СБОРНИК АДАТОВ, СУЩЕСТВУЮЩИХ В КАЙТАГО-ТАБАСАРАНСКОМ ОКРУГЕ.
Из третьего неопубликованного тома Леонтович «Адаты кавказских горцев»
I. АДАТЫ В СЕВЕРНОЙ ТАБАСАРАНИИ
Глава I. По убийствам
1. Если кто убьет кого-либо, то во время оплакивания старейшины назначают 3-х канлиев: убийцу и двух ближайших родственников. Через несколько дней эти старшины штрафуют убийцу на 6 штук рогатого скота, и при этом освобождается от кровного мщения один из трех.
2. По истечении 40 дней канлий-родственник может просить прощения у родственников убитого и если примирение состоится, то платит от 50 до 100 руб. и затем читает им молитву «фата». После этого он освобождается от преследования, а убийца остается канлием до примирения или убийства. Если он умрет своей смертью до убийства, вражда не прекращается, а канлием становится ближайший родственник убийцы.
3. Если убит член слабого тухума, а убийца – человек зажиточный, то он платит за кровь 600 руб.
4. Если убит член сильного тухума человеком зажиточным, но слабого тухума, то он обязан, взяв за руки своих детей и жену, выйти из дома, оставив дом со всей домашней утварью родственникам убитого им. Кроме того, он должен дать присягу, что у него, кроме оставленного имущества, больше нет ничего. Если он не делает этого, то преследуется до самой смерти.
5. Если у убийцы нет столько имущества, чтобы удовлетворить родственников убитого, он остается канлием до самой смерти.
6. Если кто-либо не признается в убийстве, то должен очистить себя 40 человеками. Если очистится, то за кровь они платят сообща, если нет – то он один. Если убитый успел перед смертью назвать убийцу, то он становится канлием и с ним поступают, как сказано выше.
7. Если в драке убиты оба, то это учитывается, как кровь за кровь.
8. Если отец убьет сына или дочь, то от кровного мщения избавляется, но платит штраф обществу – 6 быков.
9. Если это сделает женщина, то она и ее родственники должны удовлетворить мужа ее и заплатить штраф, как в п.4.
10. Если муж убьет жену, должен удовлетворить родственников ее и заплатить вышеуказанный штраф.
11. Если сын убьет отца, то лишается наследства, и должен заплатить за кровь или братьям, или родственникам отца. Также вышеуказанный штраф.
12. Если жена убьет мужа, то поступает как в п.6.
13. Если кто убьет жену и любовника ее, за это не отвечает.
14. Если убьет только любовника, то должен удовлетворить его родственников и заплатить штраф, как в п.6.
15. Если убьет жену, а любовник скроется, то должен преследовать его до конца жизни.
16. Сумасшедшие и несовершеннолетние от платы за кровь не избавляются.
17. Если больной умер при операции, врач за кровь не отвечает.
18. Кроме убийств по 1, 2, 3 пунктам канлиев не назначается.
Глава II. О поранении
1. Виновный должен пригласить врача (далараха) и содержать его и раненого.
2. Если раненый умрет, то виновный должен удовлетворить врача. Но сам становится канлием, и с ним поступают, как с убийцей.
3. Если раненый вылечится, то врач определяет степень раны и назначает сумму, из которой получает 1/3 часть.
4. Если раненый лишиться какого-либо члена, то получает удовлетворение за кровь.
5. Если кто не признается в содеянном, а раненый указывает на него, то тот должен очиститься: если рана незначительная – то с 6-ью человеками, а если значительная, то с 12. В противном случае он обязан удовлетворить раненого, как указано в 3 части.
6. Если из нескольких лиц кто-то ранен и виновный не сознается, то все обязаны очистить себя присягой. Если очистятся все, то удовлетворяют истца вместе, а если кто не очистится, то он один.
7. Если раненый вылечится, примет удовлетворение и умрет, а родственники предъявляют претензии к виновному, то их претензии не принимаются.
8. Если кто ранит беременную, от чего она выбросит плод, тот обязан удовлетворить ее как за увечье, так и за плод.
