Воскресенье, Октябрь 14th, 2018 | Автор:

О ЗНАЧЕНИИ ДРЕВНЕГО КАБАРДИНСКОГО ОБРЯДА

Отметки против об¬ряда, сделанные майором Шардановым

Кабардинские князья и разных родов холопья издревле имели на¬родный обычай, значущийся ниже сего.
Кабардинские князья произо¬шли от Инала, и от сыновей его на¬чались княжеские поколения, меж¬ду коими последовал после по фа¬милиям раздел.

1-е. Узденья Тамбиевы, Куденетовы, Анзоровы, Коголковы и Нардоковы сыновья по-кабардински именуются тлокотлеш, или высо¬костепенные, так же и Тамбиевы равны с ними, но только фамилия их сама по себе особо.
2-е. Степенные узденья.
3-е. Степенные личные княже¬ские узденья, называемые пшекау.
4-е. Степенные узденья узденские – уздень шатлохуса, они стар¬шие по званию княжеских узденей.
5-е. Чагары, сих имеют под по¬кровительством князья, то есть как холопьев.
6-е. Чагары узденские, коим по¬ложено иметь их.
7-е. Всякого роду холопья как княжеские, так и узденские, кои живут у своих господ.
8-е. Отпущенники князьями, узденьями на волю по выкупу или по согласию.
Народ кабардинский разделен от Иналовых детей на четыре фамилии:
1. Бекмурзина,
2. Кайтукина,
3. Мисостова,
4. Атажукина.

Какие князья от узденей имели пользы, а узденья от князей

1-е
Первостепенные узденья, где бы ни находились, по извещению кня¬зя явились бы к нему для совета и находятся с ним вместе столько времени, сколько князь похочет.
Таковые советы во¬все отменить, пото¬му что узденьями и князьями собрания делать воспрещено, но в уважении к князю не препят¬ствовать.

2-е
Когда князь поедет в Персию, Россию, Турцию или куда еще, с ним едет один первостепенный уздень, ему дается особенное от князя место как почетному челове¬ку, хотя бы старшие его были люди летами, он пред ними преимущество имеет, и его он, князь, награждает более прочих подарками по своему обычаю; прочие же за тем узденья как в наказаниях, так и уважениях есть у князя равны, и во время на¬хождения при князе всякий уздень получает достаточные награды от своего князя, смотря по заслугам.

3-е
Узднья пшекау, то есть кныжеские, все то исполняют, что князь прикажет, они не воде холопьев, но и не равняются с узденьями и служат князю, ежедневно безотлучно исполняют домашний порядок и унимают но приказанию князя всякие невежества случиться могущие и соблюдают благопри¬стойность, чтобы все были послушны, а князь их зашатает от всяких несправедливых обид по обычаю и за них выступается, и за то с ви¬новных по обычаю взыскивает, и народ то терпеливо сносит и не может ничему противиться, что князь сделает: право или не право на то есть его воля.
Кабардинские узденья не иначе должны вознаграждения получать как по заслугам правительству, а не по степеням; ибо ныне Кабарда состоит уже под управлением оного, и что название первостепенных не что иное, как пра¬во сильного, а не по заслугам.

4-е
Ежели с кем-нибудь уздень пшекау будет ссориться и его за то убьют в той ссоре, князь за то вступается, и когда убиец не удов¬летворит родственников убитого по обычаям, то князь ищет мщения за кровь убийством и берет за одного с виновного три семьи, в каждой чтобы было по девяти душ: из коих отдает князь два семейства ближним родственникам убитого, а тре¬тье берет себе; когда же случится такой убиец, что у него нет девяти душ, то все семейство и имущество подвергается ограблению и про¬дается по разным местам.
По силе проклама¬ции бывшего кор¬пусного командира генерала Ермолова, смертоубийство за¬прещено, н убийца подлежит законно¬му суждению

5-е
Чагары княжеские должны с каждого дома всякий день нахо¬диться верхом с князем на соб¬ственной лошади и с оружием, а в случае помогает в том князь, и все приказания князя исполняет, когда из сих чагаров, кто будет убит в ссорах, то за них с виновного взы¬скивается девять душ в пользу родственников убитого, а князь из того ничем не пользуется.
Чтобы князья впредь чагаров не употребляли в те случаи, от которых могут преследовать худые последствия, а за смертоубийство предавать суду.

