СБОРНИК АДАТОВ ЖИТЕЛЕЙ КУМЫКСКОГО ОКРУГА
Из третьего неопубликованного тома Леонтович «Адаты кавказских горцев»
Вступление
Население этого округа состоит из двух племен: Кумыкского и Ногайского, а также из пришельцев из Чечни и Дагестана. Все они подчиняются одному адату, и только Ногайцы имеют некоторые особенности, но они не имеют применения при разбирательстве в суде.
Кумыки придают большое значение соблюдению адатного порядка. От этого часто случается, что дела не сложные разбираются дольше, чем сложные. Местное судопроизводство основано на двух способах: шариате и адатном способе. Часто многие дела, подлежащие шариату, разбираются в суде, если имеются свидетели, но постановления шариата из виду не упускаются. Дело передается в шариат, когда суд затрудняется вынести приговор.
При разбирательстве адатным судом для разъяснения дела употребляются свидетели, или доказчики. В случае их отсутствия назначаются тусевы, число которых определяется адатом для каждого рода преступлений – особо.
Тусевы — это как бы заочные свидетели. Их роль состоит в том, чтобы присягою обвинить или оправдать ответчика. Обвиняемый имеет право устранить назначенных ему тусевов, представив уважительные причины.
Если один из числа тусевов обвиняет обвиняемого, хотя бы другие оправдывают его, вина считается доказанной.
Не могут быть назначены в тусевы: князья, муллы, кадии, женщины, и тот, кто имеет свидетельство от кадия или муллы о том, что присягнул раз и навсегда не присягать, ни другим не давать присяги.
Истец имеет право назначить меньшее, чем положено число тусевов, или даже дать присягу самому ответчику, если к этому нет препятствий.
Ответчик должен доставить тусевов в суд. Когда виновный не известен, суд нанимает доказчика (айгака), который разыскивает виновного. Если последний будет найден, он платит айгаку деньги за доказательство в количестве, определенном для каждого рода разыскиваемого. Доказчик бывает явный и тайный (о них уже говорилось выше).
Если обе стороны выставляют свидетелей, то последние приводятся к присяге. В таких случаях проигрывает та сторона, свидетели которой отказались принять присягу, или который выставит хоть одним свидетелем меньше. При равном числе свидетелей, принявших присягу, дело заканчивается маслагатом (полюбовно). Нередко дела решаются медиаторским судом (через посредников).
По составлении маслагатного решения никакая из сторон не имеет права заявлять неудовольствие и они должны исполнить все, что было сделано маслагатом. Маслагатное решение не принимается на апелляцию ни адатом, ни шариатом.
По адату решаются следующие дела:
1. Убийство.
2. Ранение.
3. Грабеж.
4. Воровство.
5. Поджог.
6. Прелюбодеяние.
7. Блуд.
8. Бесчестие.
9. Изнасилование.
10. Растление.
11. Увоз девушки.
12. Сватовство.
13. Побои.
14. Ложная присяга.
15. Долги.
16. Убийство чужой скотины.
17. Исковые и тяжебные дела.
18. Порабощение.
19. Раздел наследуемого имущества.
1. Убийство
Убийца не подвергается мщению в следующих случаях: за нанесение бесчестия женщине родственник ее может убить виновного, отец может убить сына или дочь, муж – неверную жену, захватив ее на месте преступления. В случае убийства брата братом, дело остается в семье и убийца стает канлы только перед отцом и другими родными братьями.
Во всех же других случаях адат требует мщения за пролитую кровь.
Убийство женщины считается самым постыдным поступком и за него полагается двойное канлы (т.е. канлы становится убийца и его ближайший родственник). Если убийца по совершении убийства взял что-нибудь принадлежащее убитому, – тоже двойное канлы.
Обязанность кровного мщения лежит на ближайшем родственнике или друге, если таких нет, то на знакомом. Считается бесчестием, если кто уклоняется от этой обязанности или исполняет ее без настойчивости. Первенство по кровному мщению дается родственникам по мужской линии.
Кровное мщение не могло не обратить на себя внимание русской власти, и она нашла необходимым запретить безнаказанное убийство канлы или его родственников, и вместо этого ввела правило ссылать всякого убийцу административным способом в Сибирь.
Для прекращения вражды крови, по адату делается примирение, и в некоторых случаях с разрешения начальника Терской области родственники убийцы должны заплатить родственникам убитого требуемую ими сумму. В случае нищеты убийца ссылается в арестантские роты или в Сибирь административным порядком.
Самое незначительное нарушение порядка, установленного адатом при примирении, хотя бы и сделано было это без всякого умысла, неуважение к адату замедляет примирение, или делает вовсе невозможным. Убийца должен скрыться с места, где совершено преступление, пока родственники убитого не согласятся на примирение. Если они согласны, то родственники убийцы платят «Алым», после принятия которого только один убийца подвергается мести. Величина алыма зависит от числа родственников.