9. Если чья собака укусит кого-либо и хозяин ее будет (удовлетворен) предупрежден, то во второй раз, если это случится, он платит за рану.
10. Если сумасшедший или несовершеннолетний нанес рану, отвечает наравне с остальными.
11. За неумышленную рану отвечают как за умышленную, если того пожелают родственники раненого.
Глава III. О прелюбодеянии и похищении женщины
1. Если кто увезет девицу, то обязан склонить ее родственников к примирению. Если отец ее жив, то без его разрешения примирение не состоится, если отца нет в живых, то нужно согласие остальных родственников. За примирение увезший должен заплатить 600 рублей. Если при похищении девицы родственники ее догоняют и убивают его, то за убийство не отвечают.
2. Если девица просватанная, то ее родственники обязаны возвратить жениху все подарки и ему предоставляется право преследовать похитителя, как канлия.
3. Если кто увезет вдову, то с него берется 3 штуки рогатого скота и по ее желанию совершается примирение.
4. За похищение чужой жены, вор преследуется мужем и ее родственниками. Если муж догонит их, то за убийство с него не взыскивается. Если убьет кого-либо одного, то:
— если жену, то обязан преследовать виновного, как канлия до конца жизни;
— если его, то взяв жену назад в дом, отвечает за кровь. Если не взял, то не отвечает.
5. Если кто лишит невинности девушку, то от того требуют очистительной присяги со 100 человеками. Если не в состоянии будет очиститься и отец убьет дочь свою, то виновный платит штраф – 6 штук рогатого скота и делается канлием для отца девушки. А если отец не убьет дочь свою, то виновный кроме штрафа, платит ему 60 рублей.
6. Виновный не может жениться на девушке, им обиженной, против желания ее отца. Но если отец желает этого, то независимо от желания виновного совершается кебин (примирение).
7. За изнасилование вдовы – штраф в 3 штуки рогатого скота.
8. Если изнасилована женщина замужняя, то муж ее требует присяги виновного с 40 лицами. Если тот не очистится, то становится канлием, если муж убьет жену свою. В противном случае виновный платит штраф и 60 руб. – мужу.
Глава IV. О воровстве
1. Если виновный сознается, то удовлетворяет обиженного стоимостью украденного.
2. Если виновный не известен, то при раскрытии его он удовлетворяет обиженного стоимостью украденного и оплачивает издержки, затраченные на его поимку. Если вор не сознается, то должен очистить себя присягой с 3 лицами. Если очищается, то освобождается от взыскания.
3. Если в воровстве чьего-либо имущества обвиняется покойник, то доказывающий должен подтвердить это присягой с двумя лицами на могиле того лица. Если присяга принята, то взыскание падает на его имение.
4. Если в воровстве уличается житель другой деревни, то свидетель обязан за три дня дать знать ему, чтобы он вышел на место разбора дела. Когда выходят на это место, вновь дают ему знать, а если он не явится к полдню, то ждут до сумерек. Если не явится, то обиженный и свидетели, принявши присягу с 6 лицами своих родственников, возвращаются к себе, а неявившийся признается вором и обязан удовлетворить их.
5. Если у кого-нибудь остановится кунак, и в том месте у него похитят лошадь, то вора ищут обиженный и хозяин двора. Если кунак подозревает в краже хозяина, последний должен очиститься по 2 ст. этой главы.
При воровстве вещей и другого имущества вор разыскивается, и доказывается, и платит, как и при воровстве скота.
Глава V. О поджогах
1. Если кто совершил поджог, тот возмещает пострадавшему, и платит штраф 6 штук рогатого скота или его цену.
2. Если виновный не известен, а подозревается и не сознается, то ему дается присяга с 40 человеками. Не выполнивший присягу удовлетворяет обиженного и платит штраф.
3. За поджог дома, деревьев около дома взыскивается по стоимости, но если вдруг сожжены люди, то взыскивается как за кровь и штраф, как за убийство.
Глава VI. О долгах
1. Если кто должен кому деньги или что-нибудь из имущества и отказывается уплатить, требуется 2 свидетеля, которые должны принять присягу вместе с истцом, что претензия последнего справедлива. Тогда ответчик обязан удовлетворить его. Если у истца нет свидетелей, то дается присяга ответчику.
