Записка о происхождении личных и поземельных прав и взаимных отношений жителей
Военно-Осетинского округа. 1860 г.
«Тагаурское общество, как выше упомянуто, разделяется на 4 класса или сословия. 1й класс народные Старшины, Тагауры или Эльдары, составляют высшие сословия и считаются коренными жителями; 2-й, фарсалаки, вольные люди, пришедшие к Тагаурам из других мест. 3-й кавдасарды, побочные дети, прижитые Эльдарами и посторонними лицами от крепостных девок, а также от дочерей фарсалаков, покупаемых в жены кавдасардом и 4е холопы, которые приобретены покупкою или же взяты в плен в прежнее время.
Тагаурцы принадлежат к племени Осетин. Народонаселение их простирается до 6990 мужескаго пола, в том числе членов высшего сословия – Эльдаров 564 души. Половина Тагаурцев исповедует христианскую религию, а другая – магометанскую. Небольшая часть Тагаурцев живет в горах на своей собственной земле разделенной на участки, коей считается удобной и неудобной, в скалах под вечными снегами до 57000 десятин, а прочие поселены на плоскости, на отведенных правительством участках земли, которой оказалось по правую и левую сторону Терека 61954 десятины.
О происхождении и значении Эльдар
Эльдары в числе 8 фамилий: Тулатовой, Кундуховой, Алдатовой, Тугановой, Мамсуровой, Есеновой, Кануковой, Шанаевой, выводят свое происхождение от родоначальника их Таги, или Тагаура, – наследника Армянского царства, который по смерти отца хотя вступил на престол; но вскоре, по причине предстоявшей ему опасности со стороны двоюродных братьев, возмутивших против него народ, бежал из Армении с несколькими человеками дворовых людей и прибыл на Кавказ. Сначала Тагаур поселился в Абхазии, потом [неизвестно почему] перешел в Осетию и в Куртатинском ущелье построил себе башню, где прожил до глубокой старости, пользуясь в преданном ему народе большими почестями и уважением.
Тагаур имел двух сыновей: Камбия и Шана, от которых произошло настоящее потомство Эльдаров. Сыновья Камбия Тлат, Алдат и Знаур, по праву первородства, желая сосредоточить власть в своих руках, убили двоюродных братьев своих, рожденных от Шана, дяди их, кроме малолетнего Тотика. По совершении этого убийства, Камбий с сыновьями своими и несколькими приверженцами, бежал от Куртатинцев, из боязни их мести. Не имея нигде пристанища Камбий долго скрывался в лесах, наконец поселился в ущелье Гизель-Дон, куда пригласил на жительство людей из разных соседних племен и из них основал там аул под названием Даргавс. В последствии, после смерти Камбия, сыновья его: Тлат и Алдат перешли в Фридони построили там аул Саниба, а Есен, сын Знаура, занял земли в ущелье Куридон, где построил также свой аул и назвал его Верхний Саниба.
Наследники Тлата позже оставили Санибу и перешли на жительство в ущелье Кобань». До середины XIX в. многие Эльдары жили «на прежних местах, а прочие поселились на плоскости «на землях, отведенных уже Русским Правительством.
К числу Тагаурских Эльдар принадлежат еще три фамилии: Дударовы, Джантиевы и Тхостовы [последние, правда, свою родословную выводят от Тага – Ф. Г.]. Фамилии эти, хотя и не происходят от Тагаура. Родоначальника настоящих Эльдар; но они пользовались одинаковыми правами с Эльдарами и вместе с ними утверждены уже в этом достоинстве.
По собранным сведениям видно, что предок Дударовых – Дудар… перешел на жительство к Тагаурцам назад тому лет 300; первоначально он занял Ларсскую землю, никому не принадлежавшую; потом с увеличением народонаселения, потомки его заняли Чмийскую землю, и наконец, постепенно Балтинскую и Редантскую.
Фамилия Тхостова хотя выводит происхождение свое от Тагаура, показав в представленных ими родословных, что предок их Тхост – сын Таги, но Депутаты Тагаурские отвергли это показание и решительно не признали их по происхождению от общего родоначальника их от Тагаура. Откуда или из какого звания происходит эта фамилия, Депутаты ничего об этом объяснить не могли. А относительно того, как показали некоторые Эльдары в особом объяснении 10 марта 1860 года, что эта фамилия Тхостова не только не принадлежит по происхождению к сословию Эльдар, но многие члены носят даже другую фамилию, именно: называются Зазуевыми, а не Тхостовыми… по имени отца их Зазуя.
