УСЛОВИЯ ПРИМИРЕНИЯ МЕЖДУ ОБЩИНОЙ ИЛАНХЕВИ И НАСЕЛЕНИЕМ ПРЕДГОРЬЯ КАХЕТИИ, СОСТАВЛЕННЫЕ ПО ПОВЕЛЕНИЮ ЦАРЯ ИРАКЛИЯ II И ПРИ ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ ДОСИФЕЯ НЕКРЕСЕЛИ (1789 Г.)
Община Иланхеви пожелала примириться с нашим Предгорьем, сообщив об этом его величеству Ираклию II. Его величество же приказал тут совершить это примирение.
Иланхевские старейшины пришли к нам сюда: примирение они захотели оформить через Нас, Досифея. И мы им в том не отказали взяли на себя поручительство (контролировать положение дел между нашим Предгорьем и ними. Мы взяли тут с обеих сторон соответствующие обязательства, заставив дать клятвенное заверение.
Люди нашей страны не должны причинять им вреда и не должны ничего отнимать у них иланхевцев.
Если возникнет тяжба между жителями нашего Предгорья и иланхевцами, то пусть будет она разобрана Нами. Силою пусть никто ничего у иланхевцев не забирает – ни князь, ни крестьянин. Если кто задолжает что-либо, пусть поделят пополам; тяжба же будет разрешена Нами, Досифеем.
«Изменой», силой и беззаконно пусть с ними -иланхевцами никто не поступает; пусть они приходят, торгуют и уходят с миром.
У жителей Предгорья взяли Мы сие обязательство и заставили их поклясться, чтобы они отныне ни в чем не грешили. И у иланхевцев взяли Мы такое обязательство, чтобы отныне в стране этой «изменой» они ничего не портили, не воровали.
Если иланхевцы что-либо узнают о появлении войск Дагестана и разбойников (качахов), то, как смогут, пусть сообщат.
Не примирившегося с нами человека пусть они сюда торговать не приводят.
Если кто-либо из их общины совершит здесь зло и затем уйдет отсюда в другую страну, то пусть иланхевцы не упрямятся: нанесенный тем человеком ущерб пусть возместит его джамаат, взяв, что тут следует из хозяйства и дома этого человека.
Жители одного села – эшитцы, через капучинского Али Ганджа-швили и через иланхевца Алуба Али, помирились с нами и мы взяли с них, в качестве залога, одно крымское ружье.
Сколько бы иланхевских сел не примирилось с нами, с каждого села должны дать в залог по одному крымскому ружью и соблюдать те условия, которые написаны выше.
Кто знает: люди Иланхеви, положим, не оставят свои привычки -или нанесут они ущерб нашим, или убьют кого-либо, или похитят. Либо, положим, наш человек убьет их человека, то каковая плата за кровь установлена Его величеством капучинцам и дидойцам, пусть это же возмещение и плату за кровь отдадут иланхевцам. Если же они нанесут ущерб нашему человеку или убьют его, или пленят, то ту же плату за кровь и возмещение пусть дадут уже они – нашим людям. На этих условиях заверили и наших людей и иланхевцев.
Кто знает: если, положим раздор учинят наши люди, то пусть они отошлют в Иланхеви взятое ими в залог ружье и сообщат иланхевцам, что примирение более не в силе. Таким же образом, если .раздор учинят иланхевцы, то пусть потребуют они свое ружье и сообщат, что примирение более не в силе.
«Изменой» ни наши люди не должны учинять раздор, ни иланхевцы. На этом условии обе стороны поклялись – как люди нашей стороны, так и иланхевцы.
Нас, Досифея Некресели, обе стороны взяли тут в качестве поручителя.
Кто нарушит эти условия, должен заплатить десять туманов штрафа Его величеству царю Ираклию II: если наши люди нарушат, то десять туманов штрафа царю заплатят они, а если иланхевцы нарушат, то они десять туманов штрафа царю заплатят.
Октября 2, в хронике 477 /1789 год. Досифей. Августа месяца 9, в хронике 483.
Кайхосро пожаловал к Нам, а грамоту эту принес нам Агубас-ага, сделав это при посредничестве и по слову Жабо. Затем и Мы копию сего – еще одну новую грамоту о примирении, – отдали, но только касается она лишь эшитцев. Некресели.