2. Если кто предъявит претензию за долг кому-нибудь и последний в этом сознается, но объявит, что заплатил, то с него требуются свидетели. Если их нет, то очистительная присяга.
3. Если должник окажется несостоятельным, имущество его делится между кредиторами или же ему дается отсрочка для удовлетворения кредиторов.
Никаких письменных документов по делам о долге не употребляется.
Глава VII. Об убытках, причиняемых по косным и пахарным местам
1. Если у кого сделана на поле потрава земли скотом, то общество посылает двух человек определить стоимость потравы; потом обиженный взыскивает с хозяина скота удовлетворение.
2. Если обвиняемый в потраве не сознается, то требуются два свидетеля. Если таковых нет, то ему дается присяга.
3. Общество для сбережения жительских хлебов и посевов назначает караульных (куручаи), которые следят за тем, чтобы никакая скотина не травила поле.
4. Если хозяин скота, травившего общественные посевы и поля, не признает обвинение куручия справедливым, то для утверждения куручия достаточно его присяги.
5. Если чья скотина будет найдена в виноградном саду во время созревания винограда, то хозяин ее платит куручию одну сабу пшеницы.

Глава VIII. О браках
1. Всякий мужчина, желающий жениться на девушке или вдове, должен заплатить за нее условленную плату родственникам ее.
2. Если мужчина, сватая девицу, уславливается выдать за кого-либо из членов ее семейства свою сестру, или дочь, то в таком случае плата не выплачивается и обычай этот называется «бенги-бенга».
3. Если девица при сватанье еще не достигла совершеннолетия, то его сторона доплачивала, по условию, тому семейству, из которого взята эта девица.
4. Отец имеет полное право распорядиться дочерью один, он может выдать ее замуж против ее воли. Остальные родственники не вправе распоряжаться ею. Если отец просватает дочь и до свадьбы умрет, девушка может отказаться от своего жениха и родственники ее обязаны вернуть все подарки его.
5. Плата за девушку зависит от обоюдных условий и выходит от 100 до 400 рублей.
6. Кроме платы платится кебин: если невеста девица: от 15 до 40 руб., если вдова: от 5 до 20 руб., что составляет неотъемлемую собственность женщины. Если девушка окажется нецеломудренной, то жених ее имеет право потребовать от ее родителей другую девушку, возвращение платы и разводится с ней.
7. Муж имеет право во всякое время дать развод своей жене, при чем обязан удовлетворить ее кебинными деньгами и возвратить все, что та принесла из дому своих родителей.
8. Жена имеет права требовать от мужа только в 3-х случаях:
а) если муж не в состоянии выполнять свои обязанности;
б) если он заражен прилипчивой болезнью;
в) если по бедности не в состоянии прилично содержать ее.
Глава IX. О праве владения харманом
1. Если несколько человек владеют харманом, то никто из них не имеет права требовать раздела оного, чтобы свою часть занять под какую-нибудь постройку, а требует уплатить за свою часть деньгами, так как по разделе харман не будет соответствовать своему назначению. Молотят на нем хлеб по очереди
Адаты Южной и Северной Табасарании абсолютно одинаковые.

II. АДАТЫ ВЕРХНЕГО КАЙТАГА. МАГАЛ-КАРАКАЙТАГ
Глава I. Об убийствах
1. Если кто убьет человека и в том сознается, то выдает родственникам убитого шариат-ахча: 6 руб. и 1 быка. Они же, по принятии шариат-ахча, из ближайших родственников убийцы выбирают 4-х канлиев. Последние обязаны удалиться из деревни на 40 дней, а по прошествии этого срока возвращаются и дают присягу с 40 человеками, что ни разу за этот срок не ступали на родную землю, читают молитву «фата». Кто не может принять присягу, платит 8 руб. родственникам убитого.
2. Если кто не сознается в убийстве, родственники убитого обязаны выставить свидетелей, если свидетелей нет, то обязан принять присягу с 7 лицами. Затем с убийцей поступают, как сказано выше.
