АДАТЫ ДАРГИНСКОГО ОКРУГА
Из третьего неопубликованного тома Леонтович «Адаты кавказских горцев»
В Даргинском округе существуют адаты:
1) Общие для всего округа.
2) Частные в каждом из семи обществ, входящих в состав округа.
3) Адаты, установленные на некоторые случаи между жителями Даргинского округа и смежных с ним округов.
Жалобы между жителями двух разных деревень, хотя бы деревни эти принадлежали к одному обществу, разбираются и решаются по общим адатам.
Жалобы между жителями одной деревни, если в обществе, к которому принадлежит эта деревня, существуют соответствующие жалобы частные адаты, разбираются и решаются по частным адатам, и из общих адатов применяются только те, которые в том обществе существуют без изменения.
Жалобы между жителями двух отселков (махи), принадлежащих к одной деревне, разбираются по частным адатам, как и жалобы между односельчанами.
Жалобы между жителями Даргинского округа и смежных округов разбираются и решаются по общим адатам; но в тех случаях, на которые между округами, к каким принадлежат спорящие, установлен особый адат, общие адаты заменяются особо установленными.
А. Общие Адаты.
I. О делах, подлежащих разбору и решению по адатам.
§ 1. В Даргинском округе по адатам разбираются и решаются претензии по следующим предметам:
1) По убийству.
2) По поранению; но удовлетворение за рану и увечье определяется шариатом.
3) По ссорам, дракам и побоям.
4) По увозу женщин.
5) По изнасилованию женщин.
6) По разврату.
7) По воровству.
8) По грабежу.
9) По поджогам.
10) По порчам чужого имущества.
11) По потерям и находкам.
12) По гражданским спорам и искам всякого рода; но сюда не относятся:
а) тяжбы о принадлежности имущества,
б) споры о купле продаже и мене,
в) дела о наследстве и духовных завещаниях.
Дела этих трех категорий разбираются по шариату.
§ 2. Тяжбы относительно принадлежности недвижимого имущества, если они возникли между частным лицом и целым обществом деревни (джамаатами), разбираются по адату.
§ 3. Дела по бракам разбираются по шариату, но если после помолвки брак почему либо не состоится и возникнет спор относительно подарков, сделанных женихом невесте и невестою родственникам жениха, то спор этот разбирается и решается по адату.
II. Адаты относительно предъявления, разбора и удовлетворения претензий по всем делам.
1) Предъявление претензий.
§ 4. Претензии предъявляются или самим обиженным, или ближайшим его родственником.
§ 5. По делам куллов и каравашек (бывших рабов) предъявляют за них претензии, а также отвечают по взведенным на них претензиям владельцы их.
§ 6. Все претензии между куллами и каравашками одного владельца разбираются самим владельцем.
§ 7. Когда бараны находятся на пастьбе в общих стадах, то претензии по всем делам касательно стад предъявляет старший пастух (одноман или холабакун). Он же отвечает за сделанные стадом потравы, а также по всем претензиям по воровству, взводимым на пастухов стада, если только действительно виновный пастух не будет известен.
§ 8. Право предъявлять претензии переходит к наследникам, если умершему следовало удовлетворение и он не потерял почему-либо право на иное, по следующим делам: по убийству родственников, по воровству, грабежу, поджогам, порче имущества, потерям и находкам и по гражданским спорам и искам.
§ 9. Равным образом, по делам, означенным в § 8, за смертью ответчика претензия может быть взведена на наследников и родственников его, но тогда только, если обвинение не умершего заявлено еще при жизни его. По гражданским искам, а также по воровству, когда уворованное найдено, претензии принимаются, хотя бы они были заявлены и по смерти ответчика.
§ 10. Если тот, кто подает претензию, должен ответчику, то обязан сперва уплатить долг, без чего претензия его не разбирается. Исключение допускается только по таким делам, когда кредитор делается кровным врагом своего должника (канлы).
§ 11. До окончательного решения одного дела тяжущиеся не могут взводить друг на друга новых претензий, кроме таких, справедливость которая очевидна и не требует никаких доказательств; но если при первоначальном предъявлении жалобы человек, предъявляющий претензию, объявил претензию на одно лицо по нескольким предметам, то разбор всех претензий допускается и в одно время.
§ 12. Когда тяжущиеся согласились предоставить спор свой разбору по маслаату, то они не могут требовать разбора того же дела по адату, если маслаатное решение уже состоялось.
2) Претензии по подозрениям.
§ 13. По одним подозрениям, без всяких других поводов к обвинению, претензии допускаются: по убийству, воровству поджогу, порчи чужого имущества утайке найденной вещи.
§ 14. Если невинность обвиняемого будет очевидна для разбирающих дело, то претензия по одному подозрению не принимается.
§ 15. Не допускаются претензии по одному подозрению ни по каким делам, кроме убийства:
1) На старшин, кадиев, картов, мангушей, будунов и гаджиев.
2) На лиц давших обет никогда не присягать.
3) На безумных и сумасшедших.
4) Претензии друг на друга лиц, состоявших в супружестве и потом разведенных.
5) Претензии между членами двух семейств, состоящих между собою в кровной вражде.
Примечание. В числе членов семейства считаются все родственники главы семейства первых трех степеней, хотя бы они жили отдельно.
§ 16. Претензии между дальними родственниками двух семейств, состоящих между собой во вражде, а также между дальнейшими родственниками одного из этих семейств и ближайшими членами другого, допускаются по подозрению по всем делам, обозначенным в § 13, но человек, предъявляющий претензию, должен принять присягу хатун-талах (§ 23) с двумя родственниками в том, что он предъявляет обвинение не по вражде.
§ 17. Если кто был прежде обвинен не доказательствами, а только по подозрению в одном из следующий преступлений: воровство, поджог, порча имущества и утайка найденной вещи и потом, до истечения года со времени обвинения, на него будет взведено тем же лицом новое обвинение в одном из означенных преступлений – опять по одному подозрению, или он взведет обвинение, тоже по подозрению, на того, кто прежде обвинил его, – то такие претензии хотя и принимаются, но разбор их отлагается до истечения года со времени прежнего обвинения.
§ 18. Подозрение может быть объявлено в одно время только на одно лицо.
§ 19. Объявивший подозрение на одного, может впоследствии объявить по тому же делу подозрение на другого, но сперва должен потребовать от первого обвиняемого очистительную присягу, без чего претензий на другого, не принимается.
§ 20. Претензия по подозрению по одному и тому же делу может переходить порядком, изложенным в §§ 18 и 19, на семь человек; на восьмого претензия без доказательств уже не принимается.
Присяга.
§ 21. При разборе дел по адату, для дознания справедливости иска, обвинения или подозрения требуется, смотря по обстоятельствам дела, или присяга истца, или очистительная присяга от ответчика, или присяга свидетелей.
Примечание. В некоторых случаях показания этих лиц принимаются без присяги, что объяснено ниже по каждому роду дел.
§ 22. Подающий претензию и ответчик, а в некоторых случаях и свидетели, присягают с своими родственниками.
§ 23. Присяга, смотря по роду дела, требуется: или коронам, или кебином жены (хатун-талах). Если откроется, что присяга хатун-талах присяга ложно, то присягнувший должен развестись с своею женою, и кебин, данный им жене при вступлении в брак, не возвращается ему.
