Суббота, Ноябрь 20th, 2010 | Автор:

АДАТЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
Из третьего неопубликованного тома Леонтович «Адаты кавказских горцев»
1. АДАТЫ СЕЛЕНИЯ УРАДА. ОБ УРАДИНСКОМ ПРАВОСУДИИ.
1. Если один ударит другого кулаком в пределах нахията, то ударивший должен отдать быка; если он ударил вне нахията (в поле), то должен отдать корову.
2. Если один ударит другого кинжалом, перстнем, камнем или костылем, то за ним два (медных) исправных котла общим весом четыре ратала, один из котлов для раненого, другой — для жителей селения.
3. Если кто-либо присвоит или испортит чужую землю или что-либо другое, то за ним семь голов коров.
4. Если женщина криком объявит, что ее изнасиловали, за тем, кто изнасиловал, два (медных) котла и один бык. Если же они (мужчина и женщина) оба согласились на прелюбодеяние, то за тем и за той два быка и четыре котла. Если заявление женщины вызывает подозрение, то мужчина принимает присягу вместе с тремя мужчинами, равнодушными к нему. Если окажется, что женщина в своем крике неправа, то за ней оба котла и бык.
5. Если после драки оба подравшиеся спорят о том, что кто ударил первый, то их дело разбирается как дело тех, которые отказываются от присяги.
6. Если совершеннолетний ударит мальчика в присутствии его родителей или одного из них то за ударившим одна корона.
7. В отношении удара, кражи к других преступлений муталим и слуга (из другого аула) по истечении трех ночей приравни¬ваются к жителем селения.
8. То, что испортил слуга, возмещается хозяином (у которого находится этот слуга) и все взыскания налагаются на него.
9. Если об одном из вышеизложенных преступлений узнают очевидностью или донесением лиц, которым можно поверить или донесением одного такого лица с одновременной присягой потерпевшего, то дело разбирается согласно этому. Если подоз¬ревают кого-либо в совершении им одного из этих преступле¬ний, то принимается присяга вместе с мужчинами.
10. Зa шурата (полицейские), уличенными в измене, — одна корова.
11. Если жители одного селения подерутся с жителями другого селения и причинят ранение или убийство части из них, то взыскание налагается на всех жителей селения.
12. Если кто-либо украдет в селении, в поле, на сенокосе, где бы то ни било корм, солому, или что-нибудь такое, то за ним бык и котел.
13. Если кто-либо пустит скот чужого селения на терри¬торию селения Урада, то за ним одна корова. Если же сам пастух знает, что он скот пасет на территории Урада, то корова взыскивается с него.
14. Если кто-либо использует чужого быка в пахоте, то за преступником для хозяина быка шаль (местное сукно).
15. Раб приравнивается к узденю во всем том, что изыски¬вается с него за ранение, убийство и кражу или порчу чужой собственности.
16. Если кто-либо зайдет в чужой сад с целью кражи, то за ним одна корова.
17. В число жителей селения не должен быть включен тот, который не является их, на него не должно распространять¬ся ни добро, ни зло, если даже чужой придет с быком или лошадью для жителей селения. За тем, кто даст чужому человеку жить в своем доме или имении, одна корова. Если придет кто-нибудь с чужим человеком в селение для житья, то за ним одна корова.
18. Жители селения согласились дать хозяину, у которого украли имущество и доверенному им лицу право предъявить иск к вору, согласия трех шурата в любое время, не ограничивая это право сорока днями и т.п., как это было у наших отцов. Если при предъявлении иска вер не присягнет с тремя назначенными лицами в назначенный день, то за вором возмещение.
19. Если кто-либо со своими овцами пойдет в другое селение для дойки то за ним одна корова.
20. Если кто-либо присоединит производителей — баранов из чужого селения со своими баранами и будет пасти их на территории нашего селения, то за ним шать (сукно).
21. За тем, кто наложит свое тавро на нем свое животное, один бык.
22. За тем, к сел па чужую лошадь без разрешения хо¬зяина или надел узду или привязал на ее шею веревку, один бык.

23. За лицом, который отдал животное вору из чужого селения или нахията и за тем, кто покажет вору конюшню, все то, что за вором — он должен возместить пропашите и уплатить штраф как вор.
24. Если лица, которые должны принять присягу в пользу того, на кого предъявлен иск, уклонятся от присяги (отсюда включаются имам, мураддин и кузнец), то за каждый из них штраф — корова.