6-е
Все узденья без насильства слу¬жат по доброй воле князьям и по¬лучают за то достаточную награ¬ду: из оружия, лошадей, скота и холопьев; смотря по усердию каждо¬го.
Каждый уздень, по обряду, может из доброй воли делать князю уважение.

7-е
По переселении князей на дру¬гое место, то узденья, ему принадле¬жащие, с ним переходят и живут в недальнем расстоянии от их аулов, сие относится до переселения до Кабарды, а когда князья пойдут в другие места – за Кубань и далее, то узденьям оставаться в Кабарде, народ их удерживает от переселе¬ния, хотя бы они и пожелали идти с князьями их, но не пустят; а од¬ному князю дается свобода выхо¬дить из Кабарды куда хочет; равно когда уздень от князя обижен или не получает назначенных подарков, тогда уздень вправе от князя пере¬селиться на другое место.
Ежели уздень, чагар и холопья оставят уважение к своему князю, и у него что украдут, взыскиваются с них штрафы.
Когда кто украдет у князя из дому лошадь из чьих бы то ни бы¬ло узденей и холопьев, и в том изобличен будет, виновник платит князю восемь лошадей своих, девя¬тую обращает его назад, или еще одну холопку или холопа из лучших. Таким же порядком взыскивается и с того, кто учинит у князя кражу лошадей из табуна, считая за каждую лошадь по 8-ми и 9-ти ту, которую украл и по холопу или лучшей холопке; сколько бы ни было лошадей украдено, за все так платят.

Таковое переселе¬ние князьям и уз¬деньям самовольно на другие места сле¬дует воспретить, а должен всякий пред¬варительно испра¬шивать на то себе у местного начальни¬ка позволение, и каждый обиженный обязан просить за¬щиты и удовлетво-рения по началь¬ству, а штрафы во¬все уничтожить, предавая виновных за то особому взы¬сканию на общих правилах.

8-е
Кто к какому князю едет из других мест и, не доезжая князя, будет ограблен на дороге, а воры будут узнаны, то взыскивается с во¬ра за бесчестье за одну лошадь 8 лошадей и холопка за то, что ограбил едущего к князю.
Грабители лиц, имеющих билеты от начальства, должны быть судимы по законам, а не штрафованы. Если же ограбленный окажется вор и без письменного вида, то ограбленные у него вещи следует оставить в поль¬зу того, кто у него их отнял, дабы тем приохотить и других людей к поимке та¬кого роду хищни¬ков.

9-е
Когда князь узнает у кого хоро¬шую охотничью собаку, то вправе взять оную, и кто воспротивится указанию его, с него взыскивается штраф: пара быков. Князь же по получении собаки, видя ее доброту, платит сколько пожелает хозяину за собаку.
Князьям не дозво¬лять без платы ни у кого отбирать со¬бак и штрафов за неотдачу оных им не платить.

10-е
Таким же порядком делается, когда князь узнает у кого есть бар¬сучья нагалища, то может взять, и за сопротивление, кто откажется, штраф как за собаку.
Это также я при¬знаю несправедли¬вым.

11-е
Ежели князь по каким-либо причинам захочет у узденей или чагар взять баранту, а уздень или чагар в том воспротивится и у кня¬зя баранту на дороге отнимет на¬зад, за то платить князю одну хоро¬шую холопку и пару волов. А в ба¬ранте делается народное разбира¬тельство, буде князь неправильно оную взял, то отбирается и отдает¬ся по принадлежности хозяину, но все он платит сказанный штраф, хотя бы и прав был, но за непови¬новение к князю не избавляется от штрафу.
Князья ни от кого не должны отбирать баранту п налагать штрафы без разбирательства суда и утверждения на¬чальником Кабарды от суда журнальной записки.