3. Если нет свидетелей, то дается присяга обвиняемому с 40 лицами, и если он принял ее, то избавляется от ответственности.
4. Если несколько человек убили одного, то канлия назначают родственники убитого, а остальные платят по 60 руб.
5. Если 2 человека, поспорив между собой, нанесут друг другу смертельные раны, от которых один умрет, а другой останется жив, то последний обязан поступать, как по п.1
6. Если между двумя тахумами произойдет драка, в которой будут убитые, и убитых равное число с обеих сторон, то засчитывается кровь за кровь.
7. Если с одной стороны будет больше убитых, то та сторона может требовать выдачи канлиев, по тому числу, на сколько превышает число убитых. Канлии поступают согласно 1 ст.
8. Если между двумя обществами произойдут убийства, то поступают как в п.6.
9. Неумышленные убийцы отвечают как умышленные.
10. Несовершеннолетние и сумасшедшие убийцы отвечают как обыкновенные.
11. По родственным убийствам случаев не было.
12. Если кто убьет беременную женщину, то берется 2 канлия и поступается как в 1 ст.
13. За убийство жены с любовником не отвечают.
14. Если любовника убил, а жену оставил в живых, то поступают по 1 ст.

Глава II. О ранении
1. Если кто ранит кого-нибудь, то приглашает врага и содержит раненого с врачом на иждивении. Затем платит 60 руб., из которых 1/3 полагается врачу.
2. Если виновный не сознается, то верят раненому и поступают по 1 ст.
3. Если несколько человек ранят одного, то раненый сам выбирает виновного, с которым поступают по 1 ст.
4. Если раненый умрет, то с виновным поступают как с убийцей.
5. Неумышленное ранение наказывается как умышленное.
6. Сумасшедшие и несовершеннолетние наказываются за ранение как нормальные.
7. Если чья собака причинит кому-либо вред, то в 3-й раз хозяин отвечает по 1 ст.
8. За увечье от раны полагается: за глаз – 60 руб., палец – 10 руб., кисть – 60 руб., ногу – 60 руб.
Глава II. За прелюбодеяние и увоз женщины
1. За увоз девушки через старейшин назначается кебин (только по согласию отца девушки). Отец назначает его сумму, но не свыше 300 рублей.
2. За увоз засватанной девушки, жениху выплачивается втрое больше затраченного им.
3. За увод вдовы поступают как в 1 ст.
4. За лишение невинности виновный преследуется как убийца и удаляется из деревни, если отец ее не разрешит совершить кебин.
5. За изнасилование вдовы виновный удаляется из деревни на 40 дней, а по возвращении выплачивает родственникам ее 60 руб.
6. если кто похитит чужую жену, то делает предложение мужу дать жене развод в том случае, если они успеют скрыться. Если муж согласится, то получает с виновного столько, сколько пожелает, но не больше 300 рублей.
7. Если кто схватит девушку с целью изнасиловать ее, то обязан удалиться из деревни на 40 дней, а потом принять присягу с 40 лицами, что дурного умысла не было, а он желает вступить с нею в брак. Иначе платит родственникам ее 60 руб.

Глава IV. О воровстве
1. За воровство виновный удовлетворяет обиженного по стоимости пропажи.
2. Если виновный не сознается, а у обиженного нет свидетелей, то виновный присягает с 7 лицами и освобождается от подозрений. В противном случае удовлетворяет обиженного.
3. Если у обиженного есть свидетель, он принимает присягу с 2 человеками, то виновный считается обвиненным.
4. Если 2 человека совершили кражу и один из них замечен и сам указывает на второго, а тот отказывается, то первый должен принять присягу с 7 человеками и тогда сообщники вместе отвечают за воровство.
5. Если обвиненный сошлется на кого-либо в передаче ему уворованного на жителя другой деревни, то если последний сознается в передаче и согласится удовлетворить обиженного, то обличенный отводит обиженного к названному лицу. Если же тот не сознается, тогда удовлетворение платит обличенный.
Глава V. О браках
1. Если невеста от жениха ее родители возвращают жениху все расходы втрое и одного быка в штраф. Остальные адаты, как и в других частях.
