Четверг, Апрель 14th, 2011 | Автор:

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ОПИСАНИЯ
МЕСТНОСТЕЙ И ПЛЕМЕН КАВКАЗА.

Издание Управления Кавказского Учебного Округа.

ВЫПУСК ЧЕТВЕРТЫЙ.

ТИФЛИС, 1884.
Типография Канцелярии Главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе.
ОТДЕЛ I.
ИЗВЕСТИЯ
древних греческих и римских писателей о Кавказе.
Предисловие.
Состоявшийся в Тифлисе в 1881 году археологический съезд дал нам повод к составлению настоящего труда Сведениям древних писателей принадлежит, бесспорно, в науке археологии выдающееся место. Известно, напр., что ийлиман, руководясь Гомером, открыл остатки старинной Трои и, начиная с 1870 года, произвел там достопаметныя раскопки, которые дали возможность проникнуть в жизнь Греков древнейших, полумифических времен; мы знаем также, что одно из важнейших открытий в Египте, открытие Серапеума, в 1880 году, сделано по указаниям Страбона известным французским ученым и знатоком египетских древностей, Мариете-Бейем. Итак, если известия древних писателей о той или другой стране большею частью основываются на фактах и не являются простою выдумкою, то можно предположить, что разбор сведений о Кавказе древних писателей может навести и нас на то или другое важное открытие в археологическом или этнографическом отношении, тем более, что многие из этих писателей были в здешнем крае и писали о том, что сами видели и слышали от туземных обитателей. Кроме того, можно ожидать, что на известные, уже древние развалины и на другие, добытые раскопками наших тружеников-археологов, памятники те или другие места у древних писателей могут бросить новый свет. Наконец, древняя география Кавказа представляет также большой интерес для каждого образованного человека, родившегося или поселившегося здесь.
Но так как произведения древних писателей в подлиннике недоступны большинству нашей образованной публики и часть их вообще трудно достать, а интерес в археологии у нас несомненно существует, то представляется необходимость оказать этой публики услугу собиранием и переводом материалов из древних писателей.
Настоящий труд обнимает в хронологическом порядке пока приблизительно 15 столетий, начиная с древнейшего писателя — Гомера, и кончая писателями 5-го столетия по P. X. Предполагаемая же вторая часть этого труда будет заключать в себе главным образом византийских писателей, у которых сравнительно еще больше сведений о Кавказе.
В географическом отношении заметки эти касаются не только территории настоящего Кавказа, но и соседних земель, так как у древних писателей довольно шатко обозначение границ между Кавказскими и соседними с ними народами; затем, мне кажется, что местами лучше дать лишнее, чем делать сокращения. Наконец, само собою разумеется, что при описании одного народа должно брать во внимание и те соседние народы, с которыми тот соприкасался, вел торговлю или войну. Объем пространства, занимаемого этими народами, приблизительно следующий: перешеек между Каспийским и Черным морями, ограниченный с севера прямой линией, начиная с устьев р. Дона до устьев р. Волги, а с юга от устьев р. Икил — Ирмака (Казальмака) до города Решта.
Во избежание недоразумений считаем нужным заметить, что мы собрали лишь одни материалы, не только у древних прозаиков, но даже и у поэтов, чтобы дать возможно полную картину нашего края по понятиям древних. В иных местах мы делали самые короткие выписки, чтобы только показать, в какое время и у какого писателя впервые упоминается название того или другого народа, города и т. п.; в других же местах мы довольствовались выпискою одних только характерных эпитетов. Делать же научные выводы из этих материалов мы предоставляем специалистам и людям, больше нас знакомым с историей и географиею Кавказа. Очень может быть, что то или другое место из некоторых писателей ускользнуло от нашего внимания, в чем мы заранее просим снисхождения, извиняясь тем, что мы собирали эти материалы с большими затруднениями, за недостатком в городе хорошей библиотеки. Если же знающие люди найдут какое-нибудь упущение в этом труде, то мы с величайшей благодарностью примем их указания и постараемся пополнить свои пробелы.
Наконец, выражаем искреннее желание, чтобы труд наш принес какую-нибудь пользу интересующимся археологиею, историею и этнографиею нашего края, и пробудил также в людях, до сих пор стоящих в стороне, интерес к изучению его. Прилагаемый в конце подробный указатель имен облегчит каждому труд найти именно то, что его собственно интересует.
ЧАСТЬ I.
