ОТНОШЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА КАБАРДИНСКОГО ОКРУГА ОТ 18 ДЕКАБРЯ 1867 Г. ЗА № 2051 КАНЦЕЛЯРИИ НАЧАЛЬНИКА ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ С ПРИЛОЖЕНИЕМ ПЕРЕЧНЯ ПОВИННОСТЕЙ КАРАКИШЕЙ
Так как зависимость каракишей в горских обществах была чисто административной, в отличие других зависимых сословий, то при освобождении крепостных я отложил освобождение каракишей. Когда в горских обществах были освобождены все зависимые, то я освободил их без всяких условий, в чем и выдал тогда же установленные свидетельства.
Сведение о повинностях, которые каракиши отбывали своим владельцам, при этом прилагается. Оно заимствовано из условий, заключенных балкарскими каракишами со своими владельцами при разборе в народном суде жалобы в 1864 году, так как повинности балкарских каракишей почти тождественны повинностям каракишей других горских обществ.
Начальник округа полковник Нурид
Заведующий отделением подпоручик Старцев
Копия.
11 июня 1864 года. Мы, нижеподписавшиеся, выборные от общества таубиев и подвластных каракишей, по взаимному соглашению и в присутствии начальника Кабардинского округа и Черекского участкового начальника объясняем (39) нижеследующие повинности, отбываемые доныне каракишами своим таубиям:
§ 1. За ослушание и неповиновение каракишей своему таубию, жалоба последнего передается в суд.
§ 2. Если каракиш умрет и после него не останется прямого наследника, ни брата, ни родственника, то имение переходит к таубию, которому принадлежал умерший.
§ 3. Если из двух братьев каракишей, живущих раздельно, один умер, не оставив сына, то имение переходит к оставшемуся. Он забирает или пахотную, или сенокосную землю по выбору, но при посредниках и членах суда. Если же остается жена или дочь, то решение о выделении части предоставляется суду и шариату.
§ 4. После смерти вольноотпущенного каракиша, если после него не остается наследников, ни братьев, ни родственников, имение переходит к таубию.
§5. Если захочет таубий сделать каракиша пастухом овец или табунщиком, то по согласию самого каракиша может это сделать, но за известную плату. Только у Биевых каракиш обязательно должен быть пастухом овец, но за известную плату.
§ 6. Во время сенокоса каракиши с каждого двора должны дать таубию одного косаря на один день. Косаря в этот день кормит таубий.
§ 7. Для сборки сена и поставки колен каракиши с каждого двора обязаны дать одного человека на один день. Работника в этот день кормит таубий.
§ 8. Для перевозки сена каракиши с каждого двора обязаны дать своему таубию одного человека с парой быков на один день. Работника в этот день кормит таубий.
§ 9. Для продовольствия косарей каракиши обязаны дать своему таубию с каждого двора, у кого имеется не менее 60 баранов, одного барана.
§ 10. Для распашки пашен каракиши с каждого двора обязаны дать своему таубию на один день одного человека с парой быков и земледельческим инструментом. Работника в этот день кормит таубий.
§ 11. Каракиши обязаны выслать одного человека на один день полоть просо. Повинность эта отбывается в двух фамилиях – у Мисаковых и Абаевых.
§ 12. Для жатвы хлеба каракиши с каждого двора должны дать своему таубию одного человека на один день. Работника в этот день кормит таубий.
§ 13. Для перевозки хлеба на гумна каракиши должны дать своему таубию с каждого двора одного человека с парой быков на один день. Работника в этот день кормит таубий.
§ 14. Для удобрения навозом полей каракиши должны дать своему таубию с каждого двора одного человека с парой быков на один день. Работника в этот день кормит таубий.
§ 15. Каракиши с каждого двора один раз в год обязаны дать по одной лошади или ослу для доставки какой бы то ни было тяжести с плоскости.
§ 16. Для доставки основных лучин на освещение, каракиши с каждого двора один раз в год обязаны дать лошадь или осла своему таубию.
§ 17. Лес для перестройки своего дома таубии должны сами заготовливать, но для перевозки всего леса каракиши совместно с его холопами с каждого двора должны дать одного работника с парой быков.
