О ЗНАЧЕНИИ ДРЕВНЕГО КАБАРДИНСКОГО ОБРЯДА

Отметки против об¬ряда, сделанные майором Шардановым

Кабардинские князья и разных родов холопья издревле имели на¬родный обычай, значущийся ниже сего.
Кабардинские князья произо¬шли от Инала, и от сыновей его на¬чались княжеские поколения, меж¬ду коими последовал после по фа¬милиям раздел.

1-е. Узденья Тамбиевы, Куденетовы, Анзоровы, Коголковы и Нардоковы сыновья по-кабардински именуются тлокотлеш, или высо¬костепенные, так же и Тамбиевы равны с ними, но только фамилия их сама по себе особо.
2-е. Степенные узденья.
3-е. Степенные личные княже¬ские узденья, называемые пшекау.
4-е. Степенные узденья узденские – уздень шатлохуса, они стар¬шие по званию княжеских узденей.
5-е. Чагары, сих имеют под по¬кровительством князья, то есть как холопьев.
6-е. Чагары узденские, коим по¬ложено иметь их.
7-е. Всякого роду холопья как княжеские, так и узденские, кои живут у своих господ.
8-е. Отпущенники князьями, узденьями на волю по выкупу или по согласию.
Народ кабардинский разделен от Иналовых детей на четыре фамилии:
1. Бекмурзина,
2. Кайтукина,
3. Мисостова,
4. Атажукина.

Какие князья от узденей имели пользы, а узденья от князей

1-е
Первостепенные узденья, где бы ни находились, по извещению кня¬зя явились бы к нему для совета и находятся с ним вместе столько времени, сколько князь похочет.
Таковые советы во¬все отменить, пото¬му что узденьями и князьями собрания делать воспрещено, но в уважении к князю не препят¬ствовать.

2-е
Когда князь поедет в Персию, Россию, Турцию или куда еще, с ним едет один первостепенный уздень, ему дается особенное от князя место как почетному челове¬ку, хотя бы старшие его были люди летами, он пред ними преимущество имеет, и его он, князь, награждает более прочих подарками по своему обычаю; прочие же за тем узденья как в наказаниях, так и уважениях есть у князя равны, и во время на¬хождения при князе всякий уздень получает достаточные награды от своего князя, смотря по заслугам.

3-е
Узднья пшекау, то есть кныжеские, все то исполняют, что князь прикажет, они не воде холопьев, но и не равняются с узденьями и служат князю, ежедневно безотлучно исполняют домашний порядок и унимают но приказанию князя всякие невежества случиться могущие и соблюдают благопри¬стойность, чтобы все были послушны, а князь их зашатает от всяких несправедливых обид по обычаю и за них выступается, и за то с ви¬новных по обычаю взыскивает, и народ то терпеливо сносит и не может ничему противиться, что князь сделает: право или не право на то есть его воля.
Кабардинские узденья не иначе должны вознаграждения получать как по заслугам правительству, а не по степеням; ибо ныне Кабарда состоит уже под управлением оного, и что название первостепенных не что иное, как пра¬во сильного, а не по заслугам.

4-е
Ежели с кем-нибудь уздень пшекау будет ссориться и его за то убьют в той ссоре, князь за то вступается, и когда убиец не удов¬летворит родственников убитого по обычаям, то князь ищет мщения за кровь убийством и берет за одного с виновного три семьи, в каждой чтобы было по девяти душ: из коих отдает князь два семейства ближним родственникам убитого, а тре¬тье берет себе; когда же случится такой убиец, что у него нет девяти душ, то все семейство и имущество подвергается ограблению и про¬дается по разным местам.
По силе проклама¬ции бывшего кор¬пусного командира генерала Ермолова, смертоубийство за¬прещено, н убийца подлежит законно¬му суждению

5-е
Чагары княжеские должны с каждого дома всякий день нахо¬диться верхом с князем на соб¬ственной лошади и с оружием, а в случае помогает в том князь, и все приказания князя исполняет, когда из сих чагаров, кто будет убит в ссорах, то за них с виновного взы¬скивается девять душ в пользу родственников убитого, а князь из того ничем не пользуется.
Чтобы князья впредь чагаров не употребляли в те случаи, от которых могут преследовать худые последствия, а за смертоубийство предавать суду.

6-е
Все узденья без насильства слу¬жат по доброй воле князьям и по¬лучают за то достаточную награ¬ду: из оружия, лошадей, скота и холопьев; смотря по усердию каждо¬го.
Каждый уздень, по обряду, может из доброй воли делать князю уважение.

7-е
По переселении князей на дру¬гое место, то узденья, ему принадле¬жащие, с ним переходят и живут в недальнем расстоянии от их аулов, сие относится до переселения до Кабарды, а когда князья пойдут в другие места – за Кубань и далее, то узденьям оставаться в Кабарде, народ их удерживает от переселе¬ния, хотя бы они и пожелали идти с князьями их, но не пустят; а од¬ному князю дается свобода выхо¬дить из Кабарды куда хочет; равно когда уздень от князя обижен или не получает назначенных подарков, тогда уздень вправе от князя пере¬селиться на другое место.
Ежели уздень, чагар и холопья оставят уважение к своему князю, и у него что украдут, взыскиваются с них штрафы.
Когда кто украдет у князя из дому лошадь из чьих бы то ни бы¬ло узденей и холопьев, и в том изобличен будет, виновник платит князю восемь лошадей своих, девя¬тую обращает его назад, или еще одну холопку или холопа из лучших. Таким же порядком взыскивается и с того, кто учинит у князя кражу лошадей из табуна, считая за каждую лошадь по 8-ми и 9-ти ту, которую украл и по холопу или лучшей холопке; сколько бы ни было лошадей украдено, за все так платят.

Таковое переселе¬ние князьям и уз¬деньям самовольно на другие места сле¬дует воспретить, а должен всякий пред¬варительно испра¬шивать на то себе у местного начальни¬ка позволение, и каждый обиженный обязан просить за¬щиты и удовлетво-рения по началь¬ству, а штрафы во¬все уничтожить, предавая виновных за то особому взы¬сканию на общих правилах.

8-е
Кто к какому князю едет из других мест и, не доезжая князя, будет ограблен на дороге, а воры будут узнаны, то взыскивается с во¬ра за бесчестье за одну лошадь 8 лошадей и холопка за то, что ограбил едущего к князю.
Грабители лиц, имеющих билеты от начальства, должны быть судимы по законам, а не штрафованы. Если же ограбленный окажется вор и без письменного вида, то ограбленные у него вещи следует оставить в поль¬зу того, кто у него их отнял, дабы тем приохотить и других людей к поимке та¬кого роду хищни¬ков.