Гомер (900 г. до Р. Х.).
Илиада.
III, 188. (Приам говорит): И я считался союзником (Фригиян) в то время, когда пришли равные по силе мужам Амазонки; но их (Фригиян) не было столько, как здесь быстрооких Ахеев.
VI, 186. Беллерофонт, в подвиге третьем, разбил равных по силе мужам Амазонок.
Одиссея.
X, 135. (Одиссей рассказывает): Мы достигли острова Аии. Там жила речистая, светлокудрая дева Цирцея, богиня, сестра кознодея Айэта.
XII, 1. Быстро кораблем перерезав поток Океана, мы по пространному морю прибыли на остров Аию, туда, где находится жилище и место хороводов ранорожденной Эос, где Гелиос восходит; пристав к берегу, мы вытащили быстроходный корабль на песок, сами же вышли на морской берег.
XII, 69—72. Только один все моря обижавший корабль, прославленный Арго, невредимо миновал скалы, при возвращении от Айэта.
Гезиод (800 г. до Р. X.) .
Theogonia, 340.
Фемида родила Океану богатые водоворотами реки: Фазис…
Мимнер (630—600 г. до P. х.).
Fragm.
Язон никогда бы не совершил ужасного путешествия и не привез бы из Аии золотого руна…
В город Айэта, где лежат лучевые стрелы быстроногого Гелиоса в золотых покоях, у края Океана, куда ездил божественный Язон…
Гекатей (около 550 г. до P. X).
Fragm.
154. Меланхлены, Скифское племя.
161. Дандари, народ около Кавказа.
162. Типаниссы, народ вдоль Кавказа.
164. Фанагория город, получивший свое название от Фанагора. Остров Фанагора.
165. Апатурон, храм Афродиты в Фанагории. Гекатей знает еще Апатурскую бухту в Азии.
166. Иксибаты, народ у Понта, соседи Синдов.
168. Исседоны, Скифское племя.
169. Катанны, народ у Каспийского моря.
171. Мидия — страна, лежащая у Каспийских ворот.
183. От Миков к р. Араксу…
185. Кораксы, Колхидское племя, по соседству с Колами, Коракская стена и страна Кораксов.
186. Колы, народ у Кавказа. Подножья Кавказа называются Колийскими горами. Страна Колов.
187. Гекатей рассказывает, что Фазис впадает не в море.
188. Мосхи, Колхидское племя, сопредельное с Матиенами.
189. Гиопе, город Матиенов, сопредельный с Гордийцами. Жители этого города носят такую же одежду, как Пафлагонцы.
190. Хои, племя, соседнее с Бехейрам. На восточной границе Хоев живут Дизеры.
191. Макроны, в настоящее время Санны.
192. Мары, племя, сопредельное с Моссинэками.
193. На восточной границе Тибаров живут Моссинэки, у них находится город Хойрадес.
194. Тейрия, город Левкосиров.
195. Халибы, народ, живущий у Понта, на Фермодонте. На юге к Халибам примыкает Армения.
196. Стамена, город Халибов.
197. Гермонасса, местечко (колония) Трапезонта; Гекатей и Феопомп называют ее городом.
198. Патрасис, город у Понта.
199. Кросса, город у Понта.
212. Амазонион, так прежде называлась Кима, в которой жили Амазонки.
337. Гекатей тоже утверждает, что баран Фрикса умел говорить.
350. Хадисия, город Левкосиров; Фемискира же есть равнина, находящаяся между Хадисией и Фермодонтом.
ЭСХИЛ (525—456 г. до P. X.).
Prometheus vinctus; fragm.
415. (Прометея оплакивают) воинственные, неустрашимые девы, живущие в Колхиде, и Скифы, живущие ордами вокруг Меотийского болота, на краю света, и храбрый цвет арийского племени (т. е. Мидян), которое живет высоко в скалистых укреплениях, в воротах Кавказа, грозное войско, гремящее блестящими копьями…
714. По левую сторону (Понта) живет обрабатывающий железо народ Халибы; остерегайся их: они дики и необщительны с чужими. Дальше прийдешь ты к р. Гибристу, заслуживающей свое название («свирепый»), не переправляйся через нее, ибо неудобно переправляться через нее прежде чем не подойдешь в высочайшим горам — Кавказу; там река низвергается с вершин яростно с пеной. Перейдя через вершину касающейся звезд горы, спустись в долину к югу, к врагам мужчин (Амазонкам); со временем они перейдут к берегу Фермодонта, в Фемискиру, где находится скалистый пролив, противный кораблям и враждебный мореплавателям — Сальмидесос. Они даже очень охотно укажут тебе дорогу. Ты дойдешь до Киммерийского перешейка у самого узкого прохода внутреннего моря; смело оставив перешеек, ты выплыви через узки пролив Меотийский, и на веки у смертных останется память о твоей переправе и пролив будет назван Босфором.
