Вторник, Октябрь 09th, 2018 | Автор:

СВОД АДАТОВ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (ЧЕРНОМОРСКОЙ ЛИНИИ, КУБАНСКОЙ И ТЕРСКОЙ ОБЛАСТЕЙ).

ОБ АДАТЕ

и о нравах и обычаях племен, обитающих на северной покатости Кавказского хребта , 1847 г.

ГЛАВА I.
АДАТ И ШАРИАТ. ПРАВИЛА, ПРИНЯТЫЕ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАВКАЗСКИХ ГОРЦЕВ ПО АДАТУ. ОБРЯД СУДА ПО АДАТУ. КАКИЕ ДЕЛА ПОДЛЕЖАТ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ АДАТА.

а) Адат и шариат.

1. У племен, обитающих на северной покатости кавказского хребта, нельзя отпекать определительности прав, строгости в постановлениях и точности в условиях жизни общественной. Суд основан на обычаях по преданию и именуется адатом; исполнительной власти почти не существует и все наказываются за преступления состоят в весьма слабых штрафах. Адат, можно сказать, есть суд посреднически, лишенной большею частью средств понудительных и основанный на некоторых принятых правилах или законах, установленных обычаем и освященных давностью.
2. Адат господствовал у всех обитателей северной покатости кавказского хребта до введения между ними магометанской религии. С учением же алкорана, адат начал заменяться шариатом, и те племена и общества подверглись в этом отношении большой перемене, у которых духовенство, по смыслу Корана, приобретало высокое значение и почетное место в обществе. В последнее же время вновь возникшее учение мюридизма много способствовало в изменении прежних условий общественной жизни, в особенности же у чеченцев и других племен, сопредельных Дагестану, где это учение возникло.
3. Таким образом, в настоящее время у горских племен существуете смешанное законодательство, составленное из двух противоположных элементов: шариата, основанного на общих правилах нравственности и религии, и адата, основанного на обычаях, которого первый закон гражданского устройства — право сильного. Адат распространялся и усиливался всякий раз, когда шариат приходил в забвение, и наоборот: адат падал и был отменяем всегда, когда шариат находил ревностных проповедников и последователей.
4. Между всеми обитателями северной покатости кавказского хребта шариат ранее упрочился у кабардинцев, кумыков и нагайцев, не потому одному, что они с давнего времени исповедуют магометанскую религию, но и оттого, что они ранее прочих племен принесли покорность нашему правительству.
5. Не смотря на то, что абадзехи, шапсуги, натухайцы, башильбаи, шегиреи, баракаи и казылбеки находились более прочих соседних с ними обществ под влиянием турецкого правительства, прилагавшего особенные усилия, не только о распространении магометанской религии, но и о введении в употребление шариата посредством духовных лиц, дела у этих племен по прежнему преимущественно решаются адатом.
6. В обществах: бжедуховском, черненейском, хамышейском, темиргоевскоим, махошевском, бесленеевском и у беглых кабардинцев, шариат с адатам в одинаковой степени употребления.
7. Карачаевцы, дигорцы, балкарцы, хуламцы, уруспии, общества осетинского происхождения и назрановцы, кажется, более следуют адату, чем шариату.
8. Одно только чеченское племя, не смотря на исповедуемую им магометанскую религию и на влияние русской власти, следовало до 1839 г. одному адату. С того же времени ичкеринцы, качалыковцы, мичиковцы, собственно так назыв. чеченцы, шатоевцы, шубутовцы, чабирлоевцы и другие, соседние с ними, мелкие общества, признав над собою власть Шамиля, вместе с введением гражданского устройства, по необходимости приняли и шариат, — и только галашевцы, галгаевцы, карабулаки и кисты, как независимые общества ни от русского правительства, ни от Шамиля, следуют во всем адату.

b) О правилах, принятых в судопроизводстве кавказских племен по адату.

