АГУЭНСКИЕ КАНОНЫ (КАНОНИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВАЧАГАНА, АГВАНСКОГО ЦАРЯ, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СОБОРОМ, БЫВШИМ В АГВАНИИ)
В годы Вачагана, агванского царя, произошли несогласия между мирянами и епископами, священниками, викарными, свободными и простолюдинами. Тогда царь пожелал собрать собор – многочисленное судилище, 13-го числа месяцы Марери .
• Я, Вачаган, агванский царь, Шупхалиша, архиепископ партавский Манасе, епископ Капага, Иунан, епископ Гашуа;
• Анания и Саак, хорепископы Еута; Иосиф, иерей села Каганкайтук; иерей Партава; Тома, иерей царского двора;
• Погос, иерей Гигача; Шмавон, хорепископ города Цри; Матэ, иерей Тарагоча;Абиказ, иерей Беда, Урбат, иерей Айрмануша,иереи: Иовель, Пармиде и Иаков,люди вольные и родоначальники (старшины) Арцаха;Бакур, старшина Каганкатаци, и другие многие, предстали совокупно предо мной, на месте летнего пребывания нашего в Агуэне;
мы постановили так:
1) Иереи сельские дважды в год должны поклониться епископу, и учиниться от него духовному порядку по книгам, и по обыкновению в продолжение года отнести к нему подарок.
2) Когда рукополагают священника или дьякона, то 4-ре драхмы священнику , 2- дьякону, 3 – свободному человеку или царской крови; он должен дать на долю своей души, своей рукой или коня с седлом и уздой или что только может. если он не даст ее при жизни, то семейство его должно дать после его смерти.
3) Плоды от народа – иерею следующим образом: ежегодно 4 меры пшеницы, 6 мер ячменя и 16 горшков сладкого. Бедствующий пусть даст половину хлеба и сколько сможет вина. Но у кого нет пашни или виноградника, с того не брать; кто даст больше чем это, тот делает добро своей душе. Как говорит Павел: «кто сеет щедро, пожнет щедро». У кого есть овцы – одну овцу, три пучка шерсти и один сыр.
4) Каждый вольный или поселянин, или кто другой из мирян в продолжении года должен дать отслужить одну обедню, т. е. совершить память умершего, как он может, чтоб не лишить умершего в части от своих трудов, и дать во имя усопшего в церковь или лошадь, если у него были лошади, или быка, если у него был скот.
5) Иерея монастыря или инока, если он учинит в монастыре соблазн, и если это откроется, должно осрамить и выгнать из места и сына, взять в церковь.
6) Если в монастыре много иереев, а мало общины. а в другом монастыре народу много, а иереев мало; то надо взять народ оттуда, где их больше и передать туда, где иереев больше.
7) Христианина, который ссорится или проливает кровь – привести пред епископом и наказать по законам. Иерей, хранящий большое село, не должен управлять другим селом. Если две деревни находятся близко, пусть будут иметь одного священника. Пусть иерей владеет такой паствой, которой он может руководить.
8) Никто не должен жениться на родственнице; ни жениться на жене брата.
9) Тот, кто оставляет жену без причины и берет другую жену без венца – злодей и человекоубийца; или кто вопрошает волхвов – такого связать и привести к царскому двору, и наказать горькою смертью.
10) Тех, которые оплакивают домохозяина , связать с плакальщиками и привести ко двору царскому и положить наказание. Семейство его отнюдь чтоб не осмелилось проливать слезы.
11) Того, кто ест мертвечину, или мясо в сорокадневный пост, или в воскресенье творит дело и не идет в церковь – того пусть накажет иерей с народом.
12) Кто в среду или в пятницу перед великим постом съест мясо, пусть поститься одну неделю; а если кто другой предстанет пред иереем и свидетельствует, что это не так, старшина села пусть берет быка и даст священнику .
13) Если кто из мирян оклевещет иерея или дьякона, и если признаются, что это так, епископ да судит их и пошлет в пустыню на покаяние. Если же не признаются в истине, и если справедливо и явно, что другие говорят, пусть накажут их согласно каноническим правилам и изгонят из села. Если грех не явен, пусть прикажут священнику служить обедню.
14) Если товарищи обвиняют иерея, будучи честны сами, пусть иерей станет пред алтарем, а доносчики пред народом; пусть снимут его с амвона и изгонят из села. А если ученики были пьяны, и народ знал, что они прежде были в ссоре, то священник пусть отслужит обедню и прогонит народ с проклятиями. Если на них они сознаются, «что мы говорили ложь», пусть наложат покаяние и не выводят из монастыря. Если и после того ученики станут клеветать, их буду судить канонами.
15) Далее, епископы и иереи жаловались царю на вольных людей за то, что они в селе две или три церкви обращают в монастырь; вольные люди также говорили свои условия. Так было угодно царю приказать епископам и дворянам ставить устроенные церкви, а вклады и доходы церкви передать в церковь Всам или главную.
16) Кто из вольных людей получает десятину, пусть половину отдаст в настоящую церковь, а другую половину в свою церковь.
17) По воскресеньям господин и слуга пусть ходят в церковь Всем и в церкви совершают панихиды. Чужестранцы за упокой души должны платить в церковь.
18)Вольные люди в своих поместьях да не посмеют взять или изгнать иерея без епископа. Иереи, когда им угрожает опасность от дворян или народа, да не посмеют уйти без позволения епископа.
19) Если дворянин в своей церкви хочет поставит престол, или хранить мощи, или принести жертву, то должен совершить это с позволения епископа, на сколько его состояние позволяет ему.
20) Кто это совершает с разрешения, тот да будет благословлен, а кто не так творит, пусть удалится из церкви, и после по возможности даст пеню епископу, и смотря по тому, сколько даст он пени – по канонам, пусть будет дано ему благословение.
21)Эти условия сделали епископы, иереи и священники и люди вольные пред царем. Царь с царицей, с сыном, и те, которые находятся во всем соборе да будут благословенны устами нас – епископов, иереев церкви.
К этому предписанию приложили перстни свои:
Царский советник Мир Гарик Хазарапет, Асгапет, Марут, Тиразд, Спракос, Гама-Бакур, Радан, Аршес, Вартан храбрый, владетель Гардмана, Хурс, Бермусан, Хоскен, Пюрок старшина, и все дворяне царя агванского приложили печати под этой грамотой.