Если кто-либо после примирения убьет родственника убийцы, тогда зачитывается кровь за кровь и вражда прекращается. Если это случится после принятия алыма, то алым возвращается, дом же виновного в нарушении порядка алыма сжигается, сам же виновный изгоняется из общества.
После примирения, убийца должен получить прощение у родственников убитого, через посредничество князя, муллы и старейшин. Получив прощение, убийца должен сделать следующую честь: приглашает родственников убитого в свой дом, где уже приготовлены сто рублей, оседланная и ружье. Когда все соберутся убийца с отросшими волосами, без шапки обязан обойти всех, кланяясь и прося прощения у каждого, а потом уже обходить с угощением. На другой день делается за счет виновного полный обед. Этим оканчивается вражда и обе стороны делаются между собою кровными родственниками. При убийстве в драке двух лиц с разных фамилий, кровь одного зачитывается за кровь другого. При убийстве двух лиц с одной стороны, выходят в канлы двое: виновный и его ближайший родственник.
Если убийца неизвестен, то делается следующее: подозреваемому назначают тусевов, которые присягою могут оправдать или обвинить его.
Если в убийстве, совершенном в драке, подозреваются трое или больше, то ближайший родственник убитого выбирает в канлы одного из них, и если он покажет на другого, ему адатом дается право выбрать им по 12 тусевов. В случае, если они оправдаются, он остается виновным.
Если женщину убила женщина, то она отвечает так же, как мужчина. Размеры платы за кровь убитого не определены и зависят от желания обиженною сторон, доходя иногда до значительной цифры.
2.Ранение
При всяком ранении исполняется тот же порядок, что и при убийстве.
Для достижения примирения старейшины берут с собой 1 ½ фунта меду, 2 фунта масла, одну сабу пшеничной муки и холста.
Если раненый прощает, то виновный является к нему и ухаживает за ним во время лечения, и делает ему честь угощением.
Если виновный по званию ниже раненого, то несет угощение в его дом, если выше – приглашает к себе.
Для лечения раненого виновный находит и оплачивает лекаря.
Затем, через год, считая со дня ранения, он выплачивает плату, соразмерную ране и определенную туземными докторами.
Если раненый умирает, то, если виновный прощен им и за рану, и за смерть, последний не несет ответственности.
Плата за рану с увечьем налагается от 10 до 100 рублей серебром.
За изувеченные глаза платят 100 руб. за каждый и столько же за руки и за ноги. За мизинец платится 10 рублей серебром и т.д., добавляя до большого пальца по 10 руб. на каждый.
Для открытия виновных поступают, как и при убийстве.
3. Грабеж
Виновный должен возвратить награбленное или его стоимость, а затем должен оказать такую же честь как при убийстве, за исключением 100 руб. Сверх того он наказывается административной властью. Для открытия виновного употребляется доказчик или, если его нет, – 12 тусевов.
4. Воровство
27 сентября 1862 года состоялся общественный приговор, по которому за воровство определялось следующее:
1. Брался штраф 50 руб. и виновный ссылался на 1 год в Георгиевск на крепостные работы.
2. За второе воровство – кроме двойной платы – штраф в 50 рублей и на 5 лет в Россию.
3. Если снова ворует – то отправляется в Россию навсегда.
И в настоящее время всякий обличенный ссылается на 3 года и более в Арестантские роты.
Для открытия виновного употребляется доказчик за определенную плату, по присяге которого подозреваемый обвиняется.
Плата доказчику дается по стоимости украденного, и взыскивается с виновного. Если доказчика нет, то назначаются тусевы в количестве, зависящем от рода преступления.
За воровство скота у одного хозяина назначается 2 тусева, у разных – по 2 тусева от каждого.
Подозреваемому в воровстве из сакли назначается 6 тусевов из-за мысли о бесчестии.
Если нет тусевов и доказчика, истец может присягать сам или отдать присягу обвиняемому либо 2-м родственникам обвиняемого.
5. Поджог
За умышленный поджог среди заселенных мест, назначается 6 тусевов, если поджог был сделан в степи, то за сожженное назначается: не более 10 руб. – 1 тусев, а 2 тусева, если сожжено более чем на 10 руб.
За поджог нечаянный, дело подлежит разбирательству по Шариату.
Для открытия виновного поступают так же, как при воровстве.
Плата доказчику не определена, но можно давать по стоимости сгоревшего.
Виновный, кроме всего сказанного, ссылается в арестантскую роту.
6. Прелюбодеяние
Если муж или его ближайший родственник застанет жену в момент связи со сторонним мужчиною, то имеет право убить обоих, не подвергаясь мщению.