Глава VI. О правах на харман
Примечание: адаты такие же как и в других частях.
III. АДАТЫ МАГАЛ-УРДЖАМУЛЬ (УРЧА-МУЛЬ)
Глава I. Об убийствах
Примечание: с убийцами поступают так же, как в предыдущей части.
Глава II. О ранении
Примечание: адаты согласны адатам предыдущей части.
Глава III. О воровстве
Адаты, как и в предыдущей части.

Глава IV. О прелюбодеянии и уводе женщин
Адаты, как и в Каракайтаге.
Остальные адаты соответствуют адатам, существующим в Каракайтаге.
IV. МАГАЛ-ТЕРЕКЕМЕНСКИЙ
Глава I. Об убийствах
1. Если кто убьет кого-либо, то обязан выдать родственникам убитого шариат-ахча (3р.30 коп.) и удалиться из деревни. Между остальными родственниками совершается обряд примирения. Во время этого обряда ничего не платится, и если мир достигнут, то все ограничивается угощением всей фамилии убитого и прочтении молитвы «фата», а также подарком оружия или лошади, но не обязательно.
2. Если убийца не сознается, то вызываются свидетели (2 человека). Если свидетель один, то он должен присягнуть, что видел, как совершалось убийство. Тогда поступают по 1 ст.
3. Если два человека убили одного, то родственники убитого назначают одного канлия на 40 дней.
4. Если несколько человек убили одного, поступают, как в п.3.
5. Если отец убьет сына или дочь, то не отвечает за это.
6. Если мать убьет сына или дочь, то от мужа зависит, прогнать ее или оставить без преследования.
7. Если сын убьет отца или мать, или брат-брата, то также не отвечает.
8. За убийство жены виновный делается канлием у родственников ее.
9. За убийство мужа, виновную преследуют дети. Если их нет, то родственники мужа.
10. За убийство беременной женщины выдается 2 шариат-ахча и два канлия.
Глава II. О ранении
1. Если раненый вылечится, то виновный удовлетворяет врача и раненого.
2. Если виновный не сознается, то поступают как при убийстве.
3. Если 2 человека ранят одного, то оба удовлетворяют врача.
4. Если чья скотина ушибет кого или укусит, то хозяин ее вылечивает раненого, а если раненый умрет, то родственникам убитого отдается эта скотина как виновная.
Глава III. О прелюбодеянии и увозе женщины
1. Если кто похитит девицу, то скрывается с ней 40 дней. В течение этого времени родственники ее преследуют его и ее и если убьют, то не отвечают.
2. За украденную жену другого похититель платит мужу 150 рублей и женится на ней. И если похищенная после выплаты 150 рублей не желает замуж, то она подлежит убийству.
В остальных случаях адаты как в Каракайтаге.
Глава IV. О воровстве
1. Если виновный в воровстве скрывается или не признается, то адат как в Каракайтаге.
2. За воровство скотины виновный приводится к присяге с 40 лицами в случае принятия которой освобождается от ответственности.
Остальные адаты как в Каракайтаге.
Остальные адаты как в Урджамуле-Магале.
V. МАГАЛ ГАМРИНСКИЙ
Глава I. Об убийстве
1. Убийца платит шариат-ахча, а родственники убитого берут оружие и нападают на его дом. Старейшины уговаривают их примириться, сложить оружие и взять от убийцы 1 быка, которого затем отдают вместе с канлием. С 1862 года выдача канлиев прекращена, а платится от 50 руб. до 300 руб.
2. Если 2 человека убили одного, то назначается 1 канлий и родственникам убитого выдается шариат-ахча. Канлий остается канлием до примирения с врагами или до убийства.
3. Если кто убит на своем собственном дворе, то виновный кроме себя выдает 6 канлиев и 7 шариатов.
4. Если в драке убиты оба, то засчитывается кровь за кровь.
5. Если один убит, а другой смертельно ранен, то родственники последнего могут не отдавать шариат-ахча до 3-х дней, а через 3 дня выдают и если есть надежда на выздоровление, то с ними поступают по 1 ст.