§ 24. Имеющий нескольких жен, присягает кебином одной из жен по своему желанию и должен упомянуть об этом в присяге.
§ 25. Когда тот, кто должен присягнуть хатун-талах, не женат или дал обет никогда не присягать хатун-талах, то присягать Кораном.
а) Присяга претендвтеля и очистительная присяга ответчика.
§ 26. В каких случаях требуется присяга претендателя и в каких случаях очистительная присяга от ответчика, объяснено по каждому роду дела.
§ 27. В таких случаях, когда присяга требуется от претендателя, он, если не пожелает присягать, может потребовать от ответчика очистительную присягу.
§ 28. При разборе дела, возникающих между жителями Кабардинского магала, а также по делам жителей этого магала с жителями других обществ, присяга претендателя допускается только по убийству, грабежу поранению при ограблении, а также по воровству, в случаях означенных в §§ 177, 180, 186 и 191, а в остальных делах всегда требуется очистительная присяга от ответчика.
§ 29. По претензиям, предъявленными лицами, давшими обет никогда не присягать, в тех случаях, когда положено присягу требовать от претендателя, всегда принимается очистительную присягу ответчик.
§ 30) По претензиям на женщин, взводимым по одному подозрению, присяга претендателя допускается только по убийству, по прочим же делам, если подозреваемая не была прежде обвинена в подобном преступлении, присяга претендателя не допускается, а требуется очистительная присяга (§ 35). При этой присяге всегда требуется 6 родственников, хотя бы по роду дела требовалось для присяги и больше родственников.
§ 31. Когда претензия предъявлена по одному подозрению и за смерть ответчика переходить на наследников, то всегда требуется очистительная присяга от наследников. Присяга же претендателя допускается только по подозрению в убийстве.
§ 32. Когда претензия по подозрению взведена была на одного и с него потребована очистительная присяга, то по обвинении подозрения на основании §§ 19 и 20 по тому же делу на других, присяга претендателя уже не допускается, а требуется очистительная присяга от обвиняемых.
§ 33. Но если претендатель при обвинении первого подозрения изъявил готовность сам присягнуть и только по просьбе подозреваемого предоставил ему очистить себя присягою, то по обвинении им подозрения на другого, может и сам принять присягу.
§ 34. Если потребуется очистительная присяга от лиц, давших обет никогда не присягать, то вместо них присягают два ближайших родственника и если присяга требуется хатун-талах, но родственники эти не женаты, то присягают Кораном. Число этих родственников не увеличивается и тогда, если по роду дела от ответчика следовала бы присяга с большим числом родственников.
§ 35. За женщин, малолетних, безумных и сумасшедших, когда они должны принять присягу в качестве претендателей или очистительную присягу по взводимым на них претензиям, вместо них присягает ближайший родственник, а если присяга требуется хатун-талах, то ближайший женатый родственник. За замужних женщин присягает муж.
§ 36. Если в назначенный для присяги день, он или кто из родственников его не может явиться, то претендатель должен объявить от этом и представить уважительную причину. Если же он этого не исполнит, или если кто из родственников его откажется присягнуть, то ответчик может принять очистительную присягу и претендатель теряет всякое право по претензии своей.
§ 37. Когда присяга требуется от ответчика, и он или кто из родственников его в назначенный день не явится и не объявит об этом, как предписано в § 36, а равно если он или родственники откажутся присягнуть, то ответчик обвиняется.
§ 38. Отказ ответчика или родственников его принять очистительную присягу считается полным доказательством его вины, наравне с доказательством свидетелями или собственным сознанием, хотя бы претензия на него была взведена по одному подозрению.

б) присяга свидетелей.
§ 39. Во всех делах, разбираемых по адату, когда нужна присяга свидетелей, если же более одного свидетеля нет, то свидетель этого должен присягнуть с двумя своими родственниками, которые присягают хатун-талах.
§ 40. Свидетели всегда требуются от претендателя или обвиняющего. От ответчика же свидетели требуются тогда только, когда он объявит, что взводимая на него претензия уже удовлетворена им, а также когда иск предъявлен целым обществом на частных лиц. (§§ 248 и 250).
§ 41. Возраст и прочие качества свидетелей определены шариатом. По адату же, сверх того. относительно свидетелей соблюдается правила, в ниже следующих §§ о значения.
§ 42. Свидетели, представляемые претендателем, за исключением означенных в §§ 176, 181 и 182, должны быть жители той деревни или отселков той деревни, к которой принадлежит ответчик.
§ 43. Кунак ответчика может быть представлен в свидетели претендателем, если он одно селец претендателя, но если он житель другой деревни того общества, к которому принадлежит претендатель, или постороннего общества, то он в свидетели не допускается.
§ 44. Кунак претендателя, если он житель той деревни, или отселков той деревни, к которой принадлежит ответчик, может быть представлен в свидетели претендателем.
§ 45. Кунак претендателя или ответчика присягает всегда с двумя родственниками хатун-талах и потому другого свидетеля с ним не требуется.
§ 46. Женщина допускается в свидетели тогда только, если она куначка претендателя или ответчика, но вместо нее присягают два родственника ее, сама же она присягает тогда только, когда потребует этого присягающие за нее родственники.
§ 47. Не допускаются вовсе в свидетели:
1) Давшие обет никогда не присягать.
2) Родственники претендателя, если они имеют участие в разбираемом деле.
3) Куллы и каравашки, пока они состоят в рабстве.
4) Имеющие тяжбу с ответчиком, до окончания тяжбы.
5) Должники ответчика, пока не уплатят долга.
Если лица, означенные в пунктах 4 и 5 предыдущего параграфа, кунаки претендателя, то они допускаются в свидетели наравне с прочими на основании § 44.
§ 48. Состоящие в кровной вражде с ответчиком или же с родственниками его, хотя бы и дальними, а также все родственники лиц, состоящих в кровной вражде с ответчиком, в свидетели не допускаются.
§ 49. Если же ответчик дальний родственник одного из двух семейств, состоящих между собою в кровной вражде, то дальние родственники другого из этих семейств в свидетели принимаются, но должны, кроме свидетельской присяги, присягнуть в том, что они свидетельствуют не по вражде. Присяга в этом случае требуется такая же, как и по претензиям между кровными врагами (§ 16).
Примечание: Относительно степени родства в этом случае наблюдается то же, что и по претензиям по подозрению (§ 15 и 5, примеч.).
§ 50. Если в назначенный для присяги день свидетели не могут явится, то претендатель должен предварительно объявить об этом, в противном же случае теряет всякое право претендовать.
§ 51. Если из представленных свидетелей кто-либо, на основании предыдущих параграфов или по шариату, не может быть допущен к свидетельству или если был допущен в свидетели, но не может дать сведений, нужных для удостоверения в справедливости претензии, то другие свидетели вместо него допускаются только в таком случае, когда претендатель объявил при самом представлении свидетелей, что у него есть еще свидетели. В противном же случае, другие свидетели не принимаются, а требуется очистительная присяга от ответчика и по принятии ответчиком присяги претендатель теряет право иска.
§ 52. То же самое наблюдается, когда свидетель должен был присягнуть с родственниками, но родственники его отказались от присяги.
§ 53. Если обнаружится, что представленные претендателем свидетели подкуплены им, то он теряет всякое право претендовать.