9-е
Когда князь узнает у кого хоро¬шую охотничью собаку, то вправе взять оную, и кто воспротивится указанию его, с него взыскивается штраф: пара быков. Князь же по получении собаки, видя ее доброту, платит сколько пожелает хозяину за собаку.
Князьям не дозво¬лять без платы ни у кого отбирать со¬бак и штрафов за неотдачу оных им не платить.

10-е
Таким же порядком делается, когда князь узнает у кого есть бар¬сучья нагалища, то может взять, и за сопротивление, кто откажется, штраф как за собаку.
Это также я при¬знаю несправедли¬вым.

11-е
Ежели князь по каким-либо причинам захочет у узденей или чагар взять баранту, а уздень или чагар в том воспротивится и у кня¬зя баранту на дороге отнимет на¬зад, за то платить князю одну хоро¬шую холопку и пару волов. А в ба¬ранте делается народное разбира¬тельство, буде князь неправильно оную взял, то отбирается и отдает¬ся по принадлежности хозяину, но все он платит сказанный штраф, хотя бы и прав был, но за непови¬новение к князю не избавляется от штрафу.
Князья ни от кого не должны отбирать баранту п налагать штрафы без разбирательства суда и утверждения на¬чальником Кабарды от суда журнальной записки.

12-е
Князь имеет право брать у сво¬их подданных и узденей кто имеет баранов, и ежели они и чужие, чьих принимали к себе, с каждого дому в год по одному взрослому барану и по ягненку, с тех кошей, которые принадлежат узденьям князя и под-властным. кои поступают на продо¬вольствие князя и дому.
Обряд сей вовсе уничтожить, как не соответствующий пользе народной.

13-е
Узденья, чагары и прочие воль¬ные люди если терпят от своего князя какую обиду, то жалобщик имеет право тайно уйти от своего узденя к князю, какому хочет, и просить разбирательства, каковое князь делает, и по разбирательству прикажет господину, ежели жалоба на него справедлива, чтобы он об¬ходился лучше, и тогда просящего обращает по прежнему к господину, что может повторять несколько раз, если предвидеть будет и после притеснение.
Обиженные своими узденья ми не долж¬ны тайно уходить с семействами к другому князю и про¬сить у него защиты и покровительства, а обязаны о том по¬давать объявления местному в Кабарде начальнику или суду, ибо от сего происходят ссоры и междоусобия, ибо некоторые из князей, жалующихся на господ своих продерживают у себя по году и более, и господа оных вы¬нуждены бывают чрез то просить дру¬гого сильного князя о помощи им, от че¬го бывают между этими князьями смертоубийства.

14-е
Когда князю нужны лошади ка¬ким-либо его товарищам, кои не имеют лошадей, он может из табу на узденей чьих бы ни было взять лошадей, ездить на них, но не слишком измаривать, и потом, по¬ездивши, обращать взятых лошадей по-прежнему в табун, а буде из них какая от изнурения падет, то князь за нее платит хозяину такую же ло¬шадь.
Если князю для какой-либо надоб¬ности нужны лоша¬ди, то он отнюдь не смел бы брать оных без платы и без со¬гласия хозяина.

15-е
Едущие в партии, к наказанию за какие-либо причины других народов горских, кабардинцы ра¬зобьют и возьмут у них добычу людьми, скотом и прочим, в то время престарелому князю, хотя бы он не был в партии, дается из лучших один человек, а когда людей в до¬бычу не достанется, то, чего чело¬век стоит, дать князю скотом и прочим, остальные добычи делятся по частям, кто был в партии.
Кабардинские кня¬зья в прежние вре¬мена имели в под¬данстве у себя… других горских на¬родов, и в случае неплатежа из них кем-нибудь податей своему князю, тогда князь этот пригла¬шал для помощи се¬бе других князей и прочий кабардин¬ский народ, состав¬ляя партии, ездили для получения до¬бычи от неплатящих оные людей, но ны¬не же все эти наро¬ды состоят уже под русским управле¬нием, то этот обряд нужно вовсе уничто¬жить.

16-е
Если подерутся два человека, чьи бы ни были, в лице князя на улице, во дворе, в доме, тогда за¬чинщик драки платит штраф князю одну холопку за несоблюдение бла-гопристойности к князю, что сме¬ли при нем драться.
Драки и ссоры, по прокламации гене¬рала Ермолова, строго запрещены, но за всем тем если бы кто с кем из ка¬бардинцев поссорил¬ся или подрался, и в особенности при князе, то таковых следует черный на¬род наказывать те¬лесно, а узденей арестованием, смот¬ря по мере вины, а не взысканием штрафа.

17-е
Ежели кто будет со служанкою князя иметь прелюбодеяние и из¬обличаться, платит штраф холопку хорошую.
Если кто будет со служанкою князя иметь прелюбодея¬ние, то таковых я полагаю предавать суждению власти духовной, но чтоб по силе проклама¬ции генерала Ермо-лова отнюдь при том разбирательстве не осуждать винов¬ного к смерти по магометанскому за¬кону.

18-е
Во время бытности князя в чу- 5КИХ краях за Кубанью или другом шесте, и что получит в подарки де¬лит оные узденьям своим постепен¬но, кому что следует.
Князья в чужие края не должны без позволения отлу¬чаться, делание кня¬зьями подарков уз¬деньям своим зави¬сит от их воли.

19-е
Полученный калым князем за дочь при выдаче ее в замужество, из коего дается часть его узденьям, и разделяет постепенно кому что следует.
Раздел, полученный князем калыма, при выдаче в заму¬жество дочери зави¬сит от собственного его усмотрения, так ровно и княжна, не имеющая родите¬лей, полученным ка¬лымом распоря¬жается по-своему усмотрению.

20-е
Когда князь вздумает жениться, тогда в калым за невесту помо¬гают ему платить его узденья, смот¬ря по состоянию.
Когда князь будет жениться, то для платежа калыму за невесту не должен требовать настоя¬тельно от узденей помощи; но если будет их доброе на то желание, то в том им не препят¬ствовать.

21-е
Калыму берет князь за дочь: 1) лучший панцирь, стоящий двух крестьянок; 2) другой панцирь по¬хуже, стоящий одной холопки; 3) налокотники, стоящие одной крестьянки; 4) еще налокотники и шишак, стоящие одной крестьянки; 5) саблю, стоящую служанки; 6) саблю похуже; 7) пять лоша¬дей, из коих первая стоила непременно одной служанки, а прочие похуже и без цены, но только на выбор, и когда прописанных вещей и лошадей не сыщет, то платит служанками.
Калым этот самими кабардинцами еще в 1807 году умень¬шен, и о чем будет ни значиться.

