СОГЛАШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛЕНИЯ ИРГАНАЙ О ЗАПРЕЩЕНИИ САМОВОЛЬНО ВЫХОДИТЬ ИЗ СЕЛЕНИЯ, О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МЮРИДИЗМУ И ПО ИНЫМ ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ (КОНЕЦ 20-Х ГГ. XIX В.)
Это разъяснение, даваемое на будущее.
Члены Ирганайской (Иргьан) общины – малые люди из числа их и большие, – согласились:
Они передадут в качестве назра жителям селения Араканы гору Херехо (Хъерехъу), если какой-нибудь мужчина – будь-то мюрид или кто-либо другой, – пойдет от них, ирганайцев, в селение Гимры (Ги-мира) или в Ашильту (Пашилт/а) или же куда-либо еще без согласия на то жителей селения.
Если они сделают известным, что кто-либо из них, ирганайцев, ходил в те селения, с посещением которых не согласны унцукульцы (ансал), араканцы (гьерекI) и балаханцы (белехь), то гора ирганайцев останется в их руках. В противном же случае, гора ирганайцев перейдет селению араканцев.
Жители селения Ирганай согласились:
Десять туманов уйдут из загашников того, кто посмеет «устранить» вину с человека, на которого пала эта вина. Эти туманы будут затем переданы людям, которые пришли к нам, ирганайцам, для изъятия их.
П. Передадут араканцы вышеназванную гору Хереху, в форме назра, жителям селения унцукульцев, если проявят «насилие» по отношению к жителям селения Ирганай при отсутствии какой-либо ясно обозначенной вины со стороны последних.
Далее, Мухам мадсул тан сделал назр в пользу жителей селения унцукульцев, а также в пользу араканцев и балаханцев, по которому им перейдет его имущество, если пойдет он в какие-либо селения без согласия на то жителей селения Ирганай.
Свидетели этому: балаханцы – Ахмад, Мухаммад сын Маллачи, Мухаммад сын Али – Маллаев (Маллал), и Амир, а также Алибек и Муса сын Адалава.