12-е
Князь имеет право брать у сво¬их подданных и узденей кто имеет баранов, и ежели они и чужие, чьих принимали к себе, с каждого дому в год по одному взрослому барану и по ягненку, с тех кошей, которые принадлежат узденьям князя и под-властным. кои поступают на продо¬вольствие князя и дому.
Обряд сей вовсе уничтожить, как не соответствующий пользе народной.

13-е
Узденья, чагары и прочие воль¬ные люди если терпят от своего князя какую обиду, то жалобщик имеет право тайно уйти от своего узденя к князю, какому хочет, и просить разбирательства, каковое князь делает, и по разбирательству прикажет господину, ежели жалоба на него справедлива, чтобы он об¬ходился лучше, и тогда просящего обращает по прежнему к господину, что может повторять несколько раз, если предвидеть будет и после притеснение.
Обиженные своими узденья ми не долж¬ны тайно уходить с семействами к другому князю и про¬сить у него защиты и покровительства, а обязаны о том по¬давать объявления местному в Кабарде начальнику или суду, ибо от сего происходят ссоры и междоусобия, ибо некоторые из князей, жалующихся на господ своих продерживают у себя по году и более, и господа оных вы¬нуждены бывают чрез то просить дру¬гого сильного князя о помощи им, от че¬го бывают между этими князьями смертоубийства.

14-е
Когда князю нужны лошади ка¬ким-либо его товарищам, кои не имеют лошадей, он может из табу на узденей чьих бы ни было взять лошадей, ездить на них, но не слишком измаривать, и потом, по¬ездивши, обращать взятых лошадей по-прежнему в табун, а буде из них какая от изнурения падет, то князь за нее платит хозяину такую же ло¬шадь.
Если князю для какой-либо надоб¬ности нужны лоша¬ди, то он отнюдь не смел бы брать оных без платы и без со¬гласия хозяина.

15-е
Едущие в партии, к наказанию за какие-либо причины других народов горских, кабардинцы ра¬зобьют и возьмут у них добычу людьми, скотом и прочим, в то время престарелому князю, хотя бы он не был в партии, дается из лучших один человек, а когда людей в до¬бычу не достанется, то, чего чело¬век стоит, дать князю скотом и прочим, остальные добычи делятся по частям, кто был в партии.
Кабардинские кня¬зья в прежние вре¬мена имели в под¬данстве у себя… других горских на¬родов, и в случае неплатежа из них кем-нибудь податей своему князю, тогда князь этот пригла¬шал для помощи се¬бе других князей и прочий кабардин¬ский народ, состав¬ляя партии, ездили для получения до¬бычи от неплатящих оные людей, но ны¬не же все эти наро¬ды состоят уже под русским управле¬нием, то этот обряд нужно вовсе уничто¬жить.

16-е
Если подерутся два человека, чьи бы ни были, в лице князя на улице, во дворе, в доме, тогда за¬чинщик драки платит штраф князю одну холопку за несоблюдение бла-гопристойности к князю, что сме¬ли при нем драться.
Драки и ссоры, по прокламации гене¬рала Ермолова, строго запрещены, но за всем тем если бы кто с кем из ка¬бардинцев поссорил¬ся или подрался, и в особенности при князе, то таковых следует черный на¬род наказывать те¬лесно, а узденей арестованием, смот¬ря по мере вины, а не взысканием штрафа.

17-е
Ежели кто будет со служанкою князя иметь прелюбодеяние и из¬обличаться, платит штраф холопку хорошую.
Если кто будет со служанкою князя иметь прелюбодея¬ние, то таковых я полагаю предавать суждению власти духовной, но чтоб по силе проклама¬ции генерала Ермо-лова отнюдь при том разбирательстве не осуждать винов¬ного к смерти по магометанскому за¬кону.

18-е
Во время бытности князя в чу- 5КИХ краях за Кубанью или другом шесте, и что получит в подарки де¬лит оные узденьям своим постепен¬но, кому что следует.
Князья в чужие края не должны без позволения отлу¬чаться, делание кня¬зьями подарков уз¬деньям своим зави¬сит от их воли.

