Роль  лаборатории обычного права в реализации регионального компонента   в учебном процессе   юридического  факультета  ДГУ.

Утверждение в современном Дагестане новых форм государственной власти и права требует от исследователей глубокого изучения истории возникновения и развития на данной территории обычного права, содержания его основных институтов и принципов, суда и порядка судопроизводства. Перечисленные проблемы долгое время оставались вне поля зрения ученых по объективным и субъективным причинам, которые делали их «неактуальными», а в советские годы – не подлежащими и даже запретными для всесторонней и объективной научной разработки.

Отечественные историки и этнографы в своих грудах, посвященных исследованию обычного права   дагестанских народов, уделили внимание и изучению обычного права. Среди них следует отметить, прежде всего, исследования   М.О. Косвена, В.Г.Гаджиева. С.Ш. Гаджиевой, Р.М. Магомедова, Х.-М. Хашаева, Омарова А.С.  и других.

Отдельные аспекты обычного права  исследовались в  трудах отечественных ученых  к ним, прежде всего, следует отнести работы Т.М.Айтберова. Трудно переоценить его заслуги в деле введения в научный оборот новых источников по истории права народов Дагестана.

Как видим,  в основном данной проблемой занимались  историки и этнографии, а юристы практически нет, возможно, это стало результатом    отсутствия в советское время в ДНЦ РАН организационно оформленного научно-теоретического направления по изучению обычного права, объединяющего и координирующего усилия специалистов разных дисциплин.   Это делает весьма затруднительным поиск информации по этой теме, теоретическое осмысление многих проблем отечественной этнографии и истории права. Развитие исследований обычного права требует, прежде всего, нового осмысления всего того, что было сделано в этой области, как в отечественной, так и в зарубежной науке.

В последнее время произошел новый мощный всплеск интереса к обычному праву.  в августе 1997 г. в Москве прошел ХI Международный конгресс по обычному праву и правовому плюрализму.  Д.Ю. Шапсугов   – инициатор  новейших разработок теории и истории обычного права в России провел конференцию в  1999  в Ростове-на-Дону «Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики».  На этой конференции было озвучено    воззре­ние Г.В. Мальцева и Д.Ю. Шапсугова на традиционную правовую культуру,  основанное на том, что обычное право — не атавизм из прошлого, а постоянный фактор правового развития общества.

В современный период наблюдается повышенный интерес к истории права народов Северного Кавказа и Дагестана, в первую очередь это  работы  по   истории эволюции права  народов Северного Кавказа и Дагестана З.Х. Мисрокова и  О. Бобровникова.

Исследование обычно-правовых систем осуществляется, как правило, в рамках проблемы правового плюрализма, разработка теоретических и практических аспектов которой сегодня особенно актуальна для России, где рост этнического самосознания насе­ляющих ее народов нередко вступает в противо­речия с федеральным законода­тельством, не учитывающим обычно-правовые нормы этих народов.  Следует заметить,  наличие   в этой литературе серьезных пробелов. Это, прежде всего, отсутствие комплексного исследования, вместе с тем и отдельные аспекты данной проблемы освещены далеко не полностью и точно. Следовательно,  еще многое не сделано в исследовании обычного права    и памятников права народов, издавна населяющих Россию. При этом ранее они нередко заявлялись в качестве предмета изучения в достаточно большом числе монографических работ.

Представляет­ся, что изучение обычного права как источника письменного права на материалах исторических документов даст   богатый сравнительный материал для определения наиболее общих закономерностей, связанных со становлением, эволюцией и функционированием обычно-правовых систем как особой формы регу­ляции человеческой деятельности.

Обычное право было наиболее ранним спо­собом правового регулирования. Однако его действие в Дагестане не ограничива­ется эпохой перво­бытности, а сфера его проявления в современной жизни – «адатами» той эпохи.

Сохраняя за обычным правом определение «архаического», мы соотносим его, прежде всего, с западноевропей­ской моделью исторической эволюции права, ко­торая по существу приобрела функцию эталона, посредством которого измеряется уровень развития права в любом обществе.

Иными сло­вами, мы следуем здесь научной логике, свойст­венной сравнительно-исторической школе.

Как отмечалось, история права, исследуя адаты, в первую очередь изучает их место и функ­ции в конкретной культуре, а также процесс меж­культурного правового взаимодействия. Отсюда   обычное право сохраняет тесную связь с историко-юридическими дисциплинами.

Этнографические исследования являются начальной стадией иссле­дования обычного права. Это права предполагает не только полевую работу с использованием мето­да включенного наблюдения, но и изучение правовой культуры этноса на более ранних стадиях его эволюции.