22-е
Когда князь умрет и останутся долги на нем кому бы то ни было, и он их при жизни не заплатит, то тот долг остается без платежей и наследники за то не ответствуют.
На будущее время при отдаче князю в долг денег или чего другого всякий дол-жен получить от не¬го заемное письмо, засвидетельстванное в суде, и в случае если он при жизни своей долг уплатить не смог, то по самой смерти его кредитор должен представить о том в судебное место, и тогда сле¬дует прежде раздела имения наследника¬ми отчислить из оного часть, буде таковое есть, на уплату долга и удовлетворить заимо¬давца, но если име¬ния никакого не осталось, то с наследников взыски¬вать долга уже не следует.

23-е
Когда князь находится у карабулаков, назранов, ингуш или у тагаурцев, и если князь кого пошлет по какому делу, а посланного ра¬нят и не послушают, за что виновный князю платит 15 штук лошадьми, саблями, ружьями, шашками, пистолетами так, чтобы каждая штука стоила непременно одной крестьянки. Князья права не имеют, по обычаю народа, обижать узденей беспричинно.
Обыкновение это во¬все упразднить, как пояснено в 15 пунк¬те.

24-е
Князья женятся на княжеских дочерях, а узденья на узденских, вольные на вольных, холопья на холопках, чагары у чагаров берут, по желанию же родителей и холоп может брать у вольного, а чагары у холопьев.
Князьям и узденьям на будущее время можно дозволить жениться по жела¬нию их на ком они хотят, например, князь на узденской дочери. а уздень на княжеской, лишь бы было согласие на то родителей, же¬ниха и невесты.

Особенности чагаров и холопьев к своим господам

Холопья исполняют в полной мере все приказания господ и работают безотговорочно, что велено.
Оставить по-прежнему.
Чагары платят годовую подать господину своему и работают по нижеследующему положению в народе:

1-е. Когда крестьянин будет в пашне иметь две пары волов, тогда обязан своему господину в год отдать три арбы обмолоченного проса, а при неурожае н недостатке ничего не давать, а кто будет па¬хать одною парою, то на том же основании дать господину одну ар¬бу, то при урожае и доставке, а когда три пары будет в пашне, дать четыре арбы проса.
Оставить по-прежнему.

2-е. Семенами господина каждый дом из крестьян ежегодно засевает земли на один тулук проса, потом отдать готовым господину; в работе к прокормлению припасы должны быть господина в доста¬точном количестве; а когда таковых не будет давать, крестьяне свободны от работы.
Оставить по-прежнему.

3-е. В сенокосное время должны господину крестьяне работать три дня – косить, а два дня убирать скошенное и в стоги класть с по¬мощью дворовых холопьев, возку сена производить в кутани или до¬ма дворовым холопьям, а крестьянам перевозить только то, что на¬косили и в стога поставили, исклю¬чая из того тех холопьев, кои в первый раз пошли еще в лето, ко¬их прежде малолетству баранщики, табунщики и муллы и крестьяне у кого есть холопья; в случае же, когда господин не захочет косить по каким либо причинам или не дает к прокормлению рабочим про¬визии, тогда его крестьяне обязаны дать ему с каждого двора по 7 арб готового сена, как не делали ему покосу.
Оставить по-прежнему.

4-е Дров давать господам – по восьми арб с двора сие делать, ес¬ли возможно возить дрова по месту положению из гор. Когда в том будет препятствие, то обязан каждый дом доставить господам 15 толстых брусьев, годных к строению, возить их зимой волоком волами.
Оставить по-прежнему.

5-е. Как прежде было позволе¬ние кабардинцам ездить на линию за солью, то всякий, кто поедет из его крестьян на собственных своих быках, обязан дать господину по сяпетке соли с быка, а кто таковых не имеет и поедет на выпрошенных у кого либо быках, тем господам ничего не давать; кто же будет ехать на конных арбах, также на своих, а не выпрошенных, тому дать господам по одной сапетке с арбы, а кто на чужих лошадях, то таким же порядком ничего не да¬вать.
Оставить по-прежнему.

6-е. Кто будет делать железо, то из сделанного отдаст в год с двора по одной полосе.
Оставить по-прежнему.

7-е. В случае понадобится князю дом большой с кухней, а сно¬хе, малый, обязаны безотговорочно строить крестьяне, а мазать женщины их, а глину возить и делать дворовым людям.
Оставить по-прежнему.

8-е. Огородные плетни делают крестьяне обще с дворовыми людь¬ми, чистить в саду траву женщинам крестьянкам, по одной из дома в лето один раз.
Оставить по-прежнему.

9-е. Плетни около всего дома, где нужно, должны делать крестьяне без дворовых холопьев, колья возить и хворост на крестьянской скотине.
Оставить по-прежнему.

10-е. Кто имеет из крестьян девочек-дочерей, при выдаче их за¬муж отдается из получаемого за нее калыма господам с каждой девки по три скотины посредственных, а не выбирать лучших. Госпо¬да же обязаны девке сделать при выдаче замуж с получением трех скотин шелковый кафтан, а когда оного не дает, то и ему не давать одной скотины, сие поступает на кафтан.
Оставить по-прежнему.

11-е. В бывшие в году два праздника рамазан и курбан делать господам бузу из своего проса, посуда господская.
Оставить по-прежнему.

12-е. Кто будет иметь из кре¬стьян пчел, тот сначала три года господам ничего не дает, а по прошествии трех лет, когда от одной сапетки составится три, все они отдаются, а когда в хороший год будет более трех сапеток, то все остаются в пользу водившего; ког¬да же нехороший год к пчелам и мало роев, то отдать только госпо¬дам одну матку или две сапетки, как случится.
Оставить по-прежнему.

13-е. Крестьяне, жившие сов¬местно несколько братьев при по¬желании разделиться обязаны да¬вать господам по 40 баранов с яг¬нятами; сие сделано для того, что¬бы не делились врозь, а жили вме¬сте, а кто баранов не имеет, тот и делиться не вправе.
Оставить по-прежнему.

14-е. Если прибудет к господам в дом из женского полу гостья, бывшую при ней услугу и волов прокармливают крестьяне.
Оставить по-прежнему.

