СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ГИДАТЛИНСКИАШ АРИСТОКРАТАМИ И ИХ КЛИЕНТАМИ ПО ВОПРОСУ ПОВИННОСТЕЙ (КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XIX ВВ.)
Это разъяснение, сделанное для будущих времен.
Аристократы из четырех селений и те нахатели (паха-телал), на ком лежит харадж в пользу этих щухби, вступили в следующее соглашение:
Харадж будут теперь отправлять на ток Шамхала, расположенный в местности Циниб. Делать же это следует в пятничный день в начале середины каждой весны, устанавливая это время согласно расчетным таблицам Кудутлинского. Пусть тот нахатель, который пожелает тут отправиться на ток Шамхала, вначале установит названный день, предназначенный для этого, а затем уже пусть идет туда пешком или едет верхом.
Если же те из числа нахателей, на кого пала тут очередь по поставке хараджа аристократам, не отправят его в Циниб, в названную пятницу, в начале середины весны, то в таком случае пусть шухби – согласно своему обычаю, унаследованному ими от отдаленных предков, – зарежут корову, у каждого из поступивших так нахателей. При этом у хозяина такой зарезанной коровы нет права возлагать затем ответственность за эту корову, на тех людей, которые конкретно резали ее, ибо корова.
Свидетели этому: Нурмухаммад – записавший эти строки, Мухаммад сын Шабана (Шагбанил), Мухаммад и Дибирмухаммад – карахцы (Къарахъ), Кадимухаммад Гентинский, Мухаммадамин Мачадинский, а также юноши из числа карахцев (къаралал) и келебцев (къел; Къе-леб).