§ 18. Зимой, в течение двух месяцев, каждый двор каракиша обязан кормить одну скотину, принадлежащую таубию. Если таковая падет от дурного присмотра или корма, то каракиши платит за нее. Если же скотина падет от болезни, то за это он не ответственен.
Если к таубию приедет несколько человек гостей, то состоятельные каракиши обязаны кормить по одной лошади, пока гости не уедут.
§ 20. Если таубий едет куда-либо и пригласит с собой каракиша, он может ехать, но только по желанию или согласию последнего.
§ 21. Если у таубия в доме нет служанки (унаутки, караваш) или безобрядного холопа (казака), а он пожелает приобрести ту или другого, но по бедности не сможет купить, то каракиши для этой надобности дают по одной скотине с каждого двора.
§ 22. После смерти таубия каракиши с каждого двора дают для поминок трехлетнюю скотину и то, если умерший таубий был совершеннолетним. Если же умрет женщина или малолетний, то ничего не дают.
§ 23. Во время поминок, которые справляют каракиши, они обязаны приготовить стол своему таубию. Если поминки большие, то из одного барана, а если малые, то смотря по количеству готовящегося.
§ 24. Каракиши свое недвижимое имущество, если не имеет крайней нужды, продавать не может. В нужде продающий землю должен предложить своему таубию купить ее. Если тот откажется, то предлагает покупку его подвластным. Затем продавший землю свыше, чем за 30 рублей серебром, дает своему таубию 10 рублей серебром.
§ 25. Если два состоятельных брата из каракишей делят свое имущество, то дают своему таубию, землю в 300 рублей, а кто беднее, тот дает землю от 100 до 10 рублей, скотом или вещами, причем непременно должны быть посредники.
§ 26. Если каракиши получит за кровь, то обязан из полученных денег дать своему таубию 250 рублей или холопа, стоящего этой суммы, или землю. Если таубий получит за кровь, то тоже дает своим каракишам такую же сумму.
§ 27. Если таубий убьет кого-либо и должен заплатить за кровь, то каракиши должны дать ему с каждого двора от 250 рублей до 10 рублей. Если каракиши платит за кровь, то таубий помогает ему той же суммой.
§ 28. Если каракиш режет для себя большую откормленную скотину, то обязан прислать своему таубию 5 ребер снизу.
§ 29. Когда каракиши варят для себя пиво, то обязаны прислать своему таубию один кувшин.
§ 30. Во время уразы (поста) каракиши должны дать с каждого двора своему таубию девять лепешек из пшеничной муки и бурдюк бузы.
§ 31. Каракиши при выдаче своих дочерей замуж должны дать таубию две скотины. Повинность эту несут не все каракиши, но кто несет ее, тому таубий обязан сделать от себя подарок невесте.
§ 32. Если таубий взял к себе в дом жену, то холопы тестя берут у кого бы то ни было из каракишей зятя одну трехлетнюю корову или бычка на зарез.
§ 33. Каракиши Джанаотовской фамилии дают по паре быков своему таубию для заготовки на зиму дров.
§ 34. Если таубий нанесет побои каракишу, то первый обязан подарить за это последнему лошадь или ружье, причем если таубий дарит этот подарок, то каракиш делает мировой стол и принимает таубия.
§ 35. На новый год таубий должен угощать своих каракишей.
§ 36. Если каракиш отдает свою дочь замуж, то таубий дает ей подарок.
§ 37. Если каракиш имеет дело, то таубий должен быть его ходатаем, где бы то ни было.
§ 38. За грабеж, сделанный каракишами в доме своего таубия или на его кошу, по приговору суда определяется наказание и штраф.
§ 39. Если таубий пошлет кого-либо из холопов для понуждения каракиша в исполнении повинности, а каракиш при этом ударит холопа, то жалоба эта разбирается в местном суде, по приговору которого виновный наказывается.
§ 40. Если кто-либо из каракишей, не повинуясь своему таубию и не слушая своих родственников, оставит дом свой и бежит, то о нем объявляют начальству, а при поимке его судят в народном суде по обычаю.
С подлинным верно: Завед. крестьянским отделением.
Подпоручик Старцев.
Крестьянская реформа в Кабарде, Нальчик, 1947, с. 200-205