15-е. Когда кого из крестьян гос¬пода другие убьют по мщению или другому чему, по азиатскому обы¬чаю, платить за убитого двух че¬ловек, по получении коих один бе¬рется тем, чей убитый, а другой господином.
Оставить по-прежнему.

16-е. Таким же порядком, когда н холопа господа убьют какого чужого, в то время платится за уби¬того человека один господам, а дру¬гой семейству убитого.
Оставить по-прежнему.

17-е. По взятии кого из крестьян где-либо в плен выручать выкупом из оного: половину господам, а другую – чей пленный.
Оставить по-прежнему.

18-е. Господам крестьяне дают в поездку лошадей, кто имеет, в то только время, когда они праздны, а когда нужны, куда к поездке или по другим надобностям хозяину, то оных не давать, и господа не впра¬ве насильно брать оных у крестьян; когда же из взятых лошадей гос¬подами будет украдено, загнано или от другого случая падет, в то время господа за то производят крестьянину плату.
Оставить по-прежнему.

19-е. Кто зарежет из крестьян рогатую скотину собственную, а не подаренную, тот обязан, сваривши, переднюю лопатку принести госпо¬дам.
Оставить по-прежнему.

20-е. Во время рамазана, то есть поста, всякий крестьянин с двора должен в одну ночь куша¬нье и питье принести господину приличное состоянию его, не свыше меры крестьянину.
Оставить по-прежнему.

21-е. Кто имеет из крестьян ба¬ранов, обязан дать господину единожды в год, когда бывает заго¬товление копченой баранины в де¬кабре месяце, с двора по лопатке баранины.
Оставить по-прежнему.

22-е. После уборки хлеба кре¬стьянами по возвращении с работы каждый крестьянин должен дать господину с двора по кувшину бу¬зы и по одному большому просяно¬му чуреку.
Оставить по-прежнему.

23-е. При всяком делании бузы много или мало крестьянин обязан отнести один кувшин своему господину.
Оставить по-прежнему.

24-е. Если пожелает господин строить вновь дом или поправить, крестьяне оный делают, а старое бывшее у него строение от дому, годное и негодное, берут себе кре¬стьяне на надобности.
Оставить по-прежнему.

25-е. Когда господин поедет на поминки к родственнику, тогда арбы с волами должны по очереди дать крестьяне.
Оставить по-прежнему.

26-e. Если пожелает господин выбрать из крестьян табунщика, взять может; только давать по выбору табунщика жеребенка лучшего в год из того числа сколько он пас лошадей; одежда у табунщика своя, и уничтожается из подати с него одна арба проса, а когда зимою господин режет кобылу для пищи, то внутренность и шея вся табунщику отдается, а только малое число из внутренностей берет господин.
Оставить по-прежнему.

По всем прописанным статьям кто окажется невыполнительным, обязан заплатить за всякое невыполнение своему господину быка.

Народное условие, сделанное 1807-го июля 10-го после прекращения в Кабарде заразы в отмену прежних обычаев.

1-е. Убавлен калым при взятии в замужество княжеских дочерей; платить за девку 500 рублей серебром на скот по оценке или оружием, а ежели будет вдовая, то калыму 300 руб.
Оставить сей предмет, как он есть.

2-е. Узденьям первостепенным платить калым за девку 350 рублей, за вдову 200 рублей по оценке на скот лошадьми и вещами.
Оставить на прежнем положении.

3-е. Меньшие узденья за девку – 220 рублей, за вдову – 150 рублей серебром.
Оставить на прежнем положении.

4-е. Вольные за девку 150 – рублей, за вдову – 100 рублей серебром.
Оставить на прежнем положении.

5-е. Княжеских, узденских и вольных дочерей насильно не брать, а не так, как прежде было: кто какую девку заметит хорошую, мог самовольно брать самым разбоем, за что происходили, кроме ссор, убийства, и кто насильно ваял девку, тот только платит калым сродникам, что и отменяется, потому что без согласия родственников и без венчания муллы своего аула никто ни у кого девки взять не вправе, а кто, противясь сему, возьмет девку буйством, тогда подвер¬гается штрафу 100 рублей серебром, а мулла, ежели посторонний а то вмешается, штрафуется 30 рублями серебром.
Правило, изложенное здесь, я полагаю оставить на прежнем основании; но только по силе прокламации генерала Ермолова, взысканный штраф должно записать в шнуровую книгу, хранить в суде для разных в оном потреблении.

6-е. Никто бы утаенно не просил кадия, а ответчик и истец должны просьбы свои чинить оба, в чем дело требует от кадия решение, а когда кто будет у кадия просить один объявления преждевременно о деле, чем может кончиться, тогда просивший одного подвергается штрафу 20 рублей серебром, и кадий тому ж штрафу подлежит, когда к тому приступит, каковые штрафы берет я пользу свою валий.
Правило это, по прокламации генерала Ермолова, уничтожено, и разбирательство такого рода дел предоставлено суду.

7-е. По явке к кадию просителя в ответчика в каком деле, кадий приказывает к доказательству поставить свидетелей, кои должны представиться чрез 15 дней, а когда в те дни свидетелей не пред¬ставит, отказывается ему в прось¬бе, хотя бы после 15 дней и представит свидетелей.
По прокламации генерала Ермолова, разбирательство дел предоставлено суду.

8-е. Когда прежде какое дело было решено шариатом или третей¬ским судом, или по согласию, – тог¬да в таковых делах не возобнов¬лять просьбы и разбирательства не делать.
По прокламации ге¬нерала Ермолова, старые дела возоб¬новлять далее 10-тн лет не велено, и я полагаю так как у кабардинских наро¬дов письменных ак¬тов не имеется и с 1822 года многие из них бежали, и в свидетели нужных людей не имеется, то нерешенные дела далее 15-ти лет во¬все не возобновлять.

9-е. Когда решил один ефендий в каких делах, то недовольная сто¬рона не вправе просить другого ефендия перерешать, к чему он и приступить не может, равно не вме¬шается в деле кабардинцев посто¬ронний эфендий из кумык и про¬чих, а который к тому приступит, подвергается штрафу 100 руб¬лей серебром.
По прокламации, разбирательство и решение дел пред¬ставлено суду, а не довольному реше¬нием оного предо¬ставить просителю или ответчику про¬сить начальника Кабарды.

10-е. Прежде были в Кабарде две махтемы, то есть суда, один в Мисостовой и Атажукиной фами¬лиях, другой Бекмурзиной и Кайтукиной, и одна другому не препят-ствует в разбирательствах, а вся¬кий судит своих народов, разве по¬ступят просьбы по каким не требуется ответчик, а решается дело по просьбе просителя.
По прокламации, махтемы уничтоже¬ны, и учрежден для разбирательства дел в Кабарде времен¬ный суд.