§ 54. Для подтверждения подкупа свидетелей требуется: собственное сознание претендателя или подкупленных свидетелей, или же самые ясные доказательства, не требующие ни чьей присяги.
§ 55. Адаты, изложенные в §§ 42-54 относительно свидетелей претендателя – применяются и к свидетелям ответчика или прикосновенных к делу лиц, когда от них будут потребованы свидетели.
в) Присяга родственников.
§ 56. Число родственников, с которыми требуется присяга тяжущихся или свидетелей, и случаи, когда присяга допускается без родственников, означены по каждому роду дел особо.
§ 57. О числе родственников, требующихся для присяги за лиц, давших обет не присягать, объяснено выше в § 34.
§ 58. Когда за женщину принимает очистительную присягу муж или ближайший ей родственник (§ 35), то с ними по всем делам присягать шесть родственников.
§ 59. К присяге требуются ближайшие родственники присягающего с отцовской стороны мужчины, достигшие 15 лет.
§ 60. Когда присяга должна быть хатун-талах, то требуются ближайшие родственники.
§ 61. Не требуются вовсе к присяге:
1) Родственники, находящиеся за Дерьбентом, за снеговым хребтом Уркхи, за Андийским Койсу и за Сулаком; но если присяга с родственниками требуется от ответчика или его свидетелей и претендатель не согласится, чтобы вместо находящегося далее означенных границ родственника присягнул другой, то должен ожидать возвращения отсутствующего.
2) Переселившиеся на постоянное жительство в другую деревню, хотя бы и своего общества. Переселившиеся в отселки своей деревни призываются наравне с состоящими на лицо.
3) Давшие обет никогда не присягать.
4) Состоящие в кровной вражде с одним из тяжущихся. С свидетелем также не могут присягать родственники его, состоящие с ним в кровной вражде.
5) Те родственники присягающего, которые еще прежде – до начала разбираемого дела, объявили ему при джамаате, что они никогда не будут присягать за него.
§ 62. Когда присяга должна быть хатун-талах, то не требуются к присяге родственники, давшие обет не присягать хатун-талах.
§ 63. Состоящие в тяжбе и ссоре с одним из тяжущихся, от присяги не освобождаются и если они откажутся присягнуть, то должны доказать основательность такого отказа.
§ 64. Для призыва родственников, находящихся в отлучке ближе границ, означенных в пункте § 61, полагается 15 дней.
§ 65. Когда кто из ближайших родственников по одной из причин, изложенных в §§ 61 и 62, не может присягнуть, то вместо него требуется родственник следующий за ним по степени родства; но всегда наблюдается:
1) чтобы число родственников было то, какое требуется адатом,
2) чтобы не были представлены для присяги дальние родственники, когда есть другие, ближе их по степени родства, могущие быть допущенными к присяге.
§ 66. Поэтому присягающий с родственниками принимает другую присягу Кораном в том, что ближе представленных им родственников у него нет таких, которые должны быть представлены к присяге.
§ 67. За нарушение этого правила (§ 65 п. 2), претендателем, он теряет право иска; если же присяга требовалась от ответчика и он скрыл ближайших родственников, то он признается виновным и дело решается в пользу претендателя.
Порядок удовлетворения претензий и платежа взысканий, налагаемых на обвиненных.
§ 68. Если, по решении дела, спорная вещь возвращается тому, кто признан законным ее владельцем, то она должна быть передана в таком виде, в каком была до неправильного за владения ею. За приведение ее в лучший вид или отделку, возвращающий никакого вознаграждения не получает, но те улучшения, которые могут быть отделены от вещи без повреждения ее, могут быть оставлены возвращающим у себя.
§ 69. Если возвращаемая вещь испорчена, то два посторонние лица, знавшие ее прежде, определяют под присягою хатун-талах количество вознаграждения, которое должен получить владелец вещи с неправильно владевшего оною.
§ 70. Когда, при возвращении вещи, на неправильно завладевшего ею налагается еще какое-нибудь взыскание в пользу претендателя, в виде наказания, то за порчу вещи претендатель никакого удовлетворения не получает.
§ 71.Получающий обратно скотину, если во время неправильного владения оною от нее был приплод, может требовать удовлетворения и за приплод, если может представить доказательства, что приплод был и употреблен в свою пользу неправильно владевшим этой скотиною.
§ 72. За пользование спорною вещью с неправильно завладевшего ею взыскание определяется по шариату.
§ 73. Когда по решению предоставляется претендателю взамен у ворованной у него или испорченной вещи полущить другую по выбору, то для этого выбираются у посторонних три вещи, подобные той, взамен которой предоставляется выбор, но лучшего качества; а скотина выбирается одинаковых лет, также лучшая. Одна вещь или скотина берется из того селения, к которому принадлежит обвиненный, а две с других деревень округа. Из этих трех вещей претендатель берет по своему выбору одну.
§ 74. Если хозяин выбранной вещи не согласится уступить ее, то претендатель выбирает другую из этих трех вещей.
§ 75. Если ни один из трех хозяев выбранных вещей не согласится на добровольную уступку, то берется вещь одного из них по жребию и без согласия.
§ 76. Хозяин выбранной вещи получает за оную объявленную им самим цену от обвиняемого.
§ 77. По некоторым данным определено два размера взыскания: большее, когда обвинение доказано свидетелями, сознанием или другими фактами, и меньшее, когда обвинение взведено по одному подозрению. Последняя степень взыскания налагается только тогда, когда претензия взведена была по одному подозрению и подозрение это подтверждено только присягою претендателя. Но если была потребована очистительная присяга с ним родственники не присягнули, то на ответчика налагается взыскание определенное для обвиненных доказательствами, хотя бы претензия первоначально взведена была на него по одному подозрению (§§ 13 и 38).
§ 78. На покрытие падающего на обвиняемого взыскания, если он не может уплатить всего, что присуждено с него решением, мажет быть взято все имущество его жены, за исключением необходимого платья, оружия и пропитания на несколько дней.
§ 79. Имущество жены не обращается на пополнение падающего на мужа взыскания только в таком случае, когда она сама заявила заблаговременно, что муж ее делает непомерные долги или другие обязательства, превышающие его состояние, или когда она первая объявила о сделанном мужем ее преступлении и притом представила несомненные доказательства.
§ 80. Имущество мужа также может быть обращено на пополнение взыскания присуждаемого от жены. Но если взыскание на жену налагается по делу, возникшему до вступления их в брак, то муж своим имуществом не отвечает.
§ 81. Когда на пополнение взыскания имущества обоих супругов окажется недостаточно, то недостающее количество налагается на родственников обвиняемого. Для этого начинаются 40 ближайших родственников обоего пола, по 20-ти со стороны отца и со стороны матери обвиненного.
§ 82. Родственники жены, когда взыскание налагается на мужа, а также родственники мужа, когда взыскание налагается на жену, взысканию не подвергаются.
§ 83. Равным образом не подвергаются взысканию лица, состоящие в супружестве с теми родственниками и родственницами обвиненного, на которых по § 81 налагается взыскание при несостоятельности самого обвиненного.
§ 84. В случаях смерти обвиненного, наложенное взыскание платят наследники из перешедшего к ним имущества умершего. Если же имущества этого окажется недостаточно, то взыскание делается с родственников, как и при несостоятельности.