6. Если между двумя тахумами в драке погибнут равное количество человек с обеих сторон, то от них зависит, зачитывать кровь за кровь или назначить канлиев взаимно.
7. Если с одной стороны убитых больше, то все также зависит от родственников убитых.
8. За родственные убийства и неумышленные, а также совершенные сумасшедшими, отвечают как в адате в Каракайтаге.
Глава II. О ранении
1. Если кто ранит кого-нибудь, то должен выдать раненому: кенча-хуча: 3 сабы пшеницы, 31/2 фунт масла, одного барана или 2 рубля, и 5 аршин холста, а также приглашает лекаря, содержит их. А после выздоровления угощает раненого и его семью.
2. Если раненый не увидит, кто его ранил, то требует от подозреваемого присяги с 40 лицами и в случае ее невыполнения поступают по 1 ст.
3. Если раненый умрет, то с виновным поступают как с убийцей.
4. За нечаянное ранение отвечают как за умышленное.
5. Сумасшедший и несовершеннолетний отвечают так же.
6. Если чья скотина или собака причинит кому вред в 3 раз, то ее хозяин отвечает как за личное поранение.
Глава III. О прелюбодеянии и увозе женщин
1. Если кто похитит девушку и скроет у себя в доме, то родственники ее берутся за оружие и нападают на дом виновного. Общество удерживает их и просит сложить оружие, затем родителям девушки отдается 1 бык. Если девушка похищена без ее согласия, то виновный платит штраф – 2 быка, а если по согласию, то штраф этот платит она.
2. Похититель засватанной девушки, кроме описанного в 1 п., удовлетворяет жениха ее вдвойне за все расходы.
3. За похищение вдовы – адат тот же.
4. Похититель чужой жены, чтобы она получила развод дает мужу ее одну арбу, двух быков, веревку и топор. Если во время побега родственники настигнут их и убьют, то за убийство не отвечают.
5. Если кто лишит девушку невинности и она не будет кричать, то заявление ее потом не принимается и обвиняемый не преследуется.
6. Если кто встретит препятствие и не успеет лишить невинности, то обязан скрываться 40 дней, а потом не преследуется.
7. Если кто изнасилует женщину и она будет кричать, на крик сбегутся люди, и если при этом муж убьет жену, то может преследовать виновного, а если не убьет, то виновный должен скрываться 40 дней, а потом не преследует.
Глава IV. О воровстве
Адаты, как в Каракайтаге
Глава V. О браках
Адаты в случаях брака, как в магале Терекемейском
1. Если кто днем или ночью в 14, 15 и 16 день от рождения луны будет ограблен и узнает кого-нибудь из грабителей, то обиженный с 7 лицами имеет право присягать и, уличив грабителя, получить удовлетворение.
2. Если человек ограблен ночью, но не в указанные дни, то присяга дается подозреваемому с 7 человеками.
3. Если грабитель будет обвинен, но не признает суммы иска, то истцу предоставляется присяга с 7 лицами для доказательства суммы.
Глава VI. О поджогах
1. Виновный удовлетворяет истца по стоимости.
2. Если виновный неизвестен, то истец уличает его с 3 человеками, присягая. В 1862 году этот адат отменен.
3. Если виновный не признает суммы иска, то истец доказывает ее присягой с 7 лицами.
Глава VII. О праве на харман
Адат, как и в других частях округа
Примечание: за убийство, воровство, прелюбодеяние и увоз женщины виновные штрафуются 2 быками, а за ранения и грабеж – 5 рублями.

VI. В СЕЛЕНИИ БАШЛЫ
Глава I. Об убийствах
1. Если кто убьет человека, то виновный и вся его фамилия скрывается, опасаясь быть убитыми до тех пор, пока убийца выдаст шариат-ахча. Штраф: 1 бык в пользу управляющего, и другой – обществу. Затем убийца остается канлием до примирения с врагами или убийства его. Если после выплаты шариат-ахча кто-то из родственников убийцы будет ранен или убит, то с виновным поступают, как человеком, который ранил другого, и как с убийцей, как указано выше.
Нынче обиженные начинают брать за примирение 80 руб.