Для открытия виновного назначаются: доказчик, либо свидетели, либо 12 тесевов. Уличенный должен скрываться как канлы, а при примирении делает кровную честь. Иногда, по желанию истца, платит 100 руб. серебром. Родственники уличенной женщины платят мужу кровную честь.
7. Блуд
За блуд мужчины с девушкою или вдовою полагается: жениться на той женщине, с которой имел связь. После брака виновный может развестись с нею, но в таком случае должен отдать ей полный «Гибенчак», если после брака имел с ней сношение и половину, если не имел. В обоих случаях виновный делает кровную честь.
Если виновный не признается в связи, то назначается ему 6 тусевов или 12 (если у девушки есть жених).
Виновный в связи с чужою невестою делает честь и жениху, который имеет право отказаться от нее. Тогда с виновным поступают, как описано выше.
Если от связи родится дитя, то оно отдается на попечение мужчины.
В случае связи с родственницами, на которых нельзя жениться виновный посылается на Шариат.
Если родственница – дальняя: поступают как при связи не с родственницами.
Для открытия виновного в любовной связи допускаются доказчик и свидетели.
8. Бесчестие
У кумыков бесчестием считается: всякое прикосновение к женщине; если кто вбежит в чужой двор, преследуя спасающегося; отрезание хвоста у чужой лошади и убиение чужой собаки.
При этих случаях полагаются следующие наказания:
Обесчестивший девушку делает честь ее родственникам. Она выражается только в угощении. Подозреваемый выявляется как в случае с прелюбодеянием.
Если кто зайдет в чужой двор, преследуя спасающегося, виновный со старейшинами просит прощения у хозяина. Вина признается свидетелями или 6 тусевами.
За отрезание хвоста у лошади, виновный должен вернуть хозяину ее стоимость, т.к. лошадь без хвоста у кумык теряет цену. Не сознающемуся назначается 2 тусева.
Виновный в убиении чужой собаки делает обиженному обыкновенную честь. Подозреваемому в этом дается присяга; ни тусевы, ни доказчик ни даже свидетели не принимаются.
9. Изнасилование женщины
Если женщина замужняя, то поступают как с убийцею. Разбирательство проводится как при прелюбодеянии. За изнасилование девочки или вдовы, виновный подвергается удовлетворению, определенному обычаем за блуд.
10. Растление
За растление девушки, не достигшей совершеннолетия, виновный обязан ждать совершеннолетия, а потом жениться на ней. После брака имеет право развестись с нею, отдав ей Гебенчак.
По совершению же преступления делает родственникам кровную честь.
Если же девушка от растления умрет, виновный делается канлы и подвергается наказанию по усмотрению начальства.
11. Увоз девушки или вдовы
Виновный делает кровную честь за исключением денег ее родным.
Если девушка не желает выйти замуж за увезшего ее, а родственники докажут, что она имела с ним связь, виновный платит увезенной полный гебенгак.
Если увезенная желает выйти замуж за увезшего ее, то последний платит Аигат и Калым – девушке полные, а вдове – половину и назначает Гебенгак из тех же расчетов.
Размер Гебенгака определяется происхождением. У князя – 700 руб., а у остальных не меньше 100 руб.
За увоз замужней виновный делает кровную честь мужу, и если последний пожелает развестись с ней, то имеет право не давать Гебенчак и отобрать даже все подарки.
12. Сватовство
Желая посвататься, мужчина объявляет свое намерение старейшинам и те идут и заключают условия Гебенгака, передавая подарки и угощение родным девушки. Те, в свою очередь, угощают старейшин.
Если одна из засватанных сторон хочет уничтожить это сватовство, а другая сторона не желает, то спор этот решается по адату следующим образом:
 если жених отказался от невесты, то все его подарки остаются в пользу последней, и кроме того выплачиваются все расходы, понесенные родными девушки.
 если же отказывают жениху родственники девушки, то возвращают ему все подарки, сделанные им.
Жених имеет право требовать от невесты личного отказа, не доверяя родственникам, и если невеста согласна, родственники не имеют права препятствовать ей.
Если жених откажется от невесты после нанесения ей бесчестия, то должен прежде жениться на ней, а потом разводиться, уплачивая Гебенгак.
На Гебенгак обыкновенно делается расписка, которая отдается жене или ее родственникам.
13. Побои
Рана, нанесенная при побоях, излечивается за счет виновного.
По излечении обиженному делается честь, как и при ранении. За нанесение побоев без раны виновный делает честь. А за смерть при побоях, виновный выходит в канлы.
