ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Глава 1
§ 1
По инструкции главнокомандующего Кавказским краем генерала от инфантерии Ермолова, данной 22 июня 1822 года , о6 управлении кабардинским народом, назна¬чены в состав Кабардинского временного суда сначала все судьи и секретарь из кабардинских же князей и узденей от каждого рода по одному, которые и должны в оном состоять. Этот состав суда во время его 16-летнего существования не оказал и не оказывает успех в производстве и разбирательстве дел народных и не соответствует предложениям правительства . Многие получаемые от на¬чальства предписания оставлял без исполнения, дела бел решения, а просителей без удовлетворения.
Решительно могу сказать: оной мало полезен для наро¬да и правительства; ибо судить по неграмотству своему, невладению совершенно судебным порядком и не привык¬шие к сидению при собрании в суде (которое бывало в году не более полутора месяца) отзывались при напомина¬нии им, начальниками Кабарды, чтобы усиленнее действо¬вать по делам; как азиатцы предоставляли просителям большею частию разбираться шариатом посредством эфендия, а сами уезжали в свои дома. По сему случаю необходимо определить в суде президента из русских штаб-офицеров и одного непременным членом из обер-офицеров, а для производства дел русской службы аудитора, преиму¬щественно знающего пограничную часть; остальные члены 5 человек могут быть из кабардинцев хорошего поведения, переменяя их однако, через каждые три года, соблюдая при этом очередь, чтобы не находились членами из одних фамилий всегда князья, а из других – узденья. Кадию (или эфендию) при суде находиться положенному предоставить разбирательство тех только дел, кои назначены инструкцией генерала Ермолова и переменять их ежегодно, поелику через долгое нахождение кадия при суде он принимает на себя разбор дел сверх предоставленных ему прав, чем привязывает просителей более собственно к себе, нежели к законному разбирательству.
Положенного при суде чиновника для проверки журнальных записей из штата исключить (какой, впрочем, и был определен) за назначением аудитора. От сих предложенных мною предназначений можно ожидать будет от суда в точности требуемого порядка и пользы общенародной.
§ 2
Определить в суде и помощь аудитору для переписки дел и других бумаг из кантонистов двух писарей с мало¬важным и прочими довольствиями на основании общих постановлений, и как во время моего нахождения в суде секретарем много я встречал затруднения в том, что жители Кабарды подавали прошения, которые им препровождались на разбирательство в суде, где просители по объявлению им оных не признавали их за свои, и это происходило от того, что прошения вообще пишутся писаря¬ми через перевод малосведущих переводчиков, то и отвра¬щение сего нужно сделать со стороны начальника распоря¬жения, чтобы кабардинцы подавали в суд или начальнику Кабарды; впредь прошения основательные и еще бы было полезнее, если бы они объявляли таковые просьбы сло¬весно в присутствии суда.
§ 3
Прикомандировать к суду из казачьих полков переводчиков: одного офицера и трех казаков, где оные должны находиться без отлучно; ибо хотя таковые инструкциею генерала Ермолова и были назначены, но высланы в суд никогда не были.
§ 4
Иметь при суде для разных посылок четырех человек посыльных из кабардинцев, то есть из каждой фамилии по одному человеку.
§ 5
Хотя при суде предназначено генералом Ермоловым для охранения достоинства оного почетная стража из 30 человек казаков при офицере, то таковые не находились и в настоящее время нет. Команду эту иметь нужно, как сказанной надобности, так и для посылок в аулы в по¬мощь экзекуторам (которые теперь находятся при суде) по делам, могущим встретиться по службе. Посылки эти не иначе должны быть от суда, как с приказания местного начальства.
Глава 2
§ 6
По управлению политическому и в быту хозяйствен¬ном.
Определить кабардинскому народу для полицейского управления оным из русских чиновников пристава, неза¬висимо сего возложить на него обязанность бдительно смотреть посредством разъезда противные действия его и самые намерения, в особенности строго смотреть, чтобы не было в Кабарде пристанодержательства закубанских и чеченских абреков, и обо всем по службе доносить на¬чальнику Кабарды.