Пиндар (522—442 г. до Р. X.).
Pythia.
IV, 375. Затем они (Аргонавты) доехали до Фазиса, где у самого Айэта совершили насилие над темнолицыми Колхами.
Fragm. sel. 31. Он (Пелей) отправился также за поясом царицы Амазонок и, совершив вместе с Язоном славный поход, увез Медею из Колхидских покоев.
Скилакс Карианденский (521—485 г. до P. X.).
Periplus.
§ 70. Азия начинается от реки Танаиса и первый азиатский народ в Понте—Савроматы. Этим народом управляют женщины.
§ 71. Соседи их Меоты.
§ 72. За Меотами следует народ Синды; земля их простирается даже за (Азовское) море. По их стране следующие греческие города: Фанагория, Кепы, Синдская гавань, Патус.
§ 73. За Синдской гаванью — народ Керкеты.
§ 74. За Керкетами — народ Тореты, греческий город Торикос и гавань.
§ 75. За Торетами народ Ахеи.
§ 76. За Ахеями народ Гениохи.
§ 77. За Гениохами народ Kopaксы.
§ 78. За Кораксами народ Колике.
§ 79. За ними народ Меланхлены, у них Метазорис и река Эгипиос у них Метазорис и река Эгипиос.
§ 80. За Меланхленами — Телоны.
§ 81. За этими же народ Колхи, и город Диоскурия, и греческий город Тиенос, и реки Тиенос и Херобий, Хорсос и Ариос, затем река Фазис и греческий город Фазис; отсюда река Фазис — судоходная на 180 стадий до большего варварского города, откуда была Медея. Там и реки Рис, Изис, Лестон (т. е. «река разбойников») и Апсар.
§ 82. За Колхами — народ Бизеры и реки Дараанон и Арион.
§ 83. За Бизерами живет народ Экехейрийцы; у них есть река Порданис и Арабис, город Лимне и эллинский город Одейниос.
§ 84. За Экехейрмйцами — народ Бехейры, у них Бехейрская гавань и Эллинский город Бехейриас.
§ 85. За Бехейрами — Макрокефалы, гавань Псорон и греческий город Трапезонд.
§ 86. За Макрокефалами живут Моссинэки; У них есть гавань Зефирий, греческий город Хойрадес и остров Ареса. Народ этот живет на торах.
§ 87. За Моссинэками живут Тибарены.
§ 88. За Тибаренами — Халибы; у них защищенная гавань Генетес, греческий город Стаменея и греческая крепость Язония.
§ 89. За Халибами следуют Ассирийцы, река Фермодонт и греческий город Фемискира.
Геродот (480—426 г. до Г. X.).
I, 2… Греки приплыли на (военном) длинном корабле к городу Аие, в Колхиде, и к реке Фазису, и потом, покончив другие дела, ради которых приехали, похитили Медею, дочь царя. Царь Колхов отправил посла в Грецию, требуя удовлетворения за похищение дочери и ее возврата. Но Греки ответили: так как и те (Колхи) им не дали удовлетворения за похищение аргивянки Ио, то и они не дадут удовлетворения им (за Медею).
I, 103. Скифы, под предводительством царя Мадия, прогнав Киммериев, вторглись в Азию и, преследуя их, пришли в Мидию следующим путем.
I, 104. Считают от Меотийского болота (Азовского моря) до Фазиса и Колхов тридцать дней пути для проворного пешехода. Из Колхиды же до Миииш небольшое расстояние. В земле, которая их разделяет, только один народ Саспейры); пройдя их землю, сейчас будешь в Мидии.
Скифы сделали вторжение не по этой дороге, по, миновав ее, воспользовались другой, которая была гораздо дальше и лежала более к востоку, причем Кавказские горы оставались у них с правой стороны. Мидяне, сражаясь с Скифами, потерпели поражение и владычество их было низвергнуто; Скифы же овладели всей Грецией.
