Суббота, Ноябрь 20th, 2010 | Автор:

ОПИСАНИЕ О ПОДАТЯХ, ЧИНИМЫХ ОТ ЧЕРНОГО НАРОДА СВОИМ УЗДЕНЯМ
Не купленная, а оставшаяся по наследству от предков собственная оброчная чернь платит дань в год главному узденю своему Исмаилу Дударову фамилии Анзоровых, который живет за рекой Тереком на реке Лескане, а именно:
Первое.
1. Проса, если кто на волах пахал, с каждого вола по одному возу.
2. В праздник наш, то есть в байрам, по одному барану.
3. После нашего поста на разговенье дается со двора хлеб печеный или мяса варенного кусок, или севрюжья спинка, а если кто из сих трех вещей ничего не принесет, то в штраф за непочтение узденя захватывается один бык.
4. В сенокосное время три дня работать, а если кто не пойдет на сенокос в те дни, то со двора в штраф один бык захватывается.
5. В зимнее время до весны должны узденям возить домой по очереди дрова, а если кто до весны не привезет дров, то с того в штраф берется бык.
6. Кто имеет пчел, те меду по три маты (т.е. сапетки – X. Д.) дают, а если кто не отдаст, берется в штраф бык один.
7. Когда у черных народов бывает моление, тогда дают по одному бараньему плечу, а если кто не даст, то в штраф берется по одному быку.
8. Когда мы чернь осенью на зимнее свое содержание режим в мясо баранов, то дается по одному бараньему плечу и голове, а если кто не дает, в штраф берется по одному быку.
9. Когда случается, что уздень с места на место переселяется или обветшает дом, то делаем по обычаям. Узденю дом и половину двора огораживаем, а другую половину двора и прочие во дворе строения, то есть сарай, хлев, собственные и дворовые узденские холопы исправляют. Если кто на ту работу не пойдет, то с того по обычаям берется в штраф один бык.
10. Из узденского проса каждой двор должен варить брагу и относить ему на его расход, кому сие препоручено будет, а если кто заупрямится и не будет браги варить, с того в штраф берется один бык.
11. Когда мы, черный народ, отдаем дочь свою замуж, то по обычаям из полученного калыма даем по одному быку, а если кто не даст добровольно, то и насильно уздень должен быка захватить.
12. Если поедем за солью, то после привоза дается со двора по одной мере, а ежели кто не даст, в штраф – один бык.
13. Когда к узденю гость или канак приедет, то они отдаются нам на постой, а ежели кто заупрямится и не примет в дом того гостя, то штраф берется по два быка.
14. Когда большому рогатому скоту случается падеж, то больных режим в мясо, и из того мяса дается от каждой скотины к заду от средины часть, а ежели кто не дает, в штраф берется один бык.
15. Когда уздень пожелает куда съехать, даются лошади, а которую лошадь кто для своей домашней надобности особенно кормит и бережет, то никогда не дается.
Тех же Анзоровых не купленные, а оставшиеся по наследству от предков собственные безоброчные дворовые люди той же черни имеют издревле обычай и поступают по сему:
Второе.
1. Когда они отдают дочерей своих в замужество, то из получаемого калыма ничего не дается.
2. Лошади от них без дозволения их не берутся, а по прошению или по приказанию давать узденю должны.
3. Кто к ним знакомый или родственник приедет и попросит хлеба, сена, дров и прочее, то дают без запрещения узденского, и в том имеют волю.
4. Когда они сами жениться желают или детей своих мужского пола женить пожелают, то за невесту калым платят сами, не требуя от узденя своего помощи, и ему узденю не дается.
5. Прочее, что к узденской работе принадлежит, они беспрекословно исполнять должны.
Анзоровых же кабаков маленьким узденям, принадлежащим Магомету Парытову, из такашовых детей холопы платят в год со двора дань, а именно:
Третье.
1. В какой год проса довольно уродится, даем столько, сколько уздень пожелает, беспрекословно, а когда мал урожай будет, так что и сами не надеемся себя пропитать, то ничего не берется.
2. В летнее время с каждого двора даем по ягненку, а когда кто не даст ягненка, то уздень должен взять насильно за штраф барана одного.
3. Кто зарежет барана после нашего поста на разговенье, то половину барана отдаем узденю, а если у кого нет барана зарезать, а случится кто из большего рогатого скота зарежет, то из того кусок мяса, а когда и сего не случится, то из рыб севрюги или лососью спинку, или по нужде печеной хлеб, а когда кто из сего ничего не отдаст, то за непочтение в штраф сильно уздень должен брать барана одного.
4. В сенокосное время три дня работать, а в зимнее время перевозить, а если кто не будет работать, то в штраф берется по одному быку.