Если убийца, скрывшийся бегством, умрет своей смертью или будет убит кем-либо из посторонних, то вражда прекращается, но тело мертвого не должны приводить для погребения на общественном кладбище, не испросив позволения у родственников убитого и выдав им от 3 до 6 рублей и трехлетнего быка.
2. Если несколько человек убьют одного и никто в убийстве не сознается, то каждому дается присяга с 40 человеками. После этого право присяги предоставляется родственникам убитого и если они уличают подозреваемого в убийстве, последний выдает шариат ахча и поступается с ним по ст.1.
3. При убийстве друг друга засчитывается кровь за кровь.
4. Если один будет убит, а другой смертельно ранен, то последний обязан выдать шариат-ахча. Затем, если он умрет, то зачитывается кровь за кровь, а если нет, то обязан на случай примирения угостить семью убитого и прочесть молитву «фата», после чего называется «кровным братом».
5. Если между двумя тахумами пройдет ссора и будет равное число убитых, то зачитывается кровь за кровь.
Этот и остальные адаты соответствуют адатам Каракайтага.
Примечание: За кровь мужчины, женщины и дитя ответственность одинакова.
Глава II. О ранениях
1. Если кто-нибудь ранит кого-либо, то платит ему «кенча-хуча»: 3 сабы пшеницы, 3 фунта масла, 11/2 аршин холста, 1 барана и приглашает врача.
После перевязки раны через 3 дня с обеих сторон назначается по одному человеку, которые определяют стоимость раны. Затем продолжается лечение, но если раненый умрет, то с виновным поступают как с убийцей. Если вылечится, то виновный платит назначенную сумму и угощает семью раненого. Затем, прочтя молитву «фата», мирится.
2. За увечье виновный отвечает по шариату.
Дальнейшие адаты как в Каракайтаге.
Глава III. О прелюбодеянии и увозе женщин
1. Если кто похитит девушку и войдет с ней в дом кого-нибудь, то хозяин дома обязан разлучить их, поместив в разные комнаты, и спросить девушку, желает ли она остаться с похитителем. Если да – совершается кебин, а если нет – то девица возвращается домой. Похититель становится канлы на 40 дней, а потом может возвратиться домой, но с ведома кадия. Если в течение 40 дней он будет убит родственниками девицы, то они не отвечают за это. Если после, то отвечают.
2. За увоз вдовы – тот же адат.
3. За увоз чужой жены взыскивается штраф 10 быков, мужу платится за развод 160 рублей, но несмотря на это, похититель остается канлием, которого вправе убить и родственники увезенной.
4. Если кто изнасилует девушку, то обязан жениться на ней, в противном случае отвечает как за убийство.
5. Если не успеет изнасиловать, то должен скрыться на 40 дней, по прошествии которых возвращается в деревню и платит штраф – 2-х быков.
Глава IV. О воровстве
1. Если кто ворует у односельчан своих, то виновный удовлетворяет обиженного втрое, и платит штраф 2 быка.
2. Если воровство со взломом, то кроме указанного выше, обиженному платят еще 20 руб.
3. Если воровство совершено у кого-нибудь из посторонних, то кроме вышеуказанного дом вора предается огню.
4. Подозреваемый может очиститься присягой с 7 родственниками.
5. Если после присяги истец выставит свидетеля, то тот с 7 лицами, приняв присягу, может опровергнуть присягу виновного. Если это произошло, то кроме указанного выше виновный платит обществу 1 быка за ложную присягу.
6. Если в доме остановится кунак и у него уведут лошадь, а у хозяина не пропадет ничего, то хозяин должен удовлетворить его за потери и сам искать вора.
7. Если при уводе лошади кунака украдено что-либо и у хозяина, то последний не отвечает за пропажу, но если кунак подозревает хозяина, то может требовать очистительной присяги.
8. Если присяга выполнена, то они должны искать пропажу, иначе хозяин должен удовлетворить кунака.
Глава V. О поджогах
1. При поджоге адат, как и в Гамринском магале, только удовлетворение взыскивается втрое.