§ 85. Если несостоятельный впоследствии приобретет имущество, то родственники, платившие за него могут требовать от него возврата всего уплаченного
§ 86. Относительно ответственности родственников в случае несостоятельности или смерти обвиненного в каждом обществе (кроме Акушинского и Усишинского) существует и свой особый адат, поэтому когда за несостоятельного или умершего родственники должны удовлетворить несколько претендателей, между которыми есть односельчане ответчика и жители других деревень или обществ, то первые удовлетворяются по частным адатам своего общества, а последние по адатам, изложенным в предыдущих параграфах.
§ 87. Если по решению присужденного будет кому-либо удовлетворение от мечети, то такие претензии удовлетворяются целым джамаатом.
§ 88. Если взыскание сделано по одному подозрению и впоследствии вина действительно откроется, то он обязан вознаградить неправильно обвиненного за сделанное с него взыскание.
§ 89. Тот, в чью пользу решено дело, никакого удовлетворения за поддержки по делу не получает, кроме определенного за поддержки на отыскание у ворованной скотины в другой деревне рушпета (§ 202 пункт. 3).
III. Адаты по убийству
§ 90. Претензии об удовлетворении за кровь убитого предъявляются ближайшими его родственниками.
§ 91. В убийстве всегда обвиняется только один, а если убитому нанесено несколько ран, то два, но не более, хотя бы число убийц или число нанесенных ран было и более.
§ 92. Если есть посторонние лица, видевшие, что все раны нанесены убитому одним, или если убийца сам это объявил, то обвинение другого не допускается, а обвиняется всегда только один.
§ 93. Когда при совершении убийства не было посторонних лиц и убийца не объявил сам о сделанном им убийстве, то для подтверждения взводимого претендателем обвинений от него требуется присяга Кораном с шестью родственниками.
§ 94. Если убийство совершено несколькими лицами, а также когда оно произошло в драке, нападении и вообще в таком столкновении, где участвовало несколько человек, то претендатель, по его усмотрению, обвиняет из участвовавших одного или двух (§ 91) и обвинение свое подтверждает присягою, как показано в § 93.
§ 95. Если убийца сам сознался в убийстве, то обвинение на другого не допускается, хотя бы претендатель представил свидетелей в том, что убийство совершено не сознающимся, а другим.
§ 96. Умирающий от раны присягает один, Кораном, в том, кем он ранен.
§ 97. Если смертельно раненный указал виновных, но не присягнув умер, то претендующий за кровь может взвести обвинение и присягнуть только на тех, кого обвинил умирающий.
§ 98. Число обвиненных раненым (§§ 96 и 97) должно быть не более того, какое допускается по числу ран вообще.
§ 99. Когда виновные указаны самим раненым, то ни собственное сознание других и никакие доказательства невиновности обвиненных не принимаются и кроме них никто не может быть обвинен.
§ 100. Претензия в убийстве может быть взведена по одному подозрению, но только на одного, хотя бы убитому было нанесено несколько ран (§§ 13-20); присяга принимается претендателем, как показано в § 93.
§ 101. Если почему-либо не может быть допущена присяга претендателя, требующаяся §§ 93,94 и 97, или он не желает сам принять присягу, то требуется очистительная присяга от обвиняемого, с 12-ью родственниками, Кораном.
§ 102. В ниже следующих случаях убийство считается кара:
1) Если кто убит на собственной своей земле.
2) Если кто, отправившись на воровство или с другим каким-либо злым умыслом, будет открыт хозяином и, стараясь скрыться, убьет хозяина.
3) Убийство с целью ограбить убитого.
4) Если кто убьет, хотя и не с целью ограбить, но по совершении убийства, возьмет какую ни будь вещь, принадлежащую убитому.
5) Если кто задержит чужого скотину на своей пашне или покосе, а хозяин скотины будет сопротивляться этому задержанию и убьет задержавшего.
6) Убийство сонного и вообще убийство, совершенное неоткрытым нападением, а таким образом, что убитый не мог защититься от удара.
7) Убийство при нападении из засады.
8) Когда кто будет вызван обманом в безлюдное место и там убить.
9) Когда совершивший убийство будет стараться скрыть преступление.
10) Убийство ночью.
11) Убийство в мечети.
12) Убийство в присутствии кадияи картов при разборе ими жалоб и общественных дел.
13) Всякое убийство на урочищах: Дюз майдан, Чурма-Кака, Ая-Кака, Диква-Дюз, Какбарц, Маква-Цильда, Чартла-Ирца и Уркут )
14) Убийство по подкупу других.
§ 103. Когда убийца не открыт, а обвинение взводится на кого-либо присягою претендателя по подозрению, то обвиненный отвечает, как за убийство кара, на основании предыдущего § п. 9.
§ 104. Но когда претендатель только для указания убийцы из числа участвовавших (§ 94), то обвиненный такою присягою отвечает как за простое убийство, если нет других причин считать убийство за кара.
§ 105. Обвиненный в убийстве считается кровным врагом (баш – канлы) родственников убитого и до примирения подвергается кровному мщению.
§ 106. Вместе с ним считаются мал-канлы шесть ближайших родственников его из совершеннолетних мужчин.
§ 107. Если в убийстве обвинено двое, то мал-канлы считается трое родственников – один убийцы и двое – другого.
§ 108. За убийство взыскивается с баш-канлы:
1) за кровь убитого (алум), наследникам его 7 быков в 4 рубля каждый, 49 кары бязи (1 кара=3/4 аршина) и
2) джамаату того селения, откуда убитый, для примирения двух джамаатов – 1 бык.
§ 109. За убийство кара к алуму прибавляется еще 7 быков в ту же цену, а если убийство произошло при ограблении (§ 102 п.3), то и штрафы тур гакам всего Даргинского округа (бук) – 7 котлов, по 2 рубля каждый.
§ 110. Если баш-канлы два, то с обоих вместе делается взыскание, равное определенному выше за убийство кара, без различия, было ли убийство кара, или нет.
§ 111. За убийство одним нескольких человек, мал-канлы считается тоже число родственников, но взыскание в пользу родственников, определенное в §§ 108 и 109, делается порознь за каждого убитого полностью; штрафы же всегда взыскиваются по числу баш-канлы.
§ 112. За неумышленное убийство взыскивается, как и за умышленное, но если неумышленно нанесена смертельная рана и умирающий от оной простить ранившего, то последний никакому взысканию не подвергается.
§ 113. За убийство по подкупу подкупивший никакому взысканию не подвергается.
§ 114. За убийство беременной женщины, сверх обыкновенного взыскания по адату, определяется взыскание по шариату.
§ 115. За убийство кулла и каравашки дается вознаграждение владельцу и более никакому взысканию виновный не подвергается. За убийство куллом кого-либо взыскание делается с владельца и он же делается канлы родственников убитого. Но если владелец не согласится быть канлы, то должен освободить кулла из крепостной зависимости, и тогда кулл, сделавшись свободным (узденем), признается сам канлы.
§ 116. Если кто застанет свою жену, или родственницу, в прелюбодейной связи с посторонним мужчиною и убьет обоих, то убийца никакому взысканию не подвергается: но если будет убит только мужчина, то убийца подвергается взысканию на общем основании. Если же будет убита женщина, а мужчина, бывший с нею в связи, остался жив, то подвергается взысканию за убийство и делается канлы родственником убитой женщины не убийца, а мужчина, бывший с нею в связи.
