических впадений горских неприя¬телей ее, учредил милицию под названием нокари, постановя, чтоб из казенных, удельных, церковных и помещичьих селений высы¬лаемо было на кордон 2 т. конных воинов погодно. Провиант и фураж производился им из казны, а жалованьем снабжали каж¬дого селения свои, от 30 до 40 рублей на год.
Царь Ираклий, отменив нокари, устроил в 1773 году, по раз¬битии аварского хана, другое ополчение под именем «Мориге», на таком основании, чтоб каждый поселянин, имеющий землю, хлебо¬пашество, скотоводство, садоводство и иные от земли промыслы, из грузин, армян и татар, отслужил один месяц в году на преде¬лах Грузии, в назначенном от царя пункте. От повинности сей изъяты были осетинцы, хевсуры, пшавы, туши и другие горские жители, обитающие на границах в соседстве хищных народов, а также живущие в городах купцы и ремесленники. В одну чреду собираемо было 5 т. человек , при князьях, тысященачальни ах, лятисотниках и сотниках. Князья служили помесячно, а прочие чиновники бессменно, получая жалованье из казны. Войска сии были частью конные, частью пешие, все на собственном содержа¬нии. Царь располагал их там, где требовала надобность; в нужде совокуплял две и три чреды, но заменял им службу сию в спокой¬ное время.
Для возбуждения в подданных усердия на охранение отечества царь Ираклий сам один месяц в году находился на страже. При¬меру его следовали царевичи, особливо воинственный царевич Леон, старший тогда сын царя Ираклия, который сим мориге очи¬стил почти всю землю от наглых граблений горцев. Но по времени, как царевич Леон умер 1781 года, прочие царевичи стали от того избегать и по примеру их, князья, а наконец и все расстроилось.
Дагестанцы узнав из опытов, что действуя Открытою силою ни¬чего не могут сделать Грузии, начали воровскими партиями де¬лать на нее набеги, рассыпаясь по лесам и ущельям. К сему воз¬буждали их самые грузинские князья, кои злобясь на Ираклия за собственные измены, убегали в Дагестан и оттуда наводили бро¬дяг терзать собственное отечество. Царевич Леон, как сказано, с «Мориге» умалил наглость хищников.
Когда российские войска из Грузии удалились, цари Ираклий и Соломон сами управлялись с турками.

1787 г. О проекте Г. Потемкина «Об образовании земского войска из осетин и кабардинцев»