25. 3а тем, кто купил целину, начиная от Зиндалхар до селения Лах, один бык.
26. Если кто-либо пустит воду по тому направлению, по которому она не текла и не примет меры в течение трех дней после сообщения, то он приравнивается к тем, которые злоупот¬ребляют чужой землей.
27. 3а тем, кто уполномочит человека из чужого селения, один котел.
28. 3а тем, кто помогает человеку из чужого селения в его действиях против врага на нашего селения, один бык.
29. Если тот, за кем установили штраф, иди дият или долг придаст свое имение победителю или другому лицу из нашего селения или из другого селения, то сельское обще¬ство отберет у покупатели то, что он купил.
30. Если женщина или Нальчик на своем имении или вне его убьет чужую скотину и хозяин скотины скажет мужу или отцу, принимай присягу или я приму, и муж или отец скажет нет, не приму, и последний не хочет, чтобы истец принял присяг, то за ним стоимость скотины.
31. Долю штрафа берет только тот, который бы не возвратил хозяину. Если кто-либо возьмет ее и вернет хозяину, то за нарушителем семь коров.
32. 3а тем, кто убьет мусульманина несправедливо, котел и бык для населения, один названный кровный бык от рода убийцы для рода убитого и вместе с быком отдается ей ко¬тел, принятый давать за кровь и тридцать коров. Половина этих коров по стоимости отдается наследникам убитого.
33. Если убийца до истечения одного года выйдет из кровного дома, то за ним за каждый день выхода по одному котлу.
34. За тем, безразлично мужчина или женщина ,кто дает ложные сведения (насплетничает) о прелюбодеянии или убийст¬ве — большая мерка (зерна).
35. Если кто-нибудь из наследников убитого ударит жену или детей убийцы, то за ним один бык.
36. За тем, кто ударит такого человека или того, кто ударил глубокого старика, нет ничего – они не привлекаются к ответственности.
37. Если родственники убитого запретят родственникам убийцы выходить из своих домов и после истечения недели, то им отказывается в выдаче дият.
38. Дият, который причитается от убийцы, взимается с него, если даже его убьют и не возвращается поело убийства.
39. Жители селения Урада согласились взыскивать а с лица, которое не вышло к табуну лошадей до рассвета, штраф в размере большом мерки; а с лица, которое отсутствовало целый день — шаль (сукно).
40. Если кто-либо пошлет в наш табун лошадей из другого селения без согласья нашего селении, то за ним шаль.
41. Если кто-нибудь отделится и не пошлет своих лошадей в общественный табун и не будет пасти его (его очередь), то за ним по шали с каждой головы его лошадей и кобылиц.
42. 3а пастухом табуна котел, если в его очередь украдут лошадь или кобылицу.
43. Жители селения согласились на следующее: если кто-нибудь продаст чужому свою пахотную землю сенокос и т.п., находящиеся за горкой Хунуб, за дорогой Хинуб, за речкой Ларада, за Ламой рекой, то с него ежедневно взыскивается котел до тех пор пока не возвратит его.
44. Если кто-либо арендует свою землю человеку чужого селения для молоться, то за ним котел.
45. 3а тем кто отдаст в аренду свою землю, расположенную за большим мостом, для овец, хозяин которых не арендует, то за ним котел.
46. Если из-за тяжбы или спора, происходившего и интере¬сах селения кто-нибудь пострадает и последний совершит преступление в отместку — или ранит, убьет кого-либо, истребит имущество, то все возмещение за всем селением (а не за пострадавшим).
47. Жители селения согласились также на следующее: воз¬мещение того, что происходит из-за селений с согласия жителей как-то дият за убийство, стоимость испорченного имущества, селение берет на себя. Если же порча имущества произошла без согласия жителей селения, то возмещение его за тем, кто испортил.
48. если скотина потравит посев другого, то хозяин ско¬тины имеет право принять присягу вместе с человеком, которому можно верить о том, что убыток, причиненный его скотиной, не превышает одного саха. Если он присягнет так, то он воз¬местит только убыток в размере одного саха. Если за хозяин скотины откажется от присяги, то хозяин посева имеет право принять присягу о том, что убыток, причиненный скотиной, дохо¬дит до того-то, но не больше трех мерок на один скотно -день.
49. То, что испорчено скотиной, взыскивается с пастуха, если порча случится в его отсутствие.