§ 117. В ниже следующих случаях убийца не подвергается никакому взысканию:
1) За убийство своего кровного врага (баш-канлы).
2) Если кто совершит убийство, защищаясь от нападения, сделанного из засады.
3) При защите от ограбления.
4) Если кто, отправившись на воровство или с другим злым умыслом, будет застигнут на месте хозяином и хозяин убьет его.
§ 118. Если в общей драке будут убиты, с обеих сторон, то за каждого убитого делается взыскание по адату и избираются канлы, кроме двух случаев:
1. Если двое нанесут друг другу смертельные раны, от которых оба умрут.
2. Если убивший одного будет сам убит родственником убитого им.
§ 119. Право кровного мщения принадлежит всем родственникам убитого.
§ 120. Баш-канлы может быть убит везде при встрече с родственниками убитого им.
§ 121. Ман-канлы хотя и не могут быть убиты, но до примирения должны избегать встречи с родственниками убитого и не имеют права взъезжать в ту деревню, где живут эти родственники
§ 122. Каждый родственник убитого, имеющий надобность быть в той деревне, где живет его баш-канлы, обязан предупредить его об этом.
§ 123. Если же он зайдет в деревню, не предупредив об этом канлы, то джамаат той деревни может задержать его и заставить примириться с канлы
§ 124. В объясненном в предыдущем § случае родственники убитого примеряются с канлы только лично за себя, другие же родственники не теряют права кровного мщения.
§ 125. Если кто из жителей той деревни, где живет канлы будет содействовать убийству его, то он подвергается наказанию определенному за это в каждом обществе.
§ 126. Когда родственники убитого согласятся примириться, то канлы платит им условленную сумму и делает угощения. После этого вражда между ними прекращается.
§ 127. Мал-канлы могут примириться с родственниками убитого, когда сами пожелают, но при примирении каждый из них должен дать этим родственникам одного быка.
§ 128. Если канлы умрет до примирения, то ближайший родственник его обязан заплатить родственникам убитого этим канлы 13 рублей деньгами или вещами.
§ 129. Если же канлы будет убит по кровному мщению родственниками убитого им или хотя посторонними, но будет доказано, что убийство совершено по подкупу кровных мстителей, то определенные в предыдущем параграфе 13 рублей не платятся и кроме того уплаченный от канлы первоначально алум возвращается наследникам его.
Примечание: Штраф джамаату, бук и взыскиваемые с мал-канлы по одному быку в этом случае не возвращаются.
§ 130. Если родственники убитого, желая из кровного мщения убить канлы, нанесут какой ни будь ущерб имуществу его, например, убьют или ранят под ним лошадь и т.п., то без различия будет ли не будет убит при этом канлы они должны вознаградить за убытки канлы, а если он убит, то его родственников.
§ 131. Если по одному убийству бывает два баш-канлы, то смерть или примирение одного из них не освобождает другого от преследования родственников убитого.
§ 132. Если канлы обвинен по одному подозрению и впоследствии откроется действительный убийца, то вместо неправильно обвиненного делается канлы действительный убийца.
IV. Адаты по поранению.
§ 133. Если кому нанесена рана, то раненый, или родственники его, обязаны тотчас же объявить об этом джамаату, без чего впоследствии жалоба не принимается.
§ 134. Взыскание полагается за всякую рану, требующую лечения.
§ 135. Для определения действительно ли нанесена рана, требующая лечения, посылается по одному доверенному от джамаатов, к которым принадлежат ранивший и раненый.
§ 136. Когда при поранении не было посторонних лиц и ранивший не сознается в поранении, то претендатель должен подтвердить взводимое им обвинение присягою Кораном, без родственников.
§ 137. Если поранение сделано в драк, нападении и вообще при участии нескольких лиц, то раненый взводит обвинение на одного из участвовавших в драк, по своему усмотрению и подтверждает обвинение присягою.
§ 138. Если в драк, нападении и пр. одному нанесено несколько ран, то обвинение может быть взведено на стольких из участвовавших, сколько нанесено ран.
§ 139. В случаях, означенных в § 137, хотя бы один из участвовавших сознался, что рана нанесена им, а также когда нанесено несколько ран, хотя бы один из участвовавших объявил, что все раны нанесены им одним, то такие сознания не принимаются. Раненый в первом случае может обвинить того, кого находить действительно виновным, а во втором – взвести обвинение на стольких из участвовавших, сколько ему нанесено ран. Свидетели от сознающихся не принимаются.
§ 140. Если претендатель не может быть допущен к присяге или же сам не пожелает присягнуть, то требуется очистительная присяга от обвиняемого, с 12 родственниками, Кораном.
§ 141. Если поранение сделано в драке, нападении и проч., то, по принятии очистительной присяги от первого обвиненного, претендатель может взвести на другого из участвовавших, но при этом соблюдает правило, изложенное в § 19, как по претензиям по подозрению.
§ 142. За нанесение раны взыскивается с виновного в пользу раненого 3 рубля.
§ 143. Рана лечится на собственный счет раненого.
§ 144. По излечении раны, сверх взыскания по адату, определяется удовлетворение по шариату.
§ 145. Если раненый умер от раны, то с виновного взыскивается как за убийство.
§ 146. За нанесение нескольких ран, если все они нанесены одним, взыскание по адату полагается тоже, что и за одну рану.
§ 147. Если в ранении обвинены несколько лиц, то каждый платит полную сумму.
§ 148. За нанесение ран одним человеком нескольким лицам он платит каждому раненому выше определенную сумму.
§ 149. За неумышленное поранение взыскание делается те же, что и за умышленное.
§ 150. За поранение по подкупу подкупивший не отвечает.
§ 151. За нанесение рану куллу и каравашек удовлетворение определяется по шариату.
§ 152. Если кто застанет жену или родственницу свою в прелюбодейной связи с мужчиной и ранит одного из них или обоих, то никакому взысканию не подвергается.
§ 153. Взыскание за поранение не делается также в случаях, изложенных в § 117.
§ 154. При обоюдном поранении оба могут требовать удовлетворения по шариату.
§ 155. Но если обоюдное ранение произошло при обстоятельствах, изложенных в §§ 116 и 117, то те лица, за убийство коих в этих случаях никакого взыскания не полагается, и за раны не получают удовлетворения, а за нанесенные им ран противной стороне делается с них определенное взыскание.
§ 156. Если при поранении раненый убьет ранившего, то за рану никакого удовлетворения не получает, а за убийство или отвечает на общем основании, или в случаях, означенных в § 155, не подвергается никакой ответственности.
§ 157. Если поранение сделано в драке и ранивший в то же драке убьет кого-нибудь, то за рану получает удовлетворение, а за убийство подвергается ответственности; если же убитый был родственником ранившего, то за рану удовлетворение не делается.
V. Адаты по ссорам, дракам и побоям.
§ 158. За нанесение мужчине побоев, хотя бы остались и знаки, а также за нанесение раны, не требующей лечения (§§ 134 и 135) виновный никакому взысканию не подвергается.
§ 159. За нанесение побоев женщин, если не она первая начала драку, взыскивается в ее пользу один бык.
Примечание: Если от побоев остались знаки или нанесена рана, не требующая лечения, то делается та же взыскание.
§ 160. Если женщина была беременна и последствием побоев был выкидыш, то сверх того дело разбирается по шариату.