19-е
Полученный калым князем за дочь при выдаче ее в замужество, из коего дается часть его узденьям, и разделяет постепенно кому что следует.
Раздел, полученный князем калыма, при выдаче в заму¬жество дочери зави¬сит от собственного его усмотрения, так ровно и княжна, не имеющая родите¬лей, полученным ка¬лымом распоря¬жается по-своему усмотрению.

20-е
Когда князь вздумает жениться, тогда в калым за невесту помо¬гают ему платить его узденья, смот¬ря по состоянию.
Когда князь будет жениться, то для платежа калыму за невесту не должен требовать настоя¬тельно от узденей помощи; но если будет их доброе на то желание, то в том им не препят¬ствовать.

21-е
Калыму берет князь за дочь: 1) лучший панцирь, стоящий двух крестьянок; 2) другой панцирь по¬хуже, стоящий одной холопки; 3) налокотники, стоящие одной крестьянки; 4) еще налокотники и шишак, стоящие одной крестьянки; 5) саблю, стоящую служанки; 6) саблю похуже; 7) пять лоша¬дей, из коих первая стоила непременно одной служанки, а прочие похуже и без цены, но только на выбор, и когда прописанных вещей и лошадей не сыщет, то платит служанками.
Калым этот самими кабардинцами еще в 1807 году умень¬шен, и о чем будет ни значиться.

22-е
Когда князь умрет и останутся долги на нем кому бы то ни было, и он их при жизни не заплатит, то тот долг остается без платежей и наследники за то не ответствуют.
На будущее время при отдаче князю в долг денег или чего другого всякий дол-жен получить от не¬го заемное письмо, засвидетельстванное в суде, и в случае если он при жизни своей долг уплатить не смог, то по самой смерти его кредитор должен представить о том в судебное место, и тогда сле¬дует прежде раздела имения наследника¬ми отчислить из оного часть, буде таковое есть, на уплату долга и удовлетворить заимо¬давца, но если име¬ния никакого не осталось, то с наследников взыски¬вать долга уже не следует.

23-е
Когда князь находится у карабулаков, назранов, ингуш или у тагаурцев, и если князь кого пошлет по какому делу, а посланного ра¬нят и не послушают, за что виновный князю платит 15 штук лошадьми, саблями, ружьями, шашками, пистолетами так, чтобы каждая штука стоила непременно одной крестьянки. Князья права не имеют, по обычаю народа, обижать узденей беспричинно.
Обыкновение это во¬все упразднить, как пояснено в 15 пунк¬те.

24-е
Князья женятся на княжеских дочерях, а узденья на узденских, вольные на вольных, холопья на холопках, чагары у чагаров берут, по желанию же родителей и холоп может брать у вольного, а чагары у холопьев.
Князьям и узденьям на будущее время можно дозволить жениться по жела¬нию их на ком они хотят, например, князь на узденской дочери. а уздень на княжеской, лишь бы было согласие на то родителей, же¬ниха и невесты.

Особенности чагаров и холопьев к своим господам

Холопья исполняют в полной мере все приказания господ и работают безотговорочно, что велено.
Оставить по-прежнему.
Чагары платят годовую подать господину своему и работают по нижеследующему положению в народе:

1-е. Когда крестьянин будет в пашне иметь две пары волов, тогда обязан своему господину в год отдать три арбы обмолоченного проса, а при неурожае н недостатке ничего не давать, а кто будет па¬хать одною парою, то на том же основании дать господину одну ар¬бу, то при урожае и доставке, а когда три пары будет в пашне, дать четыре арбы проса.
Оставить по-прежнему.

2-е. Семенами господина каждый дом из крестьян ежегодно засевает земли на один тулук проса, потом отдать готовым господину; в работе к прокормлению припасы должны быть господина в доста¬точном количестве; а когда таковых не будет давать, крестьяне свободны от работы.
Оставить по-прежнему.