Так, при изучении   обычного права Дагестана,  мы начинали   работу с ее этнографического описания: народных обыча­ев, мифов, символов, ритуалов и т.п.

Для получения информации об этой части правовой культуры используется, помимо полевого сбора, за­писи и описания адатов, содержащиеся в сохранившихся официальных документах, в заметках путешественни­ков, чиновников, очевидцев тех или иных собы­тий, а также соответствующие судебные материалы, произведения литера­туры и искусства и т.д.

Таким образом, мы приходим к выводу что, этноправовые научные изыскания по истории обычного права  народов Дагестана связаны, прежде всего, с разработкой про­блемы этничности государственного права.

На  юридическом факультете ДГУ в течении ряда лет функционирует   научно-исследовательская лаборатория (НИЛ) «Обычное право» которая занимается проблемами   нормативных отношений в сельских обществах, правового наследия, изучения практики регуляции жизнедеятельности народов Дагестана .

С учетом научных проблем сотрудники разработали несколько проектов и запланировали цикл мероприятий по техническому обеспечению новых ученых дисциплин таких как, История государства и права  Дагестана, Государственное (конституционное) право РД и специальных курсов.

Первый проект это подготовка и издание учебника по «Государственному праву РД» был реализован в 1998 году, затем были подготовлены к изданию ;

1. Учебно-методическое пособие по истории государства и права  Республики Дагестан;

2. Учебно-методическое пособие по спецкурсу «Обычное право»,

3. Программа и учебно-методическое пособие по спецкурсу « Становление и развитие государственности и права Дагестана во  второй половине Х1Х –нач.ХХ вв.

4. Учебно-методическое пособие «Тестовые задания по Истории государства и права Республики Дагестан»

5. Учебно-методическое пособие «Схемы и определения по Истории государства и права Республики Дагестан»

Следующим проектом был подготовка и издание «Хрестоматии по истории государства и права Дагестана», который реализован и хрестоматия  уже издана и поступила в библиотеки вуза.

Наиболее значимый проект, рассчитанный на  5 лет  (2001 — 2006 гг.) это создание банка данных по адатам народов Дагестана и в конечном итоге  подготовка под эгидой  НИЛ «Энциклопедии адата».

Помимо издательской деятельности, в планах НИЛ была заложена также исследовательская проблема под общим названием «Право народов Дагестана» проект включает несколько направлений таких, как архивная и полевая эвристика,  источниковедческий анализ и историография проблемы. В ЦГА РД силами студентов специализации в рамках спецкурса «Обычное право»   были обследованы фонды  архива ,в результате  этой  работы были извлечены  документы и материалы по Дагестанской области.

2. В Рукописном фонде  ДНЦ РАН сотрудники лаборатории обработали  материалы по обычному праву  и выявили новые памятники права ( Адаты Салатавии )

Также  имеются подразделения: то есть проблемные группы; по темам «Имамат Шамиля», «Военно-народное управление в Дагестане» , «Национально-государственное устройство РД»» и «Институты обычного права народов  Дагестана».Одной из важных и продуктивных направлений является сбор и анализ  памятников   обычного права Дагестана.

Сотрудники «НИЛ» активно занимаются пропагандой традиционных форм разрешения конфликтов и тяжб, готовят аналитические справки, выступают по «СМИ». В плане налаживанию научных связей НИЛ имеет свой  электронный адрес в «internet», через который установлена связь с академическими центрами, такими как, ИЭ РАН, «Институт Востоковедения» г. Киев ,Ставропольский государственный университет , СПбГУ (кафедра теории и истории государства и права) и кафедра этнологии МГУ и многими другими академическими и учебными центрами.

Вся общественно-правовая жизнь народов Дагестана находилась в тесной взаимосвязи с нормами обычного права. Это свидетельствует о том, что господствующие пред­ставления об обычном праве как о совершенно неразвитой систе­ме нормативного регулирования в обществе, представляющей интерес исключительно как явление прошлого, несостоятельны.  В Дагестане и поныне сильны позиции адатов в сфере брачно-семейных отношений, в регулировании наследственных межличностных споров. В то же время эти позиции почти полностью вытеснены из сферы регламентирования уголовно-правовых отношений, хотя нередко для разрешения межличностных и тухумных конфликтов прибегают к услугам авторитетных посредников, оперирующих при разбирательстве спора, как правило, адатами и обычаями. Отсюда следует, что обычное право является настоящим правом, нашедшим свое отражение в адатах, правах, привычках, традициях и этических нормах народов Дагестана.