11-е. По решению шариата, ви¬новный обязан платою претендателю в назначенный срок, а когда сего не выполнит, долг взыщется чрез продажу имущества и сверх того берется с виновного 20 руб¬лей серебром штрафу.
По прокламации, решение дел представлено суду, а ис¬полнение решения экзекутору, который обязан, если в на¬значенный судом срок ответчик не уплатит претендателю долга, взыскать с ответчика и удо¬влетворить просите¬ля.

12-е. Кто имеет пчел, сеет про¬со, водит баранов, с коего должно отдать с меда и проса 10-ю часть, из баранов 40-го, из рогатого 30-го, из товаров и из денег сороковую часть, кои по получении эфендий делит по частям, одну себе, другую дьякону и третью бедным, и все по ровной части, и ежели нужно, то и сам валий требует народного по-собия.
Представить сбор ежегодных десятин в пользу бедных на¬рядчику, мулле и двум хорошим ста¬рикам, возложив на них ответственность за раздачу оных, и во всем отдавать отчет старшему в фа¬милии князю.

13-е. Запрещается кабардинцам брить бороду, курить трубки с та¬баком, и не сеять совсем табак.
Это зависит от доб¬рой воли каждого, не состоящего в службе.

14-е. Когда кто умер, прежде всего положения и приказания дан¬ные его детям или родственникам не помнят, то обязан с объявлением сего установления выполнить.
Как это относится до религии, то предо¬ставить в подобных случаях делать наставления умираю¬щему правам духов¬ным.

15-е. Кто будет обижать эфендиев, мулл, живущих в аулах, то их обязан во всем защищать, как сильный, эфендий, в махтеме при¬сутствующий.
Всякий обиженный обязан искать защи¬ты от начальства, и обидчик не должен оставаться без нака¬зания по мере вины.

16-е. Когда мулла решит дело в ауле, то остается равным как бы решено в махтеме, и никто оному противиться и перерешать не может.
По силе проклама¬ции генерала Ермолова, все решения дел подлежат суду, а не муллам.

17-е. С бедных в аулах живущих людей, о коих будет владелец и эфеидий свидетельствовать, то с них положенных народом податей не требовать.
Обряд сей оставить на прежнем положе¬нии.

18-е. За черных девок платить калыму 160 рублей серебром и вен¬чать по решению с согласия при родственниках, не так как прежде происходило самовольство, что дев¬ки уходили замуж, за что хотя бы¬ло народ и думал таковых с при¬житыми детьми взять и отдать тем владельцам, чьи девки; но оставле¬но оное без исполнения, дабы не последовало от того разорения и самого бунта.
Этот обряд оставить по-прежнему.

19-е. Прежде учреждения махте¬мы решенные дела хотя бы не¬правильно не возобновлять.
О невозобновлении дел много изъяснено в 8-м пункте.

20-е. С учреждения махтемы сколько окажется нерешенных дел, – разобрать, и дать обижен¬ным удовлетворение, исключая чер¬ных, коих решает и усмиряет без замедления один валий и депутат, и в будущее время всякое дело в Кабарде решать по шариату, кроме черных, кои на то не согласны.
О невозобновлении дел много изъяснено в 8-м пункте.

21-е. Князь от узденя права не имеет требовать назад подарков, ему данных с давних времен; толь¬ко не воспрещается узденю их добровольно отдать.
Как подарки кня¬зьями узденям де¬лались за их услуги и приносимые поль¬зы, следовательно, и отбирать обратно оных не следует.

22-е. Уздень не имеет права переселяться в другое владение князя, а всякий уздень должен жить близ князя своего аулом хо¬тя но вместе.
Не только уздень, но н самый князь, как состоит под рус¬ским управлением, не имеют права са¬мовольно пересе¬ляться в другие ме¬ста, а обязаны испрашивать на то разрешения у мест¬ного в Кабарде начальника.

23-е. Отпущенные князьями и узденьями люди на волю не вправе отходить из их аулов в другие, а должны жить в оных как сами, так и произошедшие от них дети и прочее.
При отпуске госпо¬дами на волю лю¬дей следует снаб¬жать сообразно рус¬ским узаконениям актами, во избежа¬ние могущих про¬изойти в случае смерти отпустивше¬го со стороны род¬ственников его спо¬ров.

24-е. Узденский уздень после смерти своего узденя избирает себе остаться у родственников ли того умершего узденя или его князя, а в другое место по фамилии отойти не может.
После смерти 1-й степени узденя принадлежащий ему уздень 3-й степени, называемый уркшаватлихуса, право имеет себе узденскую дань вновь тре¬бовать прямо по обряду от князя, ко¬торому принадлежал умерший или родственнику умершему, тогда, когда он есть принадлежащий князю фамилии, к кото¬рому принадлежит умерший.

25-е. Имения, оставшиеся после умерших, не разделенные за 40 лет до махтемы, позволяется разделить таковые по наследству кому что следует.
По магометанскому закону, предостав¬ляется мужьям, взя¬тых в замужества жен, в случае прои¬сходящего между ними несогласия брать других, то же¬ны при выходе за мужей оставляют доставшуюся им часть из имения по¬сле родителей у брата без всякого акта, за 40 лет нарочито до узнания о согласии с мужем, чрез то впо¬следствии с брать¬ями бывает спор; по чему я полагаю после смерти роди¬телей немедленно делить имение и женскому полу на доставшуюся часть делать законные ак¬ты.

26-е. Прежнее самовластие кня¬зей, как-то: в больших поборах с народа, штрафы убийства, что бы¬ло до учреждения махтемы, сим постановлением уничтожены, кроме сбора порции с народа скотом, ко¬торая поступает в махтему.
Сбор порции с наро¬да лучшим признаю отменить, потому что членам суда производится от каз¬ны жалованье.

27-е. Махтема есть суд, в коем старший судья валий, под валием князья два или три, прочие ж из уздений, очередуясь каждый по три месяца, а князья таковой в суде не ведут; а всех 12 членов, в том числе секретарь и кадий.
Махтема уничтожена, а учрежден временный суд, относительно же членов оного суда много в дополнительном проекте подробно изъяснено.