14. Ложная присяга
Если ответчик докажет, что кто-либо из свидетелей, доказчиков или тусевов ложно присягал, то их показания уничтожаются и они отстраняются от присяги. Для доказательства ответчик должен представить хотя бы одного свидетеля. Уличенный в ложной присяге ссылается на один день в Георгиевск. В настоящее время принято, чтобы имя лжеприсяжника оглашалось в мечетях во всеуслышание народа, и вносились в списки, хранившиеся при мечетях.
15. Долги
Дела о долгах принадлежат ведению шариата, но если есть расписки, подлинность которых несомненна, то они разбираются адатным судом, при чем требуются письменные обязательства или доказательства.
16. Убийство чужой скотины
Приговором Андреевского общества положено:
За убийство чужой скотины при нанесении ею вреда, с виновного помимо стоимости зарезанной штуки, взыскивается еще штраф – 3 руб. серебром.
17. Исковые и тяжебные дела
Дела этого рода подлежат Шариату, но прежде рассматриваются судом. При этом принимается во внимание, подходит ли это дело к постановлению о 10-летней давности. Для Шариата давности не существует.
Если дело не сложное и может быть решено при помощи показаний свидетелей или на основе письменных доказательств, то оно разбирается судом, – в противном случае – передается Кадию на Шариат.

18. Порабощение
Порабощение, или неправильно запроданное лицо свободного происхождения, по доказательству им такового, выкупается и возвращается на прежнее место жительства за счет виновного; кроме того ему делается кровная честь , состоящая из угощения и лошади с седлом.
19. О разделе имущества, переходящего по наследству
Князья и уздени 1-й степени при разделе имущества руководствуются постановлениями Шариата.
Между ними существует следующий обычай:
1. Каждый из них при жизни своей может распорядиться имуществом по своему желанию. Наследники не имеют права распростирать свои иски.
2. Если имение не будет передано кому-либо при жизни или завещано, то после смерти переходит к прямым наследникам мужского пола, которые разделяют его между собой на равные части.
3. В случае неимения таких наследников, все имущество поступает к ближайшим родственникам умершего мужского пола. При этом близость родства определяется Шариатом. Женский пол от наследования устраняется, но им назначается по маслагату часть движимого имущества.
4. Движимое и недвижимое имение, поступившее узденям через дары от князей, в случае неимения наследников мужского пола у тех узденей, переходит их наследникам женского пола, если дар потомственный, и возвращается князьям, если дар пожизненный.
Сборник этих адатов составлен, частью из показаний депутатов Окружного суда и сведущих по сему стариков, и верен настолько, насколько бывают верны все изустные старинные предания среди неразвитого народа.
Более современные адаты освещены мыслью более осмысленною и человечною.
Можно за тем думать, что уже не слишком далеко то время, когда население кумыкской плоскости, отказавшись от своих адатов, охотно подчинится общим законам империи.

Объяснение местных названий
Будун или Мола – духовное лицо. Он читает Коран при собрании мусульман в мечети на молитву. Совершает призывы на молитву в известные часы дня и исполняет прочие требы, установленные религиею.
Бук – штраф, установленный в некоторых случаях и разделяемый между турчаками всех обществ.
Бязь – бумажная материя.
Гаджий – мусульманин, хоть раз в жизни ходивший в Мекку для поклонения гробу Магомета.
Джамаат – общество одной деревни.
Кадий – лицо, управляющее обществом.
Канлы – кровный враг, так называется убийца, в отношении родственников убитого и подвергающийся их преследованию. В некоторых обществах вместе с убийцею становятся канлиями родственники или соучастники убийцы.
Кара – называется убийство, совершенное при таких обстоятельствах, которые усиливают вину преступника.
Каравашка – холопка.
Карты – лица, избираемые обществом для разбора и решения вместе с кадием всех споров и жалоб.
Кары – мера длины, ¾ аршина.
Кул – холоп.
Кунак – два лица из разных деревень, ведущие между собой знакомство и останавливающиеся постоянно друг у друга в доме. Для каждого хозяина считается оскорблением, если приехавший из другой деревни кунак остановится не в его доме, а зайдет на ночлег к другому.
Мангуш – лицо, передающее приказания кадия и распоряжающееся приведением в исполнение приговоров кадия и картов.
Саба – мера емкости для зерна. Саба весит около пуда.
Сах – такая же мера. 4 1/2 сах составляют одну сабу.
Тургаки – лица, ведущие в деревнях порядок в отбывании общественных повинностей и делающие наряд на оные, а также исполняющие все полицейские обязанности.
Тусевы – так называются присягающие вместе со свидетелем или родственники его, когда родственники эти должны дать присягу не по степени родства, а по выбору противной спорящей стороны.
Хатун-Таллах – особой формы присяга, которую принимают только женатые мужчины. Если окажется, что присяга принята ложно, то присягавший должен развестись со своей женой.