3-е. В сенокосное время должны господину крестьяне работать три дня – косить, а два дня убирать скошенное и в стоги класть с по¬мощью дворовых холопьев, возку сена производить в кутани или до¬ма дворовым холопьям, а крестьянам перевозить только то, что на¬косили и в стога поставили, исклю¬чая из того тех холопьев, кои в первый раз пошли еще в лето, ко¬их прежде малолетству баранщики, табунщики и муллы и крестьяне у кого есть холопья; в случае же, когда господин не захочет косить по каким либо причинам или не дает к прокормлению рабочим про¬визии, тогда его крестьяне обязаны дать ему с каждого двора по 7 арб готового сена, как не делали ему покосу.
Оставить по-прежнему.

4-е Дров давать господам – по восьми арб с двора сие делать, ес¬ли возможно возить дрова по месту положению из гор. Когда в том будет препятствие, то обязан каждый дом доставить господам 15 толстых брусьев, годных к строению, возить их зимой волоком волами.
Оставить по-прежнему.

5-е. Как прежде было позволе¬ние кабардинцам ездить на линию за солью, то всякий, кто поедет из его крестьян на собственных своих быках, обязан дать господину по сяпетке соли с быка, а кто таковых не имеет и поедет на выпрошенных у кого либо быках, тем господам ничего не давать; кто же будет ехать на конных арбах, также на своих, а не выпрошенных, тому дать господам по одной сапетке с арбы, а кто на чужих лошадях, то таким же порядком ничего не да¬вать.
Оставить по-прежнему.

6-е. Кто будет делать железо, то из сделанного отдаст в год с двора по одной полосе.
Оставить по-прежнему.

7-е. В случае понадобится князю дом большой с кухней, а сно¬хе, малый, обязаны безотговорочно строить крестьяне, а мазать женщины их, а глину возить и делать дворовым людям.
Оставить по-прежнему.

8-е. Огородные плетни делают крестьяне обще с дворовыми людь¬ми, чистить в саду траву женщинам крестьянкам, по одной из дома в лето один раз.
Оставить по-прежнему.

9-е. Плетни около всего дома, где нужно, должны делать крестьяне без дворовых холопьев, колья возить и хворост на крестьянской скотине.
Оставить по-прежнему.

10-е. Кто имеет из крестьян девочек-дочерей, при выдаче их за¬муж отдается из получаемого за нее калыма господам с каждой девки по три скотины посредственных, а не выбирать лучших. Госпо¬да же обязаны девке сделать при выдаче замуж с получением трех скотин шелковый кафтан, а когда оного не дает, то и ему не давать одной скотины, сие поступает на кафтан.
Оставить по-прежнему.

11-е. В бывшие в году два праздника рамазан и курбан делать господам бузу из своего проса, посуда господская.
Оставить по-прежнему.

12-е. Кто будет иметь из кре¬стьян пчел, тот сначала три года господам ничего не дает, а по прошествии трех лет, когда от одной сапетки составится три, все они отдаются, а когда в хороший год будет более трех сапеток, то все остаются в пользу водившего; ког¬да же нехороший год к пчелам и мало роев, то отдать только госпо¬дам одну матку или две сапетки, как случится.
Оставить по-прежнему.

13-е. Крестьяне, жившие сов¬местно несколько братьев при по¬желании разделиться обязаны да¬вать господам по 40 баранов с яг¬нятами; сие сделано для того, что¬бы не делились врозь, а жили вме¬сте, а кто баранов не имеет, тот и делиться не вправе.
Оставить по-прежнему.

14-е. Если прибудет к господам в дом из женского полу гостья, бывшую при ней услугу и волов прокармливают крестьяне.
Оставить по-прежнему.

15-е. Когда кого из крестьян гос¬пода другие убьют по мщению или другому чему, по азиатскому обы¬чаю, платить за убитого двух че¬ловек, по получении коих один бе¬рется тем, чей убитый, а другой господином.
Оставить по-прежнему.

16-е. Таким же порядком, когда н холопа господа убьют какого чужого, в то время платится за уби¬того человека один господам, а дру¬гой семейству убитого.
Оставить по-прежнему.