9. Для разбора тяжб и ссор, все почти горские племена имеют постоянных судей, обязанных по присяге, данной над алкораном, разбирать и решать дела по совести и по крайнему разумению.
10. Но от произвола каждого горца зависит подвергать свое дело разбирательству этих постоянных судей, или избрав, по добровольному согласию противников, других судей из уважаемых стариков.
11. Судебное место, в котором заседают постоянные судьи, у горцев именуются различно. У черкес оно называется хассом, у кабардинцев и кумыков — мехтемой, у балкарцев, хулаицев, чегемцев, уруспиев и карачаев — нешна, у дигорцев–нагиш, у обществ осетинского происхождения – тархон, у чеченцевъ – тюркюм.
12. Так как мщение есть преобладающая страсть у всех горских племен, то не только противники, но и родственники их, избегают встречи между собою, а потому, как добровольное разбирательство, так и предание дела суду, производится чрез посредников выбираемых из посторонних уважаемых стариков.
13. По этой же самой причине у горцев между тяжущимися и их свидетелями не существует очных ставок, но судьи выслушивают отдельно разбирающихся.
14. Судьи избираются преимущественно из того сословия, к которому принадлежат тяжущиеся, а потому и постоянные судьи избираются из разных классов народа.
15. Число судей зависит от важности дела и бывает от 1 до 6 человек с каждой стороны.
16. У обществ осетинского и чеченского происхождений истцу дозволяется одним судьею иметь более против ответчика.
17. Решение суда признается удовлетворительным при единогласном приговоре судей.
18. Большинство же голосов имеет силу только в таком случай, когда общий посреднику выбираемый с согласия противников до начала суда, примет их сторону.
19. Если же обвиненный останется и в таком случае недовольным решением суда и не захочет выполнить условия, на него наложенных, то он имеет дело не только с противником, но и с судьями и свидетелями, и последние обязаны его принудить к исполнении решения суда.
20. По адату все наказания за преступления состоять в денежных пенях, но преимущественно в плате скотом или оружием.
21. Для обвинения необходимо, чтобы истец представил одного или двух свидетелей, которые должна быть совершеннолетие, мужеского пола и преимущественно из того сословия, к которому принадлежит сам истец.
22. Если же истец не представить свидетелей, то обвиняемый оправдывается присягою на Коране сверх того, в его оправдание должны присягнуть шесть посторонних лиц до его выбору.
23. Так как упомянуто уже было, что свидетелям или доносчикам с тяжущимися, из опасения ищения, очных ставок не бывает, но судьи выслушивают каждого отдельно, а потому часто случается, что обвиняемый уличается тем, что выбирает в число своих свидетелей и, то лицо, которое на него доносить.

с) Обряд суда по адату.

24. Обряд суда по адату, в главных своих формах, почти одинаков у всех горских племен.
25. Если противники не желают примириться добровольно, но предают свое дело решению суда, то первоначально чрез посредников условливаются, каким судьям поручить разбор дела — постоянным или произвольным.
26. В первом случае каждая сторона выбирает определенное число судей, смотря по важности дела, из постоянных, а в последнем они избираются из посторонних уважаемых стариков.
27. Кроме того, один из стариков избирается общим судьею для обоих тяжущихся сторон, голос которого имеет особенную важность в случае несогласия судей.
28. Выбранные в судьи старики, до преступления к рассмотрению дела, спрашивают у тяжущихся: останутся ли они довольны тем разбирательством и решает дела, какое ими будет сделано, и не предоставят ли себе права приговор их передать разбору и суждению новых судей.
29. Если тяжущиеся стороны объявят, что они останутся довольны тем решением, которое определить суд, то в подтверждено своих слов оба противника или один из них присягает над алкораном .
30. В противном же случае судьи приступают к разбору и решению дела, не отбирая присяги от тяжущихся, — и когда обвиненный может отказаться от исполнения приговора и подвергнуть свое дело разбирательству новых судей.
31. Судьи, выслушав поочередно тяжущихся и их свидетелей и сообразив доказательства и доводя истца и оправдания ответчика, по совести и крайнему разумению, излагают свое мнение и, согласив оное, как между собою, так и с общим судьей, оправдывают обвиняемого, или присуждают его к уплате пени обиженному, смотря по состоянию виновного, в один раз или по частях.
32. Не объявляя о решении своем тяжущимся, судьи предлагают им избрать поручителей: обвиненному — в том, что он исполнит в точности приговор суда, а обиженному в том, что он останется доволен решением оного.
33. После того, суд объявляет о своем решении тяжущимся и назначает сроки в уплате пени обиженному в таком случае, если обвиненный по несостоятельности не может вдруг уплатить оную.
34. Из этого можно вынести то заключение, что обряд суда по адату, существующий у горских племен, уподобляется нашему третейскому суду без формальной записи.

d) Какие дела разбираются в настоящее время адатом.