I, 201… Кир задумал покорить Массагетов, народ, который, по слухам, считался весьма многочисленным и воинственным; живет он к востоку и к восходу солнца по ту сторону реки Аракса, напротив Исседонов. Многие уверяют, что Массагеты — одно из племен Скифских. 202. Одни утверждают, что река Аракс больше реки Истра, другие же говорят, что она меньше ее. Говорят, что на этой реке есть несколько островов, почти столь же больших, как и Лесбос. Жители этих островов питаются летом кореньями, которые выкапывают из земли; найдя же спелые древесные плоды, откладывают их, и они служат им пищею в зимнюю пору. Говорят, что между деревьями этой страны некоторые приносят также плоды, которые жители, толпами собравшись и расположившись вокруг зажженного костра, бросают в огонь. Потом вдыхают запах этих горящих плодов и делаются пьяными от этого запаха, как Греки от вина. Чем больше они бросают плодов в огонь, тем больше опьянение их усиливается, пока они, наконец, не начнут плясать и петь. Вот образ жизни, который им приписывают. Аракс берет свое начало у Матиенов, как и река Гинфес. Кир отвел ее 360 каналами; при устье она разделяется на 40 рукавов, которые все, кроме одного, теряются в болотах и лагунах. Говорят, что в этих болотах живут люди, которые питаются сырой рыбой и не имеют иной одежды, кроме кожи тюленей. Один упомянутый рукав Аракса не теряется в болотах, а впадает в Каспийское море. Это море стоит само по себе и не имеет сообщения с другими морями, между тем как те, по которым плавают Греки, так называемое Атлантическое, за Геркулесовыми столбами, и Красное море имеют сообщение и составляют одно целое. 203. Каспийское же коре совершенно отделено. Длину его измеряют в 15 дней плавания на веслах, а ширину в том месте, где оно самое широкое, в 8 дней плавания. На запад от этого моря простирается Кавказ, который массой и высотой своих гор превышает все остальные горы. На Кавказе живет много разных народов, которые питаются дикими плодами. Говорят, что на этих горах есть деревья, листья которых они растирают, разбавляют водой и этим рисуют себе фигуры на материях, и что эти рисунки не линяют в стирке и не изменяются, старея с шерстью, как будто были в нее вотканы уже сначала. Рассказывают тоже, что у этих народов оба пола открыто сходятся подобно овцам. 204. Кавказ занимает западные берега Каспийского моря, на востоке же находится громадная равнина, которой и конца не видать. Большая часть этой равнины населена Массагетами, против которых Кир хотел отправиться в поход. Кир подступил к Араксу и решился открыто идти против Массагетов; он велел перебросить мост через реку для переправы войск и выстроить башни на лодках, которые служили для перевозки…
II, 103. Когда Сезострис подошел к реке Фазису, то, не могу сказать наверное, как потом случилось: сам ли он, разделив свое войско, оставил часть на жительство в этой земле, или же некоторые из его солдат, недовольные столь долгим походом, остались по собственному желанию на берегах реки Фазиса. 104. Жители Колхиды, кажется, — Египтяне. Я здесь высказываю свое собственное мнение, — не то, что я от других слышал. И так как это мне пришло в голову, то я наводил справки у тех и других. Жители Колхиды сохранили больше воспоминаний о Египтянах, чем последние о первых. Египтяне говорят, что, по их мнению, жители Колхиды — остатки войска Сезостриса. Свое мнение я составил на том основании, что у Колхов темный цвет кожи и волоса курчавые; хотя эта причина имеет мало значения, так как есть и другие народы, схожие между собою в этих двух отношениях, но я утвердил свое мнение на более важном факте: Колхи, Египтяне и Ефиопы — единственные народы, которые постоянно придерживаются обряда обрезания. Финикияне же и Сирийцы в Палестине сами сознаются, что переняли этот обычай от Египтян; что касается до Сирийцев, живущих на берегах Фермодонта и реки Парфения, и соседей их Макронов, то они уверяют, что приняли недавно этот обычай от Колхов. Вот единственные народы, которые имеют обряд обрезания и, очевидно, они все переняли его от Египтян. 105. Вот еще одно замечание о Колхах, которое указывает на сходство их с Египтянами: Египтяне и Колхи — единственные народы, которые обрабатывают лен одинаково. Образ жизни и даже язык их имеют между собою много общего. Греки называют лен, который получают из Колхиды, сардонским, а тот, который получается из Египта, называется египетским.