17-е. По взятии кого из крестьян где-либо в плен выручать выкупом из оного: половину господам, а другую – чей пленный.
Оставить по-прежнему.

18-е. Господам крестьяне дают в поездку лошадей, кто имеет, в то только время, когда они праздны, а когда нужны, куда к поездке или по другим надобностям хозяину, то оных не давать, и господа не впра¬ве насильно брать оных у крестьян; когда же из взятых лошадей гос¬подами будет украдено, загнано или от другого случая падет, в то время господа за то производят крестьянину плату.
Оставить по-прежнему.

19-е. Кто зарежет из крестьян рогатую скотину собственную, а не подаренную, тот обязан, сваривши, переднюю лопатку принести госпо¬дам.
Оставить по-прежнему.

20-е. Во время рамазана, то есть поста, всякий крестьянин с двора должен в одну ночь куша¬нье и питье принести господину приличное состоянию его, не свыше меры крестьянину.
Оставить по-прежнему.

21-е. Кто имеет из крестьян ба¬ранов, обязан дать господину единожды в год, когда бывает заго¬товление копченой баранины в де¬кабре месяце, с двора по лопатке баранины.
Оставить по-прежнему.

22-е. После уборки хлеба кре¬стьянами по возвращении с работы каждый крестьянин должен дать господину с двора по кувшину бу¬зы и по одному большому просяно¬му чуреку.
Оставить по-прежнему.

23-е. При всяком делании бузы много или мало крестьянин обязан отнести один кувшин своему господину.
Оставить по-прежнему.

24-е. Если пожелает господин строить вновь дом или поправить, крестьяне оный делают, а старое бывшее у него строение от дому, годное и негодное, берут себе кре¬стьяне на надобности.
Оставить по-прежнему.

25-е. Когда господин поедет на поминки к родственнику, тогда арбы с волами должны по очереди дать крестьяне.
Оставить по-прежнему.

26-e. Если пожелает господин выбрать из крестьян табунщика, взять может; только давать по выбору табунщика жеребенка лучшего в год из того числа сколько он пас лошадей; одежда у табунщика своя, и уничтожается из подати с него одна арба проса, а когда зимою господин режет кобылу для пищи, то внутренность и шея вся табунщику отдается, а только малое число из внутренностей берет господин.
Оставить по-прежнему.

По всем прописанным статьям кто окажется невыполнительным, обязан заплатить за всякое невыполнение своему господину быка.

Народное условие, сделанное 1807-го июля 10-го после прекращения в Кабарде заразы в отмену прежних обычаев.

1-е. Убавлен калым при взятии в замужество княжеских дочерей; платить за девку 500 рублей серебром на скот по оценке или оружием, а ежели будет вдовая, то калыму 300 руб.
Оставить сей предмет, как он есть.

2-е. Узденьям первостепенным платить калым за девку 350 рублей, за вдову 200 рублей по оценке на скот лошадьми и вещами.
Оставить на прежнем положении.

3-е. Меньшие узденья за девку – 220 рублей, за вдову – 150 рублей серебром.
Оставить на прежнем положении.

4-е. Вольные за девку 150 – рублей, за вдову – 100 рублей серебром.
Оставить на прежнем положении.

5-е. Княжеских, узденских и вольных дочерей насильно не брать, а не так, как прежде было: кто какую девку заметит хорошую, мог самовольно брать самым разбоем, за что происходили, кроме ссор, убийства, и кто насильно ваял девку, тот только платит калым сродникам, что и отменяется, потому что без согласия родственников и без венчания муллы своего аула никто ни у кого девки взять не вправе, а кто, противясь сему, возьмет девку буйством, тогда подвер¬гается штрафу 100 рублей серебром, а мулла, ежели посторонний а то вмешается, штрафуется 30 рублями серебром.
Правило, изложенное здесь, я полагаю оставить на прежнем основании; но только по силе прокламации генерала Ермолова, взысканный штраф должно записать в шнуровую книгу, хранить в суде для разных в оном потреблении.