35. Адатом разбираются преимущественно дела воровские, а также этот суд имеет место: в наследственном праве, при разделе имений и при отношениях детей к родителям и мужей к женам.
36. Все же преступление большей важности, как то: убийство, нанесению раны, насилие женского пола и даже оскорбление, причиненное побоями, плетью или другим орудием весьма редко разбираются судом, но решаются природным правом — ищением, известным у горцев под именем канлы.

ГЛАВА II.

ОБ ОБРАЗЕ ПРАВЛЕНИЯ ВООБЩЕ У ГОРСКИХ ПЛЕМЕН И О
ПРАВАХ КНЯЗЕЙ, СТАРШИН, УЗДЕНЕЙ, ДУХОВЕНСТВА, ПРО-
СТОГО СВОБОДНОГО НАРОДА И КРЕПОСТНОГО КЛАССА.

а) Прежний и настоящий образ правление у горских
племен.

37. У обитателей северной покатости кавказского хребта, до того времени, пока княжеское достоинство не утратило своего прежнего веса и значения в народе, существовало два порядка в правлении, разительно отличавшееся между собою: владельческий и народный.
38. Первый порядок преобладал у тех племен и обществ, у которых высший класс народа составляли князья; к ним принадлежали: кабардинцы, кумыки, нагайцы, бесле-неевцы, темиргоевцы, махошевцы, хамышейцы, черченейцы, хатухайцы и бжедухи.
39. В обществах же: абадзехском, шапсугском, натухайском, убыхском, казыльбековском, шегиреевском, ташовском, башильбаевском, карачаевском, урусшевском, хуламском, балкарском, дигорском, аллагирском, куртатинском и тогаурском, у которых высший класс народа составляют старшины, преобладало народное правление.
40. Что же касается до обществ чеченского племени, то из всех обитателей северной покатости кавказского хребта у них одних существовало в полной силе народное правление, потому что в обществах этого племени народ не разделялся на сословия и классы, каковое деление существовало и существует у всех прочих вышепоименованных обществ. «Мы все узденя», — говорят чеченцы, т. е. люди, зависящие от самих себя. Правда, и у обществ чеченского происхождения есть также старшины и рабы, но первые не имеют никаких особенных прав пред всею массою народа и суть только судьи в тяжебных делах и ссорах, как люди более опытные по своим летам. Вторые же, т. е. рабы, как происходящие от военнопленных, захваченных в развое время в набегах, не суть чеченцы.
41. В настоящее же время прежний образ правления остался неизменным между теми только обществами черкесского, абазинского, татарского и осетинского племен, у которых высший класс народа составляют старшины.
42. Князья же кабардинские, кумыкские, нагайские, бесленеевские, темиргоевские, махошевские, хамышейские, черченейские, хатухайские в бжедуховские, вместе с утратою того веса и значения в народе, которое они имели в прежнее время, утратили влияние и направление. Отчего в настоящее время у этих племен и обществ преобладает народное правление.
43. Но самый разительный переворот в управлении произошел между всеми теми обществами чеченского происхождения, которые в 1839 г., отложившись из-под власти нашего правительства, признали над собою власть Шамиля. Этот переход из-под одной власти в другую произвел то, что существовавший до того времени между мичиковцами, качалыковцами, собственно так назыв. чеченцами, ауховцами, ичкеринцами, чабирлоевцами, шубутовцами и шатоевцами свободный образ правления заменился деспотическим. Этот деспотизм выражается не только в лице самого Шамиля, но и в постановленных от него наибах, имеющих право на жизнь и смерть каждого чеченца.
44. После совершения этого переворота в правлении между означенными обществами чеченского племени, остались только карабулаки, галашевцы, галгаевцы, цоринцы, ахо, пшехо, дальние и ближние висты, джерахи и назрановцы, между которыми сохранилось в прежней силе народное правление.

b) Права князей и старшин.