§ 161. Если в ссоре кто-либо из ссорящихся сделает выстрел, с намерением убить противника, то с него взыскивается один бык в пользу того, на ком сделан выстрел.
§ 162. Но если он только обнажил оружие или намеревался сделать выстрел, то никакому взысканию не подвергается.
VI. Адаты по увозу женщин.
§ 163. За увоз девицы, вдовы или разведенной с мужем, если она увезена с ее согласия, с увезшего взыскивается: в пользу родственников увезенной 30 рублей, штраф в пользу тургаков всего округа (бык) 7 котлов, по 2 руб. каждый.
За насильственный увоз, вместо 30 руб., взыскивается 50 рублей.
§ 164. За увоз замужней женщины, с ее согласия, с увезшего взыскивается: в пользу мужа 50 руб. и все оставленное имущество ее как движимое, так и недвижимое, поступает в собственность мужа; штраф тот же, как и за увоз девицы, вдовы и разведенной.
Примечание: Относительно увоза замужней женщины насильно адата не существует, так как не было еще такого случая.
§ 165. За содействие к увозу женщины взыскивается определенный выше штраф тургакам (бук) с каждого содействовавшего.
VII. Адаты по изнасилованию женщин.
§ 166. Изнасилованная должна огласить криком сделанное над нею насилие и тогда никаких доказательств более не требуется. Если же она этого не сделает, то жалоба от нее не принимается.
§ 167. Если насилие сделано в безлюдном месте, то потерпевшая должна объявить при входе в деревню.
§ 168. От женщины, известной своим развратным поведением, жалобы об изнасиловании не принимаются.
§ 169. За изнасилование женщины замужней, вдовы и девицы совершеннолетней, и совершеннолетней в пользу ее взыскивается с виновного 30 рублей и штраф джамаату, по его усмотрению.
§ 170. Если же изнасиловавший при этом задержит изнасилованную у себя в даме или в другом месте, то в пользу изнасилованной взыскивается, вместо 30 руб., 50 руб.
§ 171. За неимение изнасиловать, даже за прикосновение к женщине, если она огласит это криком, делается тоже взыскание, как и за изнасилование.
VIII. Адаты по разврату.
§ 172. Обвинение в прелюбодейной связи мужчины с женщиною тогда только допускается, когда есть хотя один очевидец этой связи. В этом случае не требуется более никаких доказательств; но если не было очевидцев, то претензии не принимается.
§ 173. За прелюбодейную связь мужчины и женщины делается тоже взыскание, как за увоз женщины по ее согласию.
§ 174. За мужеложство, соединенное с изнасилованием, если подвергшийся насилию огласил криком сделанное над ним насилие, виновный подвергается взысканию, как за убийство и делается канлы.
Примечание. Случаев, мужеложства по обоюдному согласию не было.
IХ. Адаты по воровству.
§ 175. О сделанном воровстве заявляется тот час же кадию.
§ 176. Если хозяин у ворованной вещи или скотины опознает ее в другом ауле, то представляет того, у кого опознано уворованное, и по распоряжению кадия опознанное оставляется или у кунака опознавшего, или у кого другого. После этого хозяин уворованного представляет к своему кадию двух односельчан своих, знавших уворованное (айнамал-шагат). Кадий, расспросив представленных лиц о приметах, по каким можно узнать уворованную вещь, и о времени пропажи, отправляет их вместе с хозяином к тому кадию, в ведении коего оставлена опознанная вещь, при бумаге (айнамал-кагаз). Вайнамал-кагазе должно быть непременно, объяснено:
1) кто у кого и что именно опознал;
2) кто именно лицо, удостоверяющая принадлежность вещи опознавшему;
3) время пропажи вещи;
4) приметы уворованной вещи, а если это скотина то и лета ее. Кадий того селения, где оставлена опознанная вещь, повторяет против айнамал-кагаза показания представленных лиц, требует от них присягу хатун-талах в том, что они не видели опознанной вещи, ни при опознании, ни прежде с того времени, как она уворована. Потом лица эти указывают опознанную вещь которая для этого помещается между несколькими подобными же вещами, сходными по приметам. Затем вещь передается тому, кто таким образом доказал принадлежность ему оной, а айнамал-кагаз тому, у кого вещь отобрана.
§ 177. Если одно из лиц, представленных для указания вещи, не укажет этой вещи, то опознавший ее и другой, представленный им, односелец присягают хатун-талах, что вещь эта действительно принадлежит опознавшему.
§ 178. Получивший айнамал-кагаз передает его тому, от кого приобретена отобранная вещь, и таким образом айнамал-кагаз переходит из рук в руки между лицами, владевшими уворованною вещью.
§ 179. Кто из получивших айнамал-кагаз не может указать от кого приобрел вещь, тот подвергается взысканию, определенному за воровство.
§ 180. Если получивший айнамал-кагаз укажет, от кого приобретена им вещь, а тот откажется, что вещи этой у него не было и он ее не передавал, то от указывающего требуется присяга хатун-талах с шестью родственниками или свидетели, которые присягают также хатун-талах, в том, что вещь получена им от того, на кого он указывает, и с обвиненного этою присягою или свидетелями делается взыскание за воровство.
§ 181. Если опознана скотина и один из владевших ею может доказать, что она его доморощенная, то должен присягнуть в этом (хатун-талах) с двумя свидетелями, одно сельцами.
§ 182. Если скотина одним из владевших ею приобретена где ни будь в дальних местах, именно дольше соседнего округа, так что разыскать продавца не представится возможности, то в таком случае требуется заверение, также присягою хатун-талах, с двумя свидетелями. Свидетели эти могут быть и из посторонних деревень.
§ 183. В случаях, означенных в §§ 181 и 182, если отобрана другая вещь, а не скотина, то дело разбирается по шариату.
§ 184. Если один из владевших скотиною объявит, что она находилась у него раньше показанного в айнамал кагазе времени пропажи скотины у отобравшего, то дело разбирается по шариату.
§ 185. Во всех случаях, означенных в §§ 181-184, когда неправильность отобрания будет доказана, отобранное возвращается тому, у кого отобрано.
§ 186. Если опознать уворованный баран, то опознавший и пастух его, последний с одним родственником, присягают хатун-талах в том, что баран этот действительно принадлежит опознавшему. Но если опознание сделано не в стаде, то тот у кого баран найден, может после означенной выше присяги присягнуть также, что баран этот его доморощенный, и таким образом опровергнуть присягу опознавшего.
§ 187. Если найдены такие уворованные вещи, о которых посторонние лица не могут подтвердить, что они действительно принадлежат претендующему на них, то обвинение на того, у кого такие вещи найдены, допускается только как по подозрению вообще (§ 13 и след.), т.е. как если бы из уворованного ничего не было найдено.
§ 188. Не допускается ни в каком случае опознание и отобрание, по правилам означенным в §§ 176 и 177, таких вещей, которые не могут иметь особенных примет, например, не скроенная материя, хлеб в зерне и в муке и проч.; на того, у кого найдены такие вещи, допускается только обвинение по подозрению.
§ 189. Если найдены уворованные вещи, но в числе этих вещей есть часть таких, которые могут быть опознаваемы, а другая часть таких, которые по § 188 не опознаются, то принадлежность первых доказывается, как объяснено в §§ 176 и 177, а о последних претензия представляется как по подозрению.