6-е. Никто бы утаенно не просил кадия, а ответчик и истец должны просьбы свои чинить оба, в чем дело требует от кадия решение, а когда кто будет у кадия просить один объявления преждевременно о деле, чем может кончиться, тогда просивший одного подвергается штрафу 20 рублей серебром, и кадий тому ж штрафу подлежит, когда к тому приступит, каковые штрафы берет я пользу свою валий.
Правило это, по прокламации генерала Ермолова, уничтожено, и разбирательство такого рода дел предоставлено суду.

7-е. По явке к кадию просителя в ответчика в каком деле, кадий приказывает к доказательству поставить свидетелей, кои должны представиться чрез 15 дней, а когда в те дни свидетелей не пред¬ставит, отказывается ему в прось¬бе, хотя бы после 15 дней и представит свидетелей.
По прокламации генерала Ермолова, разбирательство дел предоставлено суду.

8-е. Когда прежде какое дело было решено шариатом или третей¬ским судом, или по согласию, – тог¬да в таковых делах не возобнов¬лять просьбы и разбирательства не делать.
По прокламации ге¬нерала Ермолова, старые дела возоб¬новлять далее 10-тн лет не велено, и я полагаю так как у кабардинских наро¬дов письменных ак¬тов не имеется и с 1822 года многие из них бежали, и в свидетели нужных людей не имеется, то нерешенные дела далее 15-ти лет во¬все не возобновлять.

9-е. Когда решил один ефендий в каких делах, то недовольная сто¬рона не вправе просить другого ефендия перерешать, к чему он и приступить не может, равно не вме¬шается в деле кабардинцев посто¬ронний эфендий из кумык и про¬чих, а который к тому приступит, подвергается штрафу 100 руб¬лей серебром.
По прокламации, разбирательство и решение дел пред¬ставлено суду, а не довольному реше¬нием оного предо¬ставить просителю или ответчику про¬сить начальника Кабарды.

10-е. Прежде были в Кабарде две махтемы, то есть суда, один в Мисостовой и Атажукиной фами¬лиях, другой Бекмурзиной и Кайтукиной, и одна другому не препят-ствует в разбирательствах, а вся¬кий судит своих народов, разве по¬ступят просьбы по каким не требуется ответчик, а решается дело по просьбе просителя.
По прокламации, махтемы уничтоже¬ны, и учрежден для разбирательства дел в Кабарде времен¬ный суд.

11-е. По решению шариата, ви¬новный обязан платою претендателю в назначенный срок, а когда сего не выполнит, долг взыщется чрез продажу имущества и сверх того берется с виновного 20 руб¬лей серебром штрафу.
По прокламации, решение дел представлено суду, а ис¬полнение решения экзекутору, который обязан, если в на¬значенный судом срок ответчик не уплатит претендателю долга, взыскать с ответчика и удо¬влетворить просите¬ля.

12-е. Кто имеет пчел, сеет про¬со, водит баранов, с коего должно отдать с меда и проса 10-ю часть, из баранов 40-го, из рогатого 30-го, из товаров и из денег сороковую часть, кои по получении эфендий делит по частям, одну себе, другую дьякону и третью бедным, и все по ровной части, и ежели нужно, то и сам валий требует народного по-собия.
Представить сбор ежегодных десятин в пользу бедных на¬рядчику, мулле и двум хорошим ста¬рикам, возложив на них ответственность за раздачу оных, и во всем отдавать отчет старшему в фа¬милии князю.

13-е. Запрещается кабардинцам брить бороду, курить трубки с та¬баком, и не сеять совсем табак.
Это зависит от доб¬рой воли каждого, не состоящего в службе.

14-е. Когда кто умер, прежде всего положения и приказания дан¬ные его детям или родственникам не помнят, то обязан с объявлением сего установления выполнить.
Как это относится до религии, то предо¬ставить в подобных случаях делать наставления умираю¬щему правам духов¬ным.

15-е. Кто будет обижать эфендиев, мулл, живущих в аулах, то их обязан во всем защищать, как сильный, эфендий, в махтеме при¬сутствующий.
Всякий обиженный обязан искать защи¬ты от начальства, и обидчик не должен оставаться без нака¬зания по мере вины.