III, 92… Каспий и Павсики, Пантиматы и Дарейты, все вместе обложенные данью в 200 талантов, составляли одиннадцатую область (Персидского государства).
От Армян с прилегающими к ним провинциями до Черного моря получалось дани 400 талантов. Они составляли тринадцатую область… Саки же и Каспий платили 250 талантов; они (Саки) составляли пятнадцатую область.
94. Восемнадцатая область, составленная из Матиенов, Саспейров и Алародиов, была обложена 200 талантов. Девятнадцатая, состоящая из Мосхов, Тибаренов, Макронов, Моссинэков и Маров, платила 300 талантов…
97. Жители Колхиды и их соседи до Кавказского хребта согласились подносить подарок (владения Персов простираются только до этих гор, вся же северная часть Кавказа находится вне их власти)… Эти племена отправляют свои добровольные подарки и до сих пор еще через каждые пять лет — по 100 юношей и 100 молодых девушек.
IV, 11. Есть еще другое предание, которого я придерживаюсь более, чем других. По этому преданию, Скифы, кочевые племена Азии, изгнанные Массагетами из своих земель, перешли реку Аракс и поселились в Киммерии…
12. Существуют до сих пор еще в Скифии Киммерийские стены и Киммерийский город Порфмеиа, страна Киммерия и пролив, называемый Киммерийским. Кажется вероятным, что Киммерийцы, убегая вследствие вторжения Скифов, основали колонии на полуострове, где теперь стоит греческий город Синопа. Вообще видно, что Скифы, преследовавшие их, вторглись в Мидию, сбившись с пути, ибо бежавшие Киммерийцы держались берега, а Скифы, преследовавшие их, оставили Кавказ вправо и проникли в Мидию…
28… Азовское море (зимою) замерзает и весь пролив Киммерийский тоже. Скифы же, живущие «по сю сторону рва», (который тянулся с Таврических гор до Азовского моря), совершают походы через лед до Синдов, перевозя с собой обозы; зима длится здесь 8 месяцев, но и в остальные четыре месяца бывают там холода…
37… К северу от Персов, живут Мидяне, повыше их Саспейры, а еще выше к северу — Колхи, которые граничат с северным морем, куда впадает река Фазис. Эти четыре народа занимают страну от одного моря до другого. 38. Начиная с этого места, по направлению к западу вдаются в море береговые линии… одна в северу, начиная у реки Фазиса, тянется вдоль Понта Эвксинского…
40. На востоке (Азия включает) за Персией, Мидией, землей Саспейров и Колхов, всю страну, граничащую с Ю. Красным морем, а с С. Каспийским морем и рекой Араксом, течение которой направлено к В…
45…. Мне трудно объяснить, почему земля, представляя одно цельное, имеет три названия (Европа, Азия, Африка или Либия), каждое по имени женщины, и почему две реки составляют границы между этими частями. Одна — это Нил, египетская река, другая — Фазис, река в Колхиде…
46. Берега Понта Эвксинского населены, кроме Скифов, многими очень дикими племенами… 57… Танаис берет свое начало в большом озере и впадает в озеро, которое еще больше того — в так называемое Меотийское море, которое отделяет Скифов, имеющих государственное устройство, от Савроматов. В Танаис уже впадает другая река, по имени Иргис.
86. От входа в Понт Эвксинский до устья реки Фазиса (это самое длинное протяжение моря) считают девять дней и восемь ночей плавания, что составляет 1,110,000 оргий или 11,100 стадий. От земли Синдов до Фемискиры, города, стоящего на Фермодонте (расстояние наибольшей ширины Понта) считают 3 дня и 3 ночи пути, т. е. 330,000 оргий или же 3,300 стадий.
110. В то время, когда Греки воевали с Амазонками, (Скифы называюсь Амазонок Ойорпата, что означает в греческом переводе «убийца мужчин», потому что на их языке слово «ойор» значит мужчина а «пата» — убить), Амазонки, как рассказывают, были побеждены в сражении, данном на берегах Фермодонта, и Греки отправились на родину, увозя с собой на трех кораблях всех тех, которых могли забрать в плен. В открытом море они возмутились и убили всех мужчин, находившихся на этих кораблях. Но так как они не знали кораблей и не умели править рулем, парусами и веслами, то, отделавшись от всех мужчин, они носились по морю по воле волн и ветров и, наконец, пристали к той части Меотийского моря, где находится (местечко) Кремны. Оно лежит в земле свободных Скифов. Здесь эти женщины сошли с кораблей и отправились искать жилых мест; разграбили первый попавшийся им табун лошадей, и затем, сев на лошадей, начали грабить имущество Скифов.