Джантиева фамилия происходит от Закавказских Осетин, Предок которых лет двести назад перешел на жительство в Тагаурское общество и поселился в ущелье Каккадур, где и по настоящее время живут настоящие потомки его, которые с давних времен пользуются равными правами и преимуществами с Эльдарами Тагаурскими, что подтвердили Депутаты Дигорского, Куртатинского и Назрановского обществ.
Права и преимущества Эльдар
Тагаурские Эльдары в прошении 1846 года и объяснениях своих говорят, что фарсалак, перешедший на жительство к Эльдару с его дозволения, за право пользоваться его землею, обязан платить ему по обоюдному условию повинности, подчиняться во всем как своему владельцу; в противном случае, а также за дурное поведение, Эльдар имел право прогнать его со своей земли. Если фарсалак желает переселиться от одного Эльдара к другому, то имеет на то полное право, во всякое время, с тем однако же, что в том и другом случаях, все недвижимое его имение: жилище и другие хозяйственные обзаведения, остаются в пользу владельца…
Кавдасард обязан жить безотлучно у своего господина; но если пожелает по каким-либо уважительным причинам переселиться к другому Эльдару, он может этого достигнуть, но не иначе, как с дозволения своего господина. Переселившись в другое место, кавдасард не выходит из-под власти своего господина, а за право пользоваться землею нового владельца, платит ему повинности наравне с фарсалаками.
Эльдары не имели права продавать или заложить кавдасарда, а обязаны предоставлять ему право пользоваться землею…
В прежние времена кавдасарды были телохранителями Эльдар, и в военное время свято исполняли волю его, а за ослушание подвергались строжайшему взысканию и даже могли быть лишены жизни.
Кумияки, как рабы, находились в полном распоряжении Эльдара.
Фарсалаки, кавдасарды и кумаяги не могли ни за какие отличия получать права на возвышение своего происхождения, т.е. на переход из одного класса в другой, напротив того, кавдасарды и фарсалаки за разные преступления делались кумаяками. Фарсалаки, желая обратить на себя внимание Эльдар и быть под их покровительством, брали у них для вскормления младенцев и считали это знаком особой милости для себя со стороны Эльдар. В случае смерти Эльдара фарсалаки налагали на себя траур. За каковую приверженность и вообще оказанные услуги они получали подарки от Эльдар, сверх оружия и скота, еще и землю для хлебопашества и сенокосов… за проезд по Военно-грузинской дороге… Эльдары получали постоянно с проезжающих установленную плату, и сбор этот простирался до 30 тысяч рублей серебром в год. Из суммы этой никто не имел права на получение части, кроме одних только Эльдар, а если бы кто-либо захотел воспользоваться тайно, тот подвергался с семейством своим строгому взысканию. Генерал-Лейтенант Барон Вревский в докладной записке от 28го Марта 1851 года за № 11м объяснил, что вся земля на плоскости, как видно из собранных фактов, принадлежал Кабардинцам, которым горные жители за дозволение спускать на плоскость скотину и баранов, давали условную плату, а потом с появлением Русских дань эта прекратилась…
Опровержения Фарсалаков и Кавдасардов
Фарсалаки и кавдасарды в поданных ими прошениях объясняют, что Тагаурским Эльдарам они никаких податей не платили, когда жили в горах, за право пользования землею, потому что каждый имел собственную землю в горах, а с переселением на плоскость, по предложению генерала Ермолова, назад тому около 40 лет, Эльдары, пришедшие к ним из гор гораздо позднее, хотя стали присваивать себе это право и требовать подать насильственным образом, уверяя, что занимаемая ими земля, собственность Эльдар, но Фарсалаки и Кавдасарды не исполняли их требования и угроз, в особенности с того времени, когда они стали жить отдельно от Эльдар. Фарсалаки и Кавдасарды говорят, что они полное имели право переходить с одного места на другое, не спрашивая в этих случаях дозволения Эльдар.