28-е. Если уздень по ссоре с князем ранит его лошадь по не¬чаянности, в то время уздень обя¬зан князя удовлетворить пятью ду¬шами крестьян, пятью лошадьми и пятью ружьями. Когда уздень, по¬ссорившись со своим чагаром, его убьет, то обязан семейству убитого дать человека, или брата убитого отпустить на волю.
По прокламации ге¬нерала Ермолова, этот обряд уничто¬жен.

29-е. Когда уздень обидит в чем-либо чагара своего, в чем он будет просить на него разбирательства в обиде, в то время обиженный чагар остается свободным от услуг, поку¬да кончится разбирательство; про¬чие же чагары не малого ослуша¬ния господам не делают, а служат по обыкновенному порядку.
О обиде должен каждый просить по начальству, ныне поставленному.

30-е. Если холоп или чагар иметь будет подаренный им от род¬ственников скот, то князь или уздень не вправе от него ничего брать как собственность; в случае же дабы кто не сказал напрасно, что он имеет подаренное напосле¬док господин утверждает, что та скотина не подаренная, а собствен¬ная, в таком случае холоп или чагар к оправданию своему обязан указать родственника, кто ему ту скотину подарил, к чему тот род¬ственник бывает вызван и обязан в справедливости присягать; а когда сего не пожелает, то правда лежит к стороне господина, в то время вправе он скотину у чагар или хо¬лопа отобрать; когда же вызван¬ный родственник присягнет, то у холопа или чагара скотины уже бу¬дет не вправе отобрать.
От подаренной род¬ственниками жене холопа скотины (на¬зываемой дыщрик) через несколько лет расплаживается до¬вольное число ско¬та, так что бывает, штук до 30-ти и бо¬лее; господин этому не верит, чтобы у холопа был тот скот собственный, а при¬знает его своим; хо¬лоп, не имея пись¬менного доказатель¬ства, спорит с госпо¬дином голословно, и от того бывают многие ссоры, и по¬тому на будущее время необходимо, чтобы при подарении родственниками жене холопа скотины были деланы должные расписки для доказательства и после того, какой будет от скотины приплод, свидетельствовать каждый год кому-нибудь из соседей и о том, сколько есть у хо¬лопки приплоду той скотины, объявлять господину, и тогда холопка беспрепят¬ственно, по суще¬ствующему обряду, может пользоваться свободно скотом.

31-е. Когда чагар иметь будет жену и калым заплатит собственно сам, без помощи его узденя, в то время чагар, если жена в чем ему не понравится, вправе ее согнать или отпустить, в чем ему препят¬ствие не делать, исключая из сего холовьев, кои женитьбу производят платежом калыма на счет господ, тогда уже холоп хотя бы ему жена и не показывалась, то согнать ее воли не имеет; холоп дочь свою выдает за другого холопа, но брать за нее не может, а получает оный господин.
Если при женитьбе чагары, то есть кре¬стьяне, калым за¬платили сами, а не господин его, – должны на это иметь письменное доказательство; но холоп, как дворовый человек; не вправе уволить или согнать жены своей.

32-е. Если чагар украдет что у узденя своего из скота, тогда вора отдать господину а скотину обра¬тить, если же когда у вора будут братья или другие родственники и пожелают выкупить его от господ, то уплатить за то 150 рублей серебром, или что осталось по оценке от скотины.
Чагара за воровство у своего господина лошадей или друго¬го скота, по наказании но мере вины, оставить на преж¬нем звании, а не от¬делять от семейства.

33-е. Когда холоп или чагар в какой-либо просьбе не просил на господина своего князя, и бежит за Кубань или в Чечню, в то время ежели сыщет его господин, то волен его продать куда хочет, и родственники за то не имеют права выступиться как за беглеца от родственников; а когда таковые есть и жили с ними, то имение остается у них.
Чагар или холоп за побег от господина своего и родственников, по мнению моему, в пример другим к удержанию от побегов должен лишиться обряда, и господин может сделать из чагара холопа, а из холопа прислугу.

34-е. Если чагар до того обеднеет, что не в состоянии господину своему уплатить положенной пода¬ти, то таковой должен служить у господина в дворе наравне с хо¬лопами; скот же господин не вправе отбирать, и когда он от своего ско¬та получит прибыток и на оные ку¬пит себе жену, в то время господни его не вправе иметь дома, а отпу¬скает с женою по-прежнему жить особо, и чагар платит господину го¬довую дань.
Оставить по преж¬нему обряду.

35-е. Когда господин поможет чагару в платеже калыма за жену, в то время чагар не вправе жену сослать или отпустить.
Оставить по преж¬нему обряду.

36-е. Если чагар в доме у госпо¬дина исправился и в состояния жить своим домом, тогда он волен то учинить и забрать свой скот, ко¬торый привел к господину, а когда таковое нажил в бытность у госпо¬дина в доме, ничего ему не дается, а оставляет господин у себя.
Оставить по преж¬нему обряду.

37-е. Уздень волен из холопей сделать чагаров, дав ему на первый раз к домашнему обзаведению па¬ру волов, пару коров, котел и во¬семь тлуков.
Оставить по преж¬нему обряду.

38-е. Буде уздень иметь в доме холольев, из них есть чагар, а про¬чие издревле холопья, кои исправ¬нее чагара состоянием; хотя бы и пожелали быть чагарами, чего уз-день не вправе сделать, а пускает преимущественно из них чагара, хотя бы и беднее был холопьев со¬стоянием.
Оставить по преж¬нему обряду.

39-е. Чагар или холоп, когда возьмет из служанок своего госпо¬дина жену, то он обязан к ней ночевать ходить в дом, где она жи¬вет, а к себе не брать; а когда произойдут от него дети, то принад¬лежат господину. Как мать, так и чагар не вправе называть сыном или дочерью, а сии именовать их законными родителями, как такая жена не считается законною.
Оставить по преж¬нему обряду.

40-е. Когда у холопа жена ока¬жется распутного поведения, как-то: прелюбодейницею, воровкой и не повинуется мужу, от чего про¬исходить будут между ими ссоры, то холоп бросает ту жену, а госпо¬дин буде не в состоянии исправить, тогда холопку продает куда хочет, и буде деньги возьмет излишне, что заплатит за калым, то половину из них берет себе, а другую отдает то¬му, от кого та холопка взята, а хо¬лопу приискивать другую жену. Когда же господин тех денег, что заплатил за распутную холопку, при продаже взять не может, то требует вдобавок к проданной 50 рублей серебром, с того, чья была холопка.
Оставить по преж¬нему обряду.