50. Если женщина забеременеет от чужого человека и она предъявит иск (или обвинение к одному, потом к другому, по¬том к третьему и все они откажутся, то родственник женщины имеет право потребовать оправдания от одного из них. Это-то, что сказала знать селения Урада.
51. Если кто-либо пойдет в чужое селение с доносом о каком-нибудь намерении (наших жителей) о порче чего-либо (нашими людьми),об убийстве и т.п., то с него взыскивается один бык со стоимостью восьми котлов в качестве штрафа он ответственен также за последствия этого доноса: с него взи¬мается дият за совершенное убийство, стоимость истребленного имущества. Если кого-либо подозревают в доносе об убийстве, то он должен принять присягу вместе с 15 лицами о том, что он не доносил. Если же его подозревают в доносе не об убийстве, то с ним присягают три человека.
2.ОБЫЧАИ АУЛА КАХИБ.
1. Кто убил человека, с него взыскивается названный родственниками убитого, но не откормленный для убоя бык и ко весом в три ратала (мера веса в 6-7 фунтов), у целый кусок тупа и отрез ткани для савана. С него взыскивается также в пользу аула бык, вошедший в третий год.
2. Если обнаружится убытки, но нет убийцы, который признался бы в этом, то наследники убитого имеют право задеру, двух лиц, из которых один является подозреваемым, а другой считается убийцей в действительности. Подозрительней имеет право доказать свою невинность присягой пятнадцати человек из своих родственников, а родственники убитого имеют право установить вину за действительным убийце присягой пятнадцати человек своего рода. То, что относится: у убитому без убийцы, относится также найденному раненным без того, кто нанес ему ранение в отношении присяги. Кто нанес ранение чем-либо с него взыскивается четыре къала ячменя (къали — мера зерновых продуктов, равная 32-33 фунтов. Перевод).
3. Кто нанес удар другому кинжалом, палкой или бросил в него камень, с того взыскивается вышеуказанный штраф, не¬смотря на то, что его действием не причинено ранение.
4. Кто нанес удар другому рукой, с того взыскивается къали ячменя.
5. Кто выстрелил в другого на винтовки, или пистолета тот должен давать две къали, несмотря на то, что выстрелом нанес ранение.
6. Кто помогал человеку, который убил, ранил или ударил другого, с того взыскивается двукратный штраф.
7. Если обнаружена беременная прелюбодеяния женщина, и она утверждает, что стала беременной от такого-то человека, а этот человек не признается в этом,- родственники этой беременной женщины имеют право установить беременное от этого человека присягой пятнадцати человек из своих родственников или же требовать, чтобы дали присягу пятнадцать человек из родственников этого человека, на которого указали родственники этой беременной женщины. Эти названные от обоих сторон люди, должны быть не подозреваемыми со стороны судей и других справедливых людей аула, в поддержке одной сторон- и не имеющим явной враждеб¬ности к одним из них.
8. Если мужчина и женщина найдены в положении прелюбо¬деяния в безлюдном месте, и кто ни будь убил их, то кровь их пропадает даром.
9. Если женщина предъявила иск к мужчине в том, что он изнасиловал и два человека из другого рода, не имеющие родства к ней и вражды к нему, дали присягу вместе с двумя людьми названными истцом, тем к кому предъявлен иск, или же она забрала у ответчика в доказательство из чего-либо, или сделала укус или царапину на его теле, или что-нибудь из принадлежащих ответчику вещей, осталось на месте, где происходило изнасилование, то такой человек является безусловно насильником.
10. Тот, кто предъявил иск другому о том, что последний убил человека или нанес ранение, или же совершил…..
11. Откладывать предъявление иска более, чем на три дня, не разрешается; так как после трех дней, иск не принимается.
12. Если для установления факта изнасилования не най¬дется двух свидетелей, и женщина не взяла из одежды насиль¬ника ничего, а также из его вещей ничего не осталось на месте изнасилования, то последний имеет право установить свою невинность присягой пятнадцати человек из своих род¬ственников.
13. Если тот кто поджег построение, пастбища и т.п. и совер¬шивший преступление не признается, то владелец имеет право установить виновность первого присягой пятнадцати человек из своих родственников, а если он решил принимать это в по¬рядке крахи, или разрушения, то и на это хозяин имеет право.
14. Кто сжег пастбища аула, с того взыскивается рубль. Если установлено сожжение имущества другого, то виновный должен внести штраф в размере четырех къали.
