Терентьев А., «Артачное право в Карачае» // жур. «Революционный Восток» — М., 1929 г., №7., стр. 332-334. АРТАЧНОЕ ПРАВО В КАРАЧАЕ
(Заметка)
Так называемое артачное право в Карачае до революции имело широкое применение. Частично применяется оно и теперь. Артак – правовое отображение хозяйственных отношений карачаевских скотоводов. Как и всякое право, оно отражает общественные отношения неравенства. «Всякое право есть право неравенства».
Артачное право сложилось в практике хозяйственных отношений скотоводов. Оно не фиксировано никакими кодексами и, по-видимому, не подвергалось рассмотрению в печати. Артачное право есть обычное право.
Артачное право выросло на чрезвычайно низкой производственно-технической (полукочевой, скотоводческой) базе. Вместе с тем, оно применялось у народа, где существовало до революции, остались в значительной мере и поныне отношения родового строя. Эти два условия наложили чрезвычайно резко свой отпечаток на артачное право. Отсюда его не разработанность, нечеткость, его «домашний» характер, в частности применение натуральной оплаты и взысканий в случае нарушений артака, различное применение его по отношению к различным людям, в зависимости от степени родства и т.д.
Артачное право делится на несколько видов. Каждый вид имеет свой хозяйственный смысл и зависит от различных условий, при которых берется артак (степень нуждаемости берущего в артак, величина стада, которое дается в артак, иногда безвыходность положения, дающего в артак и т.д.)
1. «Чегем-артак». Условия этого вида артака таковы. Один скотовод берет у другого стадо овец на пастьбу на пять лет (не менее). Ежегодный приплод и молоко овец остаются пасущему, а хозяину дается шерсть от овец, которых он отдал в артак (шерсть от приплода также остается пасущему). Каждую весну хозяину стада полагается, кроме того, два хороших барана, а летом – два барашка.
По истечении срока артака стадо возвращается хозяину в таком же количестве, с таким же качеством и видом овец.
На «Чегем-артак» давали скот хозяева, обычно не имевшие возможности самим пасти стадо или за отсутствием рабочей силы, или же незначительности скота по количеству, предпочитая заниматься более выгодным делом, т.е. люди случайные в скотоводстве. «Чегем-артак» считается наиболее выгодным для берущего в артак. При благоприятных условиях для роста стада в течение 5 лет рост доходит до 400 %.
2. «Кашган-артак». Здесь «артачное» стадо составляется таким образом: ⅔ голов должны быть от дающего в артак и ⅓ от артачника, берущего на пастьбу. Это стадо пасется в течение 5 лет. Ежегодно шерсть делится пополам, и стадо по истечении пяти лет делится между артачниками пополам.
3. «Кашмаган-артак». Стадо, отданное на артак, по истечении срока делится: ⅔ отдавшему в артак и ⅓ бравшему. В течение 5 лет шерсть делится по таким же частям.
Не трудно заметить, что между этими тремя видами существует довольно большое различие, но, несомненно, что везде наиболее выгодного положения добивается здесь более крепкий скотовод.
Условия артака должны выполняться самым строгим образом. Малейшая неустойка в выполнении их со стороны одного из артачников влечет за собой нарушение артака. Так, не выполнивший лишается всего пятилетнего заработка в пользу владельца стада, если это был берущий в артак, или своего стада, если невыполнение условий артака происходит со стороны владельца стада.
Широкое применение артачного права является, нужно полагать, следствием проникновения торгового капитала в среду скотоводов. Организованные формы скотоводства в Карачае, существовавшие в виде кошевых товариществ при натурально-потребительском хозяйстве в период расцвета скотоводства (1870-199 гг.), были оттеснены артаком, ибо артак содействовал развитию товарного скотоводства. Теперь скотовод, считавший более выгодным заниматься торговлей, барышничеством скота или посредничеством по барышничеству, мог освободиться от кошевой кампании, без риска потерпеть урон и здесь, отдав свое стадо в прирост по артаку. В то же время артак вносил известную четкость во взаимоотношения между скотоводами по сравнению с кошевыми товариществами, и сам становился стимулом к развитию отношений собственности, дифференцируя скотоводов как собственников. Кошевые же товарищества, являясь одним из наиболее сохранившихся институтов родового строя, противодействовал дифференциации скотоводов внутри рода.
После революции в Карачае применение артака резко сократилось, почти сойдя на нет. Место артака вновь заняли хозяйственные кампании – кошевые товарищества, хотя и теперь отчасти организующиеся по принципу родства.
А. Терентьев