В дополнение кабардинских обрядов. Преимущество узденей Куденетовых

1–6-е. Когда кто из Куденето¬вых дает кому-нибудь слово в каких обещаниях или безопасностях, тог¬да одного из князей и узденей никто не вправе нарушить, а кто сему поступит противно, строго за то будет оштрафован.
Обещание в без¬опасностях значит, по существующему обряду кодоо , кото¬рый защищает ви¬новного, безопасно водворяет в Кабар¬де возвратившегося жителя из бегов. По прокламации гене¬рала Ермолова, бег¬лецы должны лично являться к началь-нику в Кабарде, про¬сить пощады и доз¬воления водвориться на прежнем жи¬тельстве.

7-е. Кто из Куденетовых поедет с князем и вступится с другим кня¬зем, будут по друг другу на дороге стрелять, и Куденетов за своего князя выступится, и хотя убьет другого князя, то мщения Куденетову не будет, и падет таковое на князя с коим Куденетов был.
Этот обряд уничтожен.

8-е. Если добыча будет достата в других местах… кабардинцам принадлежащих, из оных давать Куденетову без всякого счету ло¬шадь лучшую, сие тогда делается, когда из Куденетовых кто будет находиться в партии.
Этот обряд уничтожен, как в 15-м пункте пояснено.

9-е. Кто у Куденетовых украдет лошадь с двора или табуна и в том будет обличен, платит Куденетову три лошади за каждую.
За всякое воровство следует с виновным поступать по законам.

10-e. Когда князь женится, то к узденьям Куденетовым без согла¬сия не вправе своей жены отдавать на время.
Когда князь женит¬ся, то, по обряду, после обвенчання жену свою не берет к себе в дом, а оставляет в доме на год у своего узденя (называемого тешериш), и который обязан содержать ее на свой счет, по про¬шествии же года уз¬день, одевши оную прилично, доставля¬ет тому князю, ко¬торый за то делает ему значительные подарки; каковой обряд я полагаю оставить по-прежнему, но только чтобы на это было добро-вольное каждого уз¬деня согласие на принятие к себе в дом жены князя.

11-е. 3-й степени узденьям Ку¬денетовым за обиду от князей и узденей производить удовлетворе¬ние саблею и лошадью.
Оставить по-прежнему.

12-е. После умерших чагар име¬ние детей следует отдавать братьям н другим ближним родственникам, а узденям в имение, скотоводство н детей не вмешиваться, таким же порядком поступать следует и с дворовыми.
Это значит, чтобы оставшихся после умерших чагар де¬тей, которые не в состоянии платить господам податей, отдавать родствен¬никам их до совер¬шеннолетия; то я полагаю сне оста¬вить по прежнему адату.

13-е. Холопьям при разделе ча¬гар в отдаче господину состоят раз¬ные постановления: некоторые да¬ют господину пару быков, другие холопку, некоторые сто баранов и рогатого скота, – где какие есть с господами условия.
Это правило сдела¬но для того, чтобы бедные чагары бра¬тья, по расстройству рознь; дабы чрез то не могли оставаться за ними подати гос¬подам, и потому к удержанию чагар от раздела и положен этот штраф. что полагаю оставить по-прежнему.

14-е. Всякий уздень волен свою холопку мужчине своему отдать, кому хочет, с тем чтобы она, с ним живучи, когда приживет детей, то дети принадлежат узденю, кто сию отдал; он ее всегда волен отобрать от того, кому дал, а когда эту за холопку калым будет взят, тогда узденю до холопки и детей уже де¬ла нет, и она будет холопу закон¬ная жена.
Оставить по-преж¬нему.

15-е. Владелец земли за покос получает в год барана с каждого дома, кто на его земле будет ко¬сить, равно и за поселение на его земле тоже с двора берет по бара¬ну; сне не относится до князей, а до одних только узденей, вольных и чагаров.
Оставить по-преж¬нему.

16-е. Когда князь отдаст на вос¬питание своему узденю или черно¬му сына своего, а в то время бы¬вает гулянье и музыканту при оном бывшему геукако [джэгуакIуэ] князь дает лошадь и конец дарам.
По существующим обрядам, княжеские и узденскне дети от¬даются на воспитание чужим по Кабарде и в Осетию, и называют того аталыком. По силе прокламации, отда¬вать детей на воспитание чужим на родам воспрещено, а по Кабарге доныне таковое продолжается, за что воспитатели получают от родителей значительные подарки, дети же совсем делаются от родителей чужды, и сверх того означенный аталык учит их проворству жигитовать, воровству и разбоям, то я полагаю полезнее для наро¬да и для правитель¬ства учредить в Кабарде училище на первый случай на счет казны, и на¬значить из русских учителя и одного знающего по-татар¬ски, определив им жалованье по усмотрению начальства, где дети лучше мо¬гут получить обра¬зование.

17-е. Уздень, женившись, жену отдает на время в дом чагару, где производится гулянье, и чагар тот, у коего в дом будет жена узденя, платит музыканту быка и штуку то¬вару. какая случится.
Оставить по-преж¬нему.

18-е. Кто имеет из князей и уз¬деней баранов, он по снятии с них шерсти белую всю оставляет у се¬бя, а из черной сколько нужно на бурки, полсти для потников и прочие надобности себе же берет, а за¬тем, что останется, разделяют дво¬ровым людям по положению для одежды и прочего.
Оставить по-прежнему.

19-е. Кто в праздник джума не явится в мечеть на богомолье, того хозяин аула штрафует пятью рублями серебром.
Предметы, касающиеся до религии, оставить по-прежнему.

20-е. Когда князь за кем гоняясь в намерении убить, а тот заметя гонится, обороняясь в крепком месте, убьет у князя лошадь, за то взыску и кто убил лошадь мщения нет, только заплатить князю за лошадь и жизни лишиться не может.
По прокламации генерала Ермолова, такого роду обряд уничтожен.

21-е. Когда с женою чагара поступит какой скот, подаренный ее родственниками, которым господин пользоваться не вправе, и при продаже чагара не отнимается оный у жены его сколько бы ни было в течение времени, так же поступать и с холопьями.
Оставить по-прежнему, и, как сказано в 30-м пункте, на сем же основании делать и с отданною скотиною (при обвенчании называемого накехо им).

22-е. При женитьбе чагар и дворовых на первую ночь дает чагар из собственности жене корову и, сколько бы ни произошло от нее приплоду в течение времени, ни муж, ни господин не вправе ме¬шаться, а остается всегда в поль¬зу жене, хотя бы я при продаже чагара другому господину от нее не отбирается; а дворовым дает скоти¬ну таковую как они оной не имеют господин, и на таком же порядке остается всегда жене.
Оставить по-прежнему, как сказано в 30-м пункте.