45. В прежнее время, когда князья, считаясь как бы ниспосланными от аллаха, имели большой вес и влияние в народе, они пользовались большими правами и преимуществами, чем старшина.
46. С князем могли разбираться только уздени первой степени; прочие же классы народа никогда с ним не судились, — но обиженные прибегали к защите своих господ или искали покровительства у других князей.
47. Каждый князь, кроме того, имел свою дружину, составленную из преданных ему узденей и живущих на его земле чагар.
48. Он по своему произволу собирал парии для набегов и получал лучшую и большую часть добычи, даже и в таком случае, когда не участвовал в набеге.
49. Княжескому достоинству воздавались многие почести, в числе которых была и та, что когда князь садился на лошадь, то первостепенный уздень обязан был держать ему стремя, если при этом не находился уздень низшей степени.
50. В настоящее же время князья, как от разных внутренних причин, так и от внешних обстоятельств утратили прежний вес и влияние в народе и те особенные преимущества, которые принадлежали их сану; они хотя не совершенно сравнялись в своих правах со старшинами, но большая половина оных сходна между собою.
51. Княжеское и старшинское достоинство есть родовое и не преобретается ни покупкою, ни другими личными качествами; старшинство же их зависит от древности рода.
52. На уважение народа имеют большее право те князья и старшины, которые отличаются своим умом, благоразумными советами, храбростью и честностью.
53. В народных собраниях случается весьма часто, что народ охотнее принимает мнения и советы младших князей и старшин, чем старших, не смотря на то, что эти последние, занимая первые места по происхождению, имеют и первый голос.
54. Княжеское и старшинское достоинства передаются от отца всем законным детям, рожденным от равных браков; жена же не может сообщить этого достоинства ни мужу, ни детям.
55. Так как между горцами усвоено обычаем вступать в брак с равными, а потому весьма редко случается, чтобы князья или старшины женились на узденских дочерях и на оборот, чтобы княжения или старшинные дочери выходили замуж за узденей.
56. Князья и старшины владеемой ими землею могут распоряжаться по своему произволу, т. е. дарить оную, продавать, селить на ней не только крестьян и простой свободный народ, но и узденей; без позволения же никто не может селиться на их земле и в их ауле.
57. Как князья, так и старшины, хотя не имеют ни какой власти над узденями и духовенством но пользуются как уважением этих сословий, так и исполнением тех условий, которые обязались выполнять эти последние за известную плату или за дозволение им жить на земле князя или старшины.
58. Вольный простой народ или чагары, живущие на земле князя или старшины, производят разные сельские работы, но только не по принуждению, а по доброй воле, за что и те и другие, в продолжение рабочего времени, обязаны их продовольствовать.
59. Князья и старшины над крестьянами или крепостными людьми и их имуществом имеют неограниченное право. Не касаясь их жизни, они могут дарить и продавать их, по одиночке и целыми семействами, делать между ними суд и расправу без участия других лиц и употреблять во все работы по своему произволу; но за то, в свою очередь, обязаны пещись об их благосостоянии, защищать их от всяких сторонних обид и доставлять им все способы к пропитанию и содержанию.
60. Князья и старшины, если знают по-арабски и изучат алкоран, могут переходить в духовное звание; но это случается весьма редко.
61. Князья и старшины за обиды, им причиненные, получают с обидчиков своих больше штрафы, чем люди прочих состояний.
62. Поступки и действия князей и старшин, противные принятым правилам общения, разбираются равными им и первостепенными узденями.
63. Князьям и старшинам принадлежит исключительное право пред узденским сословием: брать у простого свободного народа скот, оружие и другие вещи; но, чтобы частыми подобными поборами не вооружить против себя этот класс народа, они отдаривают их другими вещами или платят деньгами.

с) Права узденьского сословия.