5. Осенью при наступлении уже самой зимы уздень должен зарезать трех баранов и браги заготовить и всех нас такашоевых угостить, а после уже начинаем до весны на него возить дрова столько, сколько надобно. Если не сделает уздень им почести, то каждый двор должен только по восемь возов к нему привести. Когда ж кто из них не будет возить дров, то с того в штраф уздень взять должен быка.
6. Кто имеет пчел, тот должен давать меду по одной мате, а если кто не даст меду, то тогда должен узденю в оплату отдать против маты меду два барана.
7. Если кто из них пшеницу или ячмень посеет, должен дать узденю один козловой тулук пшеницы и другой – ячменя.
8. Когда у нас бывает моление, тогда даем по одной бараньей передней лопатке, а если кто не даст, то в штраф берется один баран.
9. Сверх того, кто в котором дворе в которой день одного или десять, или двадцать баранов для себя зарезал, то даем со двора по одной передней лопатке, а если кто тайно зарежет или не даст плеча, с того берется в штраф один баран.
10. Когда случается у узденя дом обветшает или на другое место пожелает переселитья, то должны делать ему дом, кухню и половину двора огородить, а кто не будет в сей работе участвовать, то уздень должен за штраф взять насильно быка одного. Другую половину двора и прочие строения, сарай, амбар, хлев заканчивает своими дворовыми людьми.
11. Когда уздень брата или сына своих женит, то он не принимается им в дом свой, а отдается из нас каташовых достаточному во двор, тот его должен принять, жене сделать и подарить в меру ушитую шубу одну, подушку одну и камышенную циновку, и им молодым где жить, надобно сделать тут же во дворе особливой домик, и при всех веселаска бывают игроки, то тем дается за то на пищу один бык. А кто сего не сделает, взять с виновного жениху самому в штраф быка одного.
12. Когда мы выдаем своих дочерей замуж, то из получаемого калыма даем быка одного, корову одну.
13. Ежели кто из узденей, то есть сам или брат, или сын его, или родственники узденские мужского пола, умрет, тогда уздень на изготовление браги дает проса. Кроме того, на поминки умершего со двора относим по вареному барану к узденю в дом, а кто сему воспротивится, с того в штраф бык берется.
14. Когда уздень захочет ехать куда и попросит под съезд лошадей, то из чести иные дают, а другие жалеют свою лошадь и не дают, тогда уздень насильно из табуна захватывает, но поскольку по обычаям так не должно быть, то мы от них обратно отнимаем, за что ни какого штрафа не берется.
15. Когда ездим за солью и привозим оную, то из оной третью часть каждыой двор отдает, а кто не даст сам, тогда в штраф берется за то один бык.
16. Когда большому рогатому скоту падеж бывает, то больных режем и от каждой скотины от средины к задней половине часть отнимаем и отдаем узденю, а если кто не дает, то в штраф берут одного быка.
17. Когда между собой живут братья в одном дворе, то есть двое, трое или четверо, даже если и до двадцати человек их было, и пожелают разделиться – в том им воля, но после раздела тот двор от общества своего должен узденю дать пять лошадей или сто баранов.
18. Когда уздень наш отъедет с прочими какими-нибудь владельцами Тоусултановыми и главными Анзоровыми узденями для добычи в дальнее место на воровство и когда по случаю обиженные узнают о том и будут требовать своего обратно, то тогда мы, такушовы , за узденя своего его часть уплачиваем, а когда здесь, в Кабарде, воровством что получит, то должен уздень сам от себя платить, а мы платы за него не чиним.
19. Случается иногда, что в ссорах и драках друг друга или чужого кто убьет, то за кровь платим узденю одного убийца, другого ясыря, и отдаются то родственнику убитого, а когда из нас кого убьют, то так же два ясыря взыскивается со стороны убийцы и отдается один узденю, другой во двор убитого родственника.
20. Каждый год должны огораживать и вспахивать под овощи огороды, а ежели кто не будет в сей работе участвовать, то с того двора в штраф берется бык один.
21. Сверх того, что мелким узденям платим, еще даем и главному узденю Исмаилу Дударову Анзорову ежегодно по два ягненка и по 12 тулуков проса, ежели случится урожай, а когда нет урожая, то ничего.
Четвертое.
Токашовой черни холопы и ясыри.
Дани никакой узденям большим и мелким не платят. Поскольку они уже принадлежат такашовым, то всякую работу исполняют и хлеб пашут на них, такашовых, а иногда вместо них ходят и на узденскую работу, когда потребуется. Пропитание имеют они общее с ними, такашовыми, для чего те холопы и ясыри себе лично хлеба не пашут.
Узденя Батыгирея Гещекина чернь роду токашава платят в год дани со двора:
1. Кто на семи, на шести или на четырех быках пахал и получил урожай проса, тот отдает четыре арбы, а ежели на двух быках, то две арбы, а когда нет урожая, то никто ничего. Кто при урожае не даст положенного числа проса, тогда за четыре арбы берется штраф по три арбы, а за две арбы – по два быка. За честь дают проса при урожае по два тулука, а кто не принесет, с того в штраф берется по одному барану.