111. Скифы не знали, как объяснить себе это явление и, не зная ни языка, ни одежды и ни самого народа этого, были в большом недоумении, откуда они появились. Приняв их сперва за мужчин, как бы однолеток, они вступили с ними в бой и только, по окончании боя, когда мертвые Амазонки остались в их руках, они узнали, что имеют дело с женщинами. После этого, посоветовавшись между собою, они согласились больше их никоим образом не убивать и решили послать к ним самых молодых из своих воинов в том, приблизительно, числе, из какого, они полагали, состоит войско Амазонок. Эти молодые люди получили приказание расположиться лагерем как можно ближе к этим женщинам и делать то, что и те будут делать: если они станут наступать, то и они не должны сражаться, а отступать; если же те остановятся, то им следует поближе к ним расположиться. Вот результата совещания Скифов, которые хотели иметь детей от этих женщин.
112. Молодые люди отправились, следуя данным приказаниям. Когда Амазонки увидели, что это войско пришло не с намерением напасть на них, то они не обращали на пришедших никакого внимания, и с каждым днем эти два лагеря все больше и больше сближались. Молодые люди, как и Амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и доставали себе, как и те, средства к жизни охотою и грабежом.
113. К полудню же Амазонки удалялись, в одиночку или вдвоем, в сторону друг от друга удовлетворять естественным потребностям. Когда Скифы это заметили, то стали делать то же самое. Один из них решился подойти к Амазонке, которая была одна; она не оттолкнула его и отдалась ему. Потом, так как она не могла с ним говорить, потому что они не понимали друг друга, то и объяснила ему жестами, что желает, чтобы он завтра опять пришел на это место и привел с собой еще одного из своих товарищей, пояснив ему также, что и она приведет с собой одну из подруг и что их будет двое. Когда молодой человек возвратился, то рассказал другим свое приключение, и на другой день пришел с одним из товарищей в назначенное место, где он нашел ту же самую Амазонку с ее подругой, которые их уже ждали. Остальные же юноши, узнав об этом, последовали их примеру и привлекли в себе всех Амазонок.
Наконец, оба лагеря смешались, и они стали жить сообща, каждый мужчина с женщиной, с которой он имел первое сношение; но Скифы никогда не могли изучить языка Амазонок, между тем как эти последние живо привыкли к языку Скифов. Когда они стали понимать друг друга, Скифы сделали Амазонкам следующее предложение: «у нас есть родители и богатства; перестанем жить так, как мы теперь живем, и переселимся к нашим согражданам. Мы будем иметь нашими жёнами вас и никого другого». — «Мы никогда не могли бы жить с женщинами вашего племени», ответили Амазонки: «наши обычаи уж очень различны. Мы привыкли употреблять лук, метать дротики, и ездить верхом; женские занятия нам неизвестны. Ваши женщины, напротив того, не делают ничего того, что мы сейчас сказали: они занимаются исключительно женскими работами и сидят постоянно в своих кибитках (на своих повозках), не ходят на охоту и никуда не показываются. Итак, мы не можем жить вместе с ними. Но если вы желаете, чтобы мы оставались вашими женами, и хотите поступить справедливо, отправляйтесь к вашим родителям, потребуйте вашу часть состояния и возвращайтесь жить с нами отдельно от них 115. Молодые люди поступили так как им сказали Амазонки и, получив свою долю из богатств своих родителей, возвратились к Амазоакам. Тогда эти последние сказали им: «„нам очень страшно продолжать жить в этой стране, после того как мы, во-первых, отняли у вас ваших родителей и во-вторых, опустошали так часто ваши поля. Но так как вы дорожите нами, как вашими женами, так вот что сделайте вмести с нами: оставим эту страну, перейдем Танаис и будем жить по ту сторону этой реки». 116. Это новое предложение было тоже принято юношами. Перейдя Танаис, они шли от этой реки три дня к востоку и три дня от Меотийского моря к северу и, придя на то место, где они теперь живут, основали здесь свои поселения. С тех пор женщины Савроматов сохранили свой приезжий образ жизни. Они ездят верхом на охоту с мужьями, даже и без них, сопровождают их на войне и носят одинаковое с ними платье. 117. Основной язык Савроматов — скифский, но испорченный с самого начала, так как Амазонки никогда не могли вполне правильно изучить скифского языка. — На счет свадеб у них существует обычай, воспрещающий выход замуж девушке, пока она не убьет хоть одного врага. Таким образом много девушек стареет, не имея мужей, потому что им не представился случай выполнить это условие обычая.