64. Узденьское достоинство есть родовое и не приобретается ни покупкою и никакими личными качествами.
65. Оно передается от отца детям и от мужа жене, не смотря на происхождение этой последней и брак предшествовавший; но жена по тем же самым причинам, как у князей и старшин, не может сообщить этого достоинства ни мужу, ни детям.
66. Узденя имеют право владеть землею и крестьянами, доставшимися им по наследству и приобретаемыми покупкою, и в обоих случаях они суть полные и независимые владельцы.
67. Дворяне горские имеют право поселять на своей земле простой свободный народ, которые так же, как князю или старшине, производят разные сельские работы, но только не по принуждению, а по доброй воле, за что узденя, в течение всего рабочего времени, обязаны продовольствовать их на свой счет.
68. Узденя не могут приглашать на работу вольный народ из других аулов, а в особенности из княжеского.
69. Первостепенные узденя имеют право поселять на своей земле узденей 3-й степени, которые обязаны служить им за это.
70. Узденя, если знают по-арабски и изучат алкоран, могут переходить в духовное звание; но это случается довольно редко.
71. Поступки и действия узденей, противные принятым правилам общежития, разбираются равными им.

d) Права и обязанности духовенства.

72. Духовенство у горских племен составляют: эфенди или кадий, мулла, муэззин, сзывающий голосом на молитву, сафута (дьячок) и иджако (пономарь).
73. В духовное сословие могут поступать не только князья, узденя и простой свободный народ, но даже и крестьяне; эти последние не иначе, как с дозволения своих владельцев. Но князья и узденя весьма редко поступают в духовное сословие, а преимущественно избирает оное простой свободный народ, потому что звание муллы дает права узденьские.
74. В духовное сословие могут поступать только те лица, которые знают арабский язык и алкоран.
75. Муллы утверждаются эфендием или кадием, a муэззины, сафто и иджако муллами.
76. Все лица духовного сословия пользуются совершенной свободой, ни от кого не зависят и не платят никакой подати.
77. Эфенди и муллы, не смотря на свое происхождение, пользуются особенным доверим и уважением не только узденей, простого свободного народа и крестьян, но и князей и старшин, в присутствии которых могут сидеть, на что не имеют права и узденя.
78. Все лица духовного звания могут иметь своих крепостных людей, как достающихся по наследству, так и приобретаемых покупкою, и распоряжаются ими и их имуществом, как князья и дворяне.
79. Все лица духовного звания могут иметь не более одной жены, но имеют право вступать в брак по нескольку раз.
80. Жен они приобретают также покупкою у второстепенных и третьестепенных узденей и у простого свободного народа.
81. Духовное звание не есть наследственное, а потому сыновья каждого духовного лица могут заступить по своему произволу вместо своего отца, если знание ими арабского языка и алкорана к этому допускает, — или перейти опять в то сословие, откуда происходил их родитель, за исключением крепостного сословия; в таком случае, если отец поступил в духовный сан из крестьян, то дети причисляются к простому свободному сословию народа.
82. За преступления лица духовного сословия судятся шариатом и подвергаются взысканию по алкорану. Муэззины, сафта и иджако судятся муллою, а этот последний эфендием.
83. За воровство и прелюбодеяние духовное лицо лишается своего сана и, сверх того, платит штраф.
84. Если суд над кем бы то ни было производится по шариату, то обвиненный, сверх пени, наложенной на него к уплате обидчику, платит определенный алкораном штраф и духовному липу, производящему суд.
85. Духовные лица, кроме того, что получают разную плату от своих прихожан: за обрезание, венчание и погребение, еще получают от них особенную известную плату в виде подати.

е) Права простого свободного народа.