15. Кто украл вещь другого ценою в двадцать копеек, с того вминается четыре къали для штрафа. Кто украл вещь дру¬гого из топазе пего взыскивается наводнив и третий год бык в пользу владельца, а кто украл скот и угнал, то с того взыс¬кивается такой же бык в пользу аула. Кто украл овцу из стада на стоянке, с него взыскивается, такой же бык в пользу владельца. А кто украл вещь стоимостью менее двадцати копеек, с того взыскивается полтинник.
16. Если кто произвел кражу со двора другого дважды, и назначены присягатели, за обе кражи один раз, но они воздерживаются от присяги, то с виновного взыскивается штраф, установленный для двух краж,- два бычка, вошедшие в третий год возраста.
17. До трех дней, после объявления дня урожая, его ишака; не возят, если кто везет — с него взыскивается къали.
18. Кто вспахал поле, до снятия охраны, с него взыскивается къали, началом охраны сенокосных угодий, считается первый день лета.
19. Кладбище охраняется постоянно.
20. Кто сносил сено на кладбище, после назначения охран с того взыскивают пятую часть къали.
21. Кто умышленно пас свой скот на кладбище, с того взи¬мается къали.
22. До назначения охраны, судьи должны проверить места сенокошения. Они имеют право забрать скошенное сено, и кто скосил сено, с того взимается штраф.
23. Кто обмолотил хлеб раньше трех дней ввоза урожая, с того взыскивается мерка. Кто молотит хлеб, тот возит его на место молотьбы в день молотьбы.
24. Если двое поспорили из-за одного предмета, и один наложил на этот предмет руку раньше чем расследовано дело, с того взимается мерка.
25. Если кто испортит вещь другого (безразлично, совершеннолетний или нет) и владелец вещи заявил об этом судьям, то с вредителя взимается пятая часть мерки.
26. После появления кукушки, навоз по дорогам расположенным среди полей аула, возить не разрешается по дорогом среди полей, находящихся в горах — после первого дня лета.
27. С несовершеннолетнего, вошедшего в мечеть, или на кладбище, или же в помещении, где раздается, где раздается милостыня (Садыка), для поминки взимают пятую часть къали.
28. Кто не молотит вакуфное зерно, и кто не подал его по распоряжению судей в мечеть — с него взыскивается къали. Кто не выполнил распоряжение судей, относительно вакуфного и мечетского дела, как-то: чистка и молотьба зерна, печение хлеба и изготовление толокна и подача его в мечеть — с него взыскивается къали ежедневно.
Это положение распространяется также на мечетское по¬жертвование и за завещание умершего.
29. Население аула, согласилось решить вопросы, связанные с токами и мельницами, а также с лесами и упавшими не зарезанными животными и построением согласно адатов (обычаев) и не разрешать такие дела по шариату. Это положение распрост¬раняется также и на навоз.
30. Население аула согласилось послать в мечеть за каж¬дую ночь по 12 къали хлеба из вакуфа, без убавления и при¬бавления.
31. Вакуфу разделяет тот, кто назначен судьями, или ка¬дием, или же старики, выполняют это дело. Кто разделит его без их разрешения, с того взимается штраф в размере одного къали. Этот адат распространяется также на мясо зарезанно¬го для Курбана животного.
32. Кто положил зерно, или обувь, или кожу размягчить в бассейне, где воду пьет скот, с него взыскивается половина къали.
33. Одежда закроенная для жены, остается ей и закроенная для мужчины, оставляется ему, даже том случае, когда ткань, из которой покроена одежда, принадлежала другому из них.
34. Семена посева тоже остаются владельцу поля. Это дело не решается шариатом.
35. Кто пас отару овец над дорогой, находящейся начиная с Кунда до мечети в день пятницы, с него взыскивается штраф в размере мерки и возмещение причиненного убытка.
36. Кто запустил овец и других животных на место, где пасутся овцы и животные другого человека, после требования последнего о недопущении их туда, с него взимается убыток и мерка за штраф.
37. Кто впустил своих животных в скот другого человека. когда этот скот находился на водопое и этим был причинен убыток, с него взыскивают мерку за штраф и возмещение причи¬ненного убытка.
38. Если кто-то просит другого о том, чтобы он не пу¬скал своего коня или быка, или осла, или других животных причинять ущерб, или убыток, а последний не послушается то с него взыскивается штраф в размере убыток, причинений первому и другим.