§ 190. Когда уворованная вещь найдена лежащею во дворе, или в другом подобном месте, и хозяин двора объявит, что она подброшена, то двумя посланными от джамаата осматривается, была ли возможность пройти во двор не через ворота, и если найдено будет, что вещь могла быть принесена во двор без ведома хозяина, то претензия допускается только как по подозрению. Если же после осмотра найдено будет, что вещь не могла быть подброшена, а также если замечено будет, что хозяин двора старался ее скрыть, то вещь отбирается, и с хозяина двора делается взыскание, как за воровство, хотя бы найденная вещь принадлежала к таким вещам, о коих говорится в §§ 187 и 188.
§ 191. Если найдены будут у кого в доме мясо, голова, кожа или только часть кожи уворованной скотины, или обломки и обрезки уворованной вещи, и тот, у кого сделано воровство, признает, что это от скотины, или вещи уворованной у него, то должен подтвердить это присягою. Виновным в воровстве признается или хозяин дома, где найдено выше обозначенное, или тот, от кого вещь ему передана, соображаясь с адатами, изложенными в §§ 179, 180 и 190.
§ 192. Кто не допустит дом свой до обыска, а равно, если тот, у кого опознана ворованная вещь, не дозволит исполнить все, что требуется при опознании, тот признается вором наравне с тем, вина коего доказана; но хозяин дома может прежде обыска сам обыскать пришедших для обыска, не принесено ли ими таких вещей, которые могут быть подброшены.
§ 193. Во всех случаях, означенных в §§ 177, 180, 186 и 191, присяга обвиняющего допускается и на тех лиц, на коих по одним подозрениям присяга не допускается, равно и по претензиям с жителями Кабардинского магала (§ 28).
§ 194. Если вместе с найденною вещью были уворованы и другие вещи, принадлежащие тому же самому, или другому лицу, то хозяин уворованных и не найденных вещей, может объявить подозрение в этом воровстве на того, кто обвинен в воровстве найденной вещи, хотя бы прежде на него обвинение по подозрению не допускалось.
§ 195. Если на месте воровства оставлена вором какая ни будь собственная вещь, то хозяин этой вещи признается за вора, и более никаких доказательств не требуется.
Примечание. Для доказательства, что оставленная вещь действительно принадлежит обвиненному, требуется, чтобы принадлежность ему этой вещи подтвердили односельчане его без присяги, без чего претензия может быть взведена только как по подозрению вообще.
§ 196. Если из уворованных вещей ничего не найдено и никаких улик к обвинению нет, то допускается обвинение или свидетелями, которые присягают хатун-талах, или по подозрению.
§ 197. Если обыск сделан только в одном даме и ничего не найдено, то на хозяина этого дома претензия по подозрению не допускается. Если же обыск сделан в нескольких домах, то подозрение допускается и на хозяев этих домов, хотя бы при обыске ничего не было найдено.
§ 198. Когда претензия предъявляется по одному подозрению, то претендатель присягает Кораном, с родственниками. Число родственников при присяге определяется ценностью уворованного; если цена уворованного не превышает стоимости одной лошади, то присягает шесть родственников; при воровстве на большую сумму – двенадцать родственников.
§ 199. Когда потребуется очистительная присяга от обвиняемого, то он присягает Кораном с родственниками, также сообразно цене уворованного (§ 198).
§ 200. Кто был прежде обвинен в воровстве, не по одному только подозрению, а доказательствами, тот, в случае учиненной у него покражи, не может ни на кого присягать по подозрению, а если не может представить свидетелей, то требуется очистительная присяга от подозреваемого.
Примечание. Ограничение это не относится до случаев, изложенных в §§ 177, 180, 186 и 191.
§ 201. Оценка уворованных вещей делается без присяги посторонними, знавшими уворованное. Оценку таких вещей, коих посторонние не могли знать, например, домашняя утварь и проч., делают также два посторонние лица, без присяги, которые, основываясь на показании хозяина, сколько каких вещей уворовано, определяют цену уворованного, а хозяин эту оценку подтверждает присягою, с двумя родственниками, хатун-талах.
§ 202. За воровство определяются следующие взыскания:
1. Когда уворованная вещь найдена, то возвращается, а если уворованная была скотина, то при этом претендателю дается еще одна такая же.
2. Если вещь не возвращается, или когда обвинение сделано по подозрению, то дается подобная уворованной вещи, по выбору претендателя (§ 73).
3. Если уворована скотина и опознана на основании § 176, то сверх определенного в 1 п. взыскания, берется с обвиненного за издержки на отыскание уворованного (рушпет): за каждую. лошадь, буйвола катера – по 2 руб.; за быка и корову (не менее 3-х лет), жеребенка (менее 3-х лет) и ишака – 1 рубль. За прочую скотину и за другие вещи рушпет не платится.
§ 203. Сверх определенного в § 202 удовлетворения потерпевшего, взыскивается штраф определенный в том обществе, к которому принадлежит обвиненный.
§ 204. За воровство из мечети, мельницы, с пашни и гумна, а также хлеба в колосьях штраф взыскивается вдвое.
§ 205. Если вор сознается добровольно в учиненном воровстве, когда на него не падало никакого подозрения, и другой в воровстве этом не был обвинен по подозрению, то кроме возврата уворованного, он никакому взысканию не подвергается.
§ 206. Если хозяин уворованного сам прежде подвергался взысканию за воровство, то, кроме удовлетворения по цене уворованного, он ничего не получает.
§ 207. При обвинении в одном воровстве нескольких человек, штраф берется с каждого, а удовлетворение хозяину делается всеми сообща.
§ 208. За уворованную чужую вещь удовлетворяет хозяина тот, у кого она уворована и потом он же разыскивает вора, и если найден, то получает с него удовлетворение.
§ 209. Если вор пойман на воровстве, то взыскивается с него только один бык в пользу того, кто его поймал.
§ 210. За покушение на воровство, если ничего не уворовано и вор не пойман, никакого взыскания. не делается.
§ 211. За взлом при воровстве взыскания не полагается, но если от взлома делана порча имуществу, то с вора взыскивается соответственно убытку, произошедшему от этой порчи.
§ 212. За сокрытие вора и ворованных вещей взыскание определено в каждом обществе особое.
§ 213. Кто найдет уворованную у него вещь, и, не объявить об этом джамаату, сам получит удовлетворение с вора, тот подвергается взысканию, определенному за это в каждом обществе.
Х. Адаты по грабежу.
§ 214. Для доказательства ограбления претендатель должен принять присягу Кораном с шестью родственниками.
§ 215. Если ограбивший будет при этом ранен, или оставит свою вещь, и одно сельцам его будет известно, что вещь эта действительно принадлежит обвиненному, то никаких доказательств не требуется.
§ 216. Ценность отнятых вещей подтверждается присягою потерпевшего от грабежа, с шестью родственниками, Кораном; но если претендатель принимает присягу для подтверждения обвинения, то в этой же присяге упоминает и о цене ограбленного.
§ 217. Если грабеж произведен человеком неизвестным ограбленному и впоследствии последний найден у кого либо свои вещи, то претензия ведется, как и при опознании уворованных вещей.
§ 218. От обвиненного в грабеже отбираются вещи или взыскивается стоимость оных и штраф, определенный за воровство в том обществе, откуда обвиненный.