86. Хотя это сословие признает над собой в некоторой степени власть не только князей и старшин, но и узденей, на землях которых оно живет, однако в этой власти нет ничего определительного и точного, и этот класс людей пользуется, можно сказать, одинаковою свободою с сословиями узденей и духовенства.
87. Простой свободный народ пользуется правом, наравне с узденями, имеет своих крестьян, как достающихся им по наследству, так и приобретенных покупкою, и распоряжаются ими и их имуществом, как своею собственностью.
88. Простой свободный народ, кроме того, что по доброй воле и не по принуждению производит разные сельские работы тем князьям, — старшинам и узденям, на земле которых это сословие живет, другой подати не платит, а между тем пользуется свободно полями, лугами и выгонными местами.
89. По принятому обычаю, князья и старшины хотя имеют исключительное право пред узденями брать у простого свободного народа скот и разные другие вещи, но за взятое должны или отдаривать, или платить деньгами.
90. В противном же случай каждый из простого свободного класса народа имеет право оставить своего князя и искать себе удовлетворение у того князя, к которому он перейдет на жительство. Нередко случалось, что это сословие народа, по случаю неудовлетворения князьями за подобные поборы, несколькими семействами оставляло прежнего своего владельца и переходило к новому.
91. Мужчины простого свободного народа не иначе могут жениться, как на девицах того же сословия; эти же последние могут выходить замуж не только за узденей, но и князей и старшин, которые платят родителям или воспитателям их условленный калым.
92. Простой свободный народ имеет голос в народных собраниях, посылая на оные от себя представителей, мнения и решения которых исполняются беспрекословно.

f) Состояние крепостного класса народа.

93. Крепостной класс народа находится в полной и безграничной зависимости у своих владельцев, повинуясь им слепо, исполняя все работы по их приказанию и перенося безропотно и терпеливо самые наказания.
94. На владельцев своих, какого бы состояния они ни были, крестьяне не имеют права приносить жалоб.
95. Крепостные люда не имеют своей собственности, но все необходимое для пропитания доставляется их владельцами. Так, с обрабатываемых полей они получают часть хлеба и во время сенокосов известное число копен сена.
96. Крепостные люди могут получать свободу или по воле своих владельцев, или по доказательствам о своем происхождении.
97. Крестьяне женятся на крепостных девках или вдовах, и не иначе, как с дозволения своих владельцев, которые за них платят калым в таком случае, если с согласия своего господина крестьянин женится на крестьянке другого владельца. По воле своих господ крестьянки могут быть выдаваемы замуж за крепостных людей.
98. Крепостной класс народа не имеет права лично искать и отвечать на суде, но их судьями и защитниками являются владельцы, которые обязаны, в случае обвинения крестьянина в каком-либо преступлении, платить за него штраф.
99. Крепостные люди участвуют в набегах не иначе, как с дозволения своего владельца; но это делается ими весьма редко потому, что каждый владелец дорожит своими крестьянами, как людьми, доставляющими им самые большие выгоды.

ГЛАВА III.

О НАСЛЕДСТВЕННОМ ПРАВЕ, РАЗДЕЛЕ ИМЕНИЯ, ДУХОВНЫХ ЗАВЕЩАНИЯХ И ПРАВЕ ОПЕКИ.

а) Порядок наследия.

100. По адату право наследства исключительно принадлежит мужескому полу.
101. Но как в настоящее время между обитателями северной покатости кавказского хребта шариат, если не преобладает и не в одинаковой силе с адатом, то по крайней мере в некоторой степени имеет применение, почему у всех почти горских племен дочери и жены также имеют право на наследство.
102. Прямые наследники суть сыновья, потом родные братья, далее племянники, наконец двоюродные братья и их сыновья.
103. Муж ни в каком случае не наследует жениным имением, а прямые наследники такового суть дети.
104. Если нет детей, имение жены возвращается ее родителями а за неимением последних переходит к ближайшим ее родственникам.
105. Кроме того, у некоторых горских племен существует еще особенный обычай: хозяин наследует после своего кунака, умершего у него в доме, все его вещи, с ним находящиеся, т. е. лошадь, оружие и платье, на которое не имеют никакого права ни дети, ни родственники. Этот обычай основан на понятие о куначестве, которое почитается наравне с родством, и хозяин, наследовавший после своего кунака, обязан принять на себя канлы, как и родственники умершего.

b) Раздел имения.