§ 7
Как Кабарда издревле заключает в себе четыре фами¬лии, то необходимым признаю назначить в каждую фами¬лию но одному старшему князю, коих обязанности долж¬ны быть: точнейшее исполнение предписаний и приказа¬ний местного начальника, наблюдение за благосостоянием жителей н нравственным их поведением и о всех могущих случиться переменах в народе, появления хищнических в Кабарде партий и других злонамеренных людей сообщить приставу, а в случае чрезвычайных происшествий и не терпящих времени доносить прямо начальнику Кабарды. В помошь князьям избрать из среды жителей в каждом ауле 0 одному хорошего поведения нарядчику, посредством чего некоторым образом сблизится управление с российским узаконением и не изменится образ кабардинцев, предоставив оным со стороны начальства во всем беспре¬пятственное исполнение магометанской религии.
§ 8
По неимению в Кабарде никакого казенного воспитания для сирот, убогих и бедных, то ежегодно по магоме¬танскому закону в пользу их собирается от жителей Кабарды из хозяйственного их сбыта как-то с хлеба, скота, баранов и пчел называемые десятины. Но оные до них не доходят потому, что третью часть из собранного для них берет эфендий, а остальные раздает муллам н сильным, кому не надлежит. Это происходит от того, что не имеется, как у азиатцев, соблюдателя порядка, и посему я нахожу полезным, чтобы сии пожертвования доходили до сирот, убогих и бедных, поручить под наблюдением старшего князя сбор десятин возложить на аульных нарядчиков, мулл и двух хороших стариков в каждом ауле, которые обо всем должны отдавать отчет сему князю.
§ 9
Из принадлежащих кабардинцам общих неразделенных земель доныне разными линейскими казаками и жителя¬ми вывозится деловой лес без всякой платы. В отвращение чего я полагал бы со стороны начальника сделать распо¬ряжение, чтобы казаки и жители после размежевания в Кабарде земель и лесов – если таковое состоится – само¬вольно лес уже не вывозили, а обращались бы, кто имеет в оном надобность, к хозяйствам леса для испрошения их на то согласия.
§ 10
Кабарда, как сказано в § 7, имеет четыре фамилии, но некоторые кабардинцы имеют жительство с давних вре¬мен в аулах других фамилий, и по сему при размежевании земель нужно будет сделать опубликование, где они по¬желают взять для себя землю. Но это должно быть не иначе как с согласия их князей и узденей.
§ 11
Народы дигорский, балкарский, хуламский, безенгийский, чегемский и дурдурский до покорения русскому пра¬вительству управляемые были кабардинскими князьями, которые и получали с них за то подать и штрафовали их по разным случаям сами собою. Но по покорении оного в 1822 году генералом Ермоловым от управления ими от¬казано князьями, и штрафы взыскивать запрещено, а пред¬назначено словесно для управления оным определить при¬става , но таковой по сие времени определен не был. Между тем кабардинские князья до настоящего времени не оставляют под разными предлогами извлекать свои выгоды вопреки объявленного им приказания от генерала Ермолова; то дабы хотя несколько облегчить народ сей в отношении управления с русскими и привести означен¬ное предназначение генерала Ермолова в исполнение, опре¬делить этим четырем племенам одного русского чинов¬ника приставом; на нем исполнения по службе должны ле¬жать те же, какие возможно, на приставе кабардинских народов, и тем отклонить иметь с ними связь кабардин¬ских князей, и в случае надобности в старшинах тех наро¬дов, то для вызова их были бы посыланы не князья, а посторонние хорошего поведения узденья, ибо через сие некоторые сделавшие проступки по выявлению князей ускользают от взыскания, напротив сего многие жители за услуги и преданность правительству остаются без внима¬ния по недоведению до сведения оного. Сверх того необхо¬димо сему народу (как изданная прокламация генералом Ермоловым на оный не распространяется) дать особую прокламацию о запрещении смертоубийства.
Примечание. Не пояснены здесь мною в подроб¬ности древние кабардинцев суды, расправы и обряды, от¬ношение князей к узденям и черному народу, равно и быт хозяйственный и последовавшие потом отмены, потому что все это значится в особо представляемом при сем древнем кабардинского народа обряде, с сделанными на оном мои¬ми замечаниями и в копиях наставления и инструкции ге¬нералом Ермоловым.
Майор Шарданов
ЦГВИА СССР, ф. 13454, оп. 2, д. 282, лл. 32-37.