§ 219. Если у кого отняты находившиеся у него чужие вещи, то он за вещи эти не отвечает, пока не будет найден виновный.
§ 220. За нападение с целью ограбить, если не сделать грабеж, никакого взыскания не полагается.
ХI. Адаты по поджогам.
§ 221. Для доказательства справедливости претензии по поджогу требуются свидетели; если же свидетелей нет, то присяга претендателя или очистительная присяга обвиняемого, как и по воровству § 197, 198 и 199.
§ 222. Оценка понесенных убытков определяется, как и по воровству § 201.
§ 223. За поджог взыскивается:
1. Когда вина ответчика доказана, в пользу понесшего убытки взыскивается вдвое против цены сгоревшего.
2. Когда ответчик обвинен только по подозрению (§ 77) взыскивается только стоимость сгоревшего.
§ 224. Сверх того в штраф тургакам Даргинскаго округа 7 котлов по 2 руб.; но при обвинении по подозрению штраф не берется.
§ 225. При неумышленном поджоге поджегший возмещает убытки, но штраф не берется.
Примечание: Неумышленным считается поджог когда виновный сам объявит тот час же.
§ 226. Хозяин дома, где произошел пожар, отвечает за сгоревшие в его даме чужие вещи.

ХII. Адаты по порчам чужого имущества.
§ 227. Если порча сделана тайно и виновный не сознается, о доказательства претензии требуются те же, как и по воровству §§ 196, 198 и 199.
§ 228. Оценка порчи делается как и по воровству § 201.
§ 229. С обвиненного в порче чужого имущества взыскивается цена порчи и сверх того устанавливается штраф, установленный в том обществе, к коему принадлежит обвиненный и тургакам всего округа (бук) 7 котлов по 2 рубля.
§ 230. Если умышленная порча сделана в мечети, на мельнице, на гумне или пашне (кроме потравы), то штраф тургакам (бук) взыскивается вдвое.
§ 231. Если кто ранит или иным образом испортит чужую скотину, то испорченная отдается испортившему, а на место ее хозяин получает другую по выбору (§ 73), и штраф, определенный в том обществе, откуда обвиненный. Если же обвинение в порче сделано по одному подозрению (§ 77), то вместо испорченной лошади хозяину дается другая подобная же, но не по выбору; а за порчу другой скотины доплачивается только по цене порчи, и испорченная скотина остается у хозяина. Штраф при обвинении по подозрению не берется.
§ 232. Если кто обрежет хвост или гриву у чужой лошади, то с виновного взыскивается в пользу хозяина один бык и в пользу джамаата штраф не берется; если же при этом повреждена и кожа лошади, то взыскание делается по § 231.
Примечание. Если хвост обрезан у другой скотины, то взыскание делается только тогда, когда порезана кожа.
§ 233. За неумышленную порчу чужого имущества штраф ни в каких случаях не берется.
§ 234. За намерение сделать порчу никакого взыскания не полагается.
§ 235. За порчу нанятой скотины или вещи взятой для пользования за плату, разбор производится по шариату.
§ 236. За потраву посевов, покосов и пастбищ делается тоже взыскание, как и за порчу чужой собственности (§ 229); но штраф тургакам (бук) не взыскивается.

ХIII. Адаты по потерям и находкам.
§ 237. Как потерявший, так и нашедший какую-либо вещь, должен заявить о потере, или находке кадию и картам.
§ 238. Если кем-либо представлена будет найденная вещь и найдется хозяин оной, то для доказательства принадлежности ему этой вещи, он должен объяснить приметы оной и потом от него требуется присяга Кораном.
§ 239. Если потерявший вещи опознает у кого-нибудь оные, или часть их, или же только части одной вещи (§ 191), то дело разбирается, как и по опознанию уворованный вещей.
§ 240. Потерявший вещь может заявить на кого-либо обвинение или подозрение в находке и утайке его вещи, и от заподозренного требуется очистительная присяга с родственниками по цене утерянных вещей (§ 198).
§ 241. Нашедший возвращает вещи хозяину в таком виде и в таком количестве, как найдены и никакой части из найденного не получает.
§ 242. Если нашедший сам объявил о найденных вещах, но хозяин вещей будет претендовать, что вещи утеряны в лучшем виде или в большем количестве против того, как они представлены нашедшим, то от нашедшего требуется очистительная присяга (§ 199) в том, что вещи найдены им в том виде и в таком количестве, как представлены; не принявший присяги обвиняется в утайке или порче вещей.
§ 243. В случаях, означенных в §§ 239, 240 и 242, от потерявшего вещь претензия принимается тогда только, если он заявил о потере вещи.
§ 244. Обвиненный в утайке найденной вещи (§§ 239,240 и 242) подвергается взысканию, как и за воровство; но не считается утайкой, если найдена будет в стаде чужая скотина, приставшая от другого стада.
§ 245. За потерю чужой вещи отвечает потерявший и дело разбирается по шариату.
ХIV. Адаты по гражданским искам и спорам.
§ 246. Для доказательства справедливости претензии по спорам и искам требуются от претендателя свидетели, которые присягают хатун-талах.
§ 247. При неимении свидетелей, от ответчика берется очистительная присяга Кораном с родственниками, число коих определяется ценою иска ( 198).
§ 248. Когда иск предъявлен целым обществом.
Объяснение местных названий
Будун или Мола – духовное лицо. Он читает Коран при собрании мусульман в мечети на молитву. Совершает призывы на молитву в известные часы дня и исполняет прочие требы, установленные религиею.
Бук – штраф, установленный в некоторых случаях и разделяемый между турчаками всех обществ.
Бязь – бумажная материя.
Гаджий – мусульманин, хоть раз в жизни ходивший в Мекку для поклонения гробу Магомета.
Джамаат – общество одной деревни.
Кадий – лицо, управляющее обществом.
Канлы – кровный враг, так называется убийца, в отношении родственников убитого и подвергающийся их преследованию. В некоторых обществах вместе с убийцею становятся канлиями родственники или соучастники убийцы.
Кара – называется убийство, совершенное при таких обстоятельствах, которые усиливают вину преступника.
Каравашка – холопка.
Карты – лица, избираемые обществом для разбора и решения вместе с кадием всех споров и жалоб.
Кары – мера длины, ¾ аршина.
Кул – холоп.
Кунак – два лица из разных деревень, ведущие между собой знакомство и останавливающиеся постоянно друг у друга в доме. Для каждого хозяина считается оскорблением, если приехавший из другой деревни кунак остановится не в его доме, а зайдет на ночлег к другому.
Мангуш – лицо, передающее приказания кадия и распоряжающееся приведением в исполнение приговоров кадия и картов.
Саба – мера емкости для зерна. Саба весит около пуда.
Сах – такая же мера. 4 1/2 сах составляют одну сабу.
Тургаки – лица, ведущие в деревнях порядок в отбывании общественных повинностей и делающие наряд на оные, а также исполняющие все полицейские обязанности.
Тусевы – так называются присягающие вместе со свидетелем или родственники его, когда родственники эти должны дать присягу не по степени родства, а по выбору противной спорящей стороны.
Хатун-Таллах – особой формы присяга, которую принимают только женатые мужчины. Если окажется, что присяга принята ложно, то присягавший должен развестись со своей женой.