106. По адату имение разделяется между наследниками мужеского пола поровну.
107. Женский же пол в разделе не участвует. Сыновья или родственники, получившие наследство, должны заботиться о содержании дочерей и жены умершего до тех пор, пока они не выйдут замуж.
108. Долги, оставшиеся после покойного, обыкновенно уплачиваются до раздела имения, если между умершим и заимодавцем не существует особой сделки.
109. В случае же, если заимодавец объявит претензию, когда имение будет разделено, то долг раскладывается поровну между наследниками.
110. Такие правила наблюдались при разделе имения между всеми обитателями северной покатости кавказского хребта, до введения магометанской религии, а с нею до распространения шариата. В настоящее же время у тех горских племен, у которых шариат преобладает над адатом, при разделе имения наблюдаются следующие правила: жена покойного получает 1/8 долю всего имения; из остального же 2/3 получает сын и 1/3 дочь.
111. Если же после умершего не осталось сыновей, то по отделе 1/4 части жене, остальное имение разделяется на две части (в таком случае, если после покойного осталась одна дочь), из коих половина отдается дочери, а другая ближайшему родственнику.
112. Если осталось несколько дочерей, то имение, за исключением 1/4 части, следуемой жене, разделяется на три доли: две принадлежат дочерям, каждой поровну, а третья отходит ближайшему родственнику.
113. Братья или родственники, получившие наследство, обязаны содержать на общем иждивении своих незамужних сестер, по выходе которых замуж, полученный за них калым разделяют поровну между собою.
114. Между ичкеринцами, качалыковцами, мичиковцами, собственно так назыв. чеченцами, шатоевцами, шубутовцами, чабирлоевцами и другими соседними с ними обществами, с 1840 г. или утверждения над ними власти Шамиля, в разделе имения существуют те же правила, как и у вышеозначенных племен, с тою только разницею, что калым за сестер не делится между братьями или родственниками, но есть собственность сестер и поступает в число приданого,

с) Обряд духовных завещаний и право опеки.

115. До введения магометанской религии духовные завещания были большею частью словесные и делались в присутствии посторонних свидетелей и родственников.
116. В настоящее время завещания основываются на Коране и исполняются лицами духовными, как людьми грамотными.
117 .Духовные завещания допускаются у чеченцев только в двух случаях: при несовёршеннолетии детей умирающего или когда умирающий — человек одинокий, без родства.
118. В обществах осетинского происхождения почти вовсе не существует обряда делать духовное завещание.
119. Что же касается до других горских племен, то как владельцы суть полные и независимые хозяева своего имущества, то духовные завещания допускаются во многих других случаях и исполняются свято и ненарушимо.
120. Если умирающий человек одинокий, без родства, то ему предоставляется право завещать свое имущество, кому он пожелает.
121. Дозволяется делать посмертные пожертвования в мечеть и на благоугодные дела, если они не превышают третьей доли имущества.
122. Составление духовных завещаний, как дело, требующее грамотного человека, принадлежит духовным лицам, а именно кадию или мулле.
123. Желающий передать свою последнюю волю призывает кадия и двух свидетелей, при которых кадий пишет с его слов духовное завещание и скрепляет своею печатью в присутствии свидетелей.
124. Составленное таким порядком духовное завещание хранится у завещателя и по смерти его получает законную силу.
125. По смерти завещателя, кадий составляет подробную опись всего имущества умершего и, в случае несовершеннолетия наследников, передает оное опекуну; если же умерший человек одинокий, то тому лицу, которому оно принадлежит по завещанию.
126. Право опекунства принадлежит ближайшему родственнику мужеского пола.
127. Женский пол ни в каком случае не допускается к опеке.
128. Если из числа наследников есть совершеннолетние, то в таком случае они имеют право требовать выдела следуемых им частей, и кадий со свидетелями приступают к отделу частей имущества, следуемых совершеннолетним.
129. Опекуну не предоставляется никакой доли из доходов имения; за то он не обязан представлять экономии, ни давать отчетов в своих расходах, лишь бы малолетние наследники содержаны были прилично своему состоянию и имение сохранено было бы в том виде, в котором оно принято по описи кадия.
130. Если родственники заметят недобросовестные действия опекуна, растрату имения или дурное обращение с питомцем, они имеют право жаловаться кадию, который, разобрав дело, если найдет опекуна виновным, сменяет его и присуждает заплатить растраченную долю имущества малолетнего.
131. По достижении наследниками совершеннолетия которое полагается в 15 лет, опекун, в присутствии кадия и родственников, сдает имение своему бывшему питомцу, согласно той описи, по которой принимал от кадия, и что не достанет, обязан пополнить.

Pages: 1 2
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.