Соглашение между жителями кумухских кварталов – в том числе таких, как Кибуди и Гукал (примерно XIVв.)
С именем Аллаха – лучшим из имен!
Разъяснение касательно крепкого договора,
заключенного между следующими сторонами — между населением именуемым Кибуди, [Мачча-?] и Гукал. Это также разъяснение касательно условий, содержащихся в нем.
Договор их является правильным по сути, а обозначенные в нем условия — прочными!
Если этот [договор] будет нарушен, как нарушены будут, соответственно, и условия, содержащиеся в нем, то поступать следует отныне так:
если нарушение произойдет из-за жителей целого квартала, то на них наложат триста баранов;
если же нарушение произойдет из-за одного какого-либо мужа, из какого бы их квартала он не происходил, то в таком случае наложено будет лишь сто баранов, что должно пойти в пользу другого их квартала;
если жители какого-либо квартала обратятся за помощью к жителям другого какого-либо квартала, а люди не выйдут на помощь, то за такое преступление (муджрим) будет наложено триста баранов на квартал, чьи жители поступили так;
если же на зов о помощи, поступивший со стороны [жителей другого квартала], не выйдет один какой-либо муж, то на такого человека будет наложен один бык (?), возраст которого оптимальный.
Из-за [опасности наложения тут]быка, причитающегося с [преступн]ика147, человек обязан [повиноваться]… им [, своим землякам,] и их справедливому порядку (адл).
Да сохранит Аллах жителей названных кварталов от смуты, которая распространилась в последнее время, и да будет так вплоть до дня Страшного суда!…
Свидетели: люди равные между собой по статусу и местные эмиры, старики и юноши — из числа справедливых лиц, а также мулла (имам) кибудинцев по имени Исмаил.
Записал – Абдулфакир.
Постановление членов Гукальской общины
(примерно конец XIV– начало XVвв.)
С именем Аллаха – лучшим из имен!
Члены общины гукальцев пришли вначале к согласию, а затем – заключили они следующий договор:
Если кто-либо из гукальцев убьет кого-либо из числа их же, то члены Гукальской общины изгонят из своей среды убийцу и одного его родственника. Так, отца они будут изгонять вслед за сыном-убийцей, сына они будут изгонять вслед за отцом-убийцей, брата они будут изгонять вслед за братом-убийцей, родственника по линии наследства они будут изгонять вслед за его родственником-убийцей.
Если кто-либо из числа гукальцев выйдет из селения Гукал, пойдет в Кибуди или в Мачча и потом задержится там более чем на семь дней, то милк того гукальца, который сделал это, перейдет селению Гукал и султану гукальцев.
Если какой-либо муж из Вильтащи (Вилттахьату) убьет какого-либо мужа из Гукала, то «враг», будет изгнан из Вильтащи и наоборот [- «враг» вильтащинцев из числа гукальцев, будет изгнан из Гукала].
Если у убитого будет [в селении] близкий человек, имеющий с ним связь по линии родства (насаб), то дом последнего сжигать [отныне] не будут.
Если «враг» придет в чей-либо дом и тот, кто живет там, защитит его, то на такого человека, защитившего «врага», будет положен один бык, который пойдет при этом в пользу селения – произойдет ли это в Гукале (Гьухъалив)149 или в Вильтащи (Вилттахь).