…Сверх того, кавдасарды в прошениях своих, поданных в 1845 и 1850 годах, говорят о происхождении своем так: они, вместе с Эльдарами, происходят от одного предка их Тагаура, потомки которого по обычаю магометанскому имели двух жен, одну из них брали из сословия фарсаглагского. От этих то браков рожденные дети и получали название кавдасардов, которые по смерти отца, при разделе имения, получали такую же долю, как другие дети, рожденные от первой жены, взятой из равного с Эльдарами сословия, и после такого раздела, родственники их уже не имели притязания на доставшуюся им долю из выделенного имения.
Свидетельства посторонних обществ.
Депутаты кабардинские от высшего сословия в 1858 году в отобранном от них допросе объяснили, что в Тагаурском обществе им известны только следующие фамилии: Дударовы, Кундуховы, Кануковы, Тулатовы, Мамсуровы, Есеновы и Шанаевы, которые пользовались в народе правами узденей 1й степени, но особого названия не имели, и почему называются теперь Эльдарами им неизвестно. Слово Эльдар на Осетинском языке означает князь, а у Осетин князей не было. В объяснении отобранном в 1860 году Депутаты кабардинские сказали, что о происхождении Эльдар они ничего не знают и предания об этом у них не существует. О правах их над народом [кроме кавдасардов и кумияков, которые были в полной зависимости], а также об отношениях их между собою они в подробности не знают. По брачным связям, кровомщению Тагаурские Эльдары равны с дигорскими бадилятами, балкарскими таубиями и кабардинскими узденями 1й степени, но с князьями кабардинскими в родство не вступали, по неравенству в достоинствах по происхождению.
Депутаты Балкарского общества сказали в 1858 году, что по отдаленности жителей их от Осетии, они никакого знакомства с тагаурцами не имели, а слышали только о существовании их, и поэтому ничего не знают о происхождении и правах их в народе…
Депутаты Алагирского и Куртатинского обществ в 1858 году отозвались, что о существующих в Тагаурском обществе Эльдарских фамилиях они не знают, а есть между ними лица, которые действительно пользовались особыми правами и преимуществами в народе. Были ли в этом обществе когда-либо Эльдары им неизвестно; но некоторые фамилии по достоинству равнялись с кабардинскими узденями 1й степени, Дигорскими бадилатами и их Старшинами… в объяснении же 1860 года Депутаты Алагирские уже поименовали все 11ть фамилий Эльдарских фамилий, сказав, что они пользуются почетом и уважением во всех соседских обществах, и именовались узденями 1й степени, а Эльдарами они никогда не назывались. Все ли 11ть фамилий происходят от одного их родоначальника, имеют ли они одинаковые права, и какие отбывали повинности подвластные им люди, они не знают.
Депутаты Галгаевского общества, опрощенные в 1860 году, объявили, что в Тагаурском обществе есть несколько сословий, высшее из них называлось прежде Тагай, а потом неизвестно почему, начали именовать их Эльдарами. Галгаевцы говорят, что фарсалаки и кавдасарды были всегда в зависимости от Эльдар и платили им по обязательству или по обычаю подати, но фарсалаки, как люди свободные, беспрепятственно могли переходить от одного Эльдара к другому…
Депутаты 21 го июля сего [1860] года в присутствии комитета лично объявили следующее:
Фарсалаки и кавдасарды.
…2е) Насчет прочих фарсалаков, а именно: Цомартовых, Чегемовых, Тостратовых, Хаблиевых, Рубаевых, Фидаровых, Карсановых, Калсаговых, Гуцовых, Цораевых, Дегоевых, Мисиковых, Бзаровых, Саламовых, Айларовых, Забиевых, Тосиевых, Доевых, Бердикоевых, Цгоевых и Хосановых… Депутаты Тагаурские сказали, что хотя все эти люди поведения безукоризненного, но предпочтения особого не имеют между подобными им фарсалаками. В настоящее время половина лиц из Цомартовой и Чегемовой фамилий, отправились в Турцию, туда же ушли и Хосановы, а Тостратовы, Хаблиевы и Забиевы, не принадлежат даже к сословию фарсалаков, а они чистые кавдасарды Эльдар Дударовых, к этому последнему сословию принадлежат и Айларовы…»
(НА СОИГСИ, ф. 16, оп. 1, д. 26, лл. 1-14 об.)