Князь Потемкин, желая пользоваться раскаянием кабардинцев в соучастии с лже-пророком, предпринял учредить милицию, как из кабардинцев, так осетинцев и ингушей. Но когда он предвари¬тельно хотел знать мысли о сем кабардинцев, они отвечали, чтоб наряд с них войск оставить на их древние обычаи, по которым, когда потребно было от них войск на Кубань, или за Терек, отря¬жались от Большой Кабарды три владельца, по одному от каж¬дого рода, и сии брали уже в ополчение свое тех, кого похотят, в чем уже прочие владельцы не делали им препятствий; и возло¬жить на них содержание по Кубани бродов от Хаджи-Кале до вершин кубанских, приемля на свою ответственность, если будут тогда появляться в тех местах злодеи.
Невзирая на то, князь Потемкин 24 декабря того 1786 года прискакал из Херсона, за подписанием своим, грамоту в следующих, по его титулу, словах:
«Верным ее императорского величества подданным князьям, узденям и всему кабардинскому народу.
Высочайшее матернее ее императорского величества о вас попечение всегда состояло в том, чтоб поставить вас в благо¬получнейшее состояние, доставить всевозможные выгоды, как верным, своим подданным. Депутаты ваши в бытность свою здесь довольно могли насмотреться, коликих благ от мило¬сердной ее десницы ожидать можно. Хотя случаи несчастные, а может быть и советы, пагубные вовлекли вас неоднократно нарушать верность подданническую, но принеся чистосердечное покаяние перед ее императорским величеством всемилостивейше прощены вы во всем . Теперь настало время доказать вам свою верность хЛным исполнением высочайшего об вас распоряжения, к вашему благу клонящегося, и состоящего в сле¬дующем:
1-ое. Обе Кабарды должны составлять общество военное, по примеру прочих легких войск. Князьям и узденям отворяется путь к степеням по службе их. Подданные их, бежавшие от них, воз¬вращаются к своим помещикам, с обязательством доброго содер¬жания; и если настоящее местопребывание обеих Кабард для них тесно и невыгодно, то могут они требовать лучших, пространных и привольных мест, какие только есть праздных в империи российской.
2-ое. В сем поселенном войске действительно служащие име¬ют получать всегда жалованье, рядовые по одному рублю на ме¬сяц и на две рубашки холста в год. Число оных полагается в Большой Кабарде в 6 сотнях, при них князей 12, узденей 24; жа¬лованья первым по 120 рублей, а узденям по 50 каждому. Кто же будет в чину армейском, тому и жалованье по чину.
В Малой Кабарде три сотни, по примеру первых.
Должность их охранять дистанцию свою от воров , дабы тем дорогу содержать в безопасности; на их же попечении недопуще¬ние Закубанцев к набегам. Ежели потребуются они на войну в той стороне, тогда должны давать войска, сколько могут, получая жалованье рядовые по рублю на месяц и провиант, а князья (и уздени?) по вышеписанному. В случае войны европейской отря¬жают только охотников 200 из лучших наездников от обеих Кабард с жалованием по состоянию.
Нет сомнения, что народ кабардинский, видя таковый о се¬бе промысел, не преминет употребить всемирного старания учи¬нить себя достойным высочайшего благоволения, и оправдать мое о нем ходатайство».
Такое же земское войско князь Потемкин хотел составить из осетинцев и ингушей, дабы таким образом иметь все сии народы в своей зависимости и учинить полезными государству. Он положил, чтоб у осетинцев было 500 человек, а у ингушей 300 человек, на том основании, как у кабардинцев; чтоб осетинцы и ингуши упо¬треблены были в службу при Владикавказе, с жалованьем каж¬дому по 1 рублю на месяц и по 2 рубашки на год. Но осетинцы и ингуши не решились исполнить в точности повеления князя По¬темкина, а, кажется, война с турками устройству сей милиции по¬мешала.
У князя Потемкина было непременное намерение до открытия войны и в продолжение оной все вообще народы кавказские при¬вести в некоторый род зависимости от России. Неизвестность, ка¬кое в рассуждении сих народов сделано будет при мире постанов¬ление, не дозволила князю Потемкину ничего учинить с ними ре¬шительного, и он довольствовался питать в них надежду высочай¬шего покровительства, как то и во владельцах дагестанских и ширванских. Он предполагал еще осенью 1786 года посетить край кавказский , а быв в том воспрепятствован, хотел сие исполнить по заключении мира с турками, и дела учредить таким образом, чтоб все тамошние владельцы, последуя примеру шамхала, при¬знали над собою верховную власть нашей монархини. Тогда князь намерен был повергнуть к стопам ее императорского величества: посольство всего Кавказа.
Кабардинцы в нарочитом собрании, в мае 1787 г., выслушали оную грамоту князя Потемкина и присягнули о исполнении ее. Вслед за тем в Большой и Малой Кабарде повеленное число владельцев и прочих чинов в течение мая и июня выбрано. Оста¬валось согласиться о проектах, где сию милицию употребить на службу. Большой Кабарде предлагаема была в обережение гра¬ница на 180 верст, от вершин реки Ей на Кубани до Невинного Мыса, начинающаяся от их жилищ в 130 верстах; а они хотели обеспечивать близ своих жилищ черту, около 100 верст имеющую от вершин Кубани до Кумских Барсуклов. Вооружению же Малой Кабарды назначаемо было расстояние на 80 верст против чечен¬цев, от реки Комбулеи до урочища Сто Дерев, лежащего при Те¬реке, между станиц Моздокского казачьего полка.
Но когда ополчение кабардинское, собранное на Малке, нахо¬дилось в нерешимости, тогда открывшаяся в сентябре сего 1787 года война с Портою переменила виды и поставила в ничтож¬ность сие образование кабардинского войска.

1789 г. Об осетинских аманатах-офицерах – участниках войн России XVIII века

Главнейшим подвигом здесь обоих Горичей было, что они взя¬ли в качестве аманатов многих горских владельцев и узденей, и лучших из них препроводили в 1789 году к князю Потемкину, при коем оставались они в качестве депутатов кавказских до его кон¬чины, служа при нем с отличием не только против турков, но и против шведов и возвращены в отечество 1792 г. с чинами и жа¬лованьем по оным. В таких аманатах было:

кабардинских владельцев… 9
« узденей…….. 4
кумыкских владельцев……. 7
« узденей…….. 2
брагунских владельцев……. 2
« узденей…….. 1
осетинских старшин………. 6

ГЛАВА 163.

По кончине князя Потемкина Таврического возвращены в 1792 году в отечество свое все депутаты и посланники народов кавказских, при нем находившиеся, коих всех число простиралось до ……… . Князь Потемкин оказывал всегда особливое уважение к владельцам народа кабардинского и ласковым с ними обраще¬нием старался утвердить в них привязанность к России. Он все¬лил в них любочестие. Многие из лучших владельцев просили чи¬нов и получили оные по мере усердия своего, услуг военных и значения, которое они в народе имели.
Мы прилагаем здесь список всем тем, которые по кончине кня¬зя Потемкина возвращены в отечество, с означением чинов, по коим жалованье они сохранили по штатам армейским.
Большой Кабарды владельцы:

Pages: 1 2
Рубрика: Осетины
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.