39. Кто похитил незамужнюю женщину с него взыскивается в пользу близкого родственника этой женщины названную им старую винтовку крымской системы, если таковая найдется у роду похитителя, если де не найдется, то с него взыскивается стоимость названной им в ауле винтовки. С него также взыс¬кивается штраф в размере одного быка стоимостью в восемь рублей. Если похищение произошло с согласия женщины, то с нее взыскивается одна корова; стоимостью в шесть рублей.
40. Если несовершеннолетний, нанес удар палкой или бросил камень в совершеннолетнего, то с первого взыски¬вается штраф в размере одной мерки, в том случае, если по¬терпевший поставил в известность судей об этом.
41. Кто рубил днем дрова из лесного угодия другого, то с него взыскивается пять копеек, а если срубил дрова ночью то пятьдесят копеек. Штраф такого же размера взыскивается и в той случае, если рубка леса подтверждена правилами ада: и владелец поставил в известность судьей.
42. Если венчанная женщина предупредила своего мужа о том, чтобы он забрал ее домой, или же дал ей развод, а муж отказывается, то он должен платить алименты и обеспечить одеждой и обувью ее.
43. Если мать не воспитывает своего ребенка до годовалого возраста после того, как отец обеспечивает установлен двумя справедливыми людьми сумму на воспитание, обеспечив ее алиментами и одеждой, то с нее за каждый день взимается штраф в размере одной мерки.
44. Если со строения одного человека упал камень, или другой предмет на улицу и тем причинил ущерб людям, или животным, то он должен возместить убыток.
45. Кто привязал веревкой чужую лошадь, должен платить владельцу лошади котел стойкостью в три ратала.
3. АДАТЫ СЕЛЕНИЯ ТИДИБ.
Примечание: — Где бы ни било написано в этих записях так:»за ним штраф овцы»,то это значит: «за ним стоимость шести шахиев (30 км). там, где говорится: «за ним котел весом четырех раталов»,нужно понимать четыре рубля.
То, что перечислено здесь, является адатами и традициями, наа которые согласилось общество селения Тиде и которые ходили среди них со времени отцов.
1. Тот, кто украдет из мечети или убьет или ударит кого-либо, несет двойное взыскание.
2. За несовершеннолетним, совершившим кражу, шесть шагьев (30 коп.)
3. За тем, кто украдет из дома бык для хозяина дома.
4. Если кто-либо украдет из сада, у которого нет, дверей то за ним штраф тесть рублей.
5. Если кто-либо украдет колосья с поля, то за ним два рубля.
6. 3а тем у кого обнаружен кинжал, чтобы ударить им кого-либо, два рубля.
7. За тем, кто пустит пулю из ружья, в кого-либо, четыре рубля.
8. Если кто-либо ударит другого посохом или камнем, то за ним штраф восемь рублей.
9. За тем, кто ударит ладонью, штраф рубль.
10. За тем, кто вступился с другим в драку и т.п. восемь рублей.
11. За тем, кто донес из нашего селения в чужие, шесть рублей.
12. Если кто-либо продаст свой участок земли или свой навоз или свое сено иди тому подобное, человеку из другого селения до он будет облагаться каждый день штрафом в размере четырех рублей до тех пор, пока он не вернет проданное.
13. Кто сделает кадф т.е. скажет без доказательства, что такой-то или такая-то совершил прелюбодея¬ние на мужчину или на женщину — за ним четыре рубля.
14. И мутаалим и пастух и приезжий приравниваются к жителям селения, когда пройдут три дня со дня их прихода в наше селение ,за них штраф берется от их гостей и тех, у кого они останавливаются.(К этой статье имеется примечание, в которое как- будто говорится: это относится к тем селениям, которые не являются Гидскими. Если же приезжий является гражданином одного из шести солений. Гид, то он не приравнивается к жителям нашего селения, он будет караться адатом своего селения).
15. Если кто-либо согласится сделать приезжего гражданином нашего селения то за ним штраф четыре рубля.
16. Если кто-либо подерется с урафа или с аванами или другими главарями соления ,то за ним два штрафа т.е. восемь рублей.
17. Если на вызов Урафа кто-либо не явится, безразлично в селение или в другое место, то за ним штраф двадцать ко¬пеек (абасы).
18. 3a тем, кто ударил женщину или наговорил на нее, штраф десять рублен.