Глава VI. О долгах
1. Дела о долгах подлежат разбирательству по шариату
Глава VII. Об убытках, причиняемых полосным и пахотным полям
1. Если кто найдет чью-либо скотину на своем поле или посеве, то объявляет курукчияп, который взыскивают с хозяина оной по одной сабе пшеницы.
Глава VIII. О браках
1. Во время сватовства назначается кебин 120 рублей, которые жених должен отправить в дом невесты. Эти деньги и те, что пожелает дать отец кроме них, употребляются на покупку одежды и прочих вещей, необходимых в хозяйстве.
2. Муж может прогнать жену, но возвратить ей все купленное при сватовстве за его деньги.
3. Жена может оставить мужа в двух случаях:
1) если он не способен к сожитию,
2) если он не может содержать семью.
При разводе в других случаях жена должна оставить все мужу, лишиться кебина и волос головы.
Глава IХ. О праве на харман
Адат, как и в других частях округа
VII. АДАТЫ БЕКСКИЕ СЕВЕРНОЙ ТАБАСАРАНИИ
Мусульмане отбывают своим бекам следующее:
а) от каждого дома от 1 до 6 саб пшеницы;
б) кто имеет баранов – 2 барана в год;
в) где есть орехи: от одной до 3 саб орехов;
г) где есть фрукты – от 1 до 8 саб фруктов;
д) где виноградные сады – то вино;
е) от продажи сухой марены – от 40 до 50 коп. с пуда.
При выдаче девицы замуж – 10 руб., вдовы – 5 руб.
Также ему возят хворост и бурьян для ограды сада, возят его пшеницу на мельницу, очищают канаву. Сиротами бек пользуется для прислуги в доме, выдает их замуж по совершеннолетию.
Евреи же отбывают бекам следующее: от дома по одному батману табаку, кур и яйца по мере надобности, два дня жнут ячмень, два дня собирают скошенное сено, чистят конюшни, огораживают бекские сады. Приготавливают беку хворост для печения хлеба.
В Кайтаге же евреи платят беку по 2 руб.деньгами, ½ кочла (товар) от каждого дома и по очереди дают лошадей для бекских нукеров.
Объяснение местных названий
Будун или Мола – духовное лицо. Он читает Коран при собрании мусульман в мечети на молитву. Совершает призывы на молитву в известные часы дня и исполняет прочие требы, установленные религиею.
Бук – штраф, установленный в некоторых случаях и разделяемый между турчаками всех обществ.
Бязь – бумажная материя.
Гаджий – мусульманин, хоть раз в жизни ходивший в Мекку для поклонения гробу Магомета.
Джамаат – общество одной деревни.
Кадий – лицо, управляющее обществом.
Канлы – кровный враг, так называется убийца, в отношении родственников убитого и подвергающийся их преследованию. В некоторых обществах вместе с убийцею становятся канлиями родственники или соучастники убийцы.
Кара – называется убийство, совершенное при таких обстоятельствах, которые усиливают вину преступника.
Каравашка – холопка.
Карты – лица, избираемые обществом для разбора и решения вместе с кадием всех споров и жалоб.
Кары – мера длины, ¾ аршина.
Кул – холоп.
Кунак – два лица из разных деревень, ведущие между собой знакомство и останавливающиеся постоянно друг у друга в доме. Для каждого хозяина считается оскорблением, если приехавший из другой деревни кунак остановится не в его доме, а зайдет на ночлег к другому.
Мангуш – лицо, передающее приказания кадия и распоряжающееся приведением в исполнение приговоров кадия и картов.
Саба – мера емкости для зерна. Саба весит около пуда.
Сах – такая же мера. 4 1/2 сах составляют одну сабу.
Тургаки – лица, ведущие в деревнях порядок в отбывании общественных повинностей и делающие наряд на оные, а также исполняющие все полицейские обязанности.
Тусевы – так называются присягающие вместе со свидетелем или родственники его, когда родственники эти должны дать присягу не по степени родства, а по выбору противной спорящей стороны.
Хатун-Таллах – особой формы присяга, которую принимают только женатые мужчины. Если окажется, что присяга принята ложно, то присягавший должен развестись со своей женой.