Развитие и обогащение обычного права горцев, в том числе и под влиянием инонациональных правовых систем, происходило так же медленно, как и сам прогресс дагестанского общества. Разумеется, оно в тече­ние своей истории заимствовало немало норм от сосед­них государств, с которыми, так или иначе, контактиро­вало по разным каналам и с разной степенью интенсивности в различные периоды.

Обычно-правовые нормы у народов Дагестана не всегда имеют четкие границы. Они могут быть обо­значены во многом условно, в ходе аналитической дея­тельности. Иначе и не могло быть, поскольку обычное право постоянно черпало регулятивное содержание и обогащалось за счет норм обычаев, происходило как бы непрерывное «переливание» обычаев в обычно-право­вые нормы.

В структуре обычного права народов Дагестана доминирующее положение занимали вопросы имущественной ответ­ственности. Любая форма отклонения поведения от признанных общественных норм, в том числе и нрав­ственных, могущая нанести материальный и моральный ущерб, связывалась с несением имущественной ответ­ственности. Сеть такой ответственности имела большой диапазон, множество вариантов и форм .

Относительно же этих правил в их кодифицированной форме можно с полным основанием утверждать, что регуляция обыденной жизни, конечно, не сводилась только к ним. Вот почему по отношению к документам и материалам о нормативно-правовом регулировании у народов Дагестана можно и, вероятно, нужно употреблять понятие «обычное право», как в «старом» его варианте (т.е. более широкая сфера норм и обычаев, чем собственно правовые), так и в современном (т.е. кодифицированные и санкционированные властью обычаи, начинающие приобретать характер письменных законов).

Адат   утвердился в Дагестане, попытка дагестанских имамов исключения адата из сферы общественной жизни и замены его шариатом поддержки в массах не получила. За шариатом в судопроизводстве осталось гражданско-правовая сфера, народ не воспринимал доведенной до крайности жестокости шариатских уложений в области уголовного права. Адат был гибок, легче приспосабливался к изменениям в условиях жизни общества, оставлял простор для законодательной инициативы, источником которой выступал прецедент; развивалось казуальное право.

Исследование  обычного права народов Дагестана позволяет сделать вывод о том, что в обычном праве  находят четкое отражение понятия умысла и неосторожности, пособничества, стадии преступления, учитываются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Это хорошо видно по правовой системе Имамата, где  имам Шамиль создал уникальную систему права и  издал низами. В обычно-правовых нормах Дагестана, несмотря на их консерватизм, происходили изменения. Одни из них, сохранив старые формы, меняли содержание, другие перестали существовать, а третьи возникли вновь.

Развитие общественного и государственного строя России, ее права на различных этапах не могло не отразиться на правовой системе в Дагестане. В Дагестане адаты, шариат действовали параллельно с имперским правом. В административно-судебную практику Дагестана были введены ранее здесь неизвестные нормы российского законодательства. Новые для Дагестана правовые нормы часто содержались в указах.

Документы из архивов в их совокупности и разнообразии позволяют составить представление о довольно богатом и разнохарактерном опыте контактов российской государственной власти с народами Дагестана, в том числе, опыте, учитывавшем сложившиеся в среде дагестанцев нормативно-ценностные и поведенческие стереотипы, взгляды, отношения и практиковавшиеся здесь способы и формы разрешения конфликтов и споров, т.е. маслиат.

Полиюридизм – характерная особенность дагестанской судебной системы. Все дела решались на основе существовавшего обычая, а дела совести и бракоразводные — по шариату. При этом адат (обычное право) выступал как устоявшаяся юридическая система, основанная на традициях и обычаях народа.  Вместе с тем сохранение и функционирование традиционных общественных институтов — свидетельство их живучести и гибкости: порой они видоизменялись, но продолжали существовать. Допускалось применение норм обычного права (адатов) и шариата в судопроизводстве, но окончательно решения по всем судебным делам утверждались военными властями.

Не умаляя значения общетеоретического и исторического исследования обычного права, следует подчеркнуть, что ожидания практической отдачи от этого требуют привлечения к его осуществлению государствоведов, цивилистов, криминологов. Последние, используя современный уровень знаний в соот­ветствующей отрасли права, общечеловеческие достижения пере­довой юридической мысли, должны стремиться к выходу на прак­тические рекомендации по повышению эффективности правового регулирования общественных отношений в субъектах Федерации с учетом их местных особенностей.

В равной степени важен взгляд на адат, и в целом на право народов Дагестана, и с позиции генезиса этого феномена общественного сознания и практики, и в аспекте изучения опыта взаимоотношений государства и традиционных обществ, а также с точки зрения оценки степени отражения зафиксированными нормами обыденной практики порядка социального регулирования явлений реальной жизни с учетом их использования в правотворчестве Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации именно студентами выпускниками юридического факультета ДГУ.