19. Если собака нанесла рану кому-либо и эта собака до этого укусила человека, то это считается как (пролитие) крови и с хозяина собаки взимается четыре рубля в пользу раненого.
20. Если раненый собакой или человеком уйдет домой, не показав свою рану главарям, то ему за ранение не полагаете ничего.
21. Если один ранит другого, и раненый ляжет в постель, то ранивший не должен выходить из своего дома до тех пор, пока раненый не выйдет. Если ранивший нарушит и будет выходить из дома, то за каждый день, в которой он вышел, с него берется корова.
22. 3а тем, кто сядет верхом на чужую лошадь без разре¬шения хозяина, бык для хозяина лошади.
23. За тем, кто использует чужого быка в молотьбе, пахоте, — котел весом в четыре ратала.
24. За тем, кто украдет зерно с поля (т.е.по аварски — Туризил) два рубля.
25. 3а тем, кто покосит траву с чужой земли, штраф – овца.
26. За тем, кто насильно покосит траву с чужой земли, котел в четыре ратала.
27. За тем, кто назначит вакилом (уполномоченным) не наследника, а другого из нашего селения или чужого — котел в четыре ратала за каждый день.
28. 3а тем, кто отделится от селения, не исполняя пред¬ложения селения — котел в четыре ратала.
29. За тем, кто совершит поступок, который населением считается некрасивом (неприличным, неудобным), котел.
30. 3а тем, кто оставил молитву или кушал в день рама¬дана — котел.
31. Если кто-либо отделится от чуруи (стадо овец) в тот день, когда оно организуется, а потом пошел на ту гору до истечения сорока дней, то с него за каждый день берется котел в четыре ратала.
32. За тем, кто покрадет из бейта (дома) принадлежность селения, цIар чамчал.
33. 3а тем, кто нанесет рану на лице — два штрафа.
34. За тем, кто использовал чужого осла в своих делах без разрешения хозяина, пять шагиев для хозяина (30 коп.)
35. За тем, кто подоил чужую корову без разрешения хо¬зяина — шаги для хозяин; (5 копеек).
36. Если кто-либо приведет к себе корону, принадлежащую человеку, не из нашего селения для добывания масла, не имея на то согласия от руаса (главарей селения),то за ним за каждый день котел в четыре ратала.
37. 3а тем, кто разрешит чужому сельчанину жить на своей даче (махи),за каждый день котел в четыре ратала.
38. За тем, кто пошлет намеренно свою лошадь или овцу или своих овец на Расула, заповедник, штраф овца.
39. За тем, у кого скот пойдет на это место без вины со своей стороны, сах (зерно) если цто было обнаружено шеритом или расимом.
40. За тем, кто погнал намеренно сбои скот на чужую собственность, котел в четыре ратала. Если же скот пойдет сам то за ним сах, если это увидел шарит или сообщил об этом хозяину (кажется земли).
41. Если кто-либо пошлет свой скот или своих овец на заповедник, после вторичного сообщения со сторона ураф, то за ним котел в четыре ратала, т.е. четыре рубля.
42. Если кто-либо не пойдет выгонять свой скот с чужой земли после того, как ему уже сообщили, то за уз ним котел в четыре ратала».
43. 3а тем, кто отрезал ухо или мясной хвост лошади или у другого животного, такая же лошадь или другая скотина для хозяина, а для селения котел в четыре ратала.
44. За тем, кто отрезал волосяной хвост у чужой лошади бык для хозяина и один рубль для шрафа.
45. 3а тем, кто отрезал хвост чужой коровы – возмещение убытка для хозяина коровы и пять десять копеек для штрафа.
46. За тем, кто пошлет овец на канал -штраф пять шахиев (25 копеек).
47. За тем, кто оставит своих овец в солений сверх трех суток — котел за каждую ночь.
48. За тем, кто оставил свою собаку в селении без при¬вязи сверх трех суток, пять шахиев (25 коп.)
49. За тем, кто держит сучку б селении весом четыре ратала за каждый день.
50. За тем, кто возьмет хирисныдо уборки урожая рукой до жатвы абасы.
51. Если кто-либо заявит, что такое то место (целина) принадлежит ему, и в селении окажутся люди, которые знают, что она не его, что это общественная земля, то земля считается общественной без всяких разговоров.
52. Если шариат или расим увидит чужую скотину в Русули, то от хозяина берется штраф. Если же ее там увидит другое лицо, то хозяин скотины может потребовать от заявляю¬щего об этом присягу вместе с одним человеком.