16-е. Когда мулла решит дело в ауле, то остается равным как бы решено в махтеме, и никто оному противиться и перерешать не может.
По силе проклама¬ции генерала Ермолова, все решения дел подлежат суду, а не муллам.

17-е. С бедных в аулах живущих людей, о коих будет владелец и эфеидий свидетельствовать, то с них положенных народом податей не требовать.
Обряд сей оставить на прежнем положе¬нии.

18-е. За черных девок платить калыму 160 рублей серебром и вен¬чать по решению с согласия при родственниках, не так как прежде происходило самовольство, что дев¬ки уходили замуж, за что хотя бы¬ло народ и думал таковых с при¬житыми детьми взять и отдать тем владельцам, чьи девки; но оставле¬но оное без исполнения, дабы не последовало от того разорения и самого бунта.
Этот обряд оставить по-прежнему.

19-е. Прежде учреждения махте¬мы решенные дела хотя бы не¬правильно не возобновлять.
О невозобновлении дел много изъяснено в 8-м пункте.

20-е. С учреждения махтемы сколько окажется нерешенных дел, – разобрать, и дать обижен¬ным удовлетворение, исключая чер¬ных, коих решает и усмиряет без замедления один валий и депутат, и в будущее время всякое дело в Кабарде решать по шариату, кроме черных, кои на то не согласны.
О невозобновлении дел много изъяснено в 8-м пункте.

21-е. Князь от узденя права не имеет требовать назад подарков, ему данных с давних времен; толь¬ко не воспрещается узденю их добровольно отдать.
Как подарки кня¬зьями узденям де¬лались за их услуги и приносимые поль¬зы, следовательно, и отбирать обратно оных не следует.

22-е. Уздень не имеет права переселяться в другое владение князя, а всякий уздень должен жить близ князя своего аулом хо¬тя но вместе.
Не только уздень, но н самый князь, как состоит под рус¬ским управлением, не имеют права са¬мовольно пересе¬ляться в другие ме¬ста, а обязаны испрашивать на то разрешения у мест¬ного в Кабарде начальника.

23-е. Отпущенные князьями и узденьями люди на волю не вправе отходить из их аулов в другие, а должны жить в оных как сами, так и произошедшие от них дети и прочее.
При отпуске госпо¬дами на волю лю¬дей следует снаб¬жать сообразно рус¬ским узаконениям актами, во избежа¬ние могущих про¬изойти в случае смерти отпустивше¬го со стороны род¬ственников его спо¬ров.

24-е. Узденский уздень после смерти своего узденя избирает себе остаться у родственников ли того умершего узденя или его князя, а в другое место по фамилии отойти не может.
После смерти 1-й степени узденя принадлежащий ему уздень 3-й степени, называемый уркшаватлихуса, право имеет себе узденскую дань вновь тре¬бовать прямо по обряду от князя, ко¬торому принадлежал умерший или родственнику умершему, тогда, когда он есть принадлежащий князю фамилии, к кото¬рому принадлежит умерший.

25-е. Имения, оставшиеся после умерших, не разделенные за 40 лет до махтемы, позволяется разделить таковые по наследству кому что следует.
По магометанскому закону, предостав¬ляется мужьям, взя¬тых в замужества жен, в случае прои¬сходящего между ними несогласия брать других, то же¬ны при выходе за мужей оставляют доставшуюся им часть из имения по¬сле родителей у брата без всякого акта, за 40 лет нарочито до узнания о согласии с мужем, чрез то впо¬следствии с брать¬ями бывает спор; по чему я полагаю после смерти роди¬телей немедленно делить имение и женскому полу на доставшуюся часть делать законные ак¬ты.

26-е. Прежнее самовластие кня¬зей, как-то: в больших поборах с народа, штрафы убийства, что бы¬ло до учреждения махтемы, сим постановлением уничтожены, кроме сбора порции с народа скотом, ко¬торая поступает в махтему.
Сбор порции с наро¬да лучшим признаю отменить, потому что членам суда производится от каз¬ны жалованье.

Pages: 1 2
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.