СОГЛАШЕНИЕ ЧЛЕНОВ АКУШИНСКОЙ ОБЩИНЫ ОБ УСИЛЕНИИ РОЛИ ШАРИАТА И ИНСТИТУТА КАДИЕВ, А ТАКЖЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПО ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ(1162/1748-49 Г.)
Во имя Аллаха милостивого, милосердного. У Него ищем мы помощи. Хвала – Аллаху, Господу миров. Да будут благословение и мир над Мухаммедом и его родичами, всеми вместе.
Между людьми, являющимися членами Акушинской общины, имели место предварительные обещания друг другу, а затем состоялось и соглашение о следующем:
Люди Акушинской общины будут придерживаться шариата и норм местного права, а также решений своего кадия и своего муэдзина. Если же кто-либо посмеет теперь «уединиться» и поступит, таким образом, вопреки их мнению, то за такое преступление на такого «уединившегося» человека будет наложен один бык.
Далее, люди являющиеся членами Акушанской общины дали друг другу предварительные обещания, а затем и согласились на следующее:
Пятничные молитвы и похороны своих людей проводить только с разрешениях своего кадия.
Если кто-либо пойдет на пятничную молитву или на похороны без разрешения кадия, конфликтуя с ним, то на такого человека, поступающего тут без разрешения кадия, за это его преступление будет наложен один бык.
Если кто-либо без разрешения кадия пойдет в направлении дома, где есть покойник, чтобы читать там ясан, то на такого человека будет наложен один бык.
Если кто-либо без разрешения Акушинского кадия заключит брачный договор (никак), то на человека, поступившего так, будет наложен один бык.
Если кто-либо без разрешения кадия станет читать Коран на могиле человека, то на такого чтеца будет наложен один бык.
Далее, люди являющиеся членами Акушинской общины дали друг другу предварительные обещания, а затем и согласились на следующее:
Если женщина убежит к мужчине с тем, чтобы он женился на ней, или если она скажет: «Он совершил в отношении меня мерзкий поступок», или же скажет она: «Я беременна от него», но затем окажется, что тогда, когда производился якобы названный поступок, она абсолютно не кричала и не призывала людей, то в таком случае мужчина, к которому она прибежала, – если только пожелает сделать ее своей женой, – пусть женится на ней.
Однако, брачный дар (сидак), даваемый такой женщине, должен представлять собой следующее: одну из плохих пашен, принадлежащих названному мужчине, с площадью равной одной мерке (кайл), рубашку, покрывало из души или джулха (джулеьа).
Если мужчина пожелает «сохранить» такую женщину возле себя, то пусть, «сохраняет»ее. Если же нет, то пусть он дает ей развод.
Если мужчина не пожелает жениться на женщине, которая говорит: «Он совершил в отношении меня мерзкий поступок», – и публично скажет: «Я чиста в отношении ее», – то он должен дать об этом клятву, причем, однако, вместе с сорока мужчинами из числа своих родственников.
Если, однако, такой мужчина, не сможет провести названный выше обряд принесения клятвы, то он обязан дать в качестве выкупа двух быков.
Если же в названной ситуации мужчина даст, вместе с сорока своими родственниками, клятву в том, что он чист перед женщиной, которая прибежала к нему и говорила названные выше слова, то два быка следует требовать уже у названной здесь женщины. В случае же не предоставления ею двух быков, следует отрубить ей ухо или нос. Записан текст этого договора в 1162/1748-49 году.