23-е. Если чагар заплатит калым из собственности за жену и расстроясь с нею может сделать свободною, чему уже господин препятствовать не вправе, если дворовый человек, женясь на девке та¬кового же состояния, калым за оную заплатил из господского име¬ния, то хотя бы и поступили по каким-либо сделкам в чагары и по несогласию с женою дать свободу без воли господина не может.
В этом случае должно поступать, как сказано в 31-м пункте.

24-е. Каждый чагар вправе иметь у себя холопьев, но по пра¬вам народным не вправе без воли своего господина их ни продать, ни подарить, но на других такого же состояния променять может, однако же с позволения господина.
Приноравливаясь к русским указаниям, узденский чагар как есть крестьянин природный, то и не должен иметь у себя холопьев, кроме княжеских чагар как людей вольных, которые происходят из узденей 3-й степени.

25-е. Когда чагар, имея холопьев, и с позволения своего господина захочет продать их, тогда избирает трех покупщиков, в числе коих и был бы сам господин, и предостав¬ляет волю холопу, кому оный на¬значит себя в продажу.
Как чагарн не должен иметь холопьев, то и обряд этот следует вовсе уничтожить.

26-е. Если чагар упустил время, назначенное к подати или работам господским, тогда господин вправе штрафовать по положению парою или двумя парами быков, смотря по упущению.
Оставить по-прежнему.

27-е. А когда чагар окажется ослушным посланному от господи¬на для взыскания штрафа, тогда полагается двойной.
Оставить по-прежнему.

28-е. Когда бывает собрание на¬родное по делам случившимся, тогда аул становится кошами врозь, и у кого родится сын, тот дает на пищу своему аулу корову, а за сопротивление платит штраф, и когда коров таковых будет до то¬го достаточно, что съесть их аулом не могут – тогда излишние останут¬ся для другого собрания.
Народное собрание само собою не должно иначе как с позволения, но не лишая жителей, об¬ряд обращать при рождении у них сы¬новей данную коро¬ву в пользу тех, кои будут находиться в карауле и другим надобностям по службе.

29-е. Когда украдут у баранщика княжеского другие таковые ж барана и виновный тому откроется, платит баранщику у кого украл двадцать баранов за одного, которые поступают в пользу баранщика, и хозяину до того дела нет.
Оставить по-прежнему.

30-е. А кто украдет у узденских и черных баранщиков, и вор отыщется, тогда платится по десяти баранов в пользу баранщиков.
Оставить по-прежнему.

31-е. Когда пристанут к какому баранщику бараны чужие, он должен об них объявить повсюду и буде не отышется хозяина приставшим баранам, тогда присталые бараны остаются в пользу баранщику, а хозяин коша в них не вме¬шивается.
Оставить по-прежнему.

32-е. Табунщику платят за пастьбу лошадей кто имеет более четырех кобыл, с каждого двора по стригуну. Княжеский табунщик в помощь себе выбирает другого табунщика, и сей ему за то, что выбрал, дает быка. Табуны составляются дворов из 30 и 40 или более и менее, как получится. Кто получает по стригуну с дома, тот платит прочим табунщикам, с ним находящимся, в год двадцать пять баранов и корову, два раза варит бузу в каждой из 5-ти пудов меду и прочими пищами к бузе следующими, приставшие же лошади к табуну когда не сыщется их хозяина если уплачены вы остаются в пользу княжескому табунщику.
Княжескому табунщику предоставлено назначить ночной караул из двух вооруженных, и сверх того, кроме караульства их, дает табунщикам порцию для пищи баранов и корову два раза, и три раза, и делает бузу два и три раза, и особенно княжескому табунщику корову а по окончании годового караульства, если уплачены вышесказанные порции, с каждого хозяина табуна по одному стригуну, обряд этот должно оставить по-прежнему.

33-е. За пастьбу рогатого скота, в ауле состоявшего, отдают за работу пастухам по ровной части с двора, сколько согласятся, и нет в том спору, у кого будет более или менее скота.
Оставить по-прежнему, несмотря на число штук.

34-е. Старший при пчельнике кии ум или узденя пчелинец изби¬рает себе другого, и сей ему дает за выбор быка пчелинцам, за ка¬раул платится по фунту с пуда, кто сколько будет иметь меду.
Оставить по-прежнему.

35-е. Когда уздень пшекау по¬ссорится в доме князя, с него за то штрафу не полагается.
Ссоры должно прекращать.

36-е. Один с аула выбирается обществом для повестки обо всем народу, что требуется к исполне¬нию, он исключается из народной подати, а господское положение, ежели будет чагар, наравне с про¬чими платит.
Оставить по-прежнему обряду.

37-е. В пользу того узденя или чагара, у кого княжеская жена бу¬дет на первый раз женитьбы находиться, на которых лошадях ее привезут, остаются хозяину в поль¬зу, в коем будет находиться.
Оставить по-прежнему обряду.

38-е. Когда чагар умрет и остав¬шийся его брат будет его жену брать себе в замужество, платит в пользу родственников жены од¬ного быка сверх прежде уплаченно¬го калыма за нее, и родственники не вправе воспретить брату на ней жениться.
Оставить по-прежнему обряду.

39-е. После умершего князя или узденя останутся у них сын и две дочери; тогда сыну две части и дочерям по одной. Жене после мужа, когда с детьми, восьмая часть, а без детей – четвертая.
Оставить по-прежнему обряду.

40-е. В прочих разделах делается разбор, смотря по родству, кому что следовать будет; в таких только случаях, когда после умершего не останется детей, тогда имение поступает в пользу ближнего родственника, у которого умершего останутся дети, имение достанется в пользу их.
Оставить по-прежнему обряду.

Майор Шарданов

По рассмотрению мною статей об обрядах кабардинского народа н мнения майора Шарданова с его Заключением, я признаю правильными никоторые из них, но полагаю будет полезно не приводить тот час в исполнение, а оставить на некоторое время в том порядке, как ныне существует, тем более необходимо сие, что майор Шарданов, бывши уволенным из Ставрополя в отпуск в Кабарду на 20 дней по слабости своего языка, объявил в народе о новых порядках управления народного и некотором изменении старого обряда, это самое подало случай к народно¬му неудовольствию и самому ропоту, от которого я едва мог отклонить, поставя оному на вид, что это вымышлено Шардановым.

Начальник Центра Кавказской линии
генерал-майор Пирятинский

ЦГВИА СССР, ф 13454, оп 2, д. 282, лл 40-71