53. Если чья-либо скотина потравит скошенную чужую траву или снятый урожай, а хозяин скотины отрицает, то он может принять присягу вместе с одним лицом о том, что его скотина не потравила. Если он откажется от присяги, то хозяину сена или урожая полагается столько стоимости, на сколько он присягнет.
4. КНИГИ СЕЛЕНИЯ ЗИУР.
Объяснение адатов Зиуриссел.
1. Если кто-либо убьет человека, с убийцы взимается в пользу убитого саван и бык, а также его убивают в случае поимки.
2. Если кто-либо нанес другому рану, с него в пользу раненого пол-ратала масла, мерку пшеницы и кари (полметра) материи.
3. Если произойдет драка, с зачинателя две мерки и с другого одна мерка.
4. Если кто-либо заступился за своего родственника в драке, с него штраф два рубля.
5. Если кто-либо при драке обнажил кинжал, но не нанес рану, с него штраф один рубль, а если нанес рану, три рубля.
6. Если кто-либо тронет рукой чужую жену и это уста¬новится, с него штраф два быка. Если он отрицает, то он в праве назвать пятнадцать присягателей из своего рода для дачи присяги за ним. Если из соприсягателей не окажется свыше одного, то он должен повторять присягу за каждого отсутствующего соприсягателя.
7. С того, кто украл что-либо из чужого дома, штраф три рубля.
8. С того, кто украл скотину, штраф три рубля.
9. Если кто-либо подерется во владении другого, то с него штраф два рубля, а хозяин владения от штрафа осво¬бождается.
10. Если кто-либо нанес удар исполнителю сельской администрации, с него штраф один бык.
11. Если обвиняемый в краже овцы не сознается, то он в праве назвать двух человек и выбрать одного из них (навер¬ное, для присяги), причем здесь непонятно с какой стороны: обвиняемого или истца.
12. Если кто-либо клевещет на кого-либо, и установится клевета, с него штраф один рубль.
13. Если в мечети происходит драка, то с виновного штраф две мерки (зерна).
14. Если кто-либо оскорбил человека, штраф одна мерка (зерна), безразлично в мечети это произойдет или в другом месте.
15. Если кто-либо войдет тайком в чужое владение с целью украсть корма или что-нибудь другое, с него штраф один рубль.
16. Если скотина задерживается в хлеве в течение трех суток, и, если его хозяин, зная это, не явится за ним из-за гордости, то это не повлечет за собой никаких мер.
17. (Эта статья не ясна, но можно понять так: Если ив другого аула придет человек в наше селение для обвинения нашего односельчанина е кране, то он имеет право назвать только одного человека для обвинения в крахе).
18. Если кто-либо отрезал хвост чужой лошади, то с него в пользу хозяина котел весом е три ратала.
19. Если пастух загнал осла на место, не предназначенное для их пастьба, и осел пал там, то пастух должен возместить ущерб.
20. Если пастух гнал стадо коров на не назначенное для этого места, и там пала корова при отсутствии пастуха, то пастух должен возместить ущерб.
21. Если пастухи быков окажутся четыре человека и там пропадет бык (крадется, или его убьет волк, или по другой при¬чине), то все четыре пастуха вместе возместят его.
22. Если кто-либо ударил камнем быка, и камень попав в глаз и выколол его, то виновный должен возместить половину стоимости бака.
23. Если при краже лошади обвиняемый в краже отрицает, то хозяин имеет право назвать шесть присягателей обвиняемого с тем, чтобы трое из них , по выбору обвиняемого, присягнули в его оправдание.
24. Это положение распространяется на крану корова и домаш¬них вещей.
25. Если кто-либо обработал общественную целину, с него штраф один рубль.
26. Если кто-либо предъявил иск на общественную землю, что она является его собственностью, то он должен выставить двух соприсягателей из неродственных ему людей. В случае невыставления таковых — штраф пять рублей, и земля остается за обществом.
27. Если женщина беременеет от одного или нескольких мужчин, то ее ближайший родственник по отцу имеет право тре¬бовать оправдание только от одного из подозреваемых, не больше.
28. Если она беременеет от одного человека, и она называ¬ет его, то это считается установленным.
29. Если двое или больше мужчин устраивают засаду для драки с кем-либо, то с каждого из них штраф по пять рублей.

Pages: 1 2 3
Рубрика: Дагестан
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.