2. Берется по два ягненка, а кто не даст, берется в штраф по одному быку.
3. После поста нашего на разговенье берется один хлеб, пешлек, то есть сыр, или из рыб спинки севрюги или лососи, а ежели кто из сего ничего не принесет, то в штраф берется баран.
4. Когда уздень для сенокоса зарежет барана и браги изготовит, тогда на него два дня работают и из своего сена по одному возу дают. Ежели кто не будет в сенокосе участвовать и воза сена не привезет, в штраф берется по одному быку, а когда уздень почести не сделает, то и в сенокосе не участвует.
5. Когда узденю надобно переселится или обветшает дом, должны ему один дом сделать, где ему жить, а ежели кто не пойдет на работу, с того берется штраф один бык.
6. Кто имеет пчел, тот дает по три маты, когда бывает меду урожай, а кто не даст, с того берется штраф по одному быку, а когда нет урожая, то ничего не дается и не взыскивается.
7. Когда выдаем дочерей замуж, тогда из получаемого калыма платим по одному быку.
8. Для узденской пашни, ежели он зарежет барана и изготовит браги, в пахании и сеянии проса употребляемся один день, потом вовремя жнем, очищаем его и к узденю уже готовое привозим. На сеяние семена по одному тулуку от узденя даются, когда же кто не пойдет в пашенную работу, берется штраф один бык. Ежели от узденя при начале пахания почести не будет, тогда на него не пашем и штраф за это не берется.
9. Когда уздень сам или брат его, или сын его, или родственник женится, то его жена отдается в дома наши на содержание, где ей дается рубаха, штаны, бешмет бумажной материи. Сколько та жена в доме будет жить, столько не должны никакой не только подати платить, но и на него не работать, да и прежние узденские долги, состоящие на том дворе, оставляются без платежа. Тот двор после того, как узденская жена вернется в свой дом, еще дает рубаху, портки, бешмет, черики, на косу три аршина , мови один конец, постель, подушку с наволочками бумажными, одеяло стеганое бумажное, другую постель без наволочки, камышевую циновку одну. Ежели от какого двора тем платьем и вещами не снабжена будет, то следует в штраф взять лошадь одну или быка одного.
10. Для калыма за невесту узденя даются два быка, а если не дадим, должен уздень и насильно взять, в чем и прекословить не могут.
11. Если узденю для езды куда-нибудь лошадь необходима, то по его прошению ее даем, только насильно он брать не должен.
12. Когда сами выезжаем для пахания себе земли, на посев проса, на изготовление браги, с того по одному тулуку даем узденю, а ежели кто не даст, берется штраф по одному быку.
13. Когда бывает моление, даем со двора по одному бараньему плечу, а ежели кто не даст, то в штраф захватывать по одному барану.
14. При открытии каждой весны дается по пешлеку или одному сыру, а кто не даст, с того в штраф берется по барану.
15. Ежели сам уздень или его брат, или кто-нибудь из его родственников умрет, в дом мертвого на приготовление яства свозится по одному возу дров, если кто не привезет, берется штраф по одному быку.
16. Для поминок по одному тулуку браги дается, ежели кто из сего ничего не даст, берется в штраф по два быка.
17. Если между чужими и нами драка и смертное убийство последует, то делается так, как у Анзоровых по обычаю положено.
18. Когда привозим на свои надобности соль, дается по одной мате, а ежели кто не даст, с того берется в штраф один баран.
19. Ежели наш уздень с прочими узденями что-нибудь у нас в Малой Кабарде или в Большой Кабарде у владельцев украдет, а после узнают и будут просить возвращения или уплаты, а уздень заплатить будет не в состоянии, то они отрабатывают украденное беспрекословно.
20. Когда у узденя родится сын, то дают по одной корове, а если родится дочь, то ничего не дают.
Его узденя Батыгирея Гешокина дворовые холопы, оставшиеся по наследству от предков, имеют обычай и порядок:
1. Когда отдают своих дочерей в замужество, то уздень за нее калым получает.
2. Лошадей от них уздень брать волен, в чем и не прекословят.
3. Также и продавать холопы своих лошадей вольны.
4. Кто к ним знакомый или родственник приедет и будет просить хлеба, сена, дров и пр., то даем без запрещения узденского, и в том имеем волю.
5. Всякую у них скотину уздени насильно брать не должны.
6. Когда они сами женятся или детей своих мужского пола женить пожелают, то за невесту калым платит уздень.
7. То, что относится к узденской работе, они без прекословия исполнять должны.
8. А когда кто из нас, холопов, детей и жен наших помрут, то похороны и поминки уздень наш делать должен.
ЦГАДА. ф. 23, д. 9, ч. 6, л. 58-6.

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.