123… Из земли Фиссагетов выходят 4 большие реки, которые текут по земле Меотов и впадают в Меотийское море. Они следующие: Ликос, Оарос, Танаис, Сиргис…
VI, 84… (Скифы) послали в Спарту (послов), чтобы заключить союз. По условиям этого союза, Скифы, живущие на берегах Фазиса, должны попытаться вторгнуться в Мидию.
62… Мидяне назывались прежде Ариями, но когда колхидская Медея прибыла из Афин к ним, то они переменили свое имя на настоящее.
67… Каспии отправлялись на войну, одетые в полушубки, так называемые «сисиры». Их оружие было: лук, сделанный из местного тростника, и короткий меч.
78. Мосхи носили деревянные каски, щиты и короткие копья, которых железо было очень длинное. Тибарены, Макроны и Моссинэки выступали в поход в таком же вооружение, как и Мосхи. Их военачальниками были: у Мосхов и Тибаренов — Ариомард, сын Дария и Пармии, дочери Смердиса, сына Кира; у Макронов и Моссинэков — Артаиктес, сын Херасмиса (Хераоцк). 79. Мары носили на головах плетеные каски, как было принято в их стране, маленький кожаный щит и дротики; Колхи носили на голове деревянные каски, маленькие щиты из бычачьей кожи, короткие копья и боевые ножи. Марами и Колхами командовал Фарандатес, сын Теасписа. Алародии и Саспейры выступали в поход, вооруженные как Колхи; они находились под начальством Мазистиоса, сына Сиромитра.
IX. (Афиняне говорят Спартанцам): «станем мы говорить о победе, одержанной нами над Амазонками, которые пришли с берегов Фермодонта, чтобы завоевать Аттику».
Гиппократ (470—376 г. до Р. X.).
De aeribus, aquis et locis.
13. Что касается народов, живущих направо от востока до самого Меотийского болота, границы Европы и Азии, то все эти народы более отличаются один от другого, чем те, о которых я только что говорил, что происходит от непостоянства климата и характера их почвы. В действительности земля — как и люди: где времена года переменчивы и эти перемены очень чувствительны, там и почва дикая и неровная, там горы большею частью покрыты лесом, там равнины и луга; где же времена года правильно сменяют друг друга, там почва очень однообразна. То же самое бывает и с людьми: если к ним приглядеться, одни подходят к земле гористой, покрытой лесом, сырой; другие же — к почве сухой и легкой; одни — к болотистым и низменным местам, другие — к земле голой, бесплодной, подобно тому как времена года, обусловливающие разные формы в природе, отличаются друг от друга и чем значительнее это различие, тем более разнообразия во внешних формах природы.
14. Умолчу о всех народах, не имеющих значительного различая между собой, и стану говорить только о тех, которые имеют достойные внимания отличия, происходящие или от природы, или от их обычаев. Начну с Макрокефалов. Нет другого народа, который имел бы подобную форму головы. В начале удлинение головы было делом обычая, теперь же природа содействует этой привычке, основанной на том предположении, что будто самые благородные те, у которых голова самая длинная. Вот в чем состоит этот обычай: как только ребенок родится, пока еще тело его гибко и головка еще не отвердела, ее выправляют руками, придают ей удлиненную форму посредствам разных бандажей и других приспособлений, вследствие чего она утрачивает свою сферическую форму и растет в длину. И так в начале, благодаря этому обычаю, изменение естественной формы головы зависело от искусственного насилия; но со временем эта форма так сроднилась с природой, что ее не нужно было больше поддерживать обычаем, и сила искусства стала лишней. В самом деле, семенная жидкость, происходящая от всех частей тела, бывает здоровою, когда здоровы части, и ненормальною, когда части эти нездоровы, так что от родителей лысых ребенок родится лысый, голубоглазый — от родителей с голубыми глазами, косой — от родителей косых. И так, что же мешает им родиться с продолговатой головой от родителей, у которых такая же голова. Теперь такая форма головы более не существует у этого народа, потому что обычай этот исчез, вследствие сношений с другими народами. Вот, по-